Читаем вместе

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Читаем вместе» для 1 класса
разработана на основе авторской программы курса «Чтение с увлечением. 1 класс. М.В. Буряк, Е.Н.
Карышевой интегрированного курса «Удивительный мир природы.Чтение с увлечением»
(литературного чтения + окружающий мир) (ООО «Планета», 2020г.).
Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени
обучения в рамках общеинтеллектуального направления и рассчитана на детей 7-8 лет. Согласно
учебному плану на изучение отводится 33 часа (1 час в неделю). Срок реализации – 1 год.
Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение»,
«Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов
нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы формирования
читательской грамотности, повышению культуры чтения, привитию навыков самостоятельной
работы.
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовнонравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной
творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью средств
устного народного творчества, а именно русских народных сказок. Произведения устного
народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они
обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают
усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.
Основными целями интегрированного курса «Читаем вместе» являются:

развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного
творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оценивание событий и поступков
героев;

формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и
русского языка через игры с буквами и словами;

создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся
посредством сказок;

духовно-нравственное развитие личности.
Программа определяет ряд задач:
 совершенствовать навыки чтения обучающихся;
 формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и
осознанный интерес к чтению сказок;
 знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры;
 формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
 формировать основы читательской культуры;
 вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе
самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,
полученные на уроках литературного чтения и русского языка;
 способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные
виды заданий при работе с текстами;
 развивать воображение, литературно-творческие способности и речь первоклассников;
 совершенствовать коммуникативные навыки;
 создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого
ученика;
 формировать стремление ребенка к рассуждению и поиску.
Для реализациипрограммного содержания используются учебные средства:
1.
Буряк М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с увлечением. По
дорогам сказок». 1 класс. (ООО «Планета», 2020г.)
2.
Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методические разработки занятий с электронным
интерактивным приложением (ООО «Планета», 2020г.)
1

Результаты освоения курса
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
•
формирование целостного взгляда на мир средствами литературных
произведений;
•
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного
творчества;
•
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
•
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, вести поиск средств её осуществления;
•
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
•
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
•
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
•
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные
•
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
•
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами;
•
активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
•
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные
•
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
•
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
•
активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
•
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
2

•
слушать и понимать речь других;
•
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера.
исполнителя);
•
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач,
принимать на себя ответственность за результаты своих ДЕЙСТВИЙ.
Предметные результаты:
•
понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и
нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
•
осознание значимости чтения для личного развития; формирование
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование потребности в систематическом чтении;
•
достижение
необходимого
для
продолжения
образования
уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
•
понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование
нравственной оценки поступков героев.
В результате освоения курса «Чтение с увлечением»:
Обучающиеся получат возможность:
•
закрепить умение работать с книгой;
•
закрепить умение работать с текстом;
•
проявить интерес к книге;
•
расширить читательский кругозор;
•
заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в развитии
познавательных способностей у своих детей.
Обучающиеся закрепят умение:
•
составлять из букв слова;
•
составлять из слогов слова;
•
использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова;
•
убирать лишние буквы, чтобы получились слова;
•
определять количество слогов в слове;
•
переставлять буквы в словах для получения новых слов;
•
различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»;
•
различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
•
находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;
•
восстанавливать слова путём добавления букв;
•
изменять букву, чтобы получилось новое слово;
•
понимать содержание сказки;
•
отвечать на вопросы по содержанию сказки;
•
подбирать другой заголовок к сказке;
•
определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;
•
пересказывать сказки с использованием картинок;
•
восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;
•
расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;
•
составлять из слов предложения;
•
восстанавливать текст сказки;
•
находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;
•
определять значения слов;
•
соединять слова с их значениями;
•
определять смысл пословиц;
•
выбирать из пословиц те, которые соответствуют сказке;
3

•
отличать положительные и отрицательные качества героев сказок;
•
анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в
трудные ситуации;
•
разгадывать ребусы;
•
разгадывать кроссворды;
•
дополнять рисунки недостающими предметами;
•
распутывать путаницы и читать полученные слова и предло жения;
•
использовать полученные на уроках литературного чтения и русского языка знания
для выполнения заданий;
•
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
•
последовательно рассуждать, доказывать;
•
контролировать свою деятельность;
•
оценивать свою работу на занятии.

4

Содержание курса
При проведении занятий: экскурсии, дней тетра и музеев, выставка рисунков, поделок и творческих
работ, проведение тематических часов, встреч, бесед, участие в конкурсах, выставках детского творчества.
Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают
следующие виды внеурочной деятельности:
• познавательная деятельность,
• игровая деятельность,
• художественно-эстетическая деятельность.
Сказки о животных (18 ч)
•
Русская народная сказка «Колобок». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Лиса и журавль». ( 1ч)
•
Русская народная сказка «Теремок». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Рукавичка». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Лиса и кувшин». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Журавль и цапля». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Заюшкина избушка». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Три медведя». ( 1ч)
•
Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Лиса и волк». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Жихарка». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Медведь и лиса». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Бычок - смоляной бочок». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Мужик и медведь». (1 ч)
Бытовые сказки (3 ч)
•
Русская народная сказка «У страха глаза велики». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Морозко». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Пастушья дудочка». (1 ч)
Волшебные сказки (11 ч)
•
Русская народная сказка «Репка». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Петушок и жерновцы». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Несмеяна-царевна». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Гуси-лебеди». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Маша и медведь». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Самое дорогое». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Белая уточка». (1 ч)
•
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». (1 ч)
Итоговое занятие (1ч)
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий предметного блока:
•
составлять из букв слова;
•
составлять из слогов слова;
•
использовать буквы слова для того, чтобы составить новые слова;
•
убирать лишние буквы, чтобы получились слова;
•
определять количество слогов в слове;
•
переставлять буквы в словах для получения новых слов;
•
восстанавливать слова путём добавления букв;
•
изменять букву, чтобы получилось новое слово;
•
различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»;
•
различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
•
находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;
•
понимать содержание сказки;
5

•
отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий блока по развитию речи:
•
подбирать другой заголовок к сказке;
•
определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;
•
пересказывать сказку с использованием картинок;
•
восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;
•
расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;
•
составлять из слов предложения;
•
восстанавливать текст сказки;
•
находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;
•
определять значения слов;
•
соединять слова с их значениями.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий воспитательного блока:
•
определять смысл пословиц;
•
выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониiсказки;
•
отличать положительные и отрицательные качества героев сказок;
•
анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные
ситуации.
Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий занимательного блока:
•
разгадывать кроссворды;
•
разгадывать ребусы;
•
дополнять рисунки недостающими предметами;
•
распутывать путаницы и читать полученные слова и предложения.
Учебно-тематический план
№п/п
Наименование разделов
1.
Сказки о животных
2.п/п
Бытовые сказки
3.
Волшебные сказки
4.
Итоговое занятие
Итого:

Всего часов
18
3
11
1
33

Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
п/п

Тема занятия

Дата проведения

1.

Русская народная сказка «Колобок».

план
02.09

2.

Русская народная сказка «Репка».

09.09

3.

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

16.09

4.

Русская народная сказка «Теремок».

23.09

5.

Русская народная сказка «Рукавичка».

30.09

6.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

07.10

7.

Русская народная сказка «Лиса и кувшин».

14.10

8.

Русская народная сказка «Журавль и цапля».

21.10

9.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

11.11

10.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

18.11

11.

Русская народная сказка «Снегурушка и лиса».

25.11

факт

6

12.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

02.12

13.

Русская народная сказка «Петушок и жерновцы».

09.12

14.

Русская народная сказка «Три медведя».

16.12

15.

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок».

23.12

16.

Русская народная сказка «Лиса и волк».

13.01

17.

Русская народная сказка «Жихарка».

20.01

18.

Русская народная сказка «Медведь и лиса».

27.01

19.

Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума».

03.02

20.

17.02

22.

Русская народная сказка «Несмеяна-царевна».
«Дружба творит чудеса»
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
«900 страшных дней блокады».
Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок».

23.

Русская народная сказка «Маша и медведь».

10.03

24.

Русская народная сказка «Мужик и медведь».

17.03

25.

31.03

26.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».
Русская народная сказка «У страха глаза велики»

27.
28.

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик».
Русская народная сказка «Морозко».

14.04
21.04

29.

Русская народная сказка «Самое дорогое».

28.04

30.

Русская народная сказка «Пастушья дудочка».

05.05

31.

Русская народная сказка «Белая уточка».

12.05

32.

Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка».

19.05

33.

Викторина по сказкам.

19. 05

21.

24.02
03.03

07.04

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».