Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462, ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34 Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: на первой странице Дата: 2023.09.30 13:02:00+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса составлена в соответствии со стандартами второго поколения на основе примерной программы по «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл. Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2016г. для основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: - формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; - освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; - формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; - развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; - формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоциональнонравственной оценки; - овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественнотворческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 7 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной • • • деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); • • • • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа) Изображение фигуры человека и образ человека (7 часов) Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Поэзия повседневности (10 часов) Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). Великие темы жизни (9 часов) Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. Реальность жизни и художественный образ (8 часов) Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно-творческие проекты. Учебно-тематический план. Темы Представление о красоте человека Моя будущая профессия Процесс создания картины Бытовой жанр. Исторический жанр. Батальный жанр Сказочно-былинный жанр Плакат Альбом по искусству Часы 6 2 7 5 3 2 2 3 4 34 Итого УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1. Программа - Изобразительное искусство 5 - 9 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. Составители: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., Просвещение, 2016. 2. Учебник: «Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека» Автор: А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Под редакцией Б.М.НеменскогоИздательство, год издания: Москва «Просвещение»,2016 г. Методические пособия для учителя: (автор, издательство, год издания): 3. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Москва, «Сфера»,2007год, 4. О.В. Свиридова «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство» (беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель», Волгоград, 2008 год 5. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель», Волгоград, 2008 год. 6. Оросова Т.В., «Изобразительное искусство» 7 класс, «Учитель АСТ», 2007 год 7. Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества» 4-8 класс (внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год Ресурсное обеспечение программы: Н.П.Костерин «Учебное рисование» Энциклопедия юного художника. Энциклопедия по ИЗО. В.С.Кузин «Изобразительное искусство». Н.М.Сокольникова «Основы рисунка». «Основы живописи» «Основы композиции» «Краткий словарь художественных терминов» Журналы «Юный художник» Журналы «ИЗО в школе» Газета «Первое сентября» ИЗО. ИНТЕРНЕТ ресурсы. Тема: «Изобразительное искусство и мир интересов человека» № урока Тема урока «Представления о красоте человека» 1 Цель: вспомнить основные виды ИЗО (живопись, графика, скульптура), специфику выражения в объёме, в графике, в живописи. 2 «Красота, выразительность пропорций человека» 3-4 «Красота фигуры человека» .Цель: формировать Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС Живопись. Графика. Скульптура. Микеланджело. 1 Пропорция. Канон. 1 Цель: изучить пропорции тела человека навыки практической работы соблюдения Колич ество часов Скульптура. Форма. Движение. Пластика. 2 дата Содержание урока план Человек-главная тема в искусстве в разные исторические эпохи. Творчество Микеланджело. Зрительный ряд: электронная презентация. Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон». Представление людей и красоте тела в разные исторические эпохи. Зрительный ряд: таблицы с изображением человека. Задание: сделать набросок фигуры человека Скульптор видит красоту человека в его пропорциях, характере форм, движении, пластике. Значение характера материала для создания выразительного образа в скульптуре, обобщение и проработка по факту пропорций тела человека при работе над скульптурой. «Красота согласованности движений человека» 5 Скульптура. Статика. Динамика. Фриз. Цель: закрепить полученные знания по выразительности пропорций и движения фигуры человека. 1 Набросок. Рисунок. «Зарисовки человека с натуры» Эскиз. Пропорция. 6 1 «Моя будущая профессия» 7-8 Цель: закрепить полученные знания по выразительности пропорций и движения фигуры человека, умение устанавливать связь профессией Скульптура. Композиция. Колорит. Динамика. 2 деталей в скульптурном образе. Задание: выполнить скульптуру на основе каркаса с соблюдением пропорций. Материалы: пластилин, проволока для каркаса, стеки Значение разных точек зрения на скульптуру при её восприятии. Статика. Динамика. Фриз. Зрительный ряд: рисунки Дега, Микеланджело, Мухиной, Серова и др. Задание: изображение бегущих фигур на полосе бумаги наклейками на тему «Эстафета» Материалы: бумага двух цветов, ножницы, клей, гуашь, кисти. Понятия набросок, рисунок, эскиз, пропорции, искусство художниковпортретистов. Задание: зарисовать человека с натуры. Материалы: бумага, карандаш. Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Композиция, колорит, аксессуары, характер позы как средство раскрытия задуманного образа. Знать понятия набросок, эскиз, картина, репродукции картин, изображающих человека в труде, отражающих профессию. Задание: Составить эскиз и перенести его на бумагу отражающий профессию человека и предметами его окружающими. «Процесс создания картины» 9 Картина. Процесс создания картины. Цель: Познакомить детей с картиной как взглядом художника на мир на примере творчества А.Пластова. 1 Композиция. Ритм. Тон. Фактура. Свет. Форма. Цвет. Цель: познакомить Пространство. учащихся с процессом Натура. Эскиз. «Процесс работы над станковым произведением» работы над станковым произведением. 10-11 2 главного персонажа через среду, в которой он находится. Среда даётся в виде фона. Связь человека со средой определяется характерными объектами, предметами, предметами труда и т.д. Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти. Картина-взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Процесс создания картины. Творчество Пластова. Зрительный ряд: электронная презентация. Роль сюжета в решении образа, роль живописно- пластических средств в решении образа (композиция, ритм, свет, форма, цвет, Пространство, фактура и т.д. Оптические иллюзии, фигура и тон. Эскизы и сбор материала-две стороны процесса поиска образа картины. Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины. Задание: создание эскизов композиции на выбранную тему из своей жизни. Материалы: бумага, мелки, карандаш. «Сюжетная композиция». 12-13 14-15 16 Цель: формирование практических навыков по переносу эскиза на большой лист бумаги, создание сюжетной композиции. «Конструкция, увеличение и уменьшение изображения» 2 Конструкция. 2 Цель: сформировать навыки увеличения и уменьшения размера картинки при помощи палетки. Жанр. Бытовой «Бытовой жанр в русском искусстве» жанр. Сюжет. Цель: познакомить Живопись. детей с бытовым жанром. «Мой дом, моя семья» 17-18 Колорит. Цвет. Пространство. Перспектива. Цель: обобщить и закрепить знания по теме «бытовой жанр» Роль колорита в раскрытии художественного образа, значение цвета в выделении смыслового центра, передача цветом пространства, последовательность работы над композицией, приёмы переноса эскиза на большой лист. Задание: перенести эскиз на лист, уточнить композицию, определить цветовую гамму композиции. Материалы: бумага, акварель, гуашь, пастель. Что такое конструкция, как увеличить или уменьшить изображение при помощи сетки. Задание: на заранее разлинованных листах размером 1,5х1,5 и 0,5х0,5 нарисовать заданный рисунок используя палетку. Понятия жанр, сюжет, бытовой жанр. 1 Бытовой жанр 2 Зрительный ряд: Шарден. Домье. Дега. Венецианов. Перов. Коровин. Пименов. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов и П. Федотов Развитие и обобщение основных аспектов предыдущего урока, акцентирование на теме семьи, её повседневной жизни. Зрительный ряд: Середникова. «Жизнь людей моей деревни» 19-20 Цель: обобщить и закрепить знания по теме «бытовой жанр» 21-23 «Художниквыразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Исторический жанр.». Цель: познакомить учащихся с историческим жанром и взаимосвязью с другими жанрами ИЗО. «Батальный жанр» 24-25 Цель: познакомить учащихся с батальным жанром. Бытовой жанр. 2 Понятия исторический жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок, репродукции картин с историческим сюжетом. Линия горизонта. Батальный жанр. сюжет, содержание, эскиз, набросок, 3 2 Шарден. Рембрандт. Задание: выполнить композицию на выбранную тему из жизни семьи. Материалы: бумага, гуашь, кисти. Ежедневная жизнь проходит не только внутри дома, но и на улицах. Здесь также в простом, ежедневном выражается особый, неповторимый характер жизни людей. Задание: выполнить композицию на выбранную тему из жизни деревни. Материалы: бумага, гуашь, кисти. В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Сложный мир исторической картины. Отличие исторической картины от произведения бытового жанра, натюрморта, портрета, пейзажа. Натюрморт, портрет, пейзаж как элементы исторической картины. Творчество В.И.Сурикова. Зрительный ряд: электронная презентация. Задание: выполнить композицию на историческую тему. Материалы: бумага, гуашь, кисти. Особенности батального жанра. Творчество художников- баталистов. Зрительный ряд: электронная презентация. Задание: выполнить композицию на 26-27 «Сказочнобылинный жанр. Волшебный мир сказки» Цель: познакомить учащихся со сказочнобылинным жанром. «Плакат» Цель: познакомить учащихся с плакатом как особым видом графики. Стр. 32-39 28-30 репродукции картин с батальным сюжетом. Тема Великой Отечественной войны в станковом искусстве. Сказочнобылинный жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок. военную тему. Материалы: бумага, гуашь, кисти. 2 Плакат, шрифт, шрифтовая композиция, роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком 3 Особенности сказочно-батального жанра. Творчество художниковсказочников. Зрительный ряд: электронная презентация. Задание: выполнить композицию «Моя любимая сказка». Материалы: бумага, гуашь, кисти. Его специфика и отличие от станковой и книжной графики. Специфика образного языка плаката. Роль текста и его связь с рисунком. Ведущие мастера плаката. Зрительный ряд: плакаты современных художников Савостюка, Успенского, Каракашева, Островского и др. Задание: выполнить плакаты на темы «защита окружающей среды», «Охрана памятников истории и культуры», «охрана и защита окружающего мира». Материалы: по выбору учащихся. «Альбом по искусству» Книжная графика. Цель: познакомить Обложка. Титул. учащихся с Шрифт. Анализ и отличительными оценка процесса и особенностями книжной результатов графики. собственного Стр.29-31, 40-45 художественного творчества. 31-34 4 Отличие книжной графики от других видов графики. Мастера книжной графики. История создания книгопечатания. Из чего состоит книга. «Обложка» Особая смысловая нагрузка обложки и суперобложки. Средства выразительности обложки: лаконичность, декоративность. Иллюстрации. Роль шрифта на обложке и его взаимосвязь с изображением. «Титул» Титул- визитная карточка книги. Отличие титула от других компонентов книги. Виды титулов, в каких книгах встречаются, средства выразительности титула, стилевое единство всех компонентов книги. «Шрифт». Шрифт и буквица. Место их в оформлении. Орнаментика шрифта и его читаемость. Взаимосвязь шрифта с общим решением листа и иллюстраций. Традиции написания шрифта у разных народов. Зрительный ряд: книги по искусству. Задание: создать альбом по искусству с работами учащихся, выполненными в течение года. Материалы: по выбору учащихся.