МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального района Волгоградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово» Котовского муниципального района Волгоградской области РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры естественно-математических дисциплин Протокол №1 от 30.08.2023г. Руководитель Е.А.Голосова директор МБОУ С'Ш №1 г. Котово Приказ № 168 от 31.08.2023 -/М.Л. Дронина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса СОСТАВИТЕЛЬ: учитель МБОУ СШ № 1 г. Котово Голосова Е.А. 2023-2024 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебнику «Биология. Человек.8 класс» Авторы: Сонин Н. И., Сапин М. Р. (68 ч., 2 часа в неделю) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям, составляющим к о н ц е н т р и ч е с к и й к у р с : • Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. - М. : Дрофа, 2018. - (УМК «Сфера жизни»). • Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Человек» / Н. И. Сонин, И. Б. Агафонова. - М. : Дрофа, 2018. - (УМК «Сфера жизни»). Цели курса Ц е л я м и биологического образования являются: • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни зо всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой при- :оде; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; 1 • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы*. В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Дается определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания : об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется больше внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать Тематическое планирование 8 класс № раздела Тема раздела Количе Кол-во лабораторных Кол-во ство и практических работ контрол часов ьных работ 1 Раздел 1. 1. Место человека в системе органического мира 2.Особенност 1 и человека Содержание раздела Планируемый результат Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —признаки, доказывающие родство человека и животных. Учащиеся должны 2 разумный. Раздел 2. 3.Происхожде ние человека. 1 Этапы его становления 4.Расы человека, их 1 происхождени е и единство Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Раздел 3. 5. История развития знаний о строении и функциях организма Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. 1 уметь: —анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —биологические и социальные факторы антропогенеза; —основные этапы эволюции человека; —основные черты рас человека. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —вклад отечественных учёных в развитие 3 Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека 6. Клеточное 1 строение организма 7.Ткани и органы 1 8.Органы, 1 системы органов. Организм. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Раздел 5. Координация и регуляция 9.Гуморальная 1 регуляция. Лабораторные и практические работы Изучение головного мозга человека (по Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных знаний об организме человека. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —основные признаки организма человека. Учащиеся должны уметь: —узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах; —устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: 4 Эндокринный аппарат человека, его особенности 10.Роль 1 гормонов в обменных процессах. Нервногуморальная регуляция, ее нарушения 11.Зачетный 1 урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция, эндокринный аппарат человека, его особенности» 12.Нервная 1 регуляция. Строение и значение нервной муляжам). Изучение изменения размера зрачка. процессах. Нервно-гуморальная регуляция. —роль регуляторных систем; —механизм действия гормонов. Учащиеся должны уметь: —выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; —соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств. 5 системы 13.Спинной мозг 14.Строение и функции головного мозга 15.Полушария большого мозга 16.Анализатор ы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. 17.Анализатор ы слуха и равновесия 18.Кожно – мышечная чувствительно сть. Обоняние. Вкус. 19.Зачет по темам: 1 1 1 1 1 1 1 6 «Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы». «Анализаторы » Раздел 6. Опора и движение 20.Аппарат 1 опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение. 1 21.Строение, свойства костей, типы их 1 соединения 22.Первая помощь при растяжении связок, Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц. Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —части скелета человека; —химический состав и строение костей; —основные скелетные мышцы человека. Учащиеся должны уметь: —распознавать части скелета на наглядных пособиях; —находить на наглядных пособиях основные мышцы; 7 вывихах суставов, переломах костей 23.Мышцы, их строение и функции 24.Работа мышц 25.Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения 26.Взаимосвяз ь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и 1 1 1 1 система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.- —оказывать первую доврачебную помощь при переломах. 1 8 Раздел 7. движения человека. 27.Зачет по теме: «Опора и движение» Внутренняя среда организма 28.Внутрення я среда организма, 29.Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции 30.Иммунитет 31.Группы крови. Переливание крови. Донорство. 1 1 1 1 Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения крови. Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —признаки внутренней среды организма; —признаки иммунитета; —сущность прививок и их значение. Учащиеся должны уметь: —сравнивать между собой строение и функции клеток крови; —объяснять механизмы свёртывания и переливания крови. 9 Раздел 8. Резус - фактор Транспорт веществ 32.Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращен ия 33.Работа сердца 34.Движение крови и лимфы по сосудам 35.Заболевани я сердечно – сосудистой системы, их предупрежден ие. Первая помощь при кровотечениях 36.Зачет по темам: «Внутренняя среда 1 1 1 1 1 Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений. Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —существенные признаки транспорта веществ в организме. Учащиеся должны уметь: —различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем; —измерять пульс и кровяное давление; —оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях. 10 Раздел 9. организма» «Транспорт веществ» Дыхание 37.Потребност ь организма человека в кислороде. Строение органов дыхания 38.Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция 39.Заболевани я органов дыхания, их предупрежден ия. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращен ия.40.Зачет по теме: 1 1 1 1 Лабораторные и практические работы Определение частоты дыхания. Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —органы дыхания, их строение и функции; —гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний. Учащиеся должны уметь: —выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена; —оказывать первую доврачебную помощь при спасении 11 «Дыхание» Раздел 10. Пищеварение 41.Пищевые продукты и питательные вещества 42.Пищеварен ие в ротовой полости 43.Пищеварен ие в желудке и кишечнике 44.Гигиена питания и предупрежден ия желудочнокишечных заболеваний 1 1 1 1 Раздел 11 . Обмен веществ и энергии 1 Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал. Определение норм рационального питания. Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и утопающего и отравлении угарным газом. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —органы пищеварительной системы; —гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы. Учащиеся должны уметь: —характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы. Предметные результаты обучения Учащиеся должны 12 45.Обмен веществ 1 46.Витамины 1 47.Зачет по темам: «Пищеварени е», «Обмен веществ» энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Выделение 48.Выделение. 1 Строение и работа почек 49.Заболевани 1 е почек и их предупрежден ие Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ. Раздел 13 . Покровы тела 1 50.Строение и Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Раздел 12. знать: —особенности пластического и энергетического обмена в организме человека; —роль витаминов. Учащиеся должны уметь: —выявлять существен Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —органы мочевыделительной системы; —меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы. Предметные результаты обучения Учащиеся должны 13 Раздел 14. функции кожи 51.Роль кожи 1 в терморегуляц 1 ии организма 52.Закаливани е организма. Гигиена 1 одежды и обуви 53.Зачет по темам: «Выделение», «Покровы тела» Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Размножение и развитие 54.Половая 1 система человека 55.Развитие 1 человека и возрастные процессы Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи. знать: —строение и функции кожи; —гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. Учащиеся должны уметь: —объяснять механизм терморегуляции; —оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —строение и функции органов половой системы человека; основные этапы внутриутробного и 14 Раздел 15. Высшая нервная деятельность 56.Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлен ии к условиям жизни. 57.Торможени е, его виды и значение 58.Биологичес кие ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна 59.Особеннос ти высшей нервной деятельности 1 1 1 1 Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. возрастного развития человека. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —особенности высшей нервной деятельности человека; —значение сна, его фазы. Учащиеся должны уметь: —выделять существенные признаки психики человека; —характеризовать типы нервной системы. 15 Раздел 16. человека. 1 Познавательн 1 ые процессы 60.Типы нервной деятельности 61.Зачет по теме "ВНД человека" Человек и его здоровье 62.Итоговый 1 тест по курсу «Человек и его здоровье» 63.Повторени 6 е Лабораторные и практические работы Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —приёмы рациональной организации труда и отдыха; —отрицательное влияние вредных привычек. Учащиеся должны уметь: —соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний; —оказывать первую доврачебную 16 человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. помощь. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; —участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); —работать в соответствии с поставленной задачей, планом; —выделять главные и существенные признаки понятий; —составлять описание объектов; —составлять 17 простые и сложные планы текста; —осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; —выявлять причинно-следствен ные связи; —работать со всеми компонентами текста; —оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Личностные результаты обучения —Формирование ответственного отношения к учению, труду; —формирование целостного мировоззрения; —формирование осознанности и 18 уважительного отношения к коллегам, другим людям; —формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; —формирование основ экологической культуры. Повторение (3 ч) 19