Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462, ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34 Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: на первой странице Дата: 2023.09.30 13:29:42+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Пояснительная записка Данный курс рассчитан на учащихся старших классов, желающих выбрать для дальнейшего обучения гуманитарный профиль. Он ориентирован на тех выпускников, кто любит книгу, интересуется теорией и историей литературоведения, хочет быть разносторонне развитой личностью. Программа курса построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности и предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится практическим и исследовательским занятиям. В программу включены новые знания, которые не содержатся в базовых программах литературы. Программа курса рассчитана на 34 часа. Цели курса: -способствовать формированию умений интерпретировать литературное произведение и строить речевое высказывание в письменной и устной форме; -углублять представления учащихся о литературоведении как науке; -пробуждать стремление к вдумчивому чтению; -содействовать формированию художественного вкуса; -выявлять читательские предпочтения; -расширять культурный кругозор. В результате освоения курса учащиеся должны знать: -историю и теорию литературы; -теорию и практику анализа художественного текста; уметь: -интерпретировать литературное произведение; -выполнять литературоведческий анализ художественного текста; -строить речевое высказывание в письменной и устной форме. Список литературы. 1.В.В. Агеносов « Литература русского зарубежья» 2.М.И. Громова «Современная драматургия» 3.И.О.Шайтанов «Художественные поиски и традиции в современной поэзии» 4. В.Ф. Чертов и др. « Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения» 5. Е.А. Зинина « Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» №ПП Тема занятия Количес тво часов 1 Виды деятельности 1. Введение. Художественное произведение как эстетический объект. 2-3 Формы контроля Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. 2 Лекция. Беседа, составление вопросов. 4-5 Природа искусства как исходная категория поэтики. Вопрос о назначении искусства. 2 Регламентированная дискуссия. Публичное выступление. 6-7 Структурная организация 2 художественного текста. Форма и содержание художественного произведения. Лекция с элементами беседы. Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий». Анализ произведения (структурная организация текста). 8-9 Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. 2 Анализ понятий «герменевтика», «интерпретация». Интерпретация рассказа М.В.Гаршина «Красный цветок». Эссе «Тема жертвы в рассказе «Красный цветок». 10-11 Автор в художественном произведении. 2 Понятия «автор», «пафос». Анализ рассказа Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека». Развернутый ответ на вопрос. 12-14 Сюжет и композиция художественного произведения. 3 Понятия «сюжет», «композиция», «фабула», «перипетия». Анализ стихотворения А.А.Фета «Еще одно забывчивое слово…». 15-16 Роль и место конфликта в 2 поэтике произведения. Вводная лекция с элементами беседы. Лекция с элементами Анализ беседы. Анализ рассказа рассказа М.А.Булгакова «Красная корона». И.А.Бунина «Убийца». 17-19 Художественный образ. Образ человека в литературе и аспекты его анализа. 3 Лекция с элементами беседы. Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Ученик», рассказа И.А.Бунина «Волки». Выполнение заданий (анализ изученных произведений). 20-21 Пейзаж и его функции в произведении. 2 Сообщения учащихся по теме. Сравнительный анализ пейзажных зарисовок из изученных произведений. Анализ рассказа И.А.Бунина «Смарагд». 22-23 Функция портрета в художественном произведении. 2 Лекция с элементами беседы. Анализ портретных характеристик героев из изученных произведений. Анализ стихотворения В.Ходасевича «Встреча». 24-25 Художественная деталь. Символ. Подробность текста. Стиль. 2 Анализ понятий. Чтение Тест. рассказа И.А.Бунина «Старуха» и выполнение заданий. 26-29 Средства выразительности в тексте. Стилистические фигуры и тропы. 4 Беседа. Определение видов тропов и стилистических фигур в приведенных отрывках. Тест. Анализ стихотворения О.Э.Мандельш тама «мне холодно…». 30-32 Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. 3 Лекция с элементами беседы. Анализ миниатюры И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». Анализ художественно го произведения. 33-34 Итоги курса. 2 Представление проектов.