Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО
DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462, ОГРН=1023404974768,
ИНН=341451134524, C=RU, S=34 Волгоградская область, L=КОТОВО,
STREET="ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО,
CN=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА
АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Местоположение: на первой странице
Дата: 2023.09.30 12:57:53+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по
обществознанию (сборник нормативных материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в ОУ Волгоградской области) и авторской программы Л. Н. Боголюбова // Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 кл. //.- М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Данная модифицированная рабочая программа рассчитана на изучение обществознания на базовом уровне.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программа:
•

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования;

•
авторская программа Л. Н. Боголюбова // Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 кл. //.- М.: Просвещение, 2010.
Курс « Обществознание» предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных учебных заведений, завершающих изучение
предмета в первом концентре. Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество
и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Цели курса обществознания для 9 классов заключаются в следующем:
✓
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе политической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
✓
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим
и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
✓
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой
деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
✓
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

✓
формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к
будущей профессиональной деятельности;
✓

воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;
✓

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Курс формирует следующие умения и навыки:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа.
Рабочая программа рассчитана применение ресурсосберегающих технологий.
Планирование создано на основе:
Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)
Программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2009
Содержание курса
Глава 1. Политика 10 (часов)
Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения.
Глава II. Право (23 часа)

Право и его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и юридическая ответственность. Конституция РФ . Основы конституционного строя.
Права и свободы человека. Отрасли права: гражданское, административное, семейное, международное гуманитарное, трудовое. Правовое регулирование
отношений в сфере образования.
Итоговое повторение (1 час )

Учебно- тематический план.
№ п/п Наименование раздела
Количество часов
1

Политика

10

2

Право

23

3

Итоговое повторение

1

Учебно-методическое обеспечение курса обществознание. 9 класс.
1. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /
Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. :
Просвещение, 2010.
2. Обществознание. 8 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение,
2010.
3. Обществознание. 8 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2010.

Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» для 9-го класса
№

Разделы, темы,
количество часов

Понятия,
термины

Элементы содержания

Тип урока

Элементы
дополнительные

Требования к уровню
подготовки обучающихся

Оборудование

Домашнее
задание

1

Урок 1. Политика Политика,
и власть
политическа-

явласть,
власть

Понятие «политика». Соотношение
понятий «власть»
и
«политика».
Роль политики в
жизни общества.
Что входит в сферу
политики.
Сущность любой

Знать
соотношение
Политичепонятий «власть» и
ская жизнь
«политика», сущность
современной
любой власти, ее роль
России
в жизни общества.
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение
анализировать,
обобщать, делать вы-

Схема «Роль § 1
политики в
жизни общества»,презен
тация к уроку

Даты

власти.
2
3

4

5
6

Уроки 2-3. Гос- Государство,
суверенитет,
ударство
форма правления, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, гражданство.

Происхождение
государства. Признаки государства.
Внутренние
и
внешние функции
государства.

Урок 4. «Поли- Тоталитаризм,
тические режи- террор, тоталитарный ремы»
жим, фашизм,
авторитаризм,
авторитарный
режим, оппозиция.

Понятие «политический режим. Основные виды политических режимов:
тоталитарный,
авторитарный, демократический.

Уроки 5-6. Пра- Правовое госвовое
государ- ударство, разделение властво
стей, законодательная, исполнительная
и
судебная
власти

воды, выполнять проблемные задания
Знать теории происТеории прохождения государства,
исхождения
предпосылки его погосударства.
явления,
функции,
Правовой
формы
статус гражУметь описывать осданина
новные политические
объекты, выделяя их
существенные признаки

Знать сущность политических режимов
Описывать и давать
характеристику основным
политическим
объектам, выделяя их
существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные
вопросы
Знать признаки и сущПонятие правового Смысл сужность правового госугосударства. Идея дения «прадарства.
соединения силы и во
выше
Объяснять взаимосвясправедливости в власти»
зи изученных социправовом государальных объектов Уместве. Власть в прание
анализировать,
вовом государстве.
обобщать, делать выПринципы (приводы, выполнять прознаки) правового
блемные задания
государства.
Сходство и
различие
тоталитарного и авторитарных
режимов
Демократия:
«за» и «против»

Схемы: «Ос- § 2
новные сферы
жизни
общества»,
Таблица
«Ступени
развития общества»

Схема «Политические
режимы»,
«Формы
правления»

Схемы
«Государственная
власть»,
«Федеральное
Собрание
РФ» Презентация

§3

§4

Гражданское
Урок 7. Гражобщество, муданское
общениципальная
ство и государсобственство
ность, Общественная палата

Понятия
«общество» и «гражданское
общество».
Основные признаки гражданского
общества

Взаимосвязь
гражданского общества
и правового
государства.

8

Выборы, изУрок 8. Участие
бирательное
граждан в полиправо, рефетической жизни
рендум, митинг, цензура,
политический
экстремизм

Выборы и референдум – возможность влияния на
политику. Способы воздействия на
власть в демократическом
обществе.

Политика –
дело каждого?
Молодежь и политический
экстремизм

9

ОбщественноУроки 9. Полиполитические
тические партии
движения, пои движения
литическая
партия, оппозиция, многопартийность

Причины возникновения
общественнополитических
движений и их
сущность.
Признаки политической
партии.
Многопартийность

Роль оппозиции в политической
жизни

Урок 10. Урок Основные пообобщения и си- нятия темы
стематизации
знаний по теме
«Политика»

Политика и власть.
Государство. Политические режимы. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в

7

1
0

Знать причины появ- Статистиления
гражданского ческие
общества, его призна- данные
ки и особенности.

§4

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение
анализировать,
обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания
Знать факторы, определяющие
степень
участия в политической жизни страны,
способы воздействия
на власть в демократическом обществе.
вопросы

Пакет с до- § 6
полнительным материалом

Знать причины воз- Схема
никновения, признаки и особенности пар-

тий.
Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать
на
вопросы,
участвовать в дискуссии.
Знать основные полоПроблемы
Презентажения темы «Политиполитичеция к уроку
ка»
ского развиОбъяснять взаимосвятия
соврези изученных социменной Росальных объектов Умесии.
ние сравнивать, обоб-

§7

политической
жизни. Политические партии и
движения

щать, прогнозировать,
рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать
свое мнение

1
1

Урок 11. Право

Право, естественное право, категорический императив, норма
права, закон,
подзаконный
акт, отрасль
права, институты права

Смысловые значения понятия «право».
Основные
назначения права
в обществе. Естественное
право.
Норма права. Отличительные особенности нормы
права. Виды законов. Система законодательства.
Право и закон.

Право определяет меру
свободы и
равенства
людей в обществе.
Возможна
ли «Безграничная свобода»

1
2

ПравоотношеУрок 12. Правоние, субъекты
отношения
и
правоотношесубъекты права
ний: физические и юридические лица,
правоспособность,
дееспособность

Элементы правоотношений. Сущность и особенности правоотношений. Смысл понятий
«субъекты
правоотношений»,
«объекты правоотношений».
Субъективное
право. Участники
правоотношений.
Понятия «Дееспособность» и «правоспособность».

Юридическая обязанность и моральная обязанность.
Дееспособность и правоспособность у физических и
юридических лиц

1

Уроки

13-14.

Правонаруше-

Признаки

право- Презумпция

Знать смысловое значение понятия права,
особенности
норм
права
Использовать приобретенные знания для
первичного сбора и
анализа информации
Умение
сравнивать,
обобщать, прогнозировать, рассуждать

Знать элементы правоотношений их сущность и особенности.
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать,
рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные

Схемы
«Система
законодательства»,
«Иерархическая
лестница»

§8

Таблица
«Дееспособность»През
ентация к
уроку

§9

Знать признаки правоСхема «Виды § 10
нарушений, их виды,

3
1
4

Правонарушения ние, противои юридическая правность,
вина, неостоответственность
рожность,
умысел, проступок, юридическая ответственность,
презумпция
невиновности

нарушения. Виды
правонарушений.
Формы вины: неосторожность,
умысел. Преступление и проступок.
Виды
юридическая ответственности:
уголовная.
административная,
дисциплинарная,
гражданская.

невиновности. Юридическая
ответственность несовершеннолетних.

1
5

ПравоохраниУрок 15. Правотельные оргаохранительные
ны, народные
органы
заседатели,
судья,
суд
присяжных,
прокуратура,
адвокатура,
нотариат

Государственные
правоохранительные
органы:
функции, цели и
задачи. Принципы
правосудия. Суд.
Прокуратура. Адвокатура. Специфика работы нотариата.

Отношение
к суду присяжных
в
современном
обществе

1
6
1
7

Уроки
16-17.
Конституция
Российской Федерации. Основы
конституционного строя РФ

Конституция,
ценности,
плюрализм,
многопартийность, статус
человека
и
гражданина.

Конституция
закон
вышей
юридической силы. Базовые ценности Конституции:
нравственные, ценности демократии, ценности патриотизма,
ценности международного
сотрудничества,
ценности социального мира.

формы вины
юридической
Уметь работать с тек- ответственстом учебника, схе- ности»
мой, задавать и отвечать
на
вопросы,
участвовать в дискуссии

Знать функции, цели и
задачи правоохранительных органов
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать,
рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные
Знать основные полоСовременжения
Конституции
ные проблеРФ, принципы основмы народоного закона жизни.
властия.
Использовать приобретенные знания для
полноценного выполнения типичных для
подростка социальных
ролей Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и
отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии

Пакет с ди- § 11
дактическим
материалом

Схемы
«Жизненные блага»

§ 1213

1
8
2
0

2
1
2
2

2
3
2
4

Знать, что права являются высшей ценностью человека, классификация прав человека.
Уметь
сравнивать,
обобщать, прогнозировать,
рассуждать.
Умение работать с
текстом Конституции,
схемой, задавать и отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии
Знать сущность, приИмущественСущность
граж- Содержание
Уроки
21-22.
знаки и особенности
ные отноше- данского
права. гражданских
Гражданские
гражданских правоотния,
соб- Особенности
правоотноправоотношения
ношений
ственность,
гражданских пра- шений
Использовать приобгражданское
воотношений. Доретенные знания для
право, дого- говоры и сделки.
общей ориентации в
вор, сделки, Гражданская дееактуальных
общегражданская
способность несоственных событиях и
дееспособвершеннолетних.
процессах
ность, потре- Защита прав побитель, сер- требителей.
тификат качества
Достойное
Уроки
18-20.
существоваПрава и свободы
ние,
естечеловека и гражственные праданина
ва, ООН, права и свободы,
судебная система, Уполномоченный
по правам человека

Трудовые
Уроки
23-24.
правоотношеПраво на труд.
ния, трудовой
Трудовые праводоговор, труотношения
довая книжка,
социальное
партнерство,
профсоюз,
дисциплина
труда

Права человека –
высшие ценности
человеческой цивилизации.
Что
такое права человека.
Естественные и неотчуждаемые права человека.

Что означает право
на труд. Трудовые
правоотношения.
Трудовой договор
– основа трудовых
правоотношений.
Права и обязанности
работников.
Значение дисциплины
труда.

Декларация
прав человека – идеал
современного права или
юридический документ.

Трудовое
законодательство для
несовершеннолетних

Схема
«Классификация
прав человека»

§ 1415,

Таблица
«Гражданская
дееспособность несовершеннолетних»

§ 1516,

Знать основы трудоПакет доку- § 17
вых правоотношений.
ментов
Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать
на
вопросы,
участвовать в дискуссии Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отве-

Льготы для совмещающих работу
с учебой.
2
5
2
6

Семья в социУроки 25-26. Сеальном плане,
мейные правоотбрак, фиктивношения
ный, гражданский, церковный
браки,
брачный договор

2
8
2
9

Уголовное
Уроки
28-29.
право,
преУголовноступление,
правовые отнообщественная
шения
опасность,
противоправность, виновность

3
0

3
1

Суть юридических
понятий семьи и
брака:
фактическое и юридическое понимание.
Предпосылки возникновения
семьи.

чать на проблемные
вопросы
Знать основы семейГражданТаблица,
ных правоотношений
ский брак:
презентация
Решать познаватель«за» и «проные и практические
тив»
задачи на изученный
материал.

Знать основы уголовно-правовых отношений
Решать познавательные и практические
задачи на изученный
материал Умение анализировать, обобщать,
работать со схемой,
отвечать на проблемные вопросы
Знать социальные праСоциальная
Понятие
«соци- Социальная
Урок 30. Социва граждан РФ, осополитика,
альное
государ- политика
альные права
бенности и сущность
ипотека, кре- ство». Социальная государства:
социальной политики.
дит, социаль- политика государ- достижения
Уметь работать с текные пенсии, ства. Условия для и недостатстом учебника, рабопенсионный
успешного реше- ки
тать в малых группах,
ния
социальных
фонд
составлять
таблицу,
задач.
проводить
сравнительный анализ
Знать основы междуКонфликт,
Предпосылки со- Понятие
Урок 31. Международного гуманитармеждународздания междуна- «военные
народноного права
ное гумани- родного гумани- преступлеправовая защита
Уметь работать с тектарное право, тарного
права. ния»
жертв
воорустом учебника, докувоенные пре- Принципы и сущЧто такое уголовное право. Особенности уголовно-правовых
отношений. Понятие
преступление.
Признаки
преступления. Квалификация преступлений.

Специфика
уголовной
ответственности
и
наказания
несовершеннолетних.

§ 18

Схема
«Виды административных
наказаний»

§ 19

Материал
Конституции РФ

§ 21

Документы

§ 22

женных
фликтов

кон- ступления

Единый государственный
экзамен, образование,
дополнительные
образовательные
услуги

ность
международного гуманитарного права.

Сущность право- Проблемы
вого регулирова- платного
ния в сфере обра- образования
зования. Многоуровневое законодательство в сфере
образования.

ментами, работать в
малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный
анализ, отвечать на
проблемные вопросы
Знать основы правовоДокументы
го регулирования в
к параграсфере образования
фу
Решать познавательные и практические
задачи

3
2

Урок 32. Правовое регулирование отношений
в сфере образования

3
3

Основные по- Право и его роль в
Урок 33. Обобнятия по теме жизни общества и
щение и систегосударства.
матизация
по
теме «Право»

Проблемы
Знать теоретические и Дидактичеправоотнопрактические основы ский матешений в об- темы «Право»
риал
ществе
Объяснять взаимосвязи изученных правых
объектов Умение анализировать, обобщать,
работать со схемой,
отвечать на проблемные вопросы

3
4

Урок 34. Урок
повторения
за
курс 9 класса

.

§ 23

Выводы к
главе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».