Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462, ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34 Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: на первой странице Дата: 2023.09.30 13:01:39+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса составлена в соответствии со стандартами второго поколения на основе примерной программы по «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл. Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2016г. для основного общего образования Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Основная цель школьного предмета«Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: - формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; - освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; - формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; - развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; - формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоциональнонравственной оценки; - овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной • • • деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); • • • • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа) Виды изобразительного искусства и основы образного языка(8 часов) 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка 2. Рисунок — основа изобразительного творчества. 3. Объём-основа языка скульптуры. 4. Чёрное и белое-основа языка графики. 5. Цвет-основа языка живописи. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) 1. Реальность и фантазия в творчестве художника. 2. Изображение предметного мира — натюрморт. 3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 4. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. 5. Освещение. Свет и тень. 6. Натюрморт в графике. 7. Цвет в натюрморте. 8. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет(10 часов) 1. Образ человека — главная тема в искусстве. 2. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. 3. Изображение головы человека в пространстве. 4. Портрет в скульптуре. 5. Графический портретный рисунок. 6. Сатирические образы человека. 7. Образные возможности освещения в портрете. 8. Роль цвета в портрете. 9. Великие портретисты прошлого. 10. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Человек и пространство. Пейзаж (8 часов) 1. Жанры в изобразительном искусстве. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Учебно-тематический план. Тема урока Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Рисунок- язык всех видов ИЗО. Объём-основа языка скульптуры. Чёрное и белое-основа языка графики. Цвет-основа языка живописи. Познание окружающей действительности-основа изобразительной деятельности человека. Анималистический жанр. Пейзаж. Натюрморт. Портрет Музеи мира часы 1 2 2 2 2 1 1 6 6 8 3 34 Итого УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1. Программа - Изобразительное искусство 5 - 9 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. Составители: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., Просвещение, 2016. 2. Учебник: «Изобразительное искусство» 6 класс. «Искусство в жизни человека» Автор: Л.А. Неменская Под редакцией Б.М.Неменского Издательство, год издания: Москва «Просвещение»,2016 г. Методические пособия для учителя: (автор, издательство, год издания): 3. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Москва, «Сфера», 2007год, 4. М.А. Порохневская, «Изобразительное искусство» 6 класс, «Учитель АСТ», 2008 год 5. О.В. Павлова, «Изобразительное искусство» 6 класс, «Учитель», Волгоград, 2007 год. 6. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель», Волгоград,2008 год. 7. Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества» 4-8 класс (внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год Ресурсное обеспечение программы: Н.М. Сокольникова « Основы рисунка»,«Основы композиции», «Основы живописи», «Краткий словарь художественных терминов», Н.П.Костерин «Учебное рисование» , Л.А .Неменская «Каждый народ художник»,Е.И. Коротеева « Искусство и ты», Журналы «Юный художник». Журнал «ИЗО в школе». Газета «Первое сентября». ИЗО. Репродукции картин. Энциклопедия ИСКУССТВО, Энциклопедия юного художника. ИНТЕРНЕТ ресурсы. Медиапрезентации уроков. Тема: «Изобразительное искусство и мир интересов человека» № урока 1 Тема урока Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС Виды ИЗО: живопись, графика, скульптура. Язык художественной выразительности Цель: Познакомить (композиция, учащихся с видами линия, ритм, пятно, изобразительного цвет, форма, объём, искусства, показать пространство, разнообразное использование средств в фактура и т.д.) Колич ество часов Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. 1 образных языках искусств. Стр. 8-23 2-3 «Рисунок- язык всех видов ИЗО». «Восприятие формы. Многообразие форм» Цель: Познакомить учащихся с основой графического искусства- Рисунок. Линия. Пятно. Силуэт. 2 Дата Содержание урока план Изобразительное искусство и его виды. Художественный образ и художественновыразительные средства живописи и графики. Колорит. Цвет и цветовой контраст. Формат композиция. Ритм. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Навыки изображения формы предмета. Использование карандаша и красок. Зрительный ряд: Мухиной, Ван Гога, Моне, Машкова, Ватагина, Кузнецова, Маттиса, Купреянова, Рылова, Микеланджело, Репина, Растрелли, Леонардо да Винчи, Врубеля и др. Задание: Рисование разных линий в разных направлениях с заполнением цветом пространства между ними. Значение рисунка в работе художника. Линия, штрих, тон - основные средства выразительности рисунка. Задание: Практические упражнения с простым карандашом. Зрительный ряд: электронная презентация. Музыкальный ряд: произведения в которых выражено «крещендо»-постепенное усиление звучания, нарастание звука. Пятно в изобразительном искусстве. по факту рисунком, сформировать навыки работы линией в процессе создания эмоциональнохудожественного образа. Стр. 24-47 4-5 «Объём- основа языка скульптуры». Понятие силуэта. Тональная шкала. Ритм пятен. Композиция места. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Что такое форма? Задание: Дорисовка случайных пятен. Скульптура. Виды скульптуры. Объём. Цель: Познакомить учащихся с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности, сформировать навыки в технике лепки и создании художественного образа в пластическом материале. Стр. 48-53 6-7 «Чёрное и белоеоснова языка графики». Цель: познакомить учащихся с произведениями печатной графики, техникой производства гравюр на различных материалах, освоить приёмы построения композиции в 2 Графика. Гравюра. Плановость. Тон. Пятно. Линия. Пятно. 2 Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садовопарковая). Отличие скульптуры от других видов ИЗО. Объём, трёхмерность - основа языка скульптуры. Способы выполнения скульптуры (высекание, лепка, отливка, вырезание). Использование пластилина. Умение использования языка скульптуры в собственной творческой деятельности. Зрительный ряд: Микеланджело, Мухиной, Мирона, статуи фараонов (Древний Египет Задание: Лепка из пластилина фигуры человека. Материалы: пластилин, стекло, проволока, стеки. Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), фактура в графике. Тон, пятно, линия, точка- основа языка графики. Отношение чёрных и белых пятен. Их ритм. Нюансы тона. Гравюра, линогравюра, офорт и т.д. Построение пространства (плановость) Использование графических материалов (карандаш). Зрительный ряд: Рембрандт, графике. 8-9 Живопись. Цвет. Нюанс. Цель: Познакомить Насыщенность. учащихся со свойствами Свет. «Цвет- основа языка живописи». цвета, сформировать умения составлять сближенную цветовую гамму. Стр. 38-45 2 10 Жанры в изобразительном искусстве. Анималистический Портрет. Натюрморт. Пейзаж. познакомить Тематическая «Познание окружающей действительностиоснова изобразительной деятельности человека». Цель: 1 Фаворский. Гончаров, Голицин Задание: Выполнение пейзажа в технике граттаж. Материалы: бумага, тушь, перо. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Цвет и цветовой контраст. Фактура в живописи. Локальный цвет и цвет богатый нюансами. Соотношение тона и цвета. Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Насыщенность цвета и его образное звучание. Мазки- лёгкий, пастозный, прозрачный, мазок по форме. Зрительный ряд: Врубель, Малявин, Моне, Грабарь, Фальк, Моранди, Ренуар, Синьяк. Задание: Составить сближенную гамму применяя мазки типа « точка-кирпичик», «наклонной штриховки». Передать впечатление водной ряби, цветущей сирени, вишни, яблони Материалы: бумага, кисти, гуашь. Расширение связей человека с миром природы с древних времён до наших дней, жанры в изобразительном искусстве. Анималистический Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр Зрительный ряд: Шишкина, Васильева, Левитана.образцы искусства Древнего Египта, Малой Азии, Древнего Китая. учащихся с творчеством картина: бытовой и русских художников, тематический жанр передать их отношение к русской природе и родине, сформировать понимание значения художника-патриота и гражданина. Стр. 138-141 11 «Анималистически й жанр». Анималистический жанр. Цель: Показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу, познакомить учащихся с анималистическим жанром искусства. 12 Пейзаж – сфера искусства, в котором формируется отношение к природе» Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения пейзажа как самостоятельного жанра, показать разное понимание природы Задание: Выполнение набросков, эскизов по воображению. Рисование по представлению окружающего ребёнка мира. 1 Русское изобразительное искусство. Пейзаж. Линия горизонта. 1 Жанры ИЗО (анималистический). Выделение анималистического жанра в самостоятельный жанр, изображение животных из глины и камня, в скульптуре, в декоре, в архитектуре. Изображение животных. Зрительный ряд: Серов, Васнецов, Ватагин, Ефимова, Чарушин, Дюрер. Задание: Изображение животных в технике сухой кисти. Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта. Зрительный ряд: электронная презентация. Задание: Создать эскиз эпического пейзажа «Дорога в большой мир, «Путь реки» и пр. народами Востока и Европы, отразить значение русских художников 19 века в новом понимании красоты природы того времени. 13-14 «Пейзаж в графике» Цель: познакомить учащихся с понятием линейной перспективы, обобщить знания по теме «Печатная графика», сформировать работы в технике монотипии. Стр. 164-171 15 «Художники выражают своё понимание красоты природы». Цель: познакомить учащихся с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников. Стр. 152-163 Графика. Пейзаж. Гравюра. Офорт. Литография. 2 Виды пейзажа. Воздушная перспектива. Линия горизонта. Живопись. 1 Основные средства пространственного изображения. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Техники экстампа: офорт, литография, линогравюра, монотипия. Декоративность экстампа, возможность иметь подлинное произведение искусства сразу во многих домах. Характер языка. Значение линии, пятна. Чёрно-белые экстампы пейзажного искусства. Зрительный ряд: офорты-Рембранта, Матэ, Захарова, Литографии, гравюры. Задание: выполнить эскиз гравюры на линолеуме по выбору учащихся. Материалы: бумага, тушь, кисть, перо, палочка, кусочек линолеума. Пейзаж и его виды. Средства художественной выразительности пейзажной живописи: воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство. Зрительный ряд: Электронная презентация. Задание: Выполнить эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти». Материалы: по выбору учащихся. 16 «Построение пространства в пейзаже» Цель: Познакомить учащихся с возможностями передачи пространства в пейзаже, расширить и обобщить знания в области воздушной перспективы. Сформировать навыки в передаче образа пейзажа. Стр. 142-147 17 «Роль колорита в пейзаже». Цель: познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать умение создавать цветовое единство изображения. Стр. 148-151 18 Отношение человека к миру вещей» Пейзаж. Законы воздушной перспективы. Композиция. 1 Пейзаж. Колорит. 1 1 Композиция в пейзаже. Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Выразительность высокого и низкого горизонта. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива). Задание: выполнение работы по эскизу предыдущего урока с учётом полученных на занятиях представлений о построении пространства. Цветовое единство изображения. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности (гамма мажорная, минорная). Гармоничный колорит. Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа (классицизм, романтизм, импрессионизм). Значение колорита в произведениях русских и советских художников. Зрительный ряд: электронная презентация. Задание: сделать два небольших эскиза с разным колористическим решением пейзажа. Материалы: бумага, кисти, пастель, акварель. Значение предметов быта, различных вещей для жизни человека. Предназначение вещей. Задание: Написать маленькую новеллу о Цель: Показать учащимся ценность каждой вещи, формировать умение видеть заложенную в вещи частичку души человека. Стр.58-61 19 Отношение художника к миру вещей» Цель: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта. Стр.56-57 20 «Натюрморт» Цель: формирование навыков рационального выбора точки зрения и формата для изображения натюрморта, передачи пропорций изображаемых предметов, грамотного размещения композиции на плоскости. Стр. 62-67, 86-87 ценно для вас вещи и нарисовать её на этом же листе. Материалы: альбомный лист, цветные карандаши, пастель, акварель или гуашь. Натюрморт. Композиция. Равновесие. Композиция. 1 Натюрморт. Свет и тень. Тон. Композиция. 1 История возникновения жанра натюрморта как самостоятельного жанра. Виды изобразительного искусства, в которых существует этот жанр. Роль композиции, одного из важнейших средств выражения в натюрморте. Заполнение листа, равновесие и движение. Зрительный ряд: электронная презентация. Задание: композиционные рисунки карандашом (размером с ладонь) Материалы: бумага, простой карандаш. Пропорции предметов, характер формы и свет: освещённость как средство выражения настроения, состояния. Свет как средство решения композиции (выделение смыслового центра при помощи освещённости). Композиционное расположение предметов на листе бумаги. Построение перспективы и передача пропорций каждого отдельного предмета, их взаимное расположение. Передача фактуры предметов. Композиционные правила, приёмы и средства. Правило золотого сечения. Передача симметрии и асимметрии в композиции. Задание: Изобразить композицию 21 «Живопись натюрморта» Цель: Обобщить знания по теме «Цвет в живописи», сформировать навыки работы над живописным натюрмортом. Стр.68-75, 78-85 22-23 Натюрморт. Цвет. Контраст. Живопись. 1 Натюрморт. Графика. Линия. Цель: показать значение Пятно. Тон. Свет. и место натюрморта в Светотень. «Натюрморт в графике» искусстве, роль и значение вещей в жизни человека. Формирование навыков работы в графической технике. Обобщение темы «Натюрморт». Стр. 76-77 24-25 «Вглядываясь в человека, жанр портрета, литературный герой. Цель: познакомить 2 Портрет. Виды портретов. Пропорции. 2 натюрморта, выбранную на предыдущем уроке. Свет и тень, тон. Материалы: мягкий материал, одноцветные мелки, уголь, карандаш, сангина, соус. Натюрморт как часть картины. Свойства цвета. Локальный цвет. Живопись натюрморта. Тональный и цветовой контрасты. Рефлексивные связи.. Мазок. Задание: Живописное решение натюрморта, выполненного на предыдущем уроке. Материалы: кисти, акварель. Натюрморт в тиражной графике. Различные графические техники, в которых может быть выполнен натюрморт. Особенность языка. Значение линии, пятна, тона. Выразительность скупого языка чёрного и белого. Станковая графика. Книжная графика. Плакат. Промышленная графика. Учебно-оформительская графика. Значение линии, пятна, тона. Задание: Рисование натюрморта из геометрических фигур карандашом с показанием светотени.или сделать из картона при помощи клея и ножниц натюрморт, откатать краской, сделать отпечатки. Человек- главная тема в искусстве. Жанр портрета. Виды портретов: парадный, социальный, психологический, костюмированный, автопортрет. Композиционный строй портрета: погрудный, поясной, поколенный, однофигурный, групповой. История возникновения портрета. учащихся с видами портрета и историей развития жанра, сформировать навыки изображения головы человека в соответствии с пропорцией. Стр. 90-101 26-27 «Вглядываясь в человека, жанр портрета, портрет в скульптуре» Зрительный ряд: электронная презентация. Задание: Выполнить наброски пропорций головы человека в фас и в профиль. Изображение литературного героя не конкретного человека, а собирательного образа. Материалы: карандаш, бумага. Скульптура. Портрет. Форма. Конструкция. Пропорция. Цель: знакомство учащихся с психологическим портретом на примере шедевров мировой культуры, формирование навыков и умений в создании образа при помощи пластического материала. Стр. 102-111 28-29 «Портрет в графике» Цель: дать понятие о характерных отличиях графического портрета, композиции, последовательности рисования головы человека. Познакомить 2 Портрет. Графика. Ракурс. Эскиз. Целостность изображения. 2 Скульптурные композиции. Отдельная скульптура. Передача в скульптуре особенностей характера человека через конструкцию, форму и пропорцию головы. Зрительный ряд: скульптурные произведения. Задание: лепка портрета персонажа по выбору учащихся с использованием каркаса. Материалы: пластилин, глина, стеки, проволока, флаконы для каркаса. Портрет. Портрет-характер. Портретдокумент эпохи. Портрет в графике. Рисование головы человека с натуры. Ракурс в изображении человека. Рисование головы человека с натуры в разных ракурсах. Композиция в портрете. Зрительный ряд: электронная презентация. Задание: Небольшой портрет соседа по парте. учащихся с понятием «ракурс», сформировать умения изображать голову человека при различных поворотах. Стр.112-119 30-31 «Портрет в живописи» Цель: Познакомить учащихся с портретомобобщением в творчестве великих художников, показать значение единства всех средств композиции (ритм, пропорции, напряжённость и мягкость колорита) Стр.120-125 32-33 «Музеи мира» Цель: познакомить учащихся с историей возникновения музеев, показать их роль как хранилища духовного опыта человечества. 34 «Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств». Цель: обобщить изученный материал по темам «Пейзаж», «Натюрморт», Анализ композиции портрета предложенного учителем. Материалы: бумага, карандаш, уголь, сангина. Портрет. Композиция. Цвет. Колорит. 2 Музеи: Лувр. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Прадо. Петергоф. Царское село. Павловск. Русский музей. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества. Все основные понятия 2 Композиция и цвет- средства выразительности портретной живописи. Колорит в портрете. Портрет- обобщенный образ героя. Зрительный ряд: электронная презентация. Задание: выполнение портретного изображения (на основе просмотра серии фотографий). Материалы: бумага, карандаш, акварель. История появления музеев. Лувр. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Прадо. Петергоф. Царское село. Павловск. Русский музей. Зрительный ряд: электронные презентации. Игра-проект «Жанры искусства». 1 «Портрет», проконтролировать умение учащихся самостоятельно ориентироваться в мире искусства. Стр. 126-135 пройденных тем.