Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс

Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО
DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462,
ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34
Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ
УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ №
1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА,
SN=ДРОНИНА
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: на первой странице
Дата: 2023.09.30 13:02:00+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 7
класса составлена в соответствии со стандартами второго поколения на
основе примерной программы по «Изобразительное искусство и
художественный труд». 1-9 кл. Автор: Б.М. Неменский. Москва
«Просвещение» 2016г. для основного общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 34
часа в год, 1 час в неделю.
Основная цель школьного
предмета
«Изобразительное
искусство» — развитие визуально-пространственного мышления
учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения
мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры. Художественное развитие
осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе
личностного художественного творчества.
Основные формы учебной
деятельности
–
практическое
художественное творчество посредством овладения художественными
материалами, зрительское восприятие произведений искусства и
эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного
восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального
выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла
визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к
самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям
культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной
в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты
человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной
художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом
развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и
структурированию визуального образа на основе его эмоциональнонравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными
художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в
единую образовательную структуру практическую художественнотворческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие
произведений
искусства
и
окружающей
действительности.
Изобразительное
искусство
как
школьная
дисциплина
имеет
интегративный характер, она включает в себя основы разных видов
визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа
как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в
условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе —
продолжение художественно-эстетического образования, воспитания
учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими
художественный опыт.
Смысловая
и
логическая
последовательность
программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов
обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие
задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства
и окружающей действительности в единую образовательную структуру,
образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой
предложенной темы. Программа построена на принципах тематической
цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость
поставленных задач и вариативность их решения. Программа
предусматривает
чередование
уроков индивидуального
практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной
школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида
искусства.
Тема 7 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» —
посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся
формируются основы грамотности художественного изображения
(рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая
язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в
истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как
будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные
процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать,
входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность

проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь
собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и
знаний, и умений.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
способностей
учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

•

•

•

деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в
художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
•
формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения;
•
развитие
эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
•
развитие визуально-пространственного мышления как формы
эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное
творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты
человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре
и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);

•

•

•
•

приобретение опыта работы различными художественными материалами и
в разных техниках в различных видах визуально-пространственных
искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том
числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства; формирование
активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
Изображение фигуры человека и образ человека (7 часов)
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (10 часов)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом
жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в
бытовом жанре).
Великие темы жизни (9 часов)
Исторические и мифологические темы в искусстве
разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве
XIX века. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ (8 часов)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в
изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.

Учебно-тематический план.
Темы
Представление о красоте человека
Моя будущая профессия
Процесс создания картины
Бытовой жанр.
Исторический жанр.
Батальный жанр
Сказочно-былинный жанр
Плакат
Альбом по искусству

Часы
6
2
7
5
3
2
2
3
4
34

Итого
УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Программа - Изобразительное искусство 5 - 9 классы. Под редакцией
Б. М. Неменского. Составители: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская,
Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М.,
Просвещение, 2016.
2. Учебник: «Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни
человека» Автор: А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Под
редакцией
Б.М.НеменскогоИздательство,
год
издания:
Москва
«Просвещение»,2016 г. Методические пособия для учителя: (автор,
издательство, год издания):
3. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному
искусству», Москва, «Сфера»,2007год,
4. О.В. Свиридова «Предметные недели в школе. Изобразительное
искусство» (беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные
уроки), Учитель»,
Волгоград,
2008 год
5. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс,
«Учитель», Волгоград, 2008 год.
6. Оросова Т.В., «Изобразительное искусство» 7 класс, «Учитель АСТ», 2007 год
7. Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества» 4-8 класс
(внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год

Ресурсное обеспечение программы:
Н.П.Костерин «Учебное рисование»
Энциклопедия юного художника.
Энциклопедия по ИЗО. В.С.Кузин «Изобразительное искусство».
Н.М.Сокольникова «Основы рисунка».
«Основы живописи»
«Основы композиции» «Краткий словарь художественных терминов»
Журналы «Юный художник»
Журналы «ИЗО в школе»
Газета «Первое сентября» ИЗО.
ИНТЕРНЕТ ресурсы.

Тема: «Изобразительное искусство и мир интересов человека»

№
урока

Тема урока

«Представления о
красоте человека»
1

Цель: вспомнить
основные виды ИЗО
(живопись, графика,
скульптура), специфику
выражения в объёме, в
графике, в живописи.

2

«Красота,
выразительность
пропорций
человека»

3-4

«Красота фигуры
человека»
.Цель: формировать

Элементы
содержания
изучаемого
материала в
соответствии с
ФГОС
Живопись.
Графика.
Скульптура.
Микеланджело.

1

Пропорция. Канон.

1

Цель: изучить
пропорции тела
человека

навыки практической
работы соблюдения

Колич
ество
часов

Скульптура.
Форма. Движение.
Пластика.

2

дата
Содержание урока

план
Человек-главная тема в искусстве в
разные исторические эпохи. Творчество
Микеланджело.
Зрительный ряд: электронная
презентация.

Сформировать представление о
терминах «пропорции», «канон».
Представление людей и красоте тела в
разные исторические эпохи.
Зрительный ряд: таблицы с
изображением человека.
Задание: сделать набросок фигуры
человека
Скульптор видит красоту человека в
его пропорциях, характере форм, движении,
пластике. Значение характера материала для
создания выразительного образа в
скульптуре, обобщение и проработка

по факту

пропорций тела
человека при работе над
скульптурой.

«Красота
согласованности
движений
человека»
5

Скульптура.
Статика. Динамика.
Фриз.

Цель: закрепить
полученные знания по
выразительности
пропорций и движения
фигуры человека.

1

Набросок. Рисунок.
«Зарисовки
человека с натуры» Эскиз. Пропорция.
6

1

«Моя будущая
профессия»
7-8

Цель: закрепить
полученные знания по
выразительности
пропорций и движения
фигуры человека,
умение устанавливать
связь профессией

Скульптура.
Композиция.
Колорит.
Динамика.

2

деталей в скульптурном образе.
Задание: выполнить скульптуру на
основе каркаса с соблюдением пропорций.
Материалы: пластилин, проволока
для каркаса, стеки
Значение разных точек зрения на
скульптуру при её восприятии. Статика.
Динамика. Фриз.
Зрительный ряд: рисунки Дега,
Микеланджело, Мухиной, Серова и др.
Задание: изображение бегущих фигур
на полосе бумаги наклейками на тему
«Эстафета»
Материалы: бумага двух цветов,
ножницы, клей, гуашь, кисти.
Понятия набросок, рисунок, эскиз,
пропорции, искусство художниковпортретистов.
Задание: зарисовать человека с
натуры.
Материалы: бумага, карандаш.
Человек и его профессия. Человек и
окружающая среда. Композиция, колорит,
аксессуары, характер позы как средство
раскрытия задуманного образа. Знать
понятия набросок, эскиз, картина,
репродукции картин, изображающих
человека в труде, отражающих профессию.
Задание: Составить эскиз и перенести
его на бумагу отражающий профессию

человека и предметами
его окружающими.

«Процесс создания
картины»
9

Картина. Процесс
создания картины.

Цель: Познакомить
детей с картиной как
взглядом художника на
мир на примере
творчества А.Пластова.

1

Композиция. Ритм.
Тон. Фактура. Свет.
Форма. Цвет.
Цель:
познакомить Пространство.
учащихся с процессом Натура. Эскиз.
«Процесс работы
над станковым
произведением»

работы над станковым
произведением.

10-11

2

главного персонажа через среду, в которой
он находится. Среда даётся в виде фона.
Связь человека со средой определяется
характерными объектами, предметами,
предметами труда и т.д.
Материалы: бумага, карандаш,
краски, кисти.
Картина-взгляд художника на мир,
она отражает связь человека с миром,
отношение автора к действительности.
Процесс создания картины. Творчество
Пластова.
Зрительный ряд: электронная
презентация.
Роль сюжета в решении образа, роль
живописно- пластических средств в
решении образа (композиция, ритм, свет,
форма, цвет,
Пространство, фактура и т.д.
Оптические иллюзии, фигура и тон. Эскизы
и сбор материала-две стороны процесса
поиска образа картины.
Роль зарисовок с натуры (человек,
животные, пейзаж, предметы быта и др.) в
решении художественного замысла
картины.
Задание: создание эскизов
композиции на выбранную тему из своей
жизни.
Материалы: бумага, мелки,
карандаш.

«Сюжетная
композиция».

12-13

14-15

16

Цель: формирование
практических навыков
по переносу эскиза на
большой лист бумаги,
создание сюжетной
композиции.

«Конструкция,
увеличение и
уменьшение
изображения»

2

Конструкция.

2

Цель: сформировать
навыки увеличения и
уменьшения размера
картинки при помощи
палетки.

Жанр. Бытовой
«Бытовой жанр в
русском искусстве» жанр. Сюжет.
Цель: познакомить
Живопись.
детей с бытовым
жанром.

«Мой дом, моя
семья»
17-18

Колорит. Цвет.
Пространство.
Перспектива.

Цель: обобщить и
закрепить знания по
теме «бытовой жанр»

Роль колорита в раскрытии
художественного образа, значение цвета в
выделении смыслового центра, передача
цветом пространства, последовательность
работы над композицией, приёмы переноса
эскиза на большой лист.
Задание: перенести эскиз на лист,
уточнить композицию, определить цветовую
гамму композиции.
Материалы: бумага, акварель, гуашь,
пастель.
Что такое конструкция, как увеличить
или уменьшить изображение при помощи
сетки.
Задание: на заранее разлинованных
листах размером 1,5х1,5 и 0,5х0,5
нарисовать заданный рисунок используя
палетку.
Понятия жанр, сюжет, бытовой жанр.

1

Бытовой жанр
2

Зрительный ряд: Шарден. Домье. Дега.
Венецианов. Перов. Коровин. Пименов.
Родоначальники жанровой живописи
в России: А. Венецианов и П. Федотов
Развитие и обобщение основных
аспектов предыдущего урока,
акцентирование на теме семьи, её
повседневной жизни.
Зрительный ряд: Середникова.

«Жизнь людей
моей деревни»
19-20

Цель: обобщить и
закрепить знания по
теме «бытовой жанр»

21-23

«Художниквыразитель идей,
мыслей, чувств
людей своего
времени.
Исторический
жанр.».
Цель: познакомить
учащихся с
историческим жанром и
взаимосвязью с другими
жанрами ИЗО.

«Батальный жанр»
24-25

Цель: познакомить
учащихся с батальным
жанром.

Бытовой жанр.

2

Понятия
исторический
жанр, сюжет,
содержание, эскиз,
набросок,
репродукции
картин с
историческим
сюжетом. Линия
горизонта.

Батальный жанр.
сюжет,
содержание, эскиз,
набросок,

3

2

Шарден. Рембрандт.
Задание: выполнить композицию на
выбранную тему из жизни семьи.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Ежедневная жизнь проходит не
только внутри дома, но и на улицах. Здесь
также в простом, ежедневном выражается
особый, неповторимый характер жизни
людей.
Задание: выполнить композицию на
выбранную тему из жизни деревни.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
В искусстве отражается борьба
разных представлений о добре и зле, о
прекрасном и безобразном. Сложный мир
исторической картины. Отличие
исторической картины от произведения
бытового жанра, натюрморта, портрета,
пейзажа. Натюрморт, портрет, пейзаж как
элементы исторической картины.
Творчество В.И.Сурикова.
Зрительный ряд: электронная
презентация.
Задание: выполнить композицию на
историческую тему.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Особенности батального жанра.
Творчество художников- баталистов.
Зрительный ряд: электронная
презентация.
Задание: выполнить композицию на

26-27

«Сказочнобылинный жанр.
Волшебный мир
сказки»
Цель: познакомить
учащихся со сказочнобылинным жанром.

«Плакат»
Цель: познакомить
учащихся с плакатом
как особым видом
графики.
Стр. 32-39

28-30

репродукции
картин с батальным
сюжетом. Тема
Великой
Отечественной
войны в станковом
искусстве.
Сказочнобылинный жанр,
сюжет, содержание,
эскиз, набросок.

военную тему.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.

2

Плакат, шрифт,
шрифтовая
композиция, роль
текста в плакате и
его взаимосвязь с
рисунком
3

Особенности сказочно-батального
жанра. Творчество художниковсказочников.
Зрительный ряд: электронная
презентация.
Задание: выполнить композицию
«Моя любимая сказка».
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Его специфика и отличие от
станковой и книжной графики.
Специфика образного языка плаката.
Роль текста и его связь с рисунком. Ведущие
мастера плаката.
Зрительный ряд: плакаты
современных художников Савостюка,
Успенского, Каракашева, Островского и др.
Задание: выполнить плакаты на темы
«защита окружающей среды», «Охрана
памятников истории и культуры», «охрана и
защита окружающего мира».
Материалы: по выбору учащихся.

«Альбом по
искусству»

Книжная графика.
Цель: познакомить
Обложка. Титул.
учащихся с
Шрифт. Анализ и
отличительными
оценка процесса и
особенностями книжной
результатов
графики.
собственного
Стр.29-31, 40-45
художественного
творчества.

31-34

4

Отличие книжной графики от других
видов графики. Мастера книжной графики.
История создания книгопечатания. Из чего
состоит книга.
«Обложка»
Особая смысловая нагрузка обложки и
суперобложки. Средства выразительности
обложки: лаконичность, декоративность.
Иллюстрации. Роль шрифта на обложке и
его взаимосвязь с изображением.
«Титул»
Титул- визитная карточка книги. Отличие
титула от других компонентов книги. Виды
титулов, в каких книгах встречаются,
средства выразительности титула, стилевое
единство всех
компонентов книги.
«Шрифт».
Шрифт и буквица. Место их в оформлении.
Орнаментика шрифта и его читаемость.
Взаимосвязь шрифта с общим решением
листа и иллюстраций. Традиции написания
шрифта у разных народов.
Зрительный ряд: книги по искусству.
Задание: создать альбом по искусству с
работами учащихся, выполненными в
течение года.
Материалы: по выбору учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».