Рабочая программа по обж_ 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»
Авторы: Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
(35ч., 1 час в неделю)

Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса разработана в соответствии с
положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области
безопасности

жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне»
и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения
в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по
основами безопасности жизнедеятельности.

При разработке программы были учтены требования, отраженные в

Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к
формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в
течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1час.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали
объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью,
наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры
безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека,
представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и
целостности окружающего мира.Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной
задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры
безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же
время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной
жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена
тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную
школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом
образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий
на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой
медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в

экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой
форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).Курс «Основы
безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и
сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий
окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда
и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности
человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и
адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и
действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и
чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на
основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на
формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных
эвакуаций по различным вводным.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные
методы и формы обучения. Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол,
семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ
ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад.
Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и
закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и
практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного
процесса.

Календарно-тематическое планирование.
№
п/п

1
2
3
4

5

6

Наименование
разделов и тем
Раздел 1.Обеспечение
личной безопасности в
повседневной жизни.
Тема 1. Пожарная
безопасность
Тема 2. Безопасность на
дорогах
Тема 3. Безопасность на
водоемах
Тема 4. Экология и
безопасность
Раздел 2. Чрезвычайные
ситуации техногенного
характера и безопасность
Тема 5. Чрезвычайные
ситуации техногенного
характера и их последствия
,защита населения
Тема 6. Организация
защиты населения от ЧС
техногенного характера
Раздел 3. Основы
медицинских знаний и
здорового образа жизни

Всего часов

Количество часов
теоретические
практические

11

3

2

1

3

3

3

3

2

1

1

9

8

1

3

2

1

12

12

7
8

Тема 7. Основы здорового
образа жизни
Тема 8. Основы
медицинских знаний и
оказание первой
медицинской помощи
Итого:

8

7

1

4

1

3

35

27

8

Форм
а
Дома
контр
шнее
оля
задан
ие

Выполнение требований
Содержание
стандарта
учебного
Знания
Умения
материала
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11ч)
Пожарная безопасность (3ч)

а
урока

Тема урока

Колво
Тип,
часов
форм

№
урока

Календарно-тематический план по ОБЖ 8 класс
дата

1

Соблюдение мер
пожарной
безопасности в
быту.

Называть
способы
тушения
пожаров.
Умение
работать с
учебником,
выделять
главное
условия
Навыки
возникновен действий
ия пожара
при пожаре

П.2.1

Устный опрос

Пожар,
горение,
причины,
классифика
ция, условия
возникновен
ия пожара

П.2.3

Устный опрос

Профилактика
пожаров в
повседневной
жизни и
организация
защиты
населения

ИНМ
Лекция

2

Пожары в жилых и
общественных
зданиях, их
возможные
последствия.

ИНМ
Лекция

Пожары в
жилых и
общественны
х зданиях, их
причина и
последствия.

1

1

Права и
Пользоватьс
обязанности я правилами
безопасного
поведения
при пожаре
в жилом или
общественно
м здании.

Конспе
кт
(тема
№3)

1

Тест

ИНМ Лекция

Права и
обязанности
граждан в области
пожарной
безопасности.

Безопасность на дорогах(3ч)
Причины ДТТ
Причина
Правила
ДТП,
безопасного
травматизм поведения
на дорогах
пешеходов и
пассажиров.

Устный опрос

Причины
дорожнотранспортных
происшествий
и травматизм
людей.

Комбин
беседа

4

Права.
Обязанности
и
ответственнос
ть граждан в
области
пожарной
безопасности.
Обеспечение
личной
безопасности
при пожаре.

1

3

Конспе
кт
(тема
№4)

1

Правила
поведения
на дорогах.
Умение
работать с
учебником,
выделять
главное
Водитель.
Общие
Правила
Формирование
обязанности поведения
качеств безопасного водителя.
на дорогах.
водителя.
Умение
работать с
учебником,
выделять
главное
Безопасность на водоемах.(3ч)

Устный опрос

Организация
Общие
дорожного
обязанности
движения. Правила водителя.
безопасного
поведения на дороге
велосипедиста и
водителя мопеда

Конспе
кт
(тема
№5)

Конспе
кт
(тема
№6)

Тест

Водитель.
Формировани
е качеств
безопасного
водителя.

ИНМ
Лекция

6

ИНМ
Лекция

Организация
дорожного
движения.
Обязанности
пешеходов и
пассажиров.

1

5

1
1

Оказание само- и
взаимопомощи
терпящим бедствие
на воде.

само- и
взаимопомо
щь

Экология и безопасность.(2ч)

Уметь
оказывать
ПМП
терпящим
бедствие на
воде.

Устный опрос

Оказание
помощи
терпящим
бедствие на
воде.

Консп
ект
(тема
№7)

Устный
опрос

9

Безопасный отдых у Безопасный
воды.
отдых

Соблюдение
правил
безопасност
и при
купании в
оборудованн
ых и
необорудова
нных местах
Правила
поведения
на дорогах

Контрольная
работа.

Безопасный
отдых у воды.

водоем

ИНМ
Лекция

8

Водоемы.
Особенности
состояние водоемов
в различное время
года.

ИНМ
Лекция

Безопасное
поведение на
водоемах в
различных
условиях.

1

7

Консп
ект
(тема
№8)
Консп
ект
(тема
№9)

Экология и
экологическ
ая система,
экологическ
ий кризис.
Значение
взаимоотно
шений
человека и
биосферы,
биосфера,
мутагенез,
ПДК

Приводить
примеры ЧС
экологическ
ого
характера.
Умение
работать с
учебником,
выделять
главное

П.6.1.
Вопрос
3

фронтальный

Загрязнение
окружающей
природной среды.
Понятие о ПДК
загрязняющих
веществ.

ИНМ
Лекция

Загрязнение
окружающей
природной
среды и
здоровье
человека.

1

10

Основные
объекты,
влияющие
на
загрязнение
биосферы,
атмосфера,
литосфера
Сведения об
уровнях
загрязнения
регионов
России.

Приводить
примеры
основных
источников
загрязнения
сфер.
Приводить
примеры
чистых
регионов
России.
Умение
работать с
учебником,
выделять
главное

П.6.3.6.6,

зачет

Мероприятия,
проводимые по
защите здоровья
населения в местах
с неблагоприятной
экологической
обстановкой.

Комбин
беседа

Правила
безопасного
поведения при
неблагоприят
ной
экологическо
й обстановке.

1

11

Раздел 2
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12 ч)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера (9)

1

Устный опрос

Общие понятия о
Ч.С. техногенного
характера по типам
и видам их
возникновения.
Потенциально
опасные объекты
экономики.
Аварии на
радиационно
опасных объектах.
Причина их
возникновения и
возможные
последствия.
Аварии на
гидротехнических
объектах

Радиоактивн
ость,
радиационн
о опасные
объекты,
ионизирую
щее
излучение,
РОО

Приводить
примеры
крупных
радиационн
ых аварий

Конспе
кт
(тема
№12)

П.4.1

Тест

Аварии на
радиационноопасных
объектах и их
возможные
последствия.

ИНМ
Лекция

13

Беседа, сам.раб

Классификаци
я
чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера

1

12

Основные
способы
оповещения,
мероприяти
я для
подготовки
к эвакуации,
рекомендац
ии при
проживании
в
загрязненно
й зоне.

Основные
способы
защиты
населения.
Действия
при
радиоактивн
ых авариях

П.4.2,

Устный опрос

Основные
поражающие
факторы при
авариях
Правила поведения
населения при
радиоактивных
авариях.

ИНМ
Лекция

Обеспечение
радиационной
безопасности
населения

1

14

Обеспечение
химической
защиты
населения

Классификация
АХОВ по характеру
воздействия на
человека.
Последствия и
причины аварий на
ХОО, зона
химического
заражения,
токсодоза

Понятия:
аварийно химически
опасные
вещества и
ХОО
(химически
–опасные
объекты)

1

Обеспечение
Основные
химической защиты правила
населения
поведения
при авариях
на ХОО

Называть
крупнейших
потребителе
й АХОВ.
Систематизи
ровать
знания в
таблицу:
«Классифик
ация АХОВ
по характеру
воздействия
на
человека»,
«Характер
воздействия
на человека
АХОВ»
Применение
ИСЗ, КСЗ,
противогазы
,
респираторы
.

П.3.1

Словарный диктант

16

Беседа сам. работа

Аварии на
химически
опасных
объектах и их
возможнее
последствия

1

15

П.3.2,

ИНМ
Лекция

1

18

Обеспечение
защиты
населения от
последствий
взрывопожаро
опасных
объектах.

Называть
последствия
Взрывов,
приводить
примеры
предприятий
,
относящихся
к
взрывоопасн
ым объектам
Обеспечение
Основные
Называть
защиты населения
причины
причины
от последствий
возникновен перерастани
взрывопожароопасн ия пожаров я возгорания
ых объектах.
и взрывов
в пожар

П.3.3,

Тест

Причины
взрывов,
признаки
взрывоопасн
ых
объектов,
взрыв,
взрывоопасн
ый объект

Устный опрос

Пожары на
взрывопожароопасн
ых объектах
экономики и их
возможные
последствия.

ИНМ
Лекция

Пожары на
взрывопожаро
опасных
объектах
экономики и
их возможные
последствия.

1

17

Конспе
кт
(тема
№18)

П.5.1

Устный опрос

Основные
правила
поведения
по сигналу
об угрозе
затопления и
в случае
катастрофич
еского
затопления
Правила
безопасного
поведения
при угрозе и
во время
гидродинам
ических
аварий

Меры
П.5.2,
предосторо
жности,
которые
необходимо
соблюдать
при
возвращени
ив
затопленное
жилище.
Организация защиты населения от ЧС техногенного характера(3ч)

1

Возможные
первичные и
вторичные
последствия
гидродинамических
аварий

Гидродинам
ическая
аварии,
классифика
ция
гидродинам
ических
сооружений

Контрольная работа

Обеспечение
защиты
населения от
аварий на
гидротехниче
ских
сооружениях

ИНМ
Лекция

20

Аварии на
гидротехнических
объектах. Причины,
вызывающие
гидродинамические
аварии

ИНМ
Лекция

Аварии на
гидротехниче
ских
сооружениях
и их
последствия.

1

19

1

Организация
защиты населения
при авариях на
радиационноопасных объектах.

Схема
действия
школы в ЧС,
называть
действия
школинтернатов
при решении
«эвакуация»

Правила
эвакуации,
использован
ие
различных
укрытий и
защитных
сооружений

П.5.4.

Устный опрос

Эвакуация
населения

Схема
действия в
Ч.С,
вызванных
крупными
производств
енными
авариями на
блажащих
предприятия
х.
Эвакуация,
план
эвакуации
учреждения,
средства
индивидуал
ьной
защиты

П.2

Словарный диктант

22

Способы
оповещения
населения о ЧС
техногенного
характера.

Беседа, сам.раб

Оповещение о
ЧС
техногенного
характера.

1

21

Конспе
кт
(тема
№23)

Тест
Зачет

ИНМ
Лекция
Беседа, сам.раб

25

1

1

24

ИНМ
Лекция

Мероприятия
Организация
Организаци
Умение
по
защиты населения
я защиты
анализирова
инженерной
при авариях на
населения
ть и делать
защите
радиационнопри авариях
выводы
населения от
опасных объектах.
на
ЧС
радиационн
техногенного
о-опасных
характера.
объектах.
Раздел 3 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(12ч)
Основы здорового образа жизни (8ч)
Общие
Общие понятия о
Здоровье,
Умение
понятия о
здоровье как
ЗОЖ
работать с
здоровье как
основной ценности
учебником,
основной
человека.
выделять
ценности
главное
человека.
Индивидуальн
Индивидуальное
Общие
Умение
ое здоровье,
здоровье, его
понятия о
работать с
его
физическая,
ЗОЖ
учебником,
физическая,
духовная и
выделять
духовная и
социальная
главное
социальная
сущность.
сущность.

1

23

Конспе
кт
(тема
№24)

Конспе
кт
(тема
№25)

Здоровый образ
жизни и
профилактика
основных
неинфекционных
заболеваний

Неинфекцио Умение
нные
работать с
заболевания учебником,
выделять
главное

Словарный
диктант

Конспе
кт
(тема
№26)

Конспе
кт
(тема
№27)

Устный опрос

Умение
работать с
учебником,
выделять
главное

Устный опрос

Беседа, сам.раб

1

Здоровый образ
ЗОЖ
жизни как
необходимое
условие сохранения
и укрепления
здоровья человека и
общества.

ИНМ
Лекция

28

Репродуктивное
Репродуктив Умение
здоровье ное
работать с
составная часть
здоровье
учебником,
здоровья человека и
выделять
общества.
главное

1

27

Репродуктивн
ое здоровье составная
часть
здоровья
человека и
общества.
Здоровый
образ жизни
как
необходимое
условие
сохранения и
укрепления
здоровья
человека и
общества.
Здоровый
образ жизни
и
профилактика
основных
неинфекцион
ных
заболеваний

1

26

Конспе
кт
(тема
№28)

Вредные привычки
и их влияние на
здоровье

Умение
Конспе
работать с
кт
учебником,
(тема
выделять
№29)
главное
Профилактика
Профилактика
Химическая Умение
Конспе
вредных
вредных привычек
зависимость противостоя
кт
привычек
(алкоголизм, т вредным
(тема
наркомания, привычкам
№30)
табакокурен
ие)
Здоровый
Здоровый образ
Здоровье,
Умение
Конспе
образ жизни и
жизни и
иллюзия,
работать с
кт
безопасность
безопасность
бред,
учебником,
(тема
жизнедеятель
жизнедеятельности демография выделять
№31)
ности
главное
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи(4ч)
Первая
Общая
Навыки
Конспе
медицинская
характеристика
медицинско
кт
помощь
различных
й помощи
(тема
пострадавшим
повреждений и их
№32)
и ее значение
последствия для
(практическое
здоровья человека.
занятие)

Тест

Беседа,
сам.раб

Зачет

Пр. раб

Пр. раб

32

1

31

1

1

30

Привычка,
вредная
привычка

диктант

Вредные
привычки и
их влияние на
здоровье

1

29

1

Средства оказания
первой
медицинской
помощи при
травмах

Делать
искусственн
ую
вентиляцию
легких,
непрямой
массаж
сердца
Навыки
медицинско
й помощи
при травмах
Умение
работать с
учебником,
выделять
главное

Пр. раб

Основные
правила
оказания
ПМП,
признаки
жизни,
признаки
смерти
Обморожен
ие, обморок,
ожог.
Степени
ожога,,
симптомы
обморочног
о состояния.
эпидермис

Устный опрос
Пр. раб

Первая
медицинская
помощь при
травмах
(практическое
занятие)

Пр. раб

34

Правила оказания
ПМП при
отравлении
угарным газом,
хлором и аммиаком.

Пр. раб

Первая
медицинская
помощь при
отравлении
АХОВ
(практическое
занятие)

1

33

ОЛК,
прилож
ение
учебни
ка,
памятк
и.
ОЛК,
прилож
ение
учебни
ка,
памятк
и.

Признаки
появления
отека
легких,
признаки
синего
утопления.
Причины
смерти в
первые
минуты
после
спасения
утопающего

Действия
при
утоплении

ОЛК,
прилож
ение
учебни
ка,
памятк
и.

Контрольная работа

Средства оказания
первой
медицинской
помощи при
утоплении

Пр. раб

Первая
медицинская
помощь при
утоплении
(практическое
занятие)

1

35

Содержание учебной программы ОБЖ для 8 класса
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
Тема 1.
Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров
в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение
мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила
безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2.
Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения
на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге
велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3.
Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании
в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим
бедствие на воде.
Тема 4.
Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
Тема 5.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций
техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров –
взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических
объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях
техногенного характера.
Тема 6.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения
при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
Тема 7.
Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и
духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ
жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое
условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей
природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 8.
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой
медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и
аммиаком.
Компетенции по предмету
Коммуникативная
Информационная

1. Умеет работать в группе, подчиняться позитивному групповому решению.
2. Умеет действовать согласно установленному порядку действий.
3. Умеет объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.
1. Владеет способами систематизации информации.
2. Предоставляет информацию в виде таблиц, схем.

Учебно-познавательная

1. Умеет разделять процессы на этапы, звенья.
2. Выделяет характерные причинно-следственные связи.
Использует для познания окружающего мира эксперимент.
3. Принимать решение и действовать в сложных техногенных ситуациях.
4.Актуализация интересов, готовность к более глубокому усвоению знаний об
окружающем мире.
5.Уметь ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей.

Эффект изучения курса достигается за счет использования технологии развивающего обучения и следующих методов
- устное изложение учебного материала - осуществляю в виде рассказа, объяснения, инструктирования и лекции.
- обсуждение изучаемого материала - провожу в виде беседы и семинарского занятия.
- метод демонстрации;
- упражнение;
практические занятия;
- самостоятельные и контрольные работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социалного характера, наиболее часто возникающие в
повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при
активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом
образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан
в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и
радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на
человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных
ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при
неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в
практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Учебно-методическое обеспечение по ОБЖ (8 класс).
Учебник
ОБЖ: 8-й класс:
учебник для ОУ/
М.П.Фролов,
Е.Н.Литвинов,
А.Т.Смирнов и
др./под ред.Ю.Л.
Воробьева/ М.: АСТ.:
Астрель, 2010г

Литература для
учителя
1.Смирнов А.Т. «Основы
безопасности
жизнедеятельности:
5-9 класс поурочные
разработки/А.Т Смирнов,
Б.О.Хренников, под ред.
А.Т.Смирнова.-М:
Просвещение, 2008.
2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный

Литература для учащихся
1.Основы безопасности
жизнедеятельности:
справочник для учащихся
/А.Т.Смирнов,
Б.О.Хренников/ Из-во :
«Просвещение», 2007
2. Вишневская Е.Л.,
Барсукова Н.К., Широкова
Т.И. Основы безопасности

Интернет-ресурсы
1.ОБЖ. 5 – 11 классы.
Электронная библиотека
наглядных пособий /
Министерство
образования Российской
Федерации, 2003 // ООО
«Кирилл и Мефодий»,
2003.
2. АРМ преподавателяорганизатора
ОБЖ.
Электронное пособие /

курс в тестах, играх,
кроссвордах, заданиях с
картинками /авт-сост.
Г.П.Попова. Волгоград:
Учитель,2005
3.ОБЖ тесты: 8 класс к
учебнику И.К.Топорова
ОБЖ 7-8 класс
/С.С.Соловьев М.: Изд-во
«Экзамен», 2006 г.

жизнедеятельности ОМЗ и
охрана здоровья,
М.:Русское слово, 1995.
3. Фролов М.П.,
Спиридонов В.Ф.
Безопасность на улицах и
дорогах Учебное пособие
для 7-8 классов М.: ООО
«Издательство АСТЛТД».,1997

Петров Н.Н, Тихомиров
А.Ю. // ГОУ ДПО
ЧИППКРО, Челябинск,
2007.

Приложения к программе
Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему,
различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.
- основные понятия курса:
Автономное существование — нахождение человека в сложных природных условиях, когда исключена или
ограничена помощь от людей и отсутствует возможность использования привычных достижений, обслуживающих
систему жизнеобеспечения человека.
Действия по выживанию — преодоление психических стрессов, проявление изобретательности, находчивости,
умелое использование аварийного снаряжения и подручных средств природной среды, обеспечение потребностей
организма в пище и воде.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — крупномасштабная опасная или экстремальная ситуация, в результате которой на
объекте (территории) нарушаются условия нормальной жизнедеятельности большого количества людей или
создается угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей
среде.

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера
Жертва преступления — человек, пострадавший от рук преступника.
Информационная безопасность — комплекс действий, направленных на сохранение в тайне сведений о человеке,
его образе жизни и действиях, имуществе и доходах, которые могут представлять интерес для преступников,
мошенников, религиозных сект.
Криминальный — преступный, относящийся к преступлениям, уголовный.
Преступник — человек, совершающий преступление.
Преступление — действие, нарушающее закон (Уголовный кодекс).
Толпа — массовое скопление людей, наиболее опасное явление городской жизни.
Сигналы оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС)
«Внимание всем!» — сигнал органов управления ГОЧС при оповещении населения о возникновении или угрозе
возникновения чрезвычайной ситуации или нападения вероятного противника. По сигналу «Внимание всем!» надо
немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение
местных органов власти и органов ГОЧС о случившемся и порядке действий.
«Воздушная тревога!» — сигнал штаба противовоздушной обороны, применявшийся в годы Великой
Отечественной войны и позже до создания РСЧС.
ВПХР (войсковой прибор химической разведки) — прибор для обнаружения и определения примерной
концентрации активных химических отравляющих веществ в воздухе, на местности, на сооружениях, в пище и воде.
Дозиметр — прибор для определения индивидуальных доз облучения (ДП-70МП, ИД-11).
Рентгенометр-радиометр — прибор для определения уровня радиации на местности и зараженности различных
объектов и поверхностей (ДП-5В, ИМД-5, ДП-ЗБ).
Средства индивидуальной защиты кожных покровов — средства, предназначенные для защиты поверхности
кожи от попадания на нее опасных для жизни и здоровья человека веществ.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания — средства, предназначенные для очистки или регенерации
вдыхаемого человеком воздуха от вредных примесей.
Средства коллективной защиты — убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.
Убежища — стационарные защитные сооружения, оборудованные прочными и герметичными стенами и
перекрытиями, фильтровентиляционными устройствами и обеспечивающие жизнедеятельность человека на срок
более 3 суток.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».