Рабочая программа по обж_ 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс»
Авторы: Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
(34ч., 1 час в неделю)
2021год

Пояснительная записка
Примерная программа разработана в полной соответствии с обязательным минимумом содержания курса "Основы
безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и
является логическим продолжением программы курса "Окружающий мир" для учащихся 1-4 классов и курса ОБЖ для
учащихся 5-9 классов.
В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом
"О воинской обязанности

военной службе" письмом Министерства общего и профессионального образования

Российской Федерации оп 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен
раздел "Основы военной службы" Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и на
правлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению
конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно патриотическое воспитание) старшеклассников.
1

В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания
Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах боевых традициях и символах
воинской чести, об основных воинских обязанностях. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения
необходимых практически; навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме
учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами или на
базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного
года На проведение учебных сборов выделяется пять дне (40 часов учебного времени). Структурно программа курса
ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. В программе реализованы
требования Федеральных законов "06 обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской
обороне", "О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" и
постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43

"О федеральной целевой

программе "Создание развитие Российской системы предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях", от 24
июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на
достижение следующих целей:
 освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе
2

защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке
подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной
службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите
государства;
 овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных
ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую
помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к
военной службе и военной профессии;
 развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при
прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения
здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому
наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств,
необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах
Российской Федерации или других войсках.
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для

3

учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования
являются:
 умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
 использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
 участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
 поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
 оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и
в повседневной жизни экологических требований;
 умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
 осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Преподавание курса ОБЖ в 10-11 классах проводит преподаватель-организатор курса ОБЖ. Занятия по отдельной
программе с девушками рекомендуется проводить учителям биологии

или специалистам, имеющим медицинское

образование. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по
предмету '"Основы безопасности жизнедеятельности". Настоящая программа является основой для разработки рабочей
программы курса ОБЖ общеобразовательных учреждениях.
Данная примерная программа курса ОБЖ для обучающихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений
разработана авторским коллективом в составе: А.Т.Смирнов, В.А.Васнев, Б.И.Мишин.

4

Содержание учебной программы ОБЖ для 10 класса.
I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного
поведения.
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования,
меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил
ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного
жилища, добыча огня.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в
общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с
повышенной криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..
Особенности

уголовной

ответственности

и

наказания

несовершеннолетних.

Виды

наказаний,

назначаемых

несовершеннолетним.
Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных
средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка,
повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и
5

одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных
сооружениях, эвакуация и др.)
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных
ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы
Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Закон РФ "О

безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения","Об обороне","О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от
опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий
Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управления гражданской обороной.
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, классификация отравляющих веществ
(0В) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы

6

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой
информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о
чрезвычайных ситуациях
Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны
Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в
имеющихся защитных сооружениях)
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства защиты кожи Медицинские
средства защиты и профилактики.
Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после
пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее

предназначение План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и
физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе
жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества.
Инфекционные

заболевания,

причины их возникновения,
7

механизм

передачи инфекций Классификация

инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Профилактика наиболее часто
встречающихся инфекционных заболеваний.
4. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление
здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения
высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая
нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих
высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его
физических и духовных качеств.
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности
человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня
работоспособности.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость
выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня
работоспособности и здорового долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья.
Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек
к систематическому выполнению закаливающих процедур.
8

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных
привычек.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя,
снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную
систему, сердечно-сосудистую систему Пассивное курение и его влияние на здоровье
Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные последствия пристрастия к
наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту
III. Основы военной службы
5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.
Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная реформа Ивана Грозного в
середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России
во второй половине XIX века, создание массовой армии
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации,
основные предпосылки проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического
назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания,
предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-воздушные Силы, история создания,
9

предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в
состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации государственная

военная

организация,

составляющая

основу обороны

страны.

Руководство и управление

Вооруженными Силами Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска
Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренний дел
Российской Федерации,

Железнодорожные

войска

Российской Федерации,

войска

Федерального агентства

правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их
состав и предназначение.
6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовнонравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность
своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание
патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности
военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. Дни воинской
славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания
памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Особенности

воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и
подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.
10

Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и
заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История
государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание
"Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал
вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники.
Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

11

Календарно-тематическое планирование.
№ Наименование
п/п разделов и тем
I
Безопасность и защита
человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях
1
Раздел 1. Опасные и
чрезвычайные ситуации,
возникающие
в
повседневной жизни, и
правила
безопасного
поведения.
2
Раздел
2.
Гражданская
оборона - составная часть
обороноспособности
страны.
II

3

4

Всего часов

Количество часов
теоретические

практические

6

5

1

7

5

2

2

1

4

3

13

Основы
медицинских 10
знаний и здорового образа
жизни
Раздел
3.
Основы 3
медицинских знаний
и
профилактика
инфекционных
заболеваний.
Раздел 4. Основы здорового 7
12

III
5

6

образа жизни.
Основы военной службы
Раздел 5. Вооруженные
Силы
Российской
Федерации - защитники
нашего Отечества.
Раздел 6. Боевые традиции
Вооруженных Сил России.
Итого:

12
6

6

5

4

1

34

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ,
УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в
повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при
активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом
образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан
в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и
радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на
человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и
задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об
обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные виды воинской
деятельности; общие обязанности солдата в бою; основные способы передвижения солдата в бою; государственные и
военные символы Российской Федерации. средства массового поражения и их поражающие факторы;
Ученик должен уметь:
13

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных
ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в
практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
- пользоваться индивидуальными средствами защиты;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при
выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять
команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться
средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое
местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах,
ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное
(наводящие
вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

14

Используемая литература,
1 Конституция Российской Федерации.
2 Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", "О си гусе военнослужащих", "О воинской
обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и тсхногснного характера".
3 Общевоинскне уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.
4 Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.
5 Вестник военной информации. Агентство "Воснинформ" Министерства обороны РФ и Российское
информационное агентство "Новости". - 1998. - №1-12.
6 На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов
(старшин) Вооруженных Сил РФ. - М : Русь РКБ, 1998
7 Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами,
проходящими военную службу по контракту. - М.: Изд-во Всероссийской газеты "Нива России" - Москва 1997.
8 Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни" Поурочное планирование программы "Основы безопасности
жизнедеятельности" (автор А.Смирнов )

Календарно-тематический план по ОБЖ 10 класс

15

п/
п

Кол-во часов

№

6

1

1

Тип
урока
Наименование
раздела и темы
урока
Тема
Обеспечение
личной
безопасности
повседневной
жизни

Элементы содержания

Требования
к форма До Дата
уровню
подготовки контро ма проведе
обучающихся
ля
шн ния
ее
зад
ани
е

в

1.1. Правила
поведения
в
условиях
вынужденного
автономного
существования

Урок
изучени
я новых
знаний

Причины попадания человека
в
условия
вынужденного
автономного существования.
Меры
профилактики
и
подготовки к безопасному
поведению
в
условиях
автономного существования.

16

Знать об основных Практи §
опасных
ситуациях, ческая 1.1
возникающих
в работа: (уч
повседневной жизни, и
ебн
правилах поведения в
ик)
них. Уметь называть
способы
ориентирования
на
местности,

2

1

Комбин
1.2.Правила
поведения
в ированн
ый
ситуациях
криминогенного
характера

Возможные ситуации при
встрече с незнакомцами на
улице,
в
общественном
транспорте, в общественном
месте, в подъезде дома, в
лифте. Правила безопасного
поведения
в
местах
с
повышенной криминогенной
опасностью: на рынке, на
стадионе, на вокзале и

Знать
правила
поведения
в
криминогенных
ситуациях.
Уметь:
объяснить
элементарные способы
самозащиты,
применяемые
в
конкретной ситуации
криминогенного
характера;

Решен
ие
ситуац
ионны
х задач

3

1

1.3.

Комбин
ированн
ый

Особенности
уголовной
ответственности и наказания
несовершеннолетних.
Виды
наказаний,
назначаемые
несовершеннолетним. средств
или
нарушение
правил,
обеспечивающих безопасную
работу
транспорта.
Хулиганство и вандализм,
общие понятия.

Знать об уголовной
ответственности
несовершеннолетних и
видах
наказаний,
назначаемых
несовершеннолетним.
Уметь
использовать
полученные знания в
повседневной жизни

Решен
ие
ситуац
ионны
х задач

Уголовная
ответственность
несовершеннолет
них

17

§
1.2
(уч
ебн
ик)

4

1

1.4.
Правила Комбин
поведения
в ированн
ый
условиях
чрезвычайных
ситуаций
природного,
техногенного
и
социального
характера

Правила поведения в условиях
чрезвычайных
ситуаций
природного и техногенного
характера.
Краткая
характеристика
наиболее
вероятных
для
данной
местности
и
района
проживания
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного характера.

Знать потенциальные
опасности природного,
техногенного
и
социального
происхождения,
характерные
для
региона проживания;
правила
безопасного
поведения в условиях
чрезвычайных
ситуаций.
Уметь
использовать
приобретенные знания
для развития в себе
качеств,

Решен
ие
ситуац
ионны
х задач

Сос
тав
ить
пам
ятк
у

5

1

1.5.
Единая Комбин
ированн
государственная
ый
система
предупреждения
и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций,
ее
структура
и
задачи

РСЧС, история ее создания,
предназначение,
структура,
задачи, решаемые по защите
населения от чрезвычайных
ситуаций

Знать предназначение, Индив
структуру и задачи идуаль
РСЧС.
ный
опрос
Уметь
использовать
полученные знания для
обращения в случае
необходимости
в
службы
экстренной
помощи

§
1.5
(уч
ебн
ик)

18

6

1.6. Законы и Комбин
ированн
другие
ый
нормативноправовые
акты
РФ
по
обеспечению
безопасности

1

7

Положения
Конституции
Российской
Федерации,
гарантирующие
права
и
свободы
человека
и
гражданина. Основные законы
Российской
Федерации,
положения
которых
направлены на обеспечение
безопасности
граждан
(Федеральные
законы
«О
защите
населения
и
территорий от чрезвычайных
ситуаций
природного и
техногенного характера»,

Тема
2
Гражданская
оборона

19

Знать основные задачи
государственных служб
по защите населения и
территорий
от
чрезвычайных
ситуаций природного и
техногенного
характера.
Уметь
использовать
полученные знания для
обращения в случае
необходимости
в
службы
экстренной
помощи

Индив
идуаль
ный
опрос

§
1.6
(уч
ебн
ик)

1
7

8

1

2.1. Гражданская Комбин
ированн
оборона,
ый
основные
понятия
и
определения,
задачи
гражданской
обороны

Гражданская оборона, история
ее создания, предназначение и
задачи
по
обеспечению
защиты
населения
от
опасностей, возникающих при
ведении боевых действий или
вследствие этих действий.
Организация
управления
гражданской
обороной.
Структура управления
и
органы
управления
гражданской обороной

Знать
о
предназначении
гражданской обороны,
её структуре и задачах.

2.2. Современные Комбин
ированн
средства
поражения,
их ый
поражающие
факторы,
мероприятия по
защите населения

Ядерное оружие, поражающие
факторы ядерного взрыва.
Химическое
оружие,
классификация отравляющих
веществ
(ОВ)
по
предназначению
и
воздействию на организм.
Бактериологическое
(биологическое)
оружие.
Современные
средства
поражения, их поражающие
факторы.

Иметь представление
о
современных
средствах поражения и
их
поражающих
факторах.

20

Уметь
использовать
полученные знания и
умения
для
обеспечения
личной
безопасности

Уметь
предвидеть
потенциальные
опасности и правильно
действовать в случае их
наступления

Провер
очная
работа
по
теме

§
2.1
(уч
ебн
ик)

Индив
идуаль
ный
опрос

§
2.2
(уч
ебн
ик)

9

1

10 1

2.3. Оповещение и Комбин
информирование ированн
населения
об ый
опасностях,
возникающих в
чрезвычайных
ситуациях
военного
и
мирного времени.

Система
оповещения
населения о чрезвычайных
ситуациях. Передача речевой
информации о чрезвычайной
ситуации,
примерное
ее
содержание,
действия
населения
по
сигналам
оповещения о чрезвычайных
ситуациях

Знать
способы
оповещения населения
в
чрезвычайных
ситуациях.

2.4. Организация Комбин
ированн
инженерной
ый
защиты

Защитные
сооружения
гражданской
обороны.
Основное
предназначение
защитных
сооружений
гражданской обороны. Виды
защитных
сооружений.
Правила
поведения
в
защитных сооружениях

Знать виды защитных
сооружений, правила
поведения в защитных
сооружениях. Уметь:–
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях;
–
использовать средства
коллективной защиты.

21

Индив
идуаль
ный
опрос

Уметь действовать в
чрезвычайных
ситуациях
Индив
идуаль
ный
опрос

Пов
тор
ить
зап
иси
в
тет
рад
и

11 1

2.5.
Средства Урок
комплек
индивидуальной
сного
защиты
примене
ния ЗУН
учащим
ися

Основные средства защиты
органов дыхания и правила их
использования.
Средства
защиты кожи. Медицинские
средства
защиты
и
профилактики

Знать
основные Практи §
средства
ческая 2.5
индивидуальной
работа: (уч
защиты
органов
ебн
дыхания
и
кожи,
ик)
медицинские средства
защиты
и
профилактики. Уметь
владеть
навыками
пользования
средствами
индивидуальной
защиты

12 1

2.6.

Комбин
ированн
ый

Предназначение
аварийноспасательных
и
других
неотложных
работ,
проводимых
в
зонах
чрезвычайных
ситуаций.
Организация
и
основное
содержание
аварийноспасательных
работ.
Санитарная обработка людей
после пребывания их в зонах
заражения

Знать об организации
проведения аварийноспасательных работ в
зонах ЧС.

Организация
проведения
аварийноспасательных
работ
в
зоне
чрезвычайных
ситуаций

22

Уметь
использовать
полученные знания и
умения
для
обеспечения
личной
безопасности

Индив
идуаль
ный
опрос

Ме
ры
без
опа
сно
сти

13 1

3

Урок
комплек
Организация
сного
гражданской
примене
обороны
в ния ЗУН
образовательном учащим
учреждении.
ися
2.7.

Организация
ГО
в
общеобразовательном
учреждении,
ее
предназначение.
Отработка
правил поведения в случае
получения сигнала о ЧС. План
гражданской
обороны
образовательного учреждения.
Обязанности обучаемых

Тема 3 Основы
медицинских
знаний
и
профилактика
инфекционных
заболеваний

23

Знать об организации Практи Вы
ГО
в ческая учи
общеобразовательном
работа: ть
учреждении; правила
зап
поведения
учащихся
иси
при получении сигнала
в
о
ЧС.
Уметь
тет
действовать согласно
рад
установленному
и
порядку по сигналу
«Внимание всем!»

14 1

3.1. Сохранение и Комбин
ированн
укрепление
здоровья
– ый
важная
часть
подготовки
юноши
допризывного
возраста
к
военной службе и
трудовой
деятельности

Здоровье человека, общие
понятия
и
определения.
Здоровье индивидуальное и
общественное.
Здоровье
духовное
и
физическое.
Основные критерии здоровья.
Влияние окружающей среды
на здоровье человека в
процессе жизнедеятельности.
Необходимость сохранения и
укрепления
здоровья
–
социальная
потребность
общества

Знать
основные
определения понятия
«здоровье» и факторы,
влияющие на него, о
способах и средствах
сохранения здоровья,
важности
профилактических
мероприятий
для
здорового иммунитета.

Тестир §
ование. 3.1
(уч
(20
ебн
мин)
ик)

1

Комбин
3.2.
ированн
Инфекционные
заболевания, их ый
классификация

Инфекционные заболевания,
причины их возникновения,
механизм передачи инфекций.
Классификация инфекционных
заболеваний.
Понятие
об
иммунитете, экстренной и
специфической профилактике

Знать об основные
принципах
классификации
инфекционных
заболеваний.
Уметь
использовать
приобретенные знания
и
умения
в
повседневной
жизни
для соблюдения мер
профилактики
инфекционных
заболеваний

Индив
идуаль
ный
опрос

15

24

§
3.2
(уч
ебн
ик)

16 1

7

3.3.
Основные Комбин
ированн
инфекционные
заболевания, их ый
профилактика

Наиболее
характерные
инфекционные
заболевания,
механизм передачи инфекции.
Профилактика наиболее часто
встречающихся
инфекционных заболеваний

Тема 4 Здоровый
образ жизни и
его
составляющие

25

Знать об основные
принципах
профилактики
инфекционных
заболеваний.
Уметь
использовать
приобретенные знания
и
умения
в
повседневной
жизни
для соблюдения мер
профилактики
инфекционных
заболеваний

Индив
идуаль
ный
опрос

Пов
тор
ить
§
3.2
(уч
ебн
ик)

17 1

4.1.
Здоровый Комбин
образ
жизни. ированн
ый
Факторы,
влияющие
на
здоровье

Здоровый образ жизни –
индивидуальная
система
поведения
человека,
направленная на укрепление и
сохранение здоровья

Знать
основное
определение понятия
«здоровый
образ
жизни», о факторах,
влияющих на здоровье.
Уметь
использовать
приобретенные знания
в повседневной жизни
для ведения здорового
образа жизни

Тестир §
ование. 4.1
(уч
(10
ебн
мин)
ик)

1

4.2.
Основные Комбин
ированн
составляющие
здорового образа ый
жизни

Общие понятия о режиме
жизнедеятельности
и
его
значение
для
здоровья
человека,
формирования
духовных
качеств.
Пути
обеспечения высокого уровня
работоспособности. Основные
элементы жизнедеятельности
человека

Знать
основные
составляющие
здорового образа жизни
и их влияние на
безопасность
жизнедеятельности
личности.
Уметь
использовать
приобретенные знания
в повседневной жизни
для ведения здорового
образа жизни

Индив
идуаль
ный
опрос

18

26

Пов
тор
ить
§
4.1
(уч
ебн
ик)

Комбин
ированн
ый

19 1

4.3.
Биологические
ритмы

20 1

4.4.
Влияние Комбин
ированн
биологических
ритмов
на ый
работоспособност
ь человека

Основные
понятия
о Знать
основные
биологических
ритмах составляющие
организма
здорового
образа
жизни.
Уметь
использовать
приобретенные знания
в повседневной жизни
для ведения здорового
образа жизни

Индив
идуаль
ный
опрос

§
4.2
(уч
ебн
ик)

Влияние
биологических
ритмов
на
уровень
жизнедеятельности человека.
Учет влияния биоритмов при
распределении нагрузок в
процессе жизнедеятельности
для повышения
уровня
работоспособности

Решен
ие
ситуац
ионны
х

Пов
тор
ить

27

Знать
основные
составляющие
здорового образа жизни
и их влияние на
безопасность
жизнедеятельности
личности.
Уметь
использовать
приобретенные знания
в повседневной жизни
для ведения здорового
образа жизни

задач

§
4.2
(уч
ебн
ик)

21 1

4.5.
Значение Комбин
ированн
двигательной
активности
и ый
закаливания
организма
для
здоровья
человека

Значение
двигательной
активности
для
здоровья
человека в процессе его
жизнедеятельности.
Необходимость
выработки
привычек к систематическим
занятиям
физической
культурой для обеспечения
высокого
уровня
работоспособности
и
долголетия.

Знать о факторах,
способствующих
укреплению здоровья.
Уметь
использовать
приобретенные знания
в повседневной жизни
для ведения здорового
образа жизни

Индив
идуаль
ный
опрос

§
4.3
(уч
ебн
ик)

22 1

4.6.
Вредные Комбин
привычки,
их ированн
влияние
на ый
здоровье

Вредные
привычки
(употребление
алкоголя,
курение,
употребление
наркотиков) и их социальные
последствия.
Алкоголь,
влияние алкоголя на здоровье
и
поведение
человека
работоспособности. Курение и
его влияние на состояние
здоровья.
Наркомания
и
токсикомания

Знать
о
вредных
привычках–факторах,
разрушающих
здоровье.

Индив
идуаль
ный
опрос

§
4.4
(уч
ебн
ик)

28

Уметь
использовать
приобретенные знания
в повседневной жизни
для ведения здорового
образа жизни

23 1

4.7.
Профилактика
вредных
привычек

6

Тема 5 Виды ВС
РФ

24 1

5.1.
История
создания
Вооруженных
Сил России

Комбин
ированн
ый

Социальные
последствия
пристрастия к наркотикам.
Профилактика
наркомании,
чистота и культура в быту

Знать о профилактике
вредных
привычек.
Уметь
использовать
приобретенные знания
в повседневной жизни
для ведения здорового
образа жизни

Урок
комплек
сного
примене
ния ЗУН
учащим
ися

Организация вооруженных сил
Московского государства в
XIV–XV вв. Военная реформа
Ивана Грозного в середине
XVI в. Военная реформа Петра
I, создание регулярной армии,
ее
особенности.
Военные
реформы в России во второй
половине XIX в.,

Иметь представление Семин
об истории создания ар
Вооруженных
Сил
России.
Владеть
навыками
осуществления
осознанного
самоопределения
по
отношению к военной
службе.

29

Провер
очная
работа
по
теме

§
5.1
(уч
ебн
ик)

25 1

5.2.
История
создания
Вооруженных
Сил России

Урок
комплек
сного
примене
ния ЗУН
учащим
ися

Создание
советских
Вооруженных
Сил,
их
структура и предназначение.
Вооруженные
Силы
Российской
Федерации,
основные
предпосылки
проведения военной реформы

Иметь представление Семин
об истории создания ар
Вооруженных
Сил
России.
Владеть
навыками
осуществления
осознанного
самоопределения
по
отношению к военной
службе

§
5.1
(уч
ебн
ик)

26 1

Комбин
5.3.
Организационная ированн
ый
структура
Вооруженных
Сил России

Организационная
структура
Вооруженных
Сил.
Виды
Вооруженных Сил Российской
Федерации,
рода
Вооруженных Сил Российской
Федерации,
рода
войск.
Ракетные войска Сухопутные
войска

Иметь представление
об
организационной
структуре
ВС
РФ.
Владеть
навыками
осуществления
осознанного
самоопределения
по
отношению к военной
службе

Индив
идуаль
ный
опрос

§
5.2
(уч
ебн
ик)

27 1

5.4.
Виды Комбин
ированн
Вооруженных
Сил, рода войск. ый
История
их
создания
и
предназначение

Военно-Воздушные
Силы,
история
создания,
предназначение, рода авиации.
Войска ПВО. Включение ПВО
в состав ВВС.
ВоенноМорской
Флот,
история
создания, предназначение

Знать
состав
и
предназначение ВС РФ.
Владеть
навыками
оценки уровня своей
подготовленности
к
военной службе.

Индив
идуаль
ный
опрос

§
5.2
(уч
ебн
ик)

30

28 1

29 1

6

5.5. Функции и Комбин
основные задачи ированн
ый
современных
Вооруженных
Сил России,

Вооруженные
Силы
Российской
Федерации
–
государственная
военная
организация,
составляющая
основу
обороны
страны.
Руководство и управление
Вооруженными
Силами.
Реформа Вооруженных Сил
России

Знать
функции
и
основные
задачи
современных
Вооруженных Сил.

5.6.
Другие Комбин
войска, их состав ированн
и предназначение ый

Пограничные
войска
Федеральной
службы
безопасности
Российской
Федерации, внутренние войска
Министерства внутренних дел,
войска гражданской обороны,
их состав и предназначение

Знать
состав
и
предназначение ВС РФ.
Уметь
оценивать
уровень
своей
подготовленности
к
военной службе

Тема 6 Боевые
традиции
Вооруженных сил
России

31

Индив
идуаль
ный
опрос

§
5.3
(уч
ебн
ик)

Индив
идуаль
ный
опрос

§
5.4
(уч
ебн
ик)

Иметь представление
об
управлении
Вооруженными
Силами; о реформе
Вооруженных Сил..

30
1

31 1

6.1. Патриотизм и Комбин
ированн
верность
воинскому долгу ый
–
качества
защитника
Отечества

Патриотизм
–
духовнонравственная основа личности
военнослужащего–защитника
Отечества, источник духовных
сил
воина.
Преданность
своему Отечеству, любовь к
Родине, стремление служить
ее интересам, защищать от
врагов – основное содержание
патриотизма. Воинский долг –

Знать о требованиях Провер §
воинской деятельности, очная
6.1
предъявляемых
к работа (уч
моральным,
ебн
индивидуальноик)
психологическим
и
профессиональным
качествам гражданина.
Уметь
использовать
приобретенные знания
для развития в себе
качеств, необходимых
для военной службы.

Урок
комплек
сного
примене
ния ЗУН
учащим
ися

Дни воинской славы – Дни
славных побед, сыгравших
решающую роль в истории
государства. Основные формы
увековечения
памяти
российских
воинов,
отличившихся в сражениях,
связанных с днями воинской
славы России.

Знать о днях воинской Семин
славы и о формах ар
увековечения памяти.
Уметь:–
отстаивать
свою
гражданскую
позицию, формировать
свои
мировоззренческие
взгляды;

6.2.
Памяти
поколений – дни
воинской славы
России.

32

§
6.2
(уч
ебн
ик)

32 1

6.3.
Дружба, Комбин
ированн
войсковое
товарищество – ый
основа
боевой
готовности частей
и подразделений

Особенности
воинского
коллектива,
значение
войскового товарищества в
боевых
условиях
и
повседневной жизни частей и
подразделений.
Войсковое
товарищество
–
боевая
традиция Российской армии и
флота

Иметь представление
о дружбе и войсковом
товариществе
как
основе
боевой
готовности частей и
подразделений. Уметь
использовать
приобретенные знания
для развития в себе
духовных и физических
качеств,

33

6.4. Боевое Знамя Комбин
воинской части – ированн
символ воинской ый
чести, доблести и
славы

Боевое Знамя воинской части –
особо
почетный
знак,
отличающий
особенности
боевого
подразделения,
истории и заслуг воинской
части.

Иметь представление Тестир
о символах воинской ование.
чести.
(20
Уметь осуществлять мин)
осознанное
самоопределение
по
отношению к военной
службе.

1

33

Индив
идуаль
ный
опрос

§
6.3
(уч
ебн
ик)

§
7.1
(уч
ебн
ик)

1
34

34 1

34
ч

Урок
комплек
сного
примене
ния ЗУН
учащим
ися

История
государственных
наград за военные отличия в
России.
Основные
государственные
награды
СССР и России, звания Герой
Советского Союза,

6.6.
Ритуалы Комбин
ированн
Вооруженных
Сил Российской ый
Федерации

Ритуал приведения к военной
присяге. Ритуал вручения
Боевого Знамени воинской
части.
Порядок
вручение
личному составу вооружения и
военной техники. Порядок
проводов
военнослужащих,
уволенных в запас
или
отставку

6.5.
Ордена
–
почетные
награды
за
воинские отличия
и заслуги в бою и
военной службе

Герой Российской Федерации

Всего часов

34

Иметь представление Семин
об
основных ар
государственных
наградах.
Уметь
отстаивать
свою
гражданскую позицию,
формировать
свои
мировоззренческие
взгляды

§
7.2
(уч
ебн
ик)

Иметь представление Провер §
о ритуалах ВС РФ.
очная
7.3
работа (уч
Уметь осуществлять
ебн
осознанное
ик)
самоопределение
по
отношению к военной
службе.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».