РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс» Авторы: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. (34ч., 1 час в неделю) 2021год Пояснительная записка Сведения о нормативной базе рабочей программы: Рабочая программа по ОБЖ 9 класса разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», утвержден приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; «Фундаментальное ядро содержания общего образования. РАН, РАО», под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова, М: «Просвещение», 2011; «Федеральный перечень учебников, рекомендуемый к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253; Программа базового курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для 9 класса составлена на основе авторской программы предметной линии учебников под редакций А.Т.Смирнова. /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010./ Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». «Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы-интерната № 576»; «Учебный план ГБОУ школы-интерната № 576» . В рабочей программе реализуются требования Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2010г. и федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне». 1.1. Обоснование выбора учебной программы: В Федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ безопасности жизнедеятельности в рамках предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности». Сегодня за счет регионального и школьного компонента выстраивается многоступенчатая структура предмета.Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов основ безопасности жизнедеятельности с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. 1.2. Место предмета в учебном плане: Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения. 1.3. Цели изучения предмета: Изучение предмета ОБЖ в 9 классе направлено на достижение следующей цели: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; о безопасности на дорогах. развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь. 1.4. 1.4.1. 1.4.2. Учебно-методические средства обучения. Учебный комплект Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общей ред. Смирнова А.Т. - М.: Просвещение, 2010 Методический комплект Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9кл.: учеб. Для общеобразовательныхУчреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2012. Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы». Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы». 2. Содержание тем учебного курса: Распределение часов по темам в курсе «ОБЖ» в 9 классе на базовом уровне. № 1 2 3 4 5 Тема Основы комплексной безопасности Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации Основы здорового образа жизни Основы медицинских знаний и оказание первой помощи ВСЕГО: 9 класс (количество часов) 7 7 9 8 3 34 Календарно-тематическое планирование. № Тема урока Элементы урок содержания/новые а/№ понятия и термины урок а в разд еле Тема № 1. Основы комплексной безопасности (7 ч) 1/2 Национальные Россия в мировом интересы России сообществе. Страны и в современном организации в мире современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. 1/3 Основные угрозы Национальные интересы национальным России в современном интересам и мире их содержание. безопасности России. 1/4 Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельност Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. УУД Вид контроля Знать:страны и Устный опрос организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Уметь: работать с учебником, выделять главное Знать: степень влияния Устный опрос каждого человека на национальную безопасность России. Уметь: анализировать и делать выводы Знать:о формировании Устный опрос общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. Уметь: анализировать Дата плану по Дата по факту 2/1 2/2 2/3 2/4 и. Чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. и делать выводы. Знать: классификации Тест по теме: Ч.С. «ЧС» Уметь: анализировать и делать выводы. Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека Ч.С. природного Ч.С. природного Знать:о Ч.С. характера, и их характера, их причины и природного характера, последствия. последствия. их причинах и последствиях. Уметь: работать с учебником, выделять главное Ч.С.техногенного Ч.С.техногенного Знать: о характера и их характера их причина и Ч.С.техногенного причины последствия характера их причинах и последствиях Уметь: работать с учебником, выделять главное. Угроза военной Военные угрозы Знать: о внешних и безопасности национальной внутренних угрозах России безопасности России. национальной Внешние и внутренние безопасности России. угрозы национальной Уметь: анализировать безопасности России и делать выводы Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной Устный опрос Тест по теме: «Ч.С.техногенн ого характера» Устный опрос безопасности страны. 3/1 3/2 3/3 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера Знать: основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера. Уметь:анализировать и делать выводы. Гражданская Основные факторы, Знать: о ГО оборона как определяющие развитие Уметь:работать с составная часть ГО в настоящее время. учебником, выделять национальной главное безопасности и обороноспособно сти страны. МЧС России – Роль МЧС России в Знать: о МЧС федеральный формировании культуры Уметь:работать с орган управления в области безопасности учебником, выделять в области защиты жизнедеятельности главное населения и населения страны. территорий от чрезвычайных ситуаций Контрольная работа по теме: «Защита населения от ЧС» Устный опрос Тест: «МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения» 4/1 Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 4/2 Инженерная Инженерная защита Знать: виды защита населения населения и территорий инженерной защиты. и территорий от от ЧС Уметь:использовать чрезвычайных полученные знания в ситуаций повседневной жизни для обеспечения личной безопасности. Оповещение и Оповещение населения о Знать: систему эвакуация ЧС. Централизованная оповещение, сигнал населения в система оповещения «Внимание веем». условиях населения о ЧС, единая Уметь:действовать по чрезвычайных дежурно- диспетчерская сигналу «Внимание ситуаций служба на базе телефона веем» 01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения. АварийноАварийно-спасательные Уметь:работать с спасательные и и другие неотложные учебником, выделять другие работы в очагах главное. неотложные поражения 4/3 4/4 Мониторинг и прогнозирование ЧС. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС Знать: о мониторинге и Устный опрос прогнозировании ЧС. Уметь:работать с учебником, выделять главное. Устный опрос Тест: «Оповещение и эвакуация населения в ЧС» Устный опрос работы в очагах поражения 5/1 5/2 6/1 6/2 Международный терроризм – угроза национальной безопасности России Особенности современной террористической деятельности. Меры, предусмотренные РФ по противодействию терроризму. Виды Виды террористических террористической акций, их цели и деятельности и способы осуществления террористических акций, их цели и способы осуществления. Основные Основные нормативнонормативноправовые акты, правовые акты по Конституция РФ, противодействию резолюция ООН по терроризму и продиводействию экстремизму терроризму. Общегосударстве Основные органы нное федеральной противодействие исполнительной власти, терроризму и непосредственно экстремизму. осуществляющие Основные борьбу с терроризмом. нормативноправовые акты. Знать: о современной Устный опрос террористической деятельности. Уметь:работать с учебником, выделять главное. Знать: о целях террористических акций. Уметь:работать с учебником, выделять главное. Тест: «Противодейст вие терроризму и экстремизму в Российской Федерации» Знать:основные законы Устный опрос РФ о противодействию терроризму Знать: основные Устный опрос органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Уметь:работать с учебником, выделять 6/3 7/1 7/2 8/1 экстремизму. Нормативноправовая база противодействия наркотизму Организационные основы противодействия терроризму в РФ Организационные основы противодействия наркотизму в РФ Правила поведения при угрозе террористическог о акта 8/2 Профилактика наркозависимости . 9/1 Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность главное. Статьи УК РФ о Знать:основные статьи Устный опрос противодействию УК РФ о наркотизму. противодействии наркотизму. Положение о Знать: задачи Устный опрос антитеррористическом антитеррористического комитете. комитета Основные понятия о службах, противостоящих наркотизации населения. Правила поведения при возможной опасности взрыва, захвата в заложники, нападения с целью похищения, при захвате самолета Виды профилактики Знать: основные Устный опрос. задачи ФСКН РФ Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, Знать: основное Устный опрос определение понятий «ЗОЖ», основные составляющие ЗОЖ. Уметь:использовать приобретенные знания Знать: правила поведения при угрозе террористического акта Уметь:работа с учебником, выделять главное. Знать: виды профилактики наркозависимости Уметь:противостоять вредным привычкам Устный опрос Тест: «Профилактика наркозависимо сти» 9/2 Здоровый образ жизни и его составляющие 9/3 Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России 9/4 Ранние половые связи и их последствия. оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека. Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья Здоровый образ жизни и его составляющие, факторы, определяющие ЗОЖ. Основы планирования семьи. Любовь и сексуальность. Состояние влюблённости: чувства и эмоции. Ревность. Мотивы вступления в сексуальные отношения Последствия ранних половых связей в повседневной жизни для ведения ЗОЖ. Знать: об основах ЗОЖ Устный опрос. Знать: обосновах Контрольная планирования семьи. работа по теме: Уметь:использовать «ЗОЖ» свои знания на практике. Знать: о последствиях Устный опрос ранних половых связей. 9/5 Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧинфекции и СПИДе 10/1 Брак и семья. Основы семейного права в РФ 10/2 Семья и здоровый образ жизни человека 10/3 Основы семейного права в РФ. Инфекции, передаваемые половым путем. ВИЧ- инфекции и СПИД Знать: об инфекциях, передаваемых половым путем, о ВИЧинфекции и СПИДе Уметь:работать с учебником, выделять главное. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни Роль семьи в Знать:основные формировании ЗОЖ. положения семейного кодекса. Уметь: использовать знания в повседневной жизни. Роль семьи в Знать:основные формировании ЗОЖ. положения семейного кодекса. Уметь: использовать знания в повседневной жизни. Основные положения Знать:основные семейного кодекса. положения семейного кодекса. Уметь: использовать знания в повседневной жизни. Тест: «Инфекции» Устный опрос. Устный опрос. Устный опрос 11/1 Первая доврачебная помощь при ДТП. Способы и правила остановки кровотечения. Доврачебная помощь в ДТП: - определение состояния пострадавшего; - остановка кровотечения Знать: основные Пр. р. способы и правила остановки кровотечения. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни 11/2 Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при ушибах и переломах Доврачебная помощь в ДТП: - определение состояния пострадавшего; - оказание первой помощи при ушибах и переломах Знать: основные Тест : «Основы правила оказания медицинских первой помощи при знаний» ушибах и переломах Уметь:использовать приобретенные знания в повседневной жизни 11/3 Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при черепно-мозговой травме Доврачебная помощь в ДТП: - определение состояния пострадавшего; - оказание первой помощи при черепномозговых травмах Знать: основные Пр. р. правила оказания первой помощи при черепно-мозговой травме Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни 11/4 Резервный урок