Мои горизонты

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по профориентации (далее — Программа)
составлена на основе положений и требований к освоению предметных результатов программы
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (далее — ФГОС ООО), в соответствии с Федеральным
законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений
Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года»), с учетом проекта
Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 24.06.2022
г.), Распоряжения Минпросвещения России от 08.09.2021 N АБ-33/05вн «Об утверждении
методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» (вместе с «Методическими рекомендациями о реализации проекта «Билет в
будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2022 году»).
Рабочая программа разработана с целью реализации комплексной и систематической
профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе материалов Всероссийского
Проекта «Билет в будущее» (далее проект). Проект реализуется в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка», национального проекта «Образование». Оператором проекта выступает
Фонд гуманитарных проектов (далее – Оператор).
Внеурочная деятельность — важная часть образовательного и воспитательного комплекса, в
рамках которой педагогический состав школы способствует обеспечению содержательного досуга
детей через организацию комплексной профориентационной деятельности. Рекомендовано в рамках
внеурочной деятельности осуществлять мероприятия, направленные на
создание
и
функционирование системы мер по ранней профориентации обучающихся 6-11 классов. Одним из
вариантов реализации профориентационной работы в школе является участие образовательной
организации во Всероссийском проекте «Билет в будущее».
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании
мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и
диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному
самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса.
Цели и задачи изучения курса по профориентации
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС)
обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся
общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего,
информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного
подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса;
выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и
внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному
самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся
после участия в профориентационной программе;
формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов,
способностей, доступных им возможностей;
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального
образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем
3

профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч.
профессиональных проб;
формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других
компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения
и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной
среды
профессионального
самоопределения,
самооценки
успешности
прохождения
профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей
среды;
формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне.
Место и роль курса по профориентации во внеурочной деятельности
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из
направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое
реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является
обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке
с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника,
т.е. интегрирована в учебно-воспитательный процесс, а, следовательно профориентационная работа в
школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и
общества в целом. Участие образовательной организации во всероссийском профориентационном
проекте позволит реализовать ключевые задачи профориентационной деятельности и получить
информационно-методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию
программы. Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при
переходе обучающихся 6-11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в
класс). Рекомендуемая учебная нагрузка – 34 часа (аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная)
работа).
Методическое сопровождение курса осуществляется через сайт https://bvbinfo.ru/.
Курс входит во внеурочную деятельности на уровне основного и среднего общего
образования. На групповых и индивидуальных занятиях используются современные
профориентационные виды деятельности: профориентационные уроки, диагностика, разбор
результатов диагностики, посещение мероприятий профориентационного выбора в регионе (очный
формат и онлайн-формат), прохождение профессиональных проб и др.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в
рамках реализации программы;
 готовность к разнообразной совместной деятельности;
 выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на
основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
 осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут
знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
4

позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
 осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации
подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
 осознание важности художественной культуры как средства коммуникации исамовыражения
для представителей многих профессий;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
 стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от
той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в томчисле
навыков безопасного поведения в интернет-среде;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью
профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнятьтакого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе знаний, полученных в ходе изучения программы проекта;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
 осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
 повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями
сферы «человек-природа»;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание
потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную
деятельность;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
 ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством
самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира
профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
5

группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;
 способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;

навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;

умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты
представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;

использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;

аргументировать свою позицию, мнение;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с
интернет-источниками;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
обсуждения в группе или в паре;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия,
связанные с выбором будущей профессии;

выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную
специальность в новых условиях;

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных участников программы.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями
общения в рамках занятий, включённых в программу;

выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться
смягчать конфликты;

понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в
будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в
корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг
сдругом;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;

публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий,
связанных с тематикой курса по профориентации;

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно
планировать
6

действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и др.);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других участников.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);

делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе
профессионального самоопределения;

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь находить позитивное в
любой ситуации;

уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

различать, называть и управлять собственными эмоциями;

уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
участников курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены
с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной
деятельности школьников.
Русский язык:

формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при помощи
современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на
основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно- научной, художественной и
научно-популярной литературы: монолог- описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;

участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации;

обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;

извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею,
свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе
информационно-справочными системами в электронной форме;

создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения
текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная законченность;

последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели
текста, типа речи);

правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений
в тексте, логичность.
Литература:

овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах,
Интернете для выполнения учебной задачи;

применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык:

овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со
спецификой современных профессий;

приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила
информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете;


7


использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме.
Информатика:

овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка
информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для решения
учебных и практических задач;

умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости
передачи данных;

сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного
предмета.
География:

освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни
человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач
своего населенного пункта;

умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и
экономическими явлениями и процессами;

умение использовать географические знания для описания существенных признаков
разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;

сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного
предмета на уровне среднего общего образования.
Физика:

умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

понимание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;

расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с
физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки,
позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей
профессиональной деятельности;

сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного
предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание:

освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как базового социального
института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в томчисле нормы гражданского,
трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в
экономической сфере (в области макро- и микроэкономики);

умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей,
социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной
жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;

умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к
различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основныефункции;

овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации
(далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе)
деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина,

8

прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного
финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом.
Биология:

владение навыками работы с информацией биологического
содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм,
моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности;

умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;

интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного
предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной
деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства,
пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта.
Изобразительное искусство:

сформированность системы знаний о различных художественных материалах в
изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях и
различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных
художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:

сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных
знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения;

овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во
время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и
на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
Содержание курса по профориентации
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического
развития РФ – счастье в труде) (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура
труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. Познавательные
цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств,
востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в
следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные
технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и
логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля;
предпринимательство и финансы.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в
профориентацию) (1 час)
В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и осознании трех
базовых компонентов, которые необходимо учитывать при выборе:
–
«ХОЧУ» – ваши интересы;
–
«МОГУ» – ваши способности;
–
«БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о
мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире
профессий и значимости трудовой деятельности, например, как различные качества или навыки могут
по- разному реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе
увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и
помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и увлечений.
В 7 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с различными
профессиональными средами и профессиями через проектную деятельность. Информирование
обучающихся о разнообразии сред и современных профессий: формирование представлений о
взаимосвязи деятельности различных специалистов при достижении общего результата, решение
проектных заданий с профориентационным компонентом, работа в школьных проектных командах
9

для поиска и презентации проектных решений. Обучающимся предстоит предложить проектные
решения по тематическим направлениями виртуального города профессий
«Профиград»: выбрать проблему для решения, сформировать проектную задачу,
сформировать команду профессионалов из разных профессий, предложить и презентовать решение.
В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений
профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов профессионального
самоопределения. На занятии раскрываются существующие профессиональные направления,
варианты получения профессионального образования (уровни образования). Актуализация процессов
профессионального самоопределения. Информирование школьников о видах профессионального
образования (высшее образование / среднее профессиональное образование). Помощь школьникам в
соотнесении личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности.
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях
высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального образования
(СПО).
Актуализация представлений о возможных профессиональных направлениях для учащихся.
Повышение познавательного интереса к философии выбора и построению своей персональной
карьерной траектории развития. В 10 классе: в ходе занятия обучающиеся получают информацию по
следующим направлениям профессиональной деятельности:
–
естественно-научное направление;
–
инженерно-техническое направление;
–
информационно-технологическое направление;
–
оборонно-спортивное направление;
–
производственно-технологическое направление;
–
социально-гуманитарное направление;
–
финансово-экономическое направление;
–
творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание» вариантов
выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о компетентностном профиле
специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и мероприятиями
профессионального выбора.
В 11 классе: занятие направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные
сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через призму
разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в
различных профессиональных направлениях. Формирование представления о выборе, развитии и
возможных изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование позитивного
отношения и вовлеченности обучающихся в вопросы самоопределения. Овладение приемами 20
построения карьерных траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной
организации: организации высшего образования (ВО, вузы) или организации среднего
профессионального образования (СПО) как первого шага формирования персонального карьерного
пути.
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», доступна
профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль».
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе profmin.bvbinfo.ru
(для
незарегистрированных
участников)
позволяет
определить
требуемый
объем
профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в
программе профориентационной работы. Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая
позволяет рекомендовать профиль обучения и направления развития. Методика предусматривает 3
версии: для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15
минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам
(в индивидуальном или групповом формате).
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор результатов (1
час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная
диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна для проведения). Профориентационная диагностика
обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта)
10

позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать 7дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Методика «Мои профсреды» – онлайн-диагностика профессиональных склонностей и
направленности обучающихся. В результатах обучающийся получает рекомендации по построению
трека внутри проекта «Билет в будущее» («Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3
версии – для 6-7, 8-9 и 10- 11 классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения –
около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным
результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с
помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на
интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное
образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с системой общего образования РФ и понятием
«дополнительное образование для школьников», обсуждают значение и возможности, которые дает
образование каждому человеку, учатся подбирать дополнительное образование для решения разных
задач, в том числе для подготовки к будущему профессиональному выбору.
В 8-9 классе: обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное образование» и его
уровнями, учатся соотносить профессии и уровень образования, который требуется для их освоения,
узнают об условиях поступления, длительности обучения, результатах образования в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования.
В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора профессионального
образования, узнают, что такое специальность и профиль обучения, учатся читать коды
специальностей, обсуждают основные ошибки, которые делают школьники при подборе
профессионального образования.
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя,
приуроченная к Году педагога и наставника) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения
обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений- симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной
профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к
Году педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность
этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор:
импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется
Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1).
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий
в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором
российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли
реального сектора экономики, и со временем результат этой работы займет достойное место не только
на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии это
качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и
тематики на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная
промышленность.
Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов (1
час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная
диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для проведения).
11

Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/
(для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем
профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в
программе профориентационной работы.
Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения
образовательно- профессиональной траектории. В 8-11 классах методика направлена на оценку
ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к
профессиональному самоопределению. Версия 6-7 классов включает только диагностику готовности
к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров. По
итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в
индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью
видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/).
Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в
сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) (1
час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в
сфере промышленности и производственных технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и
интервью с экспертами и специалистами в области промышленной и смежных технологий.
Повышение информированности о достижениях и перспективах развития промышленности,
направленное на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей.
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения
обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений- симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной
профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с
профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в
области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект,
робототехника)(1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны
в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами в области сквозных цифровых технологий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших задач
развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
цифровой экономики и смежных отраслей.
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых
технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: программист, робототехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения
обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений- симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной
12

профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых
технологий, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных
знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина,
реабилитация, генетика) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется
Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час)
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий
в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором
российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли
реального сектора экономики и со временем результат этой работы займет достойное место не только
на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии это
качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и
тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика.
Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов (1 час)
Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная
диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для проведения).
Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и сильные
стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов), рекомендуемых отраслей и
профессий. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 классов, в силу особенностей
образовательных возможностей для данной нозологии. Рекомендуем проходить диагностику в
сопровождении учителя, родителя, тьютора для предотвращения случаев, когда у ученика возникают
сложности с платформой, непонимание слов, интерпретации результатов. Также рекомендуется
видео-сопровождение для знакомства с результатами и рекомендациями для пользователя.
Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно дополнительное
тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои способности» (проводится по желанию
обучающихся). Дополнительное тестирование увеличивает точность и полноту рекомендаций.
Тестирование проводится в рамках дополнительных занятий или в домашних условиях. Для
тестирования рекомендуется использовать стационарные компьютеры или ноутбуки, в случае
отсутствия такой возможности допускается использование мобильных устройств.
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в
области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны
в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности. Повышение
информированности о достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежных отраслей.
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения
обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной
профессиональной деятельности. 28 Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного
дела(инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
13

–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная
безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности
работы и профессии в этих службах) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с основными функциями государства и
государственными органами, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с
понятием «военнослужащий», видами войск РФ и примерами профессий, имеющих отношение к
военному делу; узнают о возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об
особенностях военной службы: наличие рисков для жизни и здоровья, льгот при поступлении в
учебные заведения, возможностей предоставления служебного жилья и др.
В 8-9 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях
государства в отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые ответственны
за реализацию этих функций; знакомятся с понятием «правоохранительные органы» и с основными
профессиями в сфере, соотнося различные ведомства с занятыми в них сотрудниками; актуализируют
знания о возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях
работыв правоохранительных органах.
В 10-11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях
государства в отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые ответственны
за реализацию этих функций; обучающиеся узнают об основных рабочих задачах гражданских
государственных служащих в различных органах государственного управления, узнают о
релевантном образовании для управленческих позиций в госструктурах и особенностях
трудоустройства в органы государственного управления; актуализируют знания о возможностях и
ограничениях работы в государственных структурах.
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и
безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения
обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений- симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной
профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере управления и
безопасности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна» (1 час)
Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных занятий. Постановка
образовательных и карьерных целей. Формирование планов образовательных шагов и
формулирование карьерной траектории развития. Развитие проектного мышления, рефлексивного
сознания обучающихся, осмысление значимости собственных усилий для достижения успеха,
совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических качеств личности.
Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях
агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны
в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных
технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК,
направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежных
отраслей.
Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
14

агроном, зоотехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения
обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений- симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной
профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в
области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) (1
час). Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в
сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами в области современной медицины и смежных технологий. Повышение
информированности о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области медицины и смежных отраслей.
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения
обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений- симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной
профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо
общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны
в сфере социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов и
интервью с экспертами и специалистами в области социально-экономического развития. Повышение
информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей.
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения
обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений- симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной
15

профессиональной деятельности. Профессиональная проба в социальной сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии»
(сфера культуры и искусства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны
в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами в области креативной экономике и творческих индустрий. Повышение
информированности о достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики,
направленных на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
творческих профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей.
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер
и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения
обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений- симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной
профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере творчества, в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с
профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер,
эколог)(1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального
самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями –
популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В
формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер,
эколог.
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный,
ветеринар, повар) (1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального
самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями –
популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В
формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный,
ветеринар, повар.
Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с
реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для
школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе
знакомства с личной историей труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость
на основе жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT,
медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия
рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим
профессиям:
1
серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели», владелец
семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi».
2
серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по тушению
16

крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», полицейскийкинолог Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции на метрополитене.
3
серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей
компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог,
начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий
(НИЦ «Курчатовский институт»).
4
серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель
Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»).
Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с
реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для
школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и
несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер:
медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках
занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные следующим
профессиям:
5
серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины,
реабилитолог.
6
серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница
концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом».
7
серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «Лобаев Армс»,
учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».
8
серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий
машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический ординатор.
Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по
профессиональным пробам: решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как
практико- ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложенийсимуляторов на платформе проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/), направленных на
погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением
профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением
профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная
проба по профессии в цифровой сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения
обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений- симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
17

компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной
профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сферепромышленности, в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением
профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная
проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением
профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная
проба по профессии в креативной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
–
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
–
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
–
Практическое выполнение задания.
–
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по
профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и
требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного
опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных
интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области
профессионального самоопределения.
Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности
«Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год
№

1
2
3

4

Дата

Классы – участники
Кол-во
Классы - участники
Профминимума(не
часов
Профминимума
зарегистрированные в проекте
(зарегистрированные в проекте
«Билет в будущее»)
«Билет в будущее»)
7 сентября Тема 1. Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» (обзор
1
2023 г. отраслей экономического развития РФ — счастье втруде)
14 сентября Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё
1
2023 г. будущее» (введение в профориентацию)
21 сентября Тема 3. Профориентационная
Тема 3. Профориентационная
1
2023 г. диагностика № 1 «Мой профиль» и диагностика № 1 «Мои
Разбор результатов
профсреды» и разборрезультатов
28 сентября Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России»
1
2023 г. (дополнительное образование, уровни профессионального
образования,стратегии поступления)

18

5

5 октября Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
2023 г. сференауки и образования» (моделирующая онлайн-проба на
платформепроекта «Билет в будущее» по профессии учителя,
приуроченная к Году педагога и наставника)

1

6

12 октября Тема 6. Профориентационное
Тема 6. Профориентационная
2023 г. занятие «Россия в деле» (часть 1) (на диагностика № 2 «Мои
выбор: импортозамещение,
ориентиры» и разбор
авиастроение, судовождение,
результатов
судостроение, лесная
промышленность)
19 октября Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю
2023 г. достижения страны в сфере промышленности и производства»
(тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)
26 октября Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
2023 г. промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург,
специалист по аддитивным технологиям и др.)
2 ноября Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю
2023 г достижения страны в области цифровых технологий»
(информационные технологии, искусственный интеллект,
робототехника)
9 ноября Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
2023 г. цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист,
робототехник и др.)
16 ноября Тема 11. Профориентационное
Тема 11. Профориентационная
2023 г занятие «Россия в деле» (часть 2) (на диагностика № 3 «Мои таланты»
выбор: медицина, реабилитация,
и разбор результатов
генетика)
23 ноября Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю
2023 г. достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение,
транспорт, строительство)
30 ноября Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
2023 г. инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
Инженер конструктор, электромонтер и др.)
7 декабря Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и
2023 г. общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и
правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих
службах)
14 декабря Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
2023 г. управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
специалист по кибербезопасности, юрист и др.)
21 декабря Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее —
2023 г. моя страна»
11 января Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о
2024 г. достижениях агропромышленного комплекса
страны»(агропромышленный комплекс)
18 января Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
2024 г. аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет вбудущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.)

1

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16
17

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

19

19

25 января Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю
2024 г. достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера
здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)

1

20

1 февраля Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
2024 г. медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины,
биотехнолог и др.)
8 февраля Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о
2024 г. профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма
и гостеприимства)
15 февраля Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо
2024 г. общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму,
организатор благотворительных мероприятий и др.)
22 февраля Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю
2024 г. творческие профессии» (сфера культуры и искусства)
29 февраля Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую
2024 г. профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.)
7 марта Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии»
2024 г. (часть 1) (учитель, актер, эколог)
14 марта Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии»
2024 г. (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар)
21 марта Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»
2024 г. (часть 1)
28 марта Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»
2024 г. (часть 2)
4 апреля Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
2024 г. инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее»)
11 апреля Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
2024 г. цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее»)
18 апреля Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
2024 г. промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее»)
25 апреля Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
2024 г. медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее»)
2 мая
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
2024 г. креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее»)
16 мая
Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее —моя страна»
2024 г.

1

21

22

23
24

25
26
27
28
29

30

31

32

33

34

1

1

1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».