Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО
DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462,
ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34
Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ
УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ
№ 1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА
АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: на первой странице
Дата: 2023.09.30 13:01:39+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6
класса составлена в соответствии со стандартами второго поколения на
основе примерной программы по «Изобразительное искусство и
художественный труд». 1-9 кл. Автор: Б.М. Неменский. Москва
«Просвещение» 2016г. для основного общего образования
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 34
часа в год, 1 час в неделю.
Основная цель школьного предмета«Изобразительное искусство»
— развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в
практической,
деятельностной форме
в процессе
личностного
художественного творчества.
Основные формы учебной
деятельности
—
практическое
художественное творчество посредством овладения художественными
материалами, зрительское восприятие произведений искусства и
эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного
восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения
в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла
визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к
самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям
культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты
человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной
художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом
развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и
структурированию визуального образа на основе его эмоциональнонравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными
художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую
образовательную структуру практическую художественно-творческую
деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений
искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как
школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя
основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа
как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в
условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе —
продолжение художественно-эстетического образования, воспитания
учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими
художественный опыт.
Смысловая
и
логическая
последовательность
программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов
обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие
задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и
окружающей действительности в единую образовательную структуру,
образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой
предложенной темы. Программа построена на принципах тематической
цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость
поставленных задач и вариативность их решения. Программа
предусматривает
чередование
уроков индивидуального
практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной
школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида
искусства.
Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» —
посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся
формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок
и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык
искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в
истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто
бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы,
происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать,
входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность

проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь
собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и
знаний, и умений.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
способностей
учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

•

•

•

деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в
художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
•
формирование основ художественной культуры обучающихся как части
их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения;
•
развитие
эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию,
зрительной
памяти,
ассоциативного
мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
•
развитие визуально-пространственного мышления как формы
эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров
и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных
в пространственных формах (фольклорное художественное творчество
разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного
искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты
человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и
дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);

•

•

•
•

приобретение опыта работы различными художественными материалами и
в разных техниках в различных видах визуально-пространственных
искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том
числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка(8 часов)
1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка
2. Рисунок — основа изобразительного творчества.
3. Объём-основа языка скульптуры.
4. Чёрное и белое-основа языка графики.
5. Цвет-основа языка живописи.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
1. Реальность и фантазия в творчестве художника.
2. Изображение предметного мира — натюрморт.
3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
4. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
5. Освещение. Свет и тень.
6. Натюрморт в графике.
7. Цвет в натюрморте.
8. Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет(10 часов)

1. Образ человека — главная тема в искусстве.
2. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
3. Изображение головы человека в пространстве.
4. Портрет в скульптуре.
5. Графический портретный рисунок.
6. Сатирические образы человека.
7. Образные возможности освещения в портрете.
8. Роль цвета в портрете.
9. Великие портретисты прошлого.
10.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж (8 часов)
1. Жанры в изобразительном искусстве.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и
смысл.
Учебно-тематический план.

Тема урока
Виды изобразительного искусства и основы их образного
языка.
Рисунок- язык всех видов ИЗО.
Объём-основа языка скульптуры.
Чёрное и белое-основа языка графики.
Цвет-основа языка живописи.
Познание окружающей действительности-основа
изобразительной деятельности человека.
Анималистический жанр.
Пейзаж.
Натюрморт.
Портрет
Музеи мира

часы
1
2
2
2
2
1
1
6
6
8
3
34

Итого
УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Программа - Изобразительное искусство 5 - 9 классы. Под редакцией
Б. М. Неменского. Составители: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н.
А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М.,
Просвещение, 2016.
2. Учебник: «Изобразительное искусство» 6 класс. «Искусство в жизни
человека» Автор: Л.А. Неменская Под редакцией Б.М.Неменского
Издательство, год издания: Москва «Просвещение»,2016 г.
Методические пособия для учителя: (автор, издательство, год
издания):
3. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному
искусству», Москва, «Сфера», 2007год,
4. М.А. Порохневская, «Изобразительное искусство» 6 класс, «Учитель АСТ», 2008 год
5. О.В. Павлова, «Изобразительное искусство» 6 класс, «Учитель»,
Волгоград, 2007 год.
6. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс,
«Учитель», Волгоград,2008 год.
7. Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества» 4-8 класс
(внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год

Ресурсное обеспечение программы:
Н.М. Сокольникова « Основы рисунка»,«Основы композиции»,
«Основы живописи», «Краткий словарь художественных терминов»,
Н.П.Костерин «Учебное рисование» , Л.А .Неменская «Каждый народ
художник»,Е.И. Коротеева « Искусство и ты», Журналы «Юный
художник». Журнал «ИЗО в школе». Газета «Первое сентября». ИЗО.
Репродукции картин. Энциклопедия ИСКУССТВО, Энциклопедия юного
художника. ИНТЕРНЕТ ресурсы. Медиапрезентации уроков.

Тема: «Изобразительное искусство и мир интересов человека»

№
урока

1

Тема урока

Элементы
содержания
изучаемого
материала в
соответствии с
ФГОС

Виды ИЗО:
живопись, графика,
скульптура. Язык
художественной
выразительности
Цель: Познакомить
(композиция,
учащихся с видами
линия, ритм, пятно,
изобразительного
цвет, форма, объём,
искусства, показать
пространство,
разнообразное
использование средств в фактура и т.д.)

Колич
ество
часов

Виды
изобразительного
искусства и основы
их образного
языка.

1

образных языках
искусств.
Стр. 8-23

2-3

«Рисунок- язык
всех видов ИЗО».
«Восприятие
формы.
Многообразие
форм»
Цель: Познакомить
учащихся с основой
графического искусства-

Рисунок. Линия.
Пятно. Силуэт.
2

Дата
Содержание урока
план
Изобразительное искусство и его виды.
Художественный образ и художественновыразительные средства живописи и графики.
Колорит. Цвет и цветовой контраст. Формат
композиция. Ритм. Виды живописи (станковая,
монументальная, декоративная). Навыки
изображения формы предмета. Использование
карандаша и красок.
Зрительный ряд: Мухиной, Ван Гога,
Моне, Машкова, Ватагина, Кузнецова, Маттиса,
Купреянова, Рылова, Микеланджело, Репина,
Растрелли, Леонардо да Винчи, Врубеля и др.
Задание: Рисование разных линий в
разных направлениях с заполнением цветом
пространства между ними.
Значение рисунка в работе художника.
Линия, штрих, тон - основные средства
выразительности рисунка.
Задание: Практические упражнения с простым
карандашом.
Зрительный ряд: электронная презентация.
Музыкальный ряд: произведения в
которых выражено «крещендо»-постепенное
усиление звучания, нарастание звука.
Пятно в изобразительном искусстве.

по
факту

рисунком,
сформировать навыки
работы линией в
процессе создания
эмоциональнохудожественного
образа.
Стр. 24-47

4-5

«Объём- основа
языка
скульптуры».

Понятие силуэта. Тональная шкала. Ритм пятен.
Композиция места. Доминирующее пятно.
Линия и пятно. Что такое форма?
Задание: Дорисовка случайных пятен.

Скульптура. Виды
скульптуры.
Объём.

Цель: Познакомить
учащихся с видами и
жанрами скульптуры,
средствами
художественной
выразительности,
сформировать навыки в
технике лепки и
создании
художественного образа
в пластическом
материале.
Стр. 48-53

6-7

«Чёрное и белоеоснова языка
графики».
Цель: познакомить
учащихся с
произведениями печатной
графики, техникой
производства гравюр на
различных материалах,
освоить приёмы
построения композиции в

2

Графика. Гравюра.
Плановость. Тон.
Пятно. Линия.
Пятно.
2

Виды скульптуры (станковая,
монументальная, декоративная, садовопарковая).
Отличие скульптуры от других видов
ИЗО. Объём, трёхмерность - основа языка
скульптуры. Способы выполнения скульптуры
(высекание, лепка, отливка, вырезание).
Использование пластилина.
Умение использования языка скульптуры
в собственной творческой деятельности.
Зрительный ряд: Микеланджело,
Мухиной, Мирона, статуи фараонов (Древний
Египет
Задание: Лепка из пластилина фигуры
человека.
Материалы: пластилин, стекло,
проволока, стеки.
Виды графики (станковая, книжная,
плакатная, промышленная), фактура в графике.
Тон, пятно, линия, точка- основа языка
графики. Отношение чёрных и белых пятен. Их
ритм. Нюансы тона.
Гравюра, линогравюра, офорт и т.д.
Построение пространства (плановость)
Использование графических материалов
(карандаш).
Зрительный ряд: Рембрандт,

графике.

8-9

Живопись. Цвет.
Нюанс.
Цель: Познакомить
Насыщенность.
учащихся со свойствами Свет.
«Цвет- основа
языка живописи».

цвета, сформировать
умения составлять
сближенную цветовую
гамму.
Стр. 38-45

2

10

Жанры в
изобразительном
искусстве.
Анималистический
Портрет.
Натюрморт.
Пейзаж.
познакомить Тематическая

«Познание
окружающей
действительностиоснова
изобразительной
деятельности
человека».
Цель:

1

Фаворский. Гончаров, Голицин
Задание: Выполнение пейзажа в технике
граттаж.
Материалы: бумага, тушь, перо.
Виды живописи (станковая,
монументальная, декоративная).
Цвет и цветовой контраст.
Фактура в живописи.
Локальный цвет и цвет богатый
нюансами. Соотношение тона и цвета.
Понятие «локальный цвет», «тон»,
«колорит», «гармония цвета». Цветовые
отношения. Живое смешение красок.
Взаимодействие цветовых пятен и цветовая
композиция.
Насыщенность цвета и его образное
звучание. Мазки- лёгкий, пастозный,
прозрачный, мазок по форме.
Зрительный ряд: Врубель, Малявин,
Моне, Грабарь, Фальк, Моранди, Ренуар,
Синьяк.
Задание: Составить сближенную гамму
применяя мазки типа « точка-кирпичик»,
«наклонной штриховки». Передать впечатление
водной ряби, цветущей сирени, вишни, яблони
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
Расширение связей человека с миром
природы с древних времён до наших дней,
жанры в изобразительном искусстве.
Анималистический Портрет. Натюрморт.
Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и
тематический жанр
Зрительный ряд: Шишкина, Васильева,
Левитана.образцы искусства Древнего Египта,
Малой Азии, Древнего Китая.

учащихся с творчеством картина: бытовой и
русских
художников, тематический жанр
передать их отношение
к русской природе и
родине, сформировать
понимание
значения
художника-патриота и
гражданина.
Стр. 138-141

11

«Анималистически
й жанр».

Анималистический
жанр.

Цель: Показать
неразрывную связь
человека и животного,
сформировать
понимание
необходимости
защищать и изучать
природу, познакомить
учащихся с
анималистическим
жанром искусства.

12

Пейзаж – сфера
искусства, в
котором
формируется
отношение к
природе»
Цель: Познакомить
учащихся с историей
возникновения пейзажа
как самостоятельного
жанра, показать разное
понимание природы

Задание: Выполнение набросков,
эскизов по воображению. Рисование по
представлению окружающего ребёнка мира.

1

Русское
изобразительное
искусство. Пейзаж.
Линия горизонта.
1

Жанры ИЗО (анималистический).
Выделение анималистического жанра в
самостоятельный жанр, изображение животных
из глины и камня, в скульптуре, в декоре, в
архитектуре. Изображение животных.
Зрительный ряд: Серов, Васнецов,
Ватагин, Ефимова, Чарушин, Дюрер.
Задание: Изображение животных в технике
сухой кисти.
Материалы: жёсткая кисть, гуашь,
бумага.

Пейзаж как самостоятельный жанр в
искусстве. Превращение пустоты в древний
китайский пейзаж. Эпический и романтический
пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир.
Роль выбора формата. Высота горизонта.
Зрительный ряд: электронная
презентация.
Задание: Создать эскиз эпического
пейзажа «Дорога в большой мир, «Путь реки» и
пр.

народами Востока и
Европы, отразить
значение русских
художников 19 века в
новом понимании
красоты природы того
времени.

13-14

«Пейзаж в
графике»
Цель: познакомить
учащихся с понятием
линейной перспективы,
обобщить знания по
теме «Печатная
графика», сформировать
работы в технике
монотипии.
Стр. 164-171

15

«Художники
выражают своё
понимание
красоты природы».
Цель: познакомить
учащихся с различными
видами и характерами
пейзажа, картинами
знаменитых
художников.
Стр. 152-163

Графика. Пейзаж.
Гравюра. Офорт.
Литография.

2

Виды пейзажа.
Воздушная
перспектива. Линия
горизонта.
Живопись.

1

Основные средства пространственного
изображения. Законы линейной перспективы и
их применение в изображении пейзажа. Пейзаж
в тиражной графике. Техники экстампа: офорт,
литография, линогравюра, монотипия.
Декоративность экстампа, возможность иметь
подлинное произведение искусства сразу во
многих домах. Характер языка. Значение линии,
пятна. Чёрно-белые экстампы пейзажного
искусства.
Зрительный ряд: офорты-Рембранта,
Матэ, Захарова, Литографии, гравюры.
Задание: выполнить эскиз гравюры на
линолеуме по выбору учащихся.
Материалы: бумага, тушь, кисть, перо,
палочка, кусочек линолеума.
Пейзаж и его виды. Средства
художественной выразительности пейзажной
живописи: воздушная перспектива, колорит,
линия горизонта, пространство.
Зрительный ряд: Электронная
презентация.
Задание: Выполнить эскиз на тему:
«Дорога, по которой мне хотелось бы пройти».
Материалы: по выбору учащихся.

16

«Построение
пространства в
пейзаже»
Цель: Познакомить
учащихся с
возможностями
передачи пространства в
пейзаже, расширить и
обобщить знания в
области воздушной
перспективы.
Сформировать навыки в
передаче образа
пейзажа.
Стр. 142-147

17

«Роль колорита в
пейзаже».
Цель: познакомить
учащихся с
колористическими
возможностями
изображения пейзажа,
сформировать умение
создавать цветовое
единство изображения.
Стр. 148-151

18

Отношение
человека к миру
вещей»

Пейзаж. Законы
воздушной
перспективы.
Композиция.

1

Пейзаж. Колорит.

1

1

Композиция в пейзаже. Построение
пространства как средство решения образа
пейзажа. Выразительность высокого и низкого
горизонта. Роль тона и цвета в изображении
пространства (воздушная перспектива).
Задание: выполнение работы по эскизу
предыдущего урока с учётом полученных на
занятиях представлений о построении
пространства.

Цветовое единство изображения.
Колорит как средство решения образа пейзажа,
как одно из ведущих средств выразительности
(гамма мажорная, минорная). Гармоничный
колорит.
Значение колорита в разные
исторические периоды развития жанра пейзажа
(классицизм, романтизм, импрессионизм).
Значение колорита в произведениях русских и
советских художников.
Зрительный ряд: электронная
презентация.
Задание: сделать два небольших эскиза с
разным колористическим решением пейзажа.
Материалы: бумага, кисти, пастель,
акварель.
Значение предметов быта, различных
вещей для жизни человека. Предназначение
вещей.
Задание: Написать маленькую новеллу о

Цель: Показать
учащимся ценность
каждой вещи,
формировать умение
видеть заложенную в
вещи частичку души
человека.
Стр.58-61

19

Отношение
художника к миру
вещей»
Цель: познакомить
учащихся с жанром
натюрморт, основами
композиции и
правилами постановки
натюрморта.
Стр.56-57

20

«Натюрморт»
Цель: формирование
навыков рационального
выбора точки зрения и
формата для
изображения
натюрморта, передачи
пропорций
изображаемых
предметов, грамотного
размещения композиции
на плоскости.
Стр. 62-67, 86-87

ценно для вас вещи и нарисовать её на этом же
листе.
Материалы: альбомный лист, цветные
карандаши, пастель, акварель или гуашь.

Натюрморт.
Композиция.
Равновесие.
Композиция.
1

Натюрморт. Свет и
тень. Тон.
Композиция.

1

История возникновения жанра
натюрморта как самостоятельного жанра. Виды
изобразительного искусства, в которых
существует этот жанр.
Роль композиции, одного из важнейших
средств выражения в натюрморте. Заполнение
листа, равновесие и движение.
Зрительный ряд: электронная
презентация.
Задание: композиционные рисунки
карандашом (размером с ладонь)
Материалы: бумага, простой карандаш.
Пропорции предметов, характер формы и
свет: освещённость как средство выражения
настроения, состояния. Свет как средство
решения композиции (выделение смыслового
центра при помощи освещённости).
Композиционное расположение
предметов на листе бумаги.
Построение перспективы и передача
пропорций каждого отдельного предмета, их
взаимное расположение.
Передача фактуры предметов.
Композиционные правила, приёмы и средства.
Правило золотого сечения. Передача
симметрии и асимметрии в композиции.
Задание: Изобразить композицию

21

«Живопись
натюрморта»
Цель: Обобщить знания
по теме «Цвет в
живописи»,
сформировать навыки
работы над живописным
натюрмортом.
Стр.68-75, 78-85

22-23

Натюрморт. Цвет.
Контраст.
Живопись.
1

Натюрморт.
Графика. Линия.
Цель: показать значение Пятно. Тон. Свет.
и место натюрморта в
Светотень.
«Натюрморт в
графике»

искусстве, роль и
значение вещей в жизни
человека.
Формирование навыков
работы в графической
технике. Обобщение
темы «Натюрморт».
Стр. 76-77

24-25

«Вглядываясь в
человека, жанр
портрета,
литературный
герой.
Цель: познакомить

2

Портрет. Виды
портретов.
Пропорции.

2

натюрморта, выбранную на предыдущем уроке.
Свет и тень, тон.
Материалы: мягкий материал,
одноцветные мелки, уголь, карандаш, сангина,
соус.
Натюрморт как часть картины. Свойства
цвета. Локальный цвет. Живопись натюрморта.
Тональный и цветовой контрасты.
Рефлексивные связи.. Мазок.
Задание: Живописное решение
натюрморта, выполненного на предыдущем
уроке.
Материалы: кисти, акварель.
Натюрморт в тиражной графике.
Различные графические техники, в которых
может быть выполнен натюрморт.
Особенность языка. Значение линии,
пятна, тона. Выразительность скупого языка
чёрного и белого. Станковая графика. Книжная
графика. Плакат. Промышленная графика.
Учебно-оформительская графика. Значение
линии, пятна, тона.
Задание: Рисование натюрморта из
геометрических фигур карандашом с
показанием светотени.или сделать из картона
при помощи клея и ножниц натюрморт,
откатать краской, сделать отпечатки.
Человек- главная тема в искусстве. Жанр
портрета. Виды портретов: парадный,
социальный, психологический,
костюмированный, автопортрет.
Композиционный строй портрета: погрудный,
поясной, поколенный, однофигурный,
групповой. История возникновения портрета.

учащихся с видами
портрета и историей
развития жанра,
сформировать навыки
изображения головы
человека в соответствии
с пропорцией.
Стр. 90-101

26-27

«Вглядываясь в
человека, жанр
портрета, портрет в
скульптуре»

Зрительный ряд: электронная
презентация.
Задание: Выполнить наброски
пропорций головы человека в фас и в профиль.
Изображение литературного героя не
конкретного человека, а собирательного образа.
Материалы: карандаш, бумага.

Скульптура.
Портрет. Форма.
Конструкция.
Пропорция.

Цель: знакомство
учащихся с
психологическим
портретом на примере
шедевров мировой
культуры,
формирование навыков
и умений в создании
образа при помощи
пластического
материала.
Стр. 102-111

28-29

«Портрет в
графике»
Цель: дать понятие о
характерных отличиях
графического портрета,
композиции,
последовательности
рисования головы
человека. Познакомить

2

Портрет. Графика.
Ракурс. Эскиз.
Целостность
изображения.
2

Скульптурные композиции. Отдельная
скульптура. Передача в скульптуре
особенностей характера человека через
конструкцию, форму и пропорцию головы.
Зрительный ряд: скульптурные
произведения.
Задание: лепка портрета персонажа по
выбору учащихся с использованием каркаса.
Материалы: пластилин, глина, стеки,
проволока, флаконы для каркаса.

Портрет. Портрет-характер. Портретдокумент эпохи. Портрет в графике. Рисование
головы человека с натуры. Ракурс в
изображении человека. Рисование головы
человека с натуры в разных ракурсах.
Композиция в портрете.
Зрительный ряд: электронная
презентация.
Задание: Небольшой портрет соседа по
парте.

учащихся с понятием
«ракурс», сформировать
умения изображать
голову человека при
различных поворотах.
Стр.112-119

30-31

«Портрет в
живописи»
Цель: Познакомить
учащихся с портретомобобщением в
творчестве великих
художников, показать
значение единства всех
средств композиции
(ритм, пропорции,
напряжённость и
мягкость колорита)
Стр.120-125

32-33

«Музеи мира»
Цель: познакомить
учащихся с историей
возникновения музеев,
показать их роль как
хранилища духовного
опыта человечества.

34

«Пейзаж, портрет,
натюрморт в
музеях искусств».
Цель: обобщить
изученный материал по
темам «Пейзаж»,
«Натюрморт»,

Анализ композиции портрета
предложенного учителем.
Материалы: бумага, карандаш, уголь,
сангина.

Портрет.
Композиция. Цвет.
Колорит.

2

Музеи: Лувр.
Эрмитаж.
Третьяковская
галерея. Прадо.
Петергоф. Царское
село. Павловск.
Русский музей.
Анализ и оценка
процесса и
результатов
собственного
художественного
творчества. Все
основные понятия

2

Композиция и цвет- средства
выразительности портретной живописи.
Колорит в портрете. Портрет- обобщенный
образ героя.
Зрительный ряд: электронная
презентация.
Задание: выполнение портретного
изображения (на основе просмотра серии
фотографий).
Материалы: бумага, карандаш,
акварель.

История появления музеев. Лувр.
Эрмитаж. Третьяковская галерея. Прадо.
Петергоф. Царское село. Павловск. Русский
музей.
Зрительный ряд: электронные
презентации.

Игра-проект «Жанры искусства».

1

«Портрет»,
проконтролировать
умение учащихся
самостоятельно
ориентироваться в мире
искусства.
Стр. 126-135

пройденных тем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».