Рабочая программа по русскому языку 8а класс

Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО
DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462,
ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34
Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ
УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ № 1 Г.
КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА,
SN=ДРОНИНА
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: на первой странице
Дата: 2023.09.30 13:12:48+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы»
«Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы»Авторы:
Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д..8 класс
(102ч., 3 часа в неделю)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа изучения русского языка по учебно-методическому комплексу В.В. Бабайцевой для 8А класса разработана на
основе следующих нормативных документов:
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.
• Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных
(допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 – 2014
учебный год».
• Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В.
Бабайцевой и др.
• Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2010.
С учётом
•
•
•

Требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего полного образования // Министерство
образования и науки РФ. - М., 2012. (Стандарты второго поколения);
Особенностями основной образовательной программы среднего полного образования МБОУ «Средняя школа №1г. Котово»;
Учебным планом МБОУ СШ №1 г. Котово
Данная программа ориентирована на работу с учебником В.В. Бабайцевой «Русский язык» (углублённый уровень) 5-9 классы, - Москва,

«Дрофа», 2019.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах

русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать
и
преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
• дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в
современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии,
орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
• развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению
норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и
письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
• формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
•

Принцип построения программы линейный.
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в
соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе» и «Базисным учебным планом
общеобразовательных учреждений Российской Федерации». В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество
часов на изучение основных разделов курса на углубленном уровне.
Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования
и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе
формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об
устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного
языка, речевого этикета.
Развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои

мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно
важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также
способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Формы промежуточного и итогового контроля в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный,
словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами
сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по
данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста,
контрольный диктант с грамматическим заданием, итоговый тест, итоговое изложение, зачет.
Количество часов на изучение русского языка в 8 классе – 102 , из них – 10 на развитие речи, на контрольные работы – 10.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение
русского языка в VIII классе – в объеме 102 часов, а 34 часа из школьного компонента отведены на Орфографический практикум, что позволяет
расширить систему изучения программного материала
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего
образования и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю.
Купалова и др.) // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5 – 9, 10 – 11 классы / Сост. Е.И. Харитонова. – М.: ДРОФА,
2010. – С. 119-122.
Сопоставление Примерной и авторской программ выявило следующие различия. В содержании, обеспечивающем формирование
коммуникативной компетенции, Примерная программа, в отличие от авторской, выделяет следующие дидактические единицы: речевое общение,
речевая деятельность – чтение, аудирование, говорение, письмо; текст как продукт речевой деятельности; нормативность, уместность,
эффективность речевого поведения (выбор и организация языковых средств в зависимости от условий речевого общения).
В содержании, обеспечивающем формирование языковой и лингвистической компетенции, в отличие от авторской программы, выделены
следующие дидактические единицы:
Разделы
грамматики
Синтаксис
Словосочетание
Предложение
Простое
предложение

Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.
Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи
согласования с определяемым словом. Вопрос об обобщенно-личных
предложениях. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Культура речи.

Стилистические особенности предложений с однородными членами. Нормы
сочетания однородных членов. Функции и способы выражения обращений.
Синонимия вводных конструкций. Особенности употребления вводных
конструкций.
Критерии культуры речи. Виды чтения (ознакомительное, изучающее,
просмотровое).

Названные дидактические единицы включены в изучение в соответствии с Примерной программой.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект
под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
− Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник. Предпрофильное обучение / В. В. Бабайцева. – 9-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2011
− Русский язык. Сборник заданий.8-9 классы: учебное пособие к учебнику В.В Бабайцевой. «Русский язык. Теория. 5-9 классы».
Предпрофильноеобучение / В. В. Бабайцева, Л.Д. Бернарская. – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2013
− Русская речь. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 15-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2010
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с
чемвыбираются форма и структура учебного занятия.
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикум
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
наблюдение, беседа,
фронтальный опрос,
опрос в парах,
практикум,
диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с
грамматическими заданиями),
тесты,
комплексный анализ текста,
устные рассказы по плану на лингвистические темы,
сочинения, изложения.

Поурочное календарное планирование. 8 класс
№
п/п

1

Наименование разделов и тем
программы
Русский язык в современном
мире. Русский язык как
государственный язык
Российской Федерации

Колво
часо
в
1

Тип урока.
Вид занятия.
Элементы
содержания
Лекция
Понятие
«государст
венный язык».
Понятие
«мировой
язык».

Требования к уровню
подготовки учащихся
Понимать социальную
сущность русского языка в
мире и РФ.
Уметь составлять устное
монологическое
высказывание, письменное
аргументированное
рассуждение (подготовка к
ГИА и ЕГЭ – часть С)

Наглядные
пособия и
технические
средства
Высказывания
писателей о
русском языке.
Презентация
«Русский язык как
государственный
язык Российской
Федерации»

Домашнее
задания для
учащихся
Дифференциров
анное:
Рассуждение:
«Русский язык –
один из мировых
языков мира»,
«Почему
русский язык не
является
главным
мировым
языком»

Повторение изученного в 5-7 классах – 8
Из них: на контрольную работу – 1,
2

Комплексное повторение.
Лексика

1

3

Комплексное повторение.
Фразеология

1

4

Комплексное повторение.
Морфемика и словообразование

1

5

Комплексное повторение.
Морфемика и орфография

1

Урок
исследование.
Беседа.
Работа с
Толковыми
словарями
Работа с
фразеологичес
ким словарем.
Практикум
Словообразова
тельный
разбор.
Работа с
таблицей
Групповая
практическая

Репродукция
картины В.
Васнецова
«Богатыри»

Выписать из
толкового
словаря 2
многозначных
слова

Фразеологические
словари

Упр. 7, 5
Определить
стиль речи

Таблица
«Способы
образования
слов». Карточки
для
индивидуальной
работы
Карточки

Разобрать по
составу 10 слов

Т. §120, 129, 153,
упр. 16.

Календарные
сроки
План Факт

работа

6

Комплексное повторение.
Морфология и орфография

1

7

Комплексное повторение.
Морфология и орфография

1

8

Комплексное повторение.
Синтаксис и пунктуация

1

Комбинирован
ный урок.
Составление
схемы «Части
речи»

Знать написание Н, НН в
суффиксах разных частей
речи; уметь графически
обозначать орфограммы;
разграничивать краткие
причастия, прилагательные и
наречия и категорию
состояния
Знать условия выбора
Повторение.
слитного и раздельного
Выборочный
написания частицы не с
диктант.
Морфологичес разными частями речи:
глаголами, кр. причастиями,
кий разбор
деепричастиями,
прилагательными
(относительными и
притяжательными),
числительными.
Уметь правильно писать не с
существительными,
прилагательными, глаголами,
наречиями, краткими
причастиями, полными
причастиями; обозначать
графически условия выбора
орфограмм
Повторение.
Знать функции знаков
1.
препинания в простых и
Распределитель сложных предложениях:
ный диктант
завершение, разделение,
2. Работа с
выделение; распределение
учебником
знаков препинания на группы
3.
по их функциям;
Объяснительн
синтаксические условия
ый диктант
употребления знаков

Репродукция
картины В.
Васнецова «Иван
Царевич на Сером
Волке»

Обозначить
корни с
чередованием
Пов. Т. §67, 68,
упр. 30.
Раскрыть скобки

Карточки.
Таблицы по
орфографии

Пов. Т. §19-20,
упр. 33.
Обозначить
орфограммы

Таблица
«Словосочетание»
Карточки

Синтаксический
разбор
предложения

9

Контрольная работа по теме
«Повторение изученного в 5-7
классах»

1

Тест

10

Синтаксис как раздел
грамматики.
Словосочетание и предложение
как единицы синтаксиса

1

Урок
погружения

11

Виды синтаксической связи

1

12

Способы подчинительной связи

1

Творческая
работа. Работа
с учебником
Виды связи в
словосочетаниях
(согласование,
управлении,
примыкание);
средства связи
слов в сл/соч
Практическое
занятие

13

Р/р. Текст как единица
синтаксиса. Подготовка к
написанию сжатого изложения
Написание сжатого
изложения в формате
ГИА

14

препинания.
Уметь разграничивать знаки
препинания по их функциям,
правильно употреблять на
письме
Умеют выполнять
письменную работу в
тестовом формате
Таблица «Схема
разбора
предложения»

Знать способы связи в сл/соч,
уметь моделировать все виды
сл /соч, выделять их из
предложения, производить их
разбор

Урок развития
речи

Презентация

Презентация

Урок развития
речи
1

Пов. §21-22

Уметь определять смысловую
связь частей текста, сжимать
текст, используя виды
компрессии

Т §167 Выписать
из «Капитанской
дочки» 6
предложений.
Выполнить синт.
разбор
Т §168
упр. № 10

§169, № 18.
Составить
словос.

15

16

17

18

19

.
Изучение
нового
материала

Словосочетание и предложение,
как единица синтаксиса.
Виды словосочетаний по
характеру выражения главного
слова
Основные виды словосочетаний.
Цельные словосочетания

1

1

Практическая
работа

Понятие о предложении.
Предложение как основная
единица синтаксиса. Строение
предложения. Интонация конца
предложения
Основные виды простого
предложения: по цели
высказывания, по эмоциональной
окраске. Логическое ударение и
порядокслов в предложении.
Интонация

1

Изучение
нового
материала

1

Практикум

Контрольная работа по теме:
«Словосочетание и предложение»
Тест

1

Контрольная
работа по теме:
«Словосочетан
ие и
предложение»
Тест

Знать: в русском языке
порядок слов и логическое
ударение помогают выделить
наиболее важное слово в
предложении;
основные
элементы и графические
способы их обозначения.
Уметь
определять
роль
порядка слов для выделения
наиболее важного слова в
предложении; выразительно
читать предложения, в том
числе по интонационным
Схемам

Схемы
словосочетаний
Презентация
«Виды
словосочетаний»
В.А. Серова
«Девочка с
персиками»
Презентация,
таблица
«Предложение».
Перфокарты

Т §170-171
Упр. 28

Сигнальные
карточки

Т §176-179,
упр. 70
Расставить знаки
препинания

Т §172,72
упр. 49
Т §173-175
упр. 72
Закончить
предложение

20

Главные члены предложения

1

21

Подлежащее и способы его
выражения

1

22

Сказуемое и его основные типы.
Простое глагольное сказуемое

1

23

Р/р. Подготовка к изложению с
элементами сочинения

1

Синтаксически
й разбор
предложений
Виды простых
предложений.
Предикативнос
ть
предложений.
Структура
простого
предложения.
Главные члены
двусоставного
предложения.
Основные
Практикум.
Составление
таблицы
«Способы
выражения
подлежащего».
Синтаксически
й разбор
предложений
Составление
плана §170.
Синтаксически
й разбор
предложений
Правила
согласования
сказуемого с
под лежащим,
выраженным
разными
словами
Обучение
изложению

Знать виды предложений по
наличию главных членов:
двусоставные и
односоставные;
грамматическая
(предикативная) основа
предложения выражает его
основное значение и отражает
ситуацию, фрагмент
действительности как
реальный или как нереальный
Уметь разграничивать
односоставные предложения;
определять предикативность
Способы выражения
подлежащего, типы
сказуемого и способы его
выражения.
Уметь выполнять
грамматическое задание

Знать: правила согласования
глагола-сказуемого с
подлежащим в числе и роде.
Уметь соотносить
грамматически глаголсказуемое с подлежащим,
выраженным
существительным общего
рода, аббревиатурами,
заимствованными словами;
согласовывать глаголсказуемое с подлежащим в
числе в трудных случаях

Таблица «Члены
предложения»

Т §180, упр. 108

Презентация
«Способы
выражения
подлежащего»

Т §181
Упр. 107
Преобразовать
предложения

Презентация
«Виды
сказуемого»

Т §182-183,
упр. 116
Устранить
речевые
недочеты

Грамзапись
«Третья
симфония» Л.Ван
Бетховена

Р/р №120

Р/р. Изложение с элементами
сочинения. В чем проявилось
мужество музыкантов (р/р упр.
№120)
Составное глагольное сказуемое.
Способы его выражения

1

Творческая
работа

1

26

Составное именное сказуемое.
Способы выражения именной
части

1

Урок изучения
нового
материала.
Работа с
карточками
Практикум
Объяснитель
ный диктант.
Выполнение
таблицы §173

27

Тире между подлежащим и
сказуемым

1

Практикум.

28

Обобщение изученного по теме:
«Главные члены предложения»
Контрольная работа по теме:

1

Объясн-ый
диктант.
Диктант с

24

25

29

1

---//---

Знать основные элементы
составного глагольного
сказуемого: вспомогательный
глагол и при мыкающая к
нему неопределённая форма;
Знать основные элементы
составного именного
сказуемого: именная часть и
глагол-связка; их функции;
способы выражения именной
части. Уметь находить
составное именное сказуемое,
определять способ выражения
именной части;
разграничивать простое
глагольное сказуемое и
составное именное сказуемое
с глаголом – связкой быть;
определять вид сказуемого
Знать правила постановки
тире между подлежащим и
сказуемым в простом
предложении.
Уметь интонационно
правильно произносить
предложения с
отсутствующей связкой;
употреблять тире между
подлежащим и сказуемым в
соответствии с правилом,
графически объяснять условия
выбора тире; пользоваться
синонимическими вариантами
сказуемых

Знать основные нормы

Дописать

Презентация
«Виды
сказуемого»
Схема СГС

Т §184-185,
упр. 124
Закончить
предложения

Презентация
«Виды
сказуемого»
Схема СИС

Т §186,
187
Упр. 125

Презентация

Т §188, упр. 133.

Тест

Т §180-188,
№136
Повторить §8

«Главные члены предложения»

30

Работа над ошибками

1

31

Второстепенные члены
предложения. Определение

1

32

Согласованные и
несогласованные определения

1

33

Приложение. Знаки препинания
при приложении

1

34

Дополнение. Способы его
выражения

1

35

Р/р. Подготовка к сжатому
изложению. Приемы сжатого
текста
Р/р. Сжатое изложение

1

36

1

грамматически
м заданием
Выявление
уровня
усвоения
изученного
материала
Анализ
ошибок. Работа
в парах
Урок
обобщения.
Разбор
предложе-ний.
Творческая
работа. Тест с
Практикум.
Грамматически
й разбор.
Распределительный
диктант.
Работа в парах
Составление
плана §176.
Комментированное письмо.
Тест с
самопроверкой
Интегрированн
ый урок.
Составление
плана §177.
Разбор
предложений
по схемам
Составление
плана сжатого
изложения
Творческая
работа

русского литературного
языка. Способы выражения
подлежащего, типы
сказуемого и способы его
выражения.
Уметь выполнять
грамматическое задание
Карточки для
индивидуальной
работы
Таблица.
Карточки для
индивидуальной
работы. Тесты

Упр. 136, зад. 1

Схема
второстепенных
членов

Т §190, упр. 148
Подобрать
синонимы

Тесты с
самопроверкой

Т §191,
упр. 161.
Найти
приложения

Презентация
Сигнальные
карточки.
Схемы
предложений

Т §192, упр. 164
Разобрать по
членам предлож.

Т §189-190,
упр. 150
Составить
словосочетания

Пов. §175-177

37

Обстоятельство. Виды
обстоятельств

1

38

Обобщение знаний по теме
«Второстепенные члены
предложения»

1

39

Контрольная работа по теме
«Второстепенные члены
предложения»
Работа над ошибками
Понятие об односоставных
предложениях. Основные группы
односоставных предложений
Определенно-личные
предложения. Их структура.

1

42

Неопределенно-личные
предложения

1

43

Обобщенно-личные предложения

1

44

Безличные предложения

1

40
41

1
1

Изучение
нового
материала.
1. Составление
таблицы
2. Распределительновыборочный
диктант
Урок
обобщения.
Цифровой
диктант.
Исправление
ошибок в
тексте. Тест с
самопроверкой
Тестирование
Работа в парах
Изучение
нового
материала.
Взаимодиктант
. Разбор
предложений
по членам
Зрительный
диктант.
Письмо по
памяти.
Синтаксический разбор
предложений
Практикум.
Конструирован
ие
предложений
по схемам
Объяснительн

Карточкитаблицы.
Презентация
«Виды
обстоятельств»

Т §193, упр. 171
Расставить знаки
препинания

Сигнальные
карточки.
Тесты с
самопроверкой

Составить
словарик
словосочетаний

Тесты

Упр. 191
Озаглавить текст

Презентация
Схемы
односоставных
предложений.
Карточки для
индивидуальной
работы
Сигнальные
карточки

Т §195,196
выписать из
художественной
литературы 5
однос.
предложений

Схемы
односоставных
предложений

Т §198, упр. 214.
разобрать по
членам
предложения

Схемы

Т §199, упр. 223

Т §197, упр. 208
Озаглавить текст

ый диктант.
Конструирован
ие предлож.
Практикум.
Анализ
фрагменты
художественно
произведения.
Работа в парах
Урок
обобщения.

45

Назывные предложения

1

46

Обобщение по теме
«Односоставные предложения»

1

47

Особенности строения полных и
неполных предложений

1

48

Контрольная работа по теме
«Односоставные предложения»

1

49

Работа над ошибками

1

50

Р/р. Порядок предложений в
тексте. Порядок слов в
предложении
Однородные члены предложения.
Союзы при однородных членах

1

1

Практикум
Выборочное
письмо с
составлением
схем

Однородные члены, связанные
сочинительными союзами и
пунктуация при них

1

Практикум
Составление
предложений.

51

52

Работа в
группах.
Анализ сцены
из комедии Д.
Фонви-зина
«Недоросль» д.
4, явл. 8
Контрольный
диктант с
грамматически
м заданием
Практикум.
Коррекция
ошибок
Анализ текста.
Р/р. №154

односоставных
предложений
Карточки
индивидуального
задания

Схемы
Односоставных
предложений
Сигнальные
карточки

Т §201-202,
упр. 232
Определить
виды
односоставных
предложений
Т §195-202,
упр. 233
Т §203
Упр. 245,
упр. 242
Выписать
неполные
предложения
Упр. 236

Карточки для
индивидуальной
работы
Образцы текстов

Записать 4
безличных
предложения
Р/р упр. 152

Таблица
«Однородные
члены
предложения»
Схемы знаков
препинания при
однородных
членах
предложения
Схемы
однородных
членов

Т § 204-205, §21,
упр. 250
Составить
предложения с
однородными
членами

Т § 205, упр.
256.Упр. 262
Расставить знаки

53

Однородные члены, связанные
сочинительными союзами и
пунктуация при них

1

54

Обобщающие слова при
однородных членах предложения

1

Графический
диктант
Практикум
Составление
предложений.
Графический
диктант
Практикум

55

Знаки препинания в
предложениях с обобщающим
словом

1

Практикум

56

Однородные и неоднородные
определения

1

57

Однородные и неоднородные
определения

1

58

Систематизация и общение
изученного по теме «Однородные
члены предложения»

1

59

Контрольная работа по теме
«Однородные члены

1

Составление
схемы, плана,
конспекта
§189.
Конструирован
Письмо по
памяти.
Объяснительн
ый диктант.
Тест с
самопроверкой
Графический
диктант,
взаимодиктант.
Составление
предложений
по схемам
Урок-зачет
Тестирование

препинания
Схемы
однородных
членов

Т § 205, упр.
256.Упр. 262
Расставить знаки
препинания

Презентация
«Однородные
члены
предложения»
Схемы с
обобщающим
словом при
однородных
членах
Схемы
предложений с
обобщающим
словом при
однородных
членах
Сигнальные
карточки.
Схемы
однородных и
неоднородных
Сигнальные
карточки. Тесты с
самопроверкой

Т § 206,
упр. 278, №274.
Составить
предложения по
схемам

Схемы –
предложений,
тексты-карточки

Т § 204 – 207,
упр. 295
Составить схемы
предложений

Тесты

Упр. 296
Подготовить

Т § 206, упр. 280
озаглавить.
281 исправить
ошибки
Т § 207, упр. 289
Указать
однородные и
неоднородные
определения
Т § 207, упр. 291
Составить схемы
предложений

предложения»
60

Работа над ошибками

1

Практикум

61

Р/р. Сочинениерассуждение на
этическую тему
Р/р. Сочинение-рассуждение на
этическую тему

1

Обучение
рассуждению

1

Понятие об обособлении
второстепенных членов
предложений.
Обособление
согласованных
определений.
Обособление согласованных
определений

1

Сочинение.
Творческая
работа
Комментирова
нное письмо.
Составление

65

Обособление несогласованных
определений

1

66

Р/Р Сжатое изложение

1

67

Р/р. Сжатое изложение

1

68

Обособление определений с
обстоятельственным оттенком

1

69

Обособление приложений

1

70

Обособленные приложения

1

62

63

64

1

Практикум
Составление
предложений
по картине
Урок
объяснения
нового
материала.
Предупредител
ьный диктант
Творческая
работа.
Изложение
Творческая
работа.
Изложение
Диктант
«Проверяю
себя»
Цифровой
диктант,
выборочный
диктант
Практикум

Карточки для
индивидуальной
работы
Этические
понятия

устное
высказывание
Пов. §204-207
Р/р. упр. 203
Дописать
сочинение

Схемы
обособленных
членов

Т § 208, 209, упр.
323

Репродукция
картины Е.И.
Мартынова
«Павловск»
Сигнальные
карточки. Схемы
несогласованных
определений

Т § 210, Упр. 323
Образовать
причастные
обороты
Т § 211, упр. 338

Презентация

Упр. 326

Схемы
приложений при
обособлении

Т § 212, упр. 349
Подобрать
приложения

Сигнальные

Т § 212,

71

Обособление дополнений

1

72

Обособление обстоятельств,
выраженных деепричастным
оборотом и одиночным
деепричастием

1

73

Обособление обстоятельств,
выраженных деепричастным
оборотом
Отсутствие и наличие запятой
перед союзом как.
Сравнительный оборот

1

75

Обособление обстоятельств,
выраженных существительными
с предлогами

1

76

Обобщение изученного
материала «Обособленные члены
предложения»

1

77

Контрольный диктант

1

78
79

Работа над ошибками
Обособление уточняющих членов
предложения

1
1

74

1

Конструирован
ие
предложений с
приложением
Распределитель
ный диктант.
Синтаксически
й разбор
предложений.
Объяснительн
ый диктант
Практикум

карточки. Схемы
приложений при
обособлении

упр. 356.
Записать текст.

Схемы
обособленных
Схемы
предложений с
деепричастным
оборотом

Т § 213 (план),
упр. 364.
Т § 214, Упр. 372
Составить схемы

Сигнальные
карточки. Схемы

Т § 214, упр. 379
Составить схемы

Практикум
Синтаксически
й разбор
предложений.
Конструирован
ие
предложений
Творческий
диктант.
Выборочное
письмо
Беседа
Устный
диктант
Урок
обобщения
Тесты с
самопроверкой
Диктант с
грамматически
м заданием
Практикум
Практикум
Составление
предложений
Синт. разбор

Презентация
Схемы
предложений

Выписать из
художественной
литературы 6
предложений со
сравнительным
оборотом

Схемы
обособленных
обстоятельств в
предлогами
Сигнальные
карточки
Тесты

Т § 215 (план),
упр. 384
Составить
предложения
Т § 208-215,
упр. 498

Карточки
Презентация,
Схемы
уточняющих
членов
предложения

Т § 208-215
Т § 216,
упр.391, упр.393
Составить
описание

Предупредител
ьный диктант
Синтаксически
й разбор
предложений
Практикум
Пунктуационн

Сигнальные
карточки

Т § 216, упр. 402
Составить схемы

Презентация
Карточки для

Упр. 508
Составить схемы

1

Урок-зачет

Тесты

Работа над ошибками

1

Практикум

Карточки для
индивидуальной
работы

84

Предложения с вводными
словами, словосочетаниями и
предложениями

1

Составление
таблицы
«Значение
вводных слов»

85

Предложения с вводными
словами, словосочетаниями и
предложениями

1

86

Вводные предложения. Знаки
препинания при них. Вставные
конструкции

1

87

Обращение, его функции и
способы выражения

1

Урок
обобщения
Взаимодиктант
.
Распределитель
ный диктант.
Пунктуационн
ый разбор
предложений
Составление
связных
текстов.
Творческая
работа
Составление
таблицы
«Обращение».
Работа в парах

Презентация
Схемы знаков
препинания при
вводных словах и
предложениях
Схемы знаков
препинания при
вводных словах

Повторить
Т § 208-216
Составить текст
с уточняющими
членами
предложения
Т § 217, упр. 420
Обозначить
вводные слова

88

Обращение, его функции и
способы выражения

1

80

Обособление уточняющих членов
предложений

1

81

1

82

Систематизация и обобщение
изученного по теме
«Обособленные члены
предложения»
Контрольная работа. Тест

83

Практикум

Схемы знаков
препинания при
вводных
предложениях,
словах
Презентация
«Обращение, его
функции и
способы
выражения»
Индивидуальные
карточки

Т § 217, упр. 425
Констурировани
е предложений с
вводными
словами

Упр. 427
Составить схемы
предложений с
вводными
словами
Т § 218, упр. 445

Т § 218, упр. 450
Выписать
риторическое

89

Обобщение изученного
материала по темам: «Вводные
слова», «Предложения с
обращениями»

1

Урок –
обобщения
Практикум.
Тестирование

90

1

Диктант

91

Контрольная работа.
Контрольный диктант с
грамматическим заданием
Работа над ошибками

1

Работа в парах

92

Контрольное изложение (сжатое)

1

93

Контрольное изложение (сжатое)

1

94

ПОВТОРЕНИЕ,
Способы подчинительной связи

1

Творческая
работа
Творческая
работа
Практикум

95

Основные виды предложения

1

Практикум

96

Виды односоставных
предложений

1

Практикум

97

Знаки препинания в
предложениях с однородными
членами

1

Практикум

98

Знаки препинания при
обособленных членах
предложения

1

Практикум

99

Предложения с обращениями,
вводными словами

1

Практикум

1
1

Урок контроля

100 Итоговый контрольный тест
101 Анализ контрольной работы.

Тесты с
самопроверкой

Карточки для
индивидуальной
работы

Схемы
словосочетаний с
подчинительной
связью
Таблица
«Основные виды
Таблица «Виды
односоставных
предложений»
Таблица «Знаки
препинания при
однородных
членах»
Схемы
предложений с
обособленными
членами
Схемы
предложений с
вводными
словами,
обращениями

обращение
Т § 217-219,
упр. 509
Составление
схем
предложений с
вводными
словами
Повторить
Т § 204-219
Составить
словарный
диктант
Дописать
изложение
Т §168-§172
Составить
таблицу
словосочетаний
Т §173-§179
Разбор
Т §195-203,
упр. 233
Т §204-§207,
упр. 284
Т §208-§215,
упр. 365
Т §218-219,
упр. 456

Итоговое повторение
102 Анализ контрольной работы.
Итоговое повторение

1

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
− дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
− фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
− определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
− рецензировать устный ответ учащегося;
− задавать вопросы по прослушанному тексту;
− отвечать на вопросы по содержанию текста;
− слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
− прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным
материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
− используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты
по оглавлению и заголовкам статей;
− при необходимости переходить на изучающее чтение;
− читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
− пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
− вести репортаж о школьной жизни;
− строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
− создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства,
текста-описания;
− составлять инструкции по применению того или иного правила;
− принимать участие в диалогах различных видов;
− адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор
и т.п.
письмо:
− пересказывать фрагмент прослушанного текста;
− пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного
текста;

− создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему,
сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
− писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную
лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросноответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
− составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
− находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
− распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
− правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
− оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
− разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные
морфемные модели слов;
− разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
− пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
− разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
− пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
− оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
− находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского
языка;
морфология:
− распознавать части речи и их формы;
− соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
− опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
− применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное
строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
− опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
− различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и
стилистических свойств;

−
−
−
−
−

правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
правильно строить предложения с обособленными членами;
проводить интонационный анализ простого предложения;
выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного
разбора;
− использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
− владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений
изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых
предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Учебно и учебно-методическое обеспечение:
для учащихся:
1. Бабайцева В.В., Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 330 с.
2. Бабайцева В.В., М.И. Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2006. – 140 с.
3. Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. – М.: Дрофа, 2006. – 310 с.
4. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005. – 112 с.
5. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 222 с.
6. Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2005. – 300 с.
7. Тихонова В.В. Русский язык. Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предложение. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа,
2005. – 195 с.
для учителя:
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение, 2004.
2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2000.
3. Воителова Т.Л. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
4. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
5. Колокольцев Е.Н, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведения изобразительного искусства). 8-9
классы. – М.: Дрофа, 2005.
6. Кудинова О.А. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2005.
7. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2001.
8. Леденева В.В., Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.
9. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
10. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2003.
11. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2002.
12. Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».