Рабочая программа по биологии_8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального района Волгоградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово»
Котовского муниципального района Волгоградской области

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
естественно-математических дисциплин
Протокол №1 от 30.08.2023г.
Руководитель
Е.А.Голосова

директор МБОУ С'Ш №1 г. Котово
Приказ № 168 от 31.08.2023
-/М.Л. Дронина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 8 класса

СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель МБОУ СШ № 1 г. Котово
Голосова Е.А.

2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику «Биология. Человек.8 класс»
Авторы: Сонин Н. И., Сапин М. Р.
(68 ч., 2 часа в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной
программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова и
ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям, составляющим к о н ц е н т р и ч е с к и й к у р с :
• Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, М. Р.
Сапин. - М. : Дрофа, 2018. - (УМК «Сфера жизни»).
• Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Человек» / Н. И.
Сонин, И. Б. Агафонова. - М. : Дрофа, 2018. - (УМК «Сфера жизни»).
Цели курса
Ц е л я м и биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение
учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе
знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных
обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни зо всех ее проявлениях,
здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой при- :оде; познавательных
качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы,
формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,
коммуникативными;
1

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и
эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы*.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе
антропогенеза и формировании социальной среды. Дается определение систематического положения человека в ряду
живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство
биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций
органов и систем. Знания : об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в
курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется больше внимание
санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии
позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче
вписаться в коллектив сверстников и стать

Тематическое планирование 8 класс
№
раздела

Тема раздела

Количе Кол-во лабораторных Кол-во
ство
и практических работ контрол
часов
ьных
работ
1

Раздел 1.

1.
Место
человека
в
системе
органического
мира
2.Особенност 1
и человека

Содержание раздела

Планируемый
результат

Человек как часть живой
природы. Место человека
в системе органического
мира. Черты сходства
человека и
животных. Сходство и
различия
человека
и
человекообразных
обезьян.
Человек

Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—признаки,
доказывающие
родство человека и
животных.
Учащиеся
должны
2

разумный.

Раздел 2.

3.Происхожде
ние человека. 1
Этапы его
становления
4.Расы
человека, их
1
происхождени
е и единство

Биологические
и
социальные
факторы
антропосоциогенеза.
Этапы антропогенеза и
факторы
становления
человека. Расы человека,
их
происхождение
и
единство.

Раздел 3.

5.
История
развития
знаний
о
строении
и
функциях
организма

Науки
о
человеке:
анатомия,
физиология,
гигиена.
Великие
анатомы
и
физиологи:
Гиппократ,
Клавдий Гален,
Андреас Везалий.

1

уметь:
—анализировать
особенности
строения человека и
человекообразных
обезьян,
древних
предков
человека,
представителей
различных рас.
Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—биологические и
социальные факторы
антропогенеза;
—основные
этапы
эволюции человека;
—основные
черты
рас человека.
Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—вклад
отечественных
учёных в развитие
3

Раздел 4.

Общий обзор
строения
и
функций
организма
человека
6. Клеточное
1
строение
организма
7.Ткани и
органы
1
8.Органы,
1
системы
органов.
Организм.

Лабораторные
и
практические работы
Изучение
микроскопического
строения тканей.
Распознавание
на
таблицах органов и
систем органов.

Клеточное
строение
организма.
Ткани:
эпителиальные,
соединительные,
мышечные,
нервная.
Органы
человеческого
организма.
Системы
органов.
Взаимосвязь
органов и
систем органов как основа
гомеостаза.

Раздел 5.

Координация
и регуляция
9.Гуморальная 1
регуляция.

Лабораторные
и
практические работы
Изучение головного
мозга человека (по

Гуморальная регуляция.
Железы
внутренней
секреции. Гормоны и их
роль
в
обменных

знаний об
организме человека.
Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—основные
признаки организма
человека.
Учащиеся
должны
уметь:
—узнавать основные
структурные
компоненты клеток,
тканей на таблицах и
микропрепаратах;
—устанавливать
и
объяснять
взаимосвязь между
строением
и
функциями
клеток
тканей, органов и их
систем.
Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
4

Эндокринный
аппарат
человека, его
особенности
10.Роль
1
гормонов
в
обменных
процессах.
Нервногуморальная
регуляция, ее
нарушения
11.Зачетный
1
урок по темам
«Общий обзор
организма
человека»,
«Гуморальная
регуляция,
эндокринный
аппарат
человека, его
особенности»
12.Нервная
1
регуляция.
Строение
и
значение
нервной

муляжам).
Изучение изменения
размера зрачка.

процессах.
Нервно-гуморальная
регуляция.

—роль регуляторных
систем;
—механизм действия
гормонов.
Учащиеся
должны
уметь:
—выявлять
существенные
признаки строения и
функционирования
органов чувств;
—соблюдать меры
профилактики
заболеваний органов
чувств.

5

системы
13.Спинной
мозг
14.Строение и
функции
головного
мозга
15.Полушария
большого
мозга
16.Анализатор
ы
(органы
чувств),
их
строение
и
функции.
Зрительный
анализатор.
17.Анализатор
ы слуха и
равновесия
18.Кожно
–
мышечная
чувствительно
сть.
Обоняние.
Вкус.
19.Зачет
по
темам:

1
1

1
1

1

1

1

6

«Нервная
регуляция.
Строение
и
значение
нервной
системы».
«Анализаторы
»
Раздел 6.

Опора
и
движение
20.Аппарат
1
опоры
и
движения, его
функции.
Скелет
человека, его
значение
и
строение.
1
21.Строение,
свойства
костей, типы
их
1
соединения
22.Первая
помощь при
растяжении
связок,

Лабораторные
и
практические работы
Изучение
внешнего
строения костей.
Измерение массы и
роста
своего
организма.
Выявление
влияния
статической
и
динамической нагрузки на утомление
мышц.

Скелет
человека,
его
отделы: осевой скелет,
скелет
поясов
конечностей.
Особенности
скелета
человека, связанные с
трудовой деятельностью и
прямохождением. Состав
и
строение
костей:
трубчатые и губчатые
кости. Рост костей.
Возрастные изменения в
строении костей. Типы
соединения
костей.
Заболевания
опорно-двигательной
системы и их
профилактика. Мышечная

Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—части
скелета
человека;
—химический состав
и строение костей;
—основные
скелетные
мышцы
человека.
Учащиеся
должны
уметь:
—распознавать части
скелета
на
наглядных пособиях;
—находить
на
наглядных пособиях
основные мышцы;
7

вывихах
суставов,
переломах
костей
23.Мышцы,
их строение и
функции
24.Работа
мышц
25.Значение
физических
упражнений
для
формирования
аппарата
опоры
и
движения
26.Взаимосвяз
ь строения и
функций
опорно
–
двигательного
аппарата. Роль
двигательной
активности в
развитии
аппарата
опоры
и

1

1
1

1

система.
Строение
и
развитие
мышц. Основные группы
мышц,
их
функции.
Работа мышц;
статическая
и
динамическая нагрузки.
Роль нервной системы в
регуляции работы мышц.
Утомление мышц, роль
активного
отдыха
в
восстановлении
активности мышечной
ткани.
Значение
физической культуры и
режима труда для
правильного
формирования
опорно-двигательной
системы.-

—оказывать первую
доврачебную
помощь
при
переломах.

1

8

Раздел 7.

движения
человека.
27.Зачет
по
теме: «Опора
и движение»
Внутренняя
среда
организма
28.Внутрення
я
среда
организма,
29.Плазма
крови,
ее
состав.
Форменные
элементы
крови
(эритроциты,
лейкоциты,
тромбоциты),
их строение и
функции
30.Иммунитет
31.Группы
крови.
Переливание
крови.
Донорство.

1
1

1
1

Лабораторные
и
практические работы
Изучение
микроскопического
строения крови.

Понятие
«внутренняя
среда».
Тканевая
жидкость.
Кровь,
её
состав
и
значение в обеспечении
жизнедеятельности
организма.
Клеточные
элементы
крови:
эритроциты, лейкоциты,
тромбоциты.
Плазма
крови.
Свёртывание
крови.
Группы крови. Лимфа.
Иммунитет.
Инфекционные
заболевания.
Предупредительные
прививки.
Переливание
крови.
Донорство.
Значение
работ Л. Пастера и И. И.
Мечникова
в области иммунитета.

Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—признаки
внутренней
среды
организма;
—признаки
иммунитета;
—сущность
прививок
и
их
значение.
Учащиеся
должны
уметь:
—сравнивать между
собой строение и
функции клеток
крови;
—объяснять
механизмы
свёртывания
и
переливания
крови.
9

Раздел 8.

Резус - фактор
Транспорт
веществ
32.Движение
крови
и
лимфы
в
организме.
Органы
кровообращен
ия
33.Работа
сердца
34.Движение
крови
и
лимфы
по
сосудам
35.Заболевани
я сердечно –
сосудистой
системы, их
предупрежден
ие.
Первая
помощь при
кровотечениях
36.Зачет
по
темам:
«Внутренняя
среда

1

1
1

1

1

Лабораторные
и
практические работы
Измерение кровяного
давления.
Определение пульса и
подсчёт
числа
сердечных
сокращений.

Сердце, его строение и
регуляция деятельности.
Большой и малый круги
кровообращения.
Лимфообращение.
Движение
крови
по
сосудам.
Кровяное
давление.
Заболевания
органов кровообращения,
их предупреждение.

Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—существенные
признаки транспорта
веществ в организме.
Учащиеся
должны
уметь:
—различать
и
описывать
органы
кровеносной
и
лимфатической
систем;
—измерять пульс и
кровяное давление;
—оказывать первую
доврачебную
помощь
при
кровотечениях.

10

Раздел 9.

организма»
«Транспорт
веществ»
Дыхание
37.Потребност
ь организма
человека
в
кислороде.
Строение
органов
дыхания
38.Газообмен
в легких и
тканях.
Дыхательные
движения и их
регуляция
39.Заболевани
я
органов
дыхания, их
предупрежден
ия.
Первая
помощь при
нарушении
дыхания
и
кровообращен
ия.40.Зачет по
теме:

1

1

1

1

Лабораторные
и
практические работы
Определение частоты
дыхания.

Потребность
организма
человека в кислороде
воздуха. Органы дыхания,
их строение. Дыхательные
движения.
Газообмен
в
лёгких,
тканях. Перенос газов
эритроцитами
и
плазмой
крови.
Регуляция
дыхания.
Искусственное
дыхание.
Голосовой
аппарат.

Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—органы дыхания,
их
строение
и
функции;
—гигиенические
меры
и
меры
профилактики
лёгочных
заболеваний.
Учащиеся
должны
уметь:
—выявлять
существенные
признаки
дыхательной
системы, процессы
дыхания
и
газообмена;
—оказывать первую
доврачебную
помощь
при
спасении
11

«Дыхание»
Раздел
10.

Пищеварение
41.Пищевые
продукты
и
питательные
вещества
42.Пищеварен
ие в ротовой
полости
43.Пищеварен
ие в желудке и
кишечнике
44.Гигиена
питания
и
предупрежден
ия желудочнокишечных
заболеваний

1

1

1

1

Раздел 11 .
Обмен
веществ
и
энергии
1

Лабораторные
и
практические работы
Воздействие
желудочного сока на
белки, слюны — на
крахмал.
Определение
норм
рационального
питания.

Питательные вещества и
пищевые
продукты.
Потребность человека в
пище
и
питательных
веществах.
Витамины. Пищеварение.
Строение
и
функции
органов
пищеварения.
Пищеварительные
железы:
печень
и
поджелудочная
железа.
Этапы
процессов
пищеварения.
Исследования
И.
П.
Павлова
в
области
пищеварения.

Общая
характеристика
обмена веществ и энергии.
Пластический
и

утопающего
и
отравлении угарным
газом.
Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—органы
пищеварительной
системы;
—гигиенические
меры
и
меры
профилактики
нарушения
работы
пищеварительной
системы.
Учащиеся
должны
уметь:
—характеризовать
пищеварение
в
разных
отделах
пищеварительной
системы.
Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
12

45.Обмен
веществ
1
46.Витамины 1
47.Зачет
по
темам:
«Пищеварени
е»,
«Обмен
веществ»

энергетический обмен, их
взаимосвязь. Витамины,
их роль в обмене веществ.
Гиповитаминоз.
Гипервитаминоз.

Выделение
48.Выделение. 1
Строение
и
работа почек
49.Заболевани 1
е почек и их
предупрежден
ие

Конечные
продукты
обмена веществ. Органы
выделения. Почки, их
строение
и
функции.
Образование мочи.
Роль кожи в выведении из
организма
продуктов
обмена веществ.

Раздел 13 .
Покровы
тела
1
50.Строение и

Строение
и
функции
кожи. Роль кожи в
теплорегуляции.

Раздел
12.

знать:
—особенности
пластического
и
энергетического
обмена
в
организме
человека;
—роль витаминов.
Учащиеся
должны
уметь:
—выявлять
существен
Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—органы
мочевыделительной
системы;
—меры
профилактики
заболеваний
мочевыделительной
системы.
Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
13

Раздел
14.

функции кожи
51.Роль кожи 1
в
терморегуляц 1
ии организма
52.Закаливани
е организма.
Гигиена
1
одежды
и
обуви
53.Зачет
по
темам:
«Выделение»,
«Покровы
тела»

Закаливание.
Гигиенические
требования к одежде,
обуви. Заболевания кожи
и их предупреждение.

Размножение
и развитие
54.Половая
1
система
человека
55.Развитие
1
человека
и
возрастные
процессы

Система
органов
размножения: строение и
гигиена.
Оплодотворение.
Внутриутробное развитие,
роды. Лактация. Рост и
развитие
ребёнка.
Планирование семьи.

знать:
—строение
и
функции кожи;
—гигиенические
требования по уходу
за кожей, ногтями,
волосами, обувью и
одеждой.
Учащиеся
должны
уметь:
—объяснять
механизм
терморегуляции;
—оказывать первую
помощь
при
повреждениях кожи,
тепловых
и
солнечных ударах.
Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—строение
и
функции
органов
половой
системы
человека; основные
этапы
внутриутробного и
14

Раздел
15.

Высшая
нервная
деятельность
56.Поведение
человека.
Рефлекс
–
основа
нервной
деятельности,
его виды, роль
в
приспособлен
ии к условиям
жизни.
57.Торможени
е, его виды и
значение
58.Биологичес
кие
ритмы.
Сон,
его
значение.
Гигиена сна
59.Особеннос
ти
высшей
нервной
деятельности

1

1

1

1

Рефлекс
—
основа
нервной
деятельности.
Исследования
И.
М.
Сеченова, И.П. Павлова,
А. А. Ухтомского,
П. К. Анохина. Виды
рефлексов.
Формы
поведения. Особенности
высшей
нервной
деятельности и поведения
человека. Познавательные
процессы.
Торможение.
Типы нервной
системы.
Речь.
Мышление.
Сознание.
Биологические
ритмы.
Сон, его значение и
гигиена.
Гигиена
умственного труда.
Память.
Эмоции.
Особенности
психики
человека.

возрастного развития человека.
Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—особенности
высшей
нервной
деятельности
человека;
—значение сна, его
фазы.
Учащиеся
должны
уметь:
—выделять
существенные
признаки
психики
человека;
—характеризовать
типы
нервной
системы.

15

Раздел
16.

человека.
1
Познавательн
1
ые процессы
60.Типы
нервной
деятельности
61.Зачет
по
теме
"ВНД
человека"
Человек и его
здоровье
62.Итоговый
1
тест по курсу
«Человек
и
его здоровье»
63.Повторени 6
е

Лабораторные
и
практические работы
Изучение
приёмов
остановки
артериального
и
венозного
кровотечений.
Анализ
и
оценка
влияния на здоровье
человека факторов
окружающей среды.

Соблюдение
санитарно-гигиенических
норм и правил здорового
образа жизни. Оказание
первой доврачебной
помощи
при
кровотечении, отравлении
угарным газом,
спасении
утопающего,
травмах,
ожогах,
обморожении.
Укрепление
здоровья:
двигательная активность,
закаливание.
Факторы риска: стрессы,
гиподинамия,
переутомление.
Вредные привычки, их
влияние
на
здоровье

Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
знать:
—приёмы
рациональной
организации труда и
отдыха;
—отрицательное
влияние
вредных
привычек.
Учащиеся
должны
уметь:
—соблюдать нормы
личной гигиены и
профилактики
заболеваний;
—оказывать первую
доврачебную
16

человека. Человек и окружающая среда.
Окружающая среда как
источник
веществ
и
энергии. Среда обитания.
Правила
поведения
человека в окружающей
среде.

помощь.
Метапредметные
результаты обучения
Учащиеся
должны
уметь:
—планировать
собственную
учебную
деятельность как
самостоятельно, так
и под руководством
учителя;
—участвовать
в
совместной
деятельности (работа
в малых
группах);
—работать
в
соответствии
с
поставленной
задачей,
планом;
—выделять главные
и
существенные
признаки понятий;
—составлять
описание объектов;
—составлять
17

простые и сложные
планы текста;
—осуществлять
поиск
и
отбор
информации
в
дополнительных
источниках;
—выявлять
причинно-следствен
ные связи;
—работать со всеми
компонентами
текста;
—оценивать
свою
работу
и
деятельность
одноклассников.
Личностные
результаты обучения
—Формирование
ответственного
отношения к учению,
труду;
—формирование
целостного
мировоззрения;
—формирование
осознанности
и
18

уважительного
отношения
к
коллегам,
другим
людям;
—формирование
коммуникативной
компетенции
в
общении
с
коллегами;
—формирование
основ экологической
культуры.
Повторение

(3 ч)

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».