Рабочая программа практикума по химии _9класс

Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Экспериментальная химия»
предназначена для
учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов.
Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину
развития материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой
культуры.
Этот курс углубляет и расширяет содержание курса химии, систематизирует знания
учащихся по биологии, химии и физике.
Химия является важной частью процесса цивилизации; без современной химической
науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в
связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность
для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации,
каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов,
происходящих вокруг нас.
Содержание курса раскрывает основные направления использования химических
веществ: в быту, сельском хозяйстве, медицине, строительстве и живописи в целом и на
личном приусадебном участке в частности. Понятие о составе пищевых продуктов, о
различных видах бытовой химии, о строительных материалов о различных видах
удобрений, о косметических веществах и их значений в жизнедеятельности.
Этот курс является ориентационным выборочным курсом. Современной молодежи
непросто ориентироваться в море профессий и выбрать нужную из них. Поэтому
целесообразно, чтобы выпускники владели информацией о перспективных потребностях
рынка труда, об основных характеристиках профессий, о профессионально важных
качествах, о необходимых знаниях и умениях.
Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической
промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химика – технолога,
лаборант, косметолог, строитель, фармацевт, врач, агроном что позволяет формировать у
учащихся систему технологических знаний. Курс построен таким образом, что каждое
занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, презентации
составленные учителем и учащимися, материалы из интернета, демонстрационный опыт и
обязательное практическое занятие, один раз в каждом разделе.
Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность
межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся
видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для
опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что
позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с
веществами.
Занятия по курсу выбора можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающимися
демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; подготовки докладов,
рефератов, исследовании исторических и теоретических материалов. По окончании
занятий проводится конференция, которая подведёт итог всей работе учащихся.

Цели и задачи курса по выбору
Цели курса:
- Развитие способностей учащихся самостоятельно приобретать знания в соответствии с
возникающими жизненными потребностями.
- Формирование понимания значимости общечеловеческих ценностей – целостности
Природы, Жизни, Здоровья человека.
- Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе
жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.
- Активизировать теоретические и научно – познавательные способности учащихся,
углубить знания о здоровом образе жизни и сохранении их жизнедеятельности, сделать
осознанный выбор профиля для изучения предмета на следующей ступени, создать
условия для подготовки к экзаменам по выбору.
- Сообщить дополнительное знания по химии с использованием новых информационных
технологий.

Задачи курса:
- Изучив данный курс, школьники должны знать о составе и свойствах химических
веществ, окружающих их в повседневной жизни, уметь проводить химический
эксперимент, соблюдать правила техники безопасности.
- Сообщить дополнительное знания: о пищевых продуктах и их кулинарной обработке,
косметических веществах, о моющих средствах.
- Данный курс по химии предусматривает заинтересовать учащихся наукой;
раскрыть возможности для внедрения здорового образа жизни ( чистота, красота) в
деятельность;
- Формирование умений организовать свой труд, пользоваться дополнительной
литературой и уметь применять новых информационных технологий для расширения
знаний в своей жизнедеятельности.
- Научить учащихся применять полученные знания и умения для безопасного
использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, для решения
практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающей среде.

Требования к уровню усвоения курса по выбору:

в результате изучения данного курса учащиеся должны :
знать :
способы оказания первой помощи при бытовых отравлениях,
химические элементы входящие в состав питательных веществ,

виды и свойства чая, кофе, соки, минеральная вода и их действие на организм,
правила безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ
бытовой химии,
многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов,
уметь:
приготовить раствор для питательных смесей;
оказать первую помощь при бытовых отравлениях;
приготавливать растворы заданной концентрации в бытовых условиях;
анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов
питания;
Содержание курса:
Раздел I. Химия и питание. (8 ч.)
Тема 1. Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль
(1ч).
Химический элемент. Элементный состав организма человека (%). Микроэлементы:
ионогенные, биомикроэлементы, остеотропные, микроэлементы, входящие в состав
лекарственных средств, биологически индифферентные (радиоактивные элементы).
Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека: белки, жиры, углеводы
(3ч).
Белки, жиры, углеводы в продуктах животного и растительного происхождения.
Калорийность пищи. Диеты. Пищевая аллергия: причины, способы лечения. Алкоголь, его
роль и пагубное значение. Основные принципы рационального питания. Современный
этап развития пищевой промышленности – создание искусственной пищи.
Тема 3. Классификация и значение витаминов(2ч).
Витамины как незаменимая часть пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и
водонерастворимые. Авитаминоз. Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Значение витаминов.
Тема 4. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в
жизнедеятельности человека ( 2ч).
Чай: история появления напитка, состав и свойства. Кофе: история, состав. Кофеин.
Консерванты. Минеральная вода: состав, значение.

Раздел II. Химия и жизнь. (9 ч.)
Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства (1ч).
Мыло душистое и хозяйственное. Основные компоненты различных сортов мыла.
Процесс производства мыла Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели:
оптические и химические.

Тема 6. Косметика. Искусственная и натуральная косметика (2ч).
Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества. Пудра. Лак ногтей.
Губная
помада:
состав,
применение.
Носители
запаха.
Красители
для
волос (отбеливающие, химические, физические, натуральные: хна, басма). Дезодоранты.
Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные
удобрения), живописи (3ч).
Химия в медицине. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции.
Домашняя аптечка. Антибиотики. Физиологический раствор.
Химия в сельском хозяйстве. Минеральные удобрения. Виды удобрений. Питательный
раствор Кнопа. Пестициды и их виды. Экологические проблемы, связанные с
использованием удобрений и пестицидов.
Химия и живопись. Техника живописи в древности и сегодня. Энкаустика - древнейшая
техника живописи. Темпера – живопись эмульсионными красками. Масляная живопись.
Виды растительных масел, применяемых в живописи, и их химический состав. Акварель
и гуашь. Химический состав красок.
Тема 8. Строительные материалы и их химический состав.(3ч).
Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная. Мел. Песок. История стекла.
Цветное стекло. Искусство мозаики. Хрустальное стекло. Химический состав окрашенных
стекол. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал.
Виды бумаги и их использование.

Тематическое планирование.
№
п/п

№ по Тема занятия
теме
Раздел I. Химия и питание.

Коли
чество
часов

Форма занятия

8

Тема 1. Химические элементы, входящие 1
в состав питательных веществ и их роль.
1.

1.

Химические элементы, входящие в состав
питательных веществ и их роль.

Лекция
с
элементами беседы

Тема
2.
Основные
проводники 3
жизнедеятельности человека:
белки,
жиры, углеводы .

2.

1.

Основные проводники жизнедеятельности
человека: белки.

Лекция
с
элементами беседы

3.

2.

Основные проводники жизнедеятельности
человека: жиры.

Лекция
с
элементами беседы

4.

3.

Основные проводники жизнедеятельности

Лекция

с

человека: углеводы.

элементами беседы

Тема 3. Классификация
витаминов.

и

значение 2

5.

1.

Витамины как незаменимая часть пищевого
рациона. Классификация: водорастворимые
и водонерастворимые.

Лекция
с
элементами беседы

6.

2.

Авитаминоз.
Полигиповитаминоз.
Значение витаминов.

Презентация
по
теме «Витамины»

Гиповитаминоз.
Гипервитаминоз.

Тема 4. Напитки: чай, кофе, минеральная 2
вода, соки. Состав и их значение в
жизнедеятельности человека.
7.

1.

Чай, кофе, консерванты, минеральная вода:
состав, значение.

Лекция

8.

2.

Обобщающий урок по разделу I «Химия и
питание».

Зачет

Раздел II. Химия и жизнь.
Тема 5. Предметы
Моющие средства.
9.

1.

9

бытовой

химии. 1

Основные компоненты различных сортов
мыла. Стиральные порошки и отбеливатели:
состав и их значение.

Лекция

Тема 6. Косметика. Искусственная и 2
натуральная косметика.
10.

1.

Гигиена. Искусственные и
косметические вещества.

натуральные

11.

2.

Пудра. Лак ногтей. Губная помада.
Носители
запаха.
Красители
для
волос. Дезодоранты.

Лекция
Презентация
теме
Косметические
вещества»

по
«

Тема 7. Химия в повседневной жизни: 3
медицине,
сельском
хозяйстве
(минеральные удобрения), живописи.

12.

1.

Химия в медицине.

13.

2.

Химия в сельском хозяйстве.

Лекция
с
элементами беседы

14.

3.

Химия и живопись.

Лекция
с
элементами беседы

Тема 8. Строительные материалы и их 3
химический состав.
15.

1.

Строительные растворы. Известь: гашеная и
негашеная. Мел.

Лекция
с
элементами беседы

16.

2.

Песок. История стекла. Кирпичи. Фарфор и
фаянс.
Древесина
–
уникальный
строительный материал.

Презентация
теме «Стекло».

17.

3.

Обобщение по разделу II « Химия и жизнь».

Зачет

по

Литература.
Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. Для учителя. - М.:
Просвещение, 1987.
В.Г. Денисова. Химия. Система подготовки к итоговому экзаменационному тестированию
( разбор типичных заданий, тематические и итоговые тесты). 9 классов. - Волгоград:
Учитель, 2007.
Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГ'Э. - Ростов н/Д:
Феникс, 2010.
Дзудзова Д.Д. Окислительно- восстановительные реакции .- М.: Дрофа, 2007.
Аликберова Л.Ф. Полезная химия: задачи и истории,- М.: Дрофа, 2006.
Новошинский И.И. Переходные элементы и их соединения: теория, упражнения, тесты,
задачи, решения: пособие для старшиклассников и абитуриентов,- Краснодар:
Совет.Кубань, 2006.
Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8- 11 кл.: Учеб
пособие для общеобразоват. учреждений - М: ООО «Издательский дом « ОНИКС 21 век»:
ООО «Издательство « Мир и Образование», 2012.
Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г.
М: Владос. 2005.
Нетрадиционные уроки по химии. 8-11 класс. Авт.-сост. Игнатьева С.Ю. М: Владос. 2005.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.
Королевец А.А. Концерванты в пищевой промышленности // химия в школе. – 2007 №1.- С. 7.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».