Пояснительная записка Программа курса по выбору «Экспериментальная химия» предназначена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов. Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры. Этот курс углубляет и расширяет содержание курса химии, систематизирует знания учащихся по биологии, химии и физике. Химия является важной частью процесса цивилизации; без современной химической науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации, каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов, происходящих вокруг нас. Содержание курса раскрывает основные направления использования химических веществ: в быту, сельском хозяйстве, медицине, строительстве и живописи в целом и на личном приусадебном участке в частности. Понятие о составе пищевых продуктов, о различных видах бытовой химии, о строительных материалов о различных видах удобрений, о косметических веществах и их значений в жизнедеятельности. Этот курс является ориентационным выборочным курсом. Современной молодежи непросто ориентироваться в море профессий и выбрать нужную из них. Поэтому целесообразно, чтобы выпускники владели информацией о перспективных потребностях рынка труда, об основных характеристиках профессий, о профессионально важных качествах, о необходимых знаниях и умениях. Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химика – технолога, лаборант, косметолог, строитель, фармацевт, врач, агроном что позволяет формировать у учащихся систему технологических знаний. Курс построен таким образом, что каждое занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, презентации составленные учителем и учащимися, материалы из интернета, демонстрационный опыт и обязательное практическое занятие, один раз в каждом разделе. Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами. Занятия по курсу выбора можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающимися демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; подготовки докладов, рефератов, исследовании исторических и теоретических материалов. По окончании занятий проводится конференция, которая подведёт итог всей работе учащихся. Цели и задачи курса по выбору Цели курса: - Развитие способностей учащихся самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями. - Формирование понимания значимости общечеловеческих ценностей – целостности Природы, Жизни, Здоровья человека. - Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья. - Активизировать теоретические и научно – познавательные способности учащихся, углубить знания о здоровом образе жизни и сохранении их жизнедеятельности, сделать осознанный выбор профиля для изучения предмета на следующей ступени, создать условия для подготовки к экзаменам по выбору. - Сообщить дополнительное знания по химии с использованием новых информационных технологий. Задачи курса: - Изучив данный курс, школьники должны знать о составе и свойствах химических веществ, окружающих их в повседневной жизни, уметь проводить химический эксперимент, соблюдать правила техники безопасности. - Сообщить дополнительное знания: о пищевых продуктах и их кулинарной обработке, косметических веществах, о моющих средствах. - Данный курс по химии предусматривает заинтересовать учащихся наукой; раскрыть возможности для внедрения здорового образа жизни ( чистота, красота) в деятельность; - Формирование умений организовать свой труд, пользоваться дополнительной литературой и уметь применять новых информационных технологий для расширения знаний в своей жизнедеятельности. - Научить учащихся применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Требования к уровню усвоения курса по выбору: в результате изучения данного курса учащиеся должны : знать : способы оказания первой помощи при бытовых отравлениях, химические элементы входящие в состав питательных веществ, виды и свойства чая, кофе, соки, минеральная вода и их действие на организм, правила безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ бытовой химии, многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов, уметь: приготовить раствор для питательных смесей; оказать первую помощь при бытовых отравлениях; приготавливать растворы заданной концентрации в бытовых условиях; анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов питания; Содержание курса: Раздел I. Химия и питание. (8 ч.) Тема 1. Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль (1ч). Химический элемент. Элементный состав организма человека (%). Микроэлементы: ионогенные, биомикроэлементы, остеотропные, микроэлементы, входящие в состав лекарственных средств, биологически индифферентные (радиоактивные элементы). Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека: белки, жиры, углеводы (3ч). Белки, жиры, углеводы в продуктах животного и растительного происхождения. Калорийность пищи. Диеты. Пищевая аллергия: причины, способы лечения. Алкоголь, его роль и пагубное значение. Основные принципы рационального питания. Современный этап развития пищевой промышленности – создание искусственной пищи. Тема 3. Классификация и значение витаминов(2ч). Витамины как незаменимая часть пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые. Авитаминоз. Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов. Тема 4. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в жизнедеятельности человека ( 2ч). Чай: история появления напитка, состав и свойства. Кофе: история, состав. Кофеин. Консерванты. Минеральная вода: состав, значение. Раздел II. Химия и жизнь. (9 ч.) Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства (1ч). Мыло душистое и хозяйственное. Основные компоненты различных сортов мыла. Процесс производства мыла Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели: оптические и химические. Тема 6. Косметика. Искусственная и натуральная косметика (2ч). Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества. Пудра. Лак ногтей. Губная помада: состав, применение. Носители запаха. Красители для волос (отбеливающие, химические, физические, натуральные: хна, басма). Дезодоранты. Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные удобрения), живописи (3ч). Химия в медицине. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Антибиотики. Физиологический раствор. Химия в сельском хозяйстве. Минеральные удобрения. Виды удобрений. Питательный раствор Кнопа. Пестициды и их виды. Экологические проблемы, связанные с использованием удобрений и пестицидов. Химия и живопись. Техника живописи в древности и сегодня. Энкаустика - древнейшая техника живописи. Темпера – живопись эмульсионными красками. Масляная живопись. Виды растительных масел, применяемых в живописи, и их химический состав. Акварель и гуашь. Химический состав красок. Тема 8. Строительные материалы и их химический состав.(3ч). Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная. Мел. Песок. История стекла. Цветное стекло. Искусство мозаики. Хрустальное стекло. Химический состав окрашенных стекол. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал. Виды бумаги и их использование. Тематическое планирование. № п/п № по Тема занятия теме Раздел I. Химия и питание. Коли чество часов Форма занятия 8 Тема 1. Химические элементы, входящие 1 в состав питательных веществ и их роль. 1. 1. Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль. Лекция с элементами беседы Тема 2. Основные проводники 3 жизнедеятельности человека: белки, жиры, углеводы . 2. 1. Основные проводники жизнедеятельности человека: белки. Лекция с элементами беседы 3. 2. Основные проводники жизнедеятельности человека: жиры. Лекция с элементами беседы 4. 3. Основные проводники жизнедеятельности Лекция с человека: углеводы. элементами беседы Тема 3. Классификация витаминов. и значение 2 5. 1. Витамины как незаменимая часть пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые. Лекция с элементами беседы 6. 2. Авитаминоз. Полигиповитаминоз. Значение витаминов. Презентация по теме «Витамины» Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Тема 4. Напитки: чай, кофе, минеральная 2 вода, соки. Состав и их значение в жизнедеятельности человека. 7. 1. Чай, кофе, консерванты, минеральная вода: состав, значение. Лекция 8. 2. Обобщающий урок по разделу I «Химия и питание». Зачет Раздел II. Химия и жизнь. Тема 5. Предметы Моющие средства. 9. 1. 9 бытовой химии. 1 Основные компоненты различных сортов мыла. Стиральные порошки и отбеливатели: состав и их значение. Лекция Тема 6. Косметика. Искусственная и 2 натуральная косметика. 10. 1. Гигиена. Искусственные и косметические вещества. натуральные 11. 2. Пудра. Лак ногтей. Губная помада. Носители запаха. Красители для волос. Дезодоранты. Лекция Презентация теме Косметические вещества» по « Тема 7. Химия в повседневной жизни: 3 медицине, сельском хозяйстве (минеральные удобрения), живописи. 12. 1. Химия в медицине. 13. 2. Химия в сельском хозяйстве. Лекция с элементами беседы 14. 3. Химия и живопись. Лекция с элементами беседы Тема 8. Строительные материалы и их 3 химический состав. 15. 1. Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная. Мел. Лекция с элементами беседы 16. 2. Песок. История стекла. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал. Презентация теме «Стекло». 17. 3. Обобщение по разделу II « Химия и жизнь». Зачет по Литература. Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. В.Г. Денисова. Химия. Система подготовки к итоговому экзаменационному тестированию ( разбор типичных заданий, тематические и итоговые тесты). 9 классов. - Волгоград: Учитель, 2007. Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГ'Э. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. Дзудзова Д.Д. Окислительно- восстановительные реакции .- М.: Дрофа, 2007. Аликберова Л.Ф. Полезная химия: задачи и истории,- М.: Дрофа, 2006. Новошинский И.И. Переходные элементы и их соединения: теория, упражнения, тесты, задачи, решения: пособие для старшиклассников и абитуриентов,- Краснодар: Совет.Кубань, 2006. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8- 11 кл.: Учеб пособие для общеобразоват. учреждений - М: ООО «Издательский дом « ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство « Мир и Образование», 2012. Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г. М: Владос. 2005. Нетрадиционные уроки по химии. 8-11 класс. Авт.-сост. Игнатьева С.Ю. М: Владос. 2005. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992. Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001. Королевец А.А. Концерванты в пищевой промышленности // химия в школе. – 2007 №1.- С. 7.