Рабочая программа по химии_ 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику «Химия. 11 класс»
Авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.
(35ч., 1 час в неделю)

Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, а также основные идеи и положения
Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования
составляют основу предлагаемой рабочей программы.
Эта программа логически продолжает программы для начального общего и основного общего образования в
области развития всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в них. Она составлена с учётом
особенностей, которые обусловлены, в первую очередь, предметным содержанием и психологическими возрастными
особенностями обучаемых.
Познавательная деятельность при изучении курса химии на базовом уровне играет ведущую роль в развитии
основных видов учебной деятельности старшеклассников: владеть методами научного познания, полно и точно
выражать свои мысли, характеризовать, объяснять, классифицировать химические объекты, работать в группе,

аргументировать свою точку зрения, находить, использовать различные источники информации и представлять в устной
и письменной речи результаты её анализа.
Одна из задач обучения в средней школе — определение дальнейшей образовательной траектории и
ответственного выбора жизненного и профессионального пути. Для решения этой задачи старшеклассники при изучении
химии должны использовать приобретённый на уроках химии опыт деятельности в профессиональной сфере и любой
жизненной ситуации.
Согласно образовательному стандарту, главные цели среднего общего образования состоят:
1) в приобретении знаний, умений и способов деятельности, способствующих формированию целостного представления
о мире;
2) в развитии опыта разнообразной деятельности, самопознания и самоопределения;
3) в осознанном выборе индивидуальной образовательной траектории и профессиональной деятельности.
Большой вклад в достижение этих целей среднего общего образования вносит изучение химии, которое призвано
обеспечить:
1) формирование естественно-научной картины мира, в которой система химических знаний является её важнейшим
компонентом;
2) развитие интеллектуального и нравственного потенциала старшеклассников, формирование у них экологически
грамотного в учебной и профессиональной деятельности, а также в быту;

3) осознание у старшеклассников необходимости в развитии химии и химической промышленности, как
производительной силы общества;
4) понимание

необходимости

безопасного

обращения

с

веществами

и

материалами,

используемыми

в

профессиональной и повседневной жизни.
Целями изучения химии в средней школе являются:
1) видение и понимание значимости химических знаний для каждого члена социума; умение оценивать различные
факты и явления, связанные с химическими объектами и процессами на основе

объективных критериев и

определённой системы ценностей, формулировать и обосновывать собственное мнение и убеждение;
2) понимание роли химии в современной естественно-научной картине мира и использование химических знаний для
объяснения объектов и процессов окружающей действительности — природной, социальной, культурной,
технической среды;
3) формирование у старшеклассников при изучении химии опыта познания и самопознания с помощью ключевых
компетентностей (ключевых навыков), которые имеют универсальное значение для различных видов деятельности,
— поиска, анализа и обработки информации, изготовление информационного продукта и его презентации, принятия
решений, , коммуникативных навыков, безопасного обращения с веществами, материалами и процессами в
повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Методические особенности курса

Содержание курса реализуется из расчёта 1 ч в неделю. Этот лимит времени и обуславливает ряд методических
особенностей курса.
Изучение химии на базовом уровне априори не готовит старшеклассников к сдаче ЕГЭ по химии. Поэтому в
построении курса использован антропоцентрический подход, при котором обучение предмету происходит на основе
учёта их интересов, склонностей и особенностей, вместо хемиоцентрического подхода, при котором обучение химии
строится на основе принципов и методов познания самой химии.
Низкая мотивация изучения химии большинством учащихся гуманитарных, физико-математических классов и
школ обусловлена её статусом как непрофильной дисциплины. Поэтому с целью повышения интереса к химии у таких
старшеклассников предусмотрено усиление прикладного характера содержания и познавательной деятельности при
обучении данного курса, т. е. связи химии с повседневной жизнью человека. Так, в курсе органической химии на
базовом уровне предлагается изучение раздела «Органическая химия и общество», который знакомит старшеклассников
с основами биотехнологии и химии полимеров. А в курсе общей химии в разделе «Химия и современное общество»
рассматривается тема «Химическая грамотность, как компонент общей культуры человека», формируется уважение к
инструкциям по эксплуатации бытовых приборов и препаратов, а с целью правильного ухода за трикотажными
изделиями (чисткой, стиркой, сушкой, утюжкой), ─ умение читать их этикетки.
Учебный материал курса химии на базовом уровне изложен не в сухом дидактическом формате, а формате
собеседования с обучающимся на основе реализации межпредметных связей с мировой художественной культурой,
литературой, литературой, историей.

Усиление гуманитаризации в обучении химии в классах и школах гуманитарного профиля проводится с помощью
методов, приёмов и средств, применяемых при изучении гуманитарных дисциплин. Например, хороший результат как
для иностранного языка, так и для химии, даёт использование химического материала на соответствующем языке
учащимися школ и классов с углублённым изучением иностранного языка. Ещё больший эффект для обоих предметов
будет достигнут, если к подбору химического материала на иностранном языке привлекаются и сами учащиеся, которые
находят и представляют информацию о развитии химической науки и промышленности в странах изучаемого языка и о
роли учёных-химиков этих стран при подготовке сообщений и презентации по заданиям рубрики «Используйте
дополнительную информацию и выразите мнение». В свою очередь, это позволяет развивать их информационнокоммуникативную компетентность.
В классах физико-математического профиля темы, связанные с физикой изучаются на основе активных форм (бесед,
диспутов, уроков-конференций), что позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Так,
например, рассматривается учебный материал по строению атома и вещества, некоторым аспектам физической и
коллоидной химии, газовым законам. Такой интегративный подход к обучению химии на базовом уровне и позволяет
формировать целостную естественно-научную картину мира.
Химический эксперимент и расчётные задачи по формулам и уравнениям в курсе базового уровня из-за
небольшого лимита времени используются несколько иначе, чем в основной школе и при изучении химии на
углублённом уровне.
Увеличен удельный вес демонстрационного эксперимента и уменьшен ─ лабораторного ученического. Поэтому
рекомендуем при выполнении демонстрационного эксперимента широко привлекать учащихся в качестве ассистентов
учителя. Кроме этого, с целью экономии времени и усиления наглядности на уроках химии предлагается использование

видеофрагментов и видеоматериалов, а также коллекций, подготовленных к каждому уроку химии на основе рисунковколлажей из учебников.
Чтобы реализовать взаимосвязь качественной и количественной сторон изучаемых химических объектов, ─ веществ
и реакций, ─ расчётные задачи по формулам и уравнениям, необходимо также увеличить удельный вес самостоятельной
работы учащихся. С этой целью расчётные задачи, приведённые в конце каждого параграфа учебников, оцениваются и
комментируются учителем на протяжении 3—5 минут в начале каждого урока.
Раскрытие связи изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней
школы способствует усилению мотивации учащихся к изучению непрофильной дисциплины. Это может быть
достигнуто через выполнение старшеклассниками заданий с общей тематикой «Подготовьте сообщение о том, как
связаны сведения конкретной темы с выбранном вами ВУЗом или с будущей профессиональной деятельностью».
Большую роль в интеграции знаний старшеклассников по химии и другим предметам играют

философские

категории и законы, например, законы перехода количественных отношений в качественные, единства и борьбы
противоположностей или категория «относительности истины». Так, в ходе дискуссии о сути периодического закона
учащиеся приходят к выводу о причинно-следственной связи изменений свойств элементов и образуемых ими веществ
от зарядов из атомных ядер или о двойственном положении водорода в периодической системе. При рассмотрении
классификации химических элементов и образуемых ими простых веществ (металлы и неметаллы) и соединений
(оксиды и гидроксиды) на основе относительности истинности обучающиеся осознанно рассматривают базовые понятия
курса: строение атома и виды химических связей, типы кристаллических решёток и физические свойства веществ,
амфотерность.

Один час в неделю, отведённый на изучение курса, предполагает широкое использование лекционно-семинарской
формы проведения учебных занятий. Это позволяет старшеклассникам не только эффективно усваивать содержание
курса, но и готовит их к продолжению образования в высшей школе, где такая форма преобладает.

Общая характеристика курса
Особенности содержания и методического построения курса сформированы на основе ФГОС СОО.
1. Содержание курса выстроено логично и доступно в соответствии с системно-деятельностным подходом на
основе иерархии учебных проблем
2. В 10-ом классе старшеклассники знакомятся с богатым миром органических веществ на основе реализации
идеи взаимосвязи химического строения этих веществ с их свойствами и применением
3. Содержание курса общей химии в 11-ом классе способствует формированию единой химической картины мира
у выпускников средней школы путём рассмотрения общих для неорганической и органической химии понятий, законов
и теорий.
4. Изучение курса проводится на основе сочетания теории и практики проблемного обучения и подачи материала в
логике научного познания.
5. Теоретические положения курса широко подкреплены демонстрационными химическими экспериментами,
лабораторными опытами и практическими работами.

6. Реализуется интеграция содержания курса с предметами не только естественно-научного, но и гуманитарного
циклов.
7. Достижению предметных, метапредметных и личностные результатов способствует система заданий в формате
рефлексии: проверьте свой знания, примените свои знания, используйте дополнительную информацию и выразите
мнение.
8. Раскрывается роль российских учёных в становлении мировой химической науки, что способствует воспитанию
патриотизма и национальной самоидентификации.
9. Курс реализует связь учебной дисциплины с жизнью, что способствует усилению мотивации учащихся к
изучению непрофильной химии через раскрытие связи изучаемого материала с будущей образовательной траекторией и
профессиональной деятельности.
10. В курсе представлены современные направления развития химической науки и технологии.
11. В курсе нашли отражение основные содержательные линии:
 «Вещество» — знания о составе, строении, свойствах (физических, химических и биологических), нахождении в
природе и получении важнейших химических веществ;
 «Химическая реакция» — знания о процессах, в которых проявляются химические свойства веществ, условиях их
протекания и способах управления ими;
 «Применение веществ» — знания взаимосвязи свойств химических веществ, наиболее используемых в быту,
промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и на транспорте;

 «Язык химии» — система знаний о важнейших понятиях химии и химической номенклатуре неорганических и
органических веществ (ИЮПАК и тривиальной); владение химической символикой и её отражением на письме,
─химическими знаками (символами), формулы и уравнения, а также правила перевода информации с родного языка
на язык химии и обратно.

Место предмета в учебном плане
Курс химии в средней школе предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом как
составная часть предметной области «Естественно-научные предметы».
Химия включена в раздел базисного учебного плана средней школы «Содержание, формируемое участниками
образовательного процесса», поэтому обучающиеся могут выбрать химию как на базовом, так и на углублённом уровне
или же, в качестве альтернативы выбрать интегрированный курс «Естествознание».
В базисном учебном плане общеобразовательных организаций изучение химии проводится из расчёта 1 час в
неделю (70 часов за два года обучения), в соответствии с которым и разработана данная рабочая программа по химии
для среднего общего образования на базовом уровне.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Обучение химии в средней школе на базовом уровне по данному курсу способствует достижению обучающимися
следующих личностных результатов:
1) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской гражданской идентичности — в
ценностно-ориентационной сфере;

2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять ею, готовность и способность к
самообразованию на протяжении всей жизни; понимание важности непрерывного образования как фактору успешной
профессиональной и общественной деятельности; — в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
3) готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или сферы профессиональной
деятельности — в трудовой сфере;
4) неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом и
наркотическом действии веществ — в сфере здоровьесбережения и безопасного образа жизни;
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса химии являются:
1) использование основных методов познания (определение источников учебной и научной информации, получение
этой информации, её анализ, и умозаключения на его основе, изготовление и презентация информационного
продукта; проведение эксперимента, в том числе и в процессе исследовательской деятельности, моделирование
изучаемых объектов, наблюдение за ними, их измерение, фиксация результатов) и их применение для понимания
различных сторон окружающей действительности;
2) владение основными интеллектуальными операциями (анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и
конкретизация, классификация и поиск аналогов, выявление причинно-следственных связей, формулировка гипотез,
их проверка и формулировка выводов);
3) познание объектов окружающего мира в плане восхождения от абстрактного к конкретному (от общего через частное
к единичному);

4) способность выдвигать идеи и находить средства, необходимые для их достижения;
5) умение формулировать цели и определять задачи в своей познавательной деятельности, определять средства для
достижения целей и решения задач;
6) определять разнообразные источники получения необходимой химической информации, установление соответствия
содержания и формы представления информационного продукта аудитории;
7) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
8) готовность к коммуникации (представлять результаты собственной познавательной деятельности, слышать и
слушать оппонентов, корректировать собственную позицию);
9) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
10)

владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою

точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и
уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования
являются следующие результаты.
I.

В познавательной сфере:

1. знание (понимание) терминов, основных законов и важнейших теорий курса органической и общей химии;
2. умение наблюдать, описывать, фиксировать результаты и делать выводы на основе демонстрационных и
самостоятельно проведённых экспериментов, используя для этого родной (русский или иной) язык и язык химии;
3. умение классифицировать химические элементы, простые вещества, неорганические и органические соединения,
химические процессы;
4. умение характеризовать общие свойства, получение и применение изученных классы неорганических и органических
веществ и их важнейших представителей;
5. описывать конкретные химические реакции, условия их проведения и управления химическими процессами;
6. умение проводить самостоятельный химический эксперимент и наблюдать демонстрационный эксперимент,
фиксировать результаты и делать выводы и заключения по результатам;
7. прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных на основе знания химических
закономерностей;
8. определять источники химической информации, получать её, проводить анализ, изготавливать информационный
продукт и представлять его;
9. уметь пользоваться обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов
Д. И. Менделеева,

таблицей

растворимости,

электрохимическим

рядом

напряжений

металлов,

рядом

электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I—IV
периодов и образованных ими простых и сложных веществ;

10. установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения,
в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных
групп;
11. моделирование молекул неорганических и органических веществ;
12. понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира.
II.

В ценностно-ориентационной сфере — формирование собственной позиции при оценке последствий для
окружающей среды деятельности человека, связанной с производством и переработкой химических продуктов;

III.

В трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектноисследовательской и творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;

IV.

В сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами;
оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и травмах, полученных в результате нарушения правил техники
безопасности при работе с веществами и лабораторным оборудованием.

Примерное тематическое планирование курса 11 класса базового уровня
(1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч резервное время)
Номера
уроков п/п

Характеристика основных видов
Тема урока

Основное содержание урока

деятельности обучающихся (на
уровне учебных действий)

1—9

Тема 1. Строение веществ (9 ч)

1

Основные сведения о

Строение атома: состав ядра (нуклоны) Аргументировать сложное строение

строении атома

и электронная оболочка. Понятие об

атома как системы, состоящей из

изотопах. Понятие о химическом

ядра и электронной оболочки.

элементе, как совокупности атомов с
одинаковым зарядом ядра.

Характеризовать уровни строения
вещества.

Демонстрации. Портреты

Описывать устройство и работу
Большого адронного коллайдера

Э. Резерфорда, Н. Бора.
Видеофрагменты и слайды «Большой
адронный коллайдер», «Уровни
строения вещества»
2

Периодическая система

Физический смысл принятой в таблице Описывать строением атома
Д.

И.

Менделеева

символики:

химических элементов
Д. И. Менделеева в свете
учения о строении атома

порядкового номера элемента, номера химического элемента на основе его
периода и номера группы. Понятие о
валентных электронах. Отображение
строения
атомов

электронных
химических

положения в периодической системе

оболочек Д. И. Менделеева.

элементов

с Записывать электронные и
помощью электронных и электронно- электронно-графические формулы
графических формул.
Объяснение
изменения

химических элементов.

закономерностей Определять отношение химического
свойств элементов в элемента к определённому

периодах и группах периодической электронному семейству
системы,
как
следствие
их
электронного строения. Электронные
семейства химических элементов.
Демонстрации. Различные формы
Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева. Портрет
Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты.
Моделирование построения

Периодической системы с помощью
карточек
3

Сравнение Периодического

Предпосылки открытия

закона и теории химического

Периодического

строения на философской

химического строения органических формулировок Периодического

основе

соединений; роль личности в истории закона и основных направлений
химии;

Представлять развитие научных

закона

значение

и

теории теорий по спирали на основе трёх

практики

в развития теории строения

становлении и развитии химических (химического, электронного и
теорий.

пространственного).

Демонстрации. Портреты Д. И.

Характеризовать роль практики в

Менделеева и А. М. Бутлерова

становлении и развитии химической
теории.
Аргументировать чувство гордости за
достижения отечественной химии и
вклад российских учёных в мировую
науку

4

Ионная химическая связь и

Катионы и анионы: их заряды и Характеризовать ионную связь как

ионные кристаллические

классификация по составу на простые связь между ионами, образующимися
и сложные. Представители.

Понятие в результате отдачи или приёма

решётки

об ионной химической связи. Ионная электронов атомами или группами
кристаллическая решётка и физические атомов.
свойства веществ, обусловленные этим
строением.

той или иной группе на основании их
заряда и состава.

Демонстрации. Модель ионной
кристаллической решётки на примере
хлорида натрия. Минералы с этим
типом кристаллической решёткой:
кальцит, галит.
5

Определять принадлежность ионов к

о

Характеризовать физические свойства
веществ с ионной связью, как
функцию вида химической связи и
типа кристаллической решётки

Ковалентная химическая

Понятие

ковалентной

связи. Описывать ковалентную связь, как

связь. Атомные и

Электроотрицательность, неполярная и результат образования общих

молекулярные

полярная

ковалентные

связи. электронных пар или как результат

кристаллические решётки

Кратность

ковалентной

связи. перекрывания электронных

Механизмы образования ковалентных орбиталей.
связей:

обменный

и

донорно-

акцепторный. Полярность молекулы,
как следствие полярности связи и
геометрии молекулы. Кристаллические
решётки

с

этим

типом

связи:

Классифицировать ковалентные
связи по ЭО, кратности и способу
перекрывания электронных
орбиталей.

молекулярные и атомные. Физические Характеризовать физические свойства
свойства

веществ,

обусловленные веществ с ковалентной связью, как

типом кристаллических решёток.

функцию ковалентной связи и типа

Демонстрации. Модели молекулярной

кристаллической решётки

кристаллической решётки на примере
«сухого льда» или иода и атомной
кристаллической решётки на примере
алмаза, графита или кварца. Модель
молярного объёма газа
6

Металлическая химическая

Понятие о металлической связи и Характеризовать металлическую

связь

металлических
решётках.
металлов

кристаллических связь как связь между ион-атомами в

Физические
на

свойства металлах и сплавах посредством

основе

их обобществлённых валентных

кристаллического строения.
Применение металлов на основе их
свойств. Чёрные и цветные сплавы.
Демонстрации. Модели
кристаллических решёток металлов.
Лабораторные опыты.

электронов.
Объяснять единую природу
химических связей.
Характеризовать физические свойства
металлов, как функцию
металлической связи и металлической

кристаллической решётки

Конструирование модели
металлической химической связи
7

Водородная химическая связь Межмолекулярная и

Характеризовать водородную связь
водородные как особый тип химической связи.

внутримолекулярная
связи.

Значение

межмолекулярных

водородных связей в природе и жизни
человека.

Различать межмолекулярную и
внутримолекулярную водородные
связи.

Демонстрации. Видеофрагменты и

Раскрывать роль водородных связей

слайды «Структуры белка».

в организации молекул

Лабораторные опыты. Денатурация

биополимеров, ─ белков и ДНК, ─ на

белка

основе межпредметных связей с
биологией

8

Полимеры

Получение

полимеров

полимеризации

реакциями Характеризовать полимеры как

и поликонденсации. высокомолекулярные соединения.

Важнейшие представители пластмасс и
волокон, их получение, свойства и
применение.
неорганических

Понятие
полимерах

о
и

Различать реакции полимеризации и
поликонденсации.

их Описывать важнейшие представители
пластмасс и волокон и называть

9

Дисперсные системы

представители.

области их применения.

Демонстрации. Коллекции

Устанавливать единство

«Пластмассы», «Волокна». Образцы

органической и неорганической

неорганических полимеров — веществ

химии на примере неорганических

атомной структуры

полимеров

Понятие

о

дисперсной

дисперсионной

среде.

фазе

и Характеризовать различные типы

Агрегатное дисперсных систем на основе

состояние размер частиц фазы, как агрегатного состояния дисперсной
основа для классификации дисперсных фазы и дисперсионной среды.
систем. Эмульсии, суспензии, аэрозоли
─ группы грубодисперсных систем, их
представители. Золи и гели ─ группы
тонкодисперсных

систем,

их

Раскрывать роль различных типов
дисперсных систем в жизни природы
и общества.

представители. Понятие о синерезисе и Проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент
коагуляции.
Демонстрации. Коллекции образцов
различных дисперсных систем.
Синерезис и коагуляция
Лабораторные

опыты.

Получение

коллоидного раствора куриного белка,
исследование его свойств с помощью
лазерной указки и проведение его
денатурации.

Получение

эмульсии

растительного масла и наблюдение за
её расслоением. Получение суспензии
«известкового молока» и наблюдение
за её седиментацией
10—21

Тема 2. Химические реакции (12 ч)

10—11

Классификация химических

Аллотропизация и изомеризация, как Определять принадлежность

реакций

реакции

без

изменения

состава химической реакции к тому или

веществ. Аллотропия и её причины. иному типу на основании по
Классификация реакций по различным различных признаков.
основаниям:

по

числу

и

составу

реагентов и продуктов, по фазе, по
использованию
фермента,

по

катализатора
тепловому

или

эффекту.

Термохимические уравнения реакций.

Отражать на письме тепловой эффект
химических реакций с помощью
термохимических уравнений.
Подтверждать количественную
характеристику экзо- и
эндотермических реакций расчётами

по термохимическим уравнениям.
Демонстрации. Растворение серной
кислоты и аммиачной селитры и
фиксация тепловых явлений для этих
процессов

12

Скорость химических

Факторы, от которых зависит скорость Устанавливать зависимость скорости

реакций

химических

реакций:

природа химической реакции от природы

реагирующих веществ, температура, реагирующих веществ, их
площадь

их

соприкосновения концентрации, температуры и

реагирующих
концентрация,

присутствие

катализатора.

Понятие

Ферменты,

как

катализаторы.
«антонимы»

их площади их соприкосновения.

веществ,
о

катализе.

биологические

Ингибиторы,
катализаторов

как
и

их

значение.
Демонстрации. Взаимодействия
растворов соляной, серной и уксусной

Раскрывать роль катализаторов как
факторов увеличения скорости
химической реакции и рассматривать
ингибиторы как «антонимы»
катализаторов.
Характеризовать ферменты как
биологические катализаторы

кислот одинаковой концентрации с

белковой природы и раскрывать их

одинаковыми кусочками (гранулами)

роль в протекании биохимических

цинка и взаимодействие одинаковых

реакций на основе межпредметных

кусочков разных металлов (магния,

связей с биологией.

цинка, железа) с раствором соляной
кислоты, как пример зависимости
скорости химических реакций от
природы веществ. Взаимодействие
растворов тиосульфата натрия
концентрации и температуры с
раствором серной кислоты.
Моделирование «кипящего слоя».
Гетерогенный катализ на примере
разложения пероксида водорода в
присутствии диоксида марганца.
Лабораторные опыты. Использование
неорганических катализаторов (солей
железа, иодида калия) и природных
объектов, содержащих каталазу (сырое
мясо, картофель) для разложения

Проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент

пероксида водорода
13

Обратимость химических

Классификация химических реакций Описывать состояния химического

реакций. Химическое

по признаку их направления. Понятие равновесия и предлагать способы его

равновесие и способы его

об обратимых реакциях и химическом смещения в необходимую сторону на

смещения

равновесии. Принцип Ле-Шателье и основе анализа характеристики
способы

смещения

равновесия.

химического реакции и принципа Ле-Шателье.

Общая характеристика

реакций синтезов аммиака и оксида
серы(VI)

и

смещения

рассмотрение
их

условий

равновесия

на

производстве.
Демонстрации. Смещение равновесия
в системе Fe3+ + 3CNS− ↔ Fe(CNS)3
Лабораторные опыты. Иллюстрация
правила Бертолле на практике ─
проведение реакций с образованием
осадка, газа и воды

Проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент

14—15

Гидролиз

Обратимый и необратимый гидролизы. Определять тип гидролиза соли на
Гидролиз солей и его типы. Гидролиз основе анализа её состава.
органических соединений в живых
организмов,

как

основа

обмена

Классифицировать гидролиз солей

веществ. Понятие об энергетическом по катиону и аниону.
обмене в клетке и роли гидролиза в Характеризовать роль гидролиза
нём.
органических соединений, как
Лабораторные опыты. Испытание

химической основы обмена веществ и

индикаторами среды растворов солей

энергии в живых организмах.

различных типов.

Проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент

16

Окислительно-

Степень окисления и её определение Определять окислительно-

восстановительные реакции

по

формулам

органических

и восстановительные реакции как

неорганических веществ. Элементы и процессы с изменением степеней
вещества,

как

окислители

и окисления элементов веществ,

восстановители. Понятие о процессах участвующих в реакции.
окисления
Составление

и

восстановления.

уравнений химических

Различать окислитель и
восстановитель, процессы окисления

реакций

на

основе

электронного и восстановления.

баланса.

Составлять уравнения ОВР на основе

Демонстрации. Взаимодействие цинка
с соляной кислотой и нитратом

электронного баланса.
Проводить, наблюдать и описывать

серебра.

химический эксперимент

Лабораторные опыты. Окислительновосстановительная реакция и реакция
обмена на примере взаимодействия
растворов сульфата меди(II) с железом
и раствором щелочи.

17-18

Электролиз расплавов и

Характеристика

растворов. Практическое

окислительно-восстановительного

применение электролиза

процесса. Особенности электролиза, процесс.
протекающего

электролиза,

в

электролитов.

как Описывать электролиз как

растворах
Практическое

применение электролиза: получение

окислительно-восстановительный

Различать электролиз расплавов и
водных растворов.

кислорода, Характеризовать практическое
щелочных металлов и щелочей, а значение электролиза на примере
галогенов,

водорода,

также

алюминия

электролизом получения активных металлов и

расплавов и растворов соединений неметаллов, а также
этих

элементов.

гальванопластике,

Понятие

о гальванопластики, гальваностегии,

гальваностегии, рафинировании цветных металлов

рафинировании цветных металлов.
Демонстрации. Конструирование
модели электролизёра. Видеофрагмент
с промышленной установки для
получения алюминия

19

20

Практическая работа № 1.

Решение экспериментальных задач по

Планировать, проводить наблюдать и

Решение экспериментальных

теме «Химическая реакция»

описывать химический эксперимент с

задач по теме «Химическая

соблюдением правил техники

реакция»

безопасности

Повторение и обобщение

Тестирование, решение задач и

Выполнять тесты, решать задачи и

изученного

упражнений по теме

упражнения по теме.
Проводить оценку собственных
достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в
соответствии с планируемым
результатом
21

Контрольная работа № 1 «Строение вещества. Химическая реакция»

22—30

Тема 3. Вещества и их свойства (9 ч)

22

Металлы

Физические свойства металлов, как Характеризовать
функция

их

строения.
свойства

и

Деление химические свойства металлов как

металлов на группы в технике и химии. функцию
Химические

физические

металлов

строения

их атомов

и

и кристаллов на основе представлений

электрохимический ряд напряжений. об ОВР и положения металлов в
Понятие

о

металлотермии электрохимическом ряду напряжений.

(алюминотермии, магниетермии и др.).
Демонстрации. Коллекция металлов.

Наблюдать и описывать химический
эксперимент

Взаимодействие концентрированной
азотной кислоты с медью. Вспышка
термитной смеси. Портрет
Н. Н. Бекетова
23

Неметаллы. Благородные

Неметаллы как окислители. Неметаллы Описывать особенности положения

газы

как

восстановители.

электроотрицательности.

Ряд неметаллов в Периодической таблице
Инертные Д. И. Менделеева, строение их

или благородные газы.

атомов и кристаллов.

Демонстрации. Коллекция неметаллов. Сравнивать способность к
Вспышка чёрного пороха. Вытеснение

аллотропии с металлами.

галогенов из их растворов другими

Характеризовать общие химические

галогенами

свойства неметаллов в свете ОВР и их
положения неметаллов в ряду
электроотрицательности.
Наблюдать и описывать химический
эксперимент

24

Кислоты неорганические и

Кислоты

органические

молекулярного
точки

с

точки

зрения

учения.

Кислоты

зрения

электролитической

атомно- Соотносить представителей
с органических и неорганических

теории кислот с соответствующей
диссоциации. классификационной группой.

Кислоты с точки зрения протонной
теории. Общие химические свойства
кислот. Классификация кислот.

Описывать общие свойства
органических и неорганических
кислот в свете ТЭД и с позиции

Лабораторный опыт. Исследование

окисления-восстановления катиона

концентрированных растворов соляной водорода или аниона кислотного
и уксусной кислот капельным методом
при их разбавлении водой.

остатка.
Определять особенности химических
свойств азотной, концентрированной
серной и муравьиной кислот.
Проводить, наблюдать и объяснять
результаты проведённого
химического эксперимента

25

Основания неорганические и

Основания с точки зрения атомно- Описывать неорганические основания

органические

молекулярного учения. Основания с в свете ТЭД.
точки

зрения

электролитической

теории
диссоциации.

Основания с точки зрения протонной
теории.

Классификация

оснований.

Характеризовать свойства
органических и неорганических
бескилородных оснований в

Химические свойства органических и свете протонной теории.
неорганических оснований.

Проводить, наблюдать и описывать

Демонстрации. Коллекция щелочей и

химический эксперимент

аминов. Взаимодействие паров

концентрированных растворов соляной
кислоты и аммиака («дым без огня»).
Получение аммиака и изучение его
свойств.
Лабораторные опыты. Получение
нерастворимого гидроксида и его
взаимодействие с кислотой
26

Амфотерные соединения

Неорганические амфотерные

Характеризовать органические и

неорганические и

соединения: оксиды и гидроксиды, ─

неорганические амфотерные

органические

их свойства и получение.

соединения как вещества с

Амфотерные органические соединения

двойственной функцией кислотно-

на примере аминокислот. Пептиды и

основных свойств.

пептидная связь.

Аргументировать свойства

Демонстрации. Различные случаи

аминокислот как амфотерных

взаимодействия растворов солей

органических соединений.

алюминия со щёлочью.

Раскрывать на основе

Лабораторные опыты. Получение

межпредметных связей с биологией

амфотерного гидроксида и изучение

роль аминокислот в организации

его свойств

27

Соли

жизни

Классификация солей. Жёсткость воды Характеризовать соли органических и
и способы её устранения. Переход неорганических кислот в свете теории
карбоната в гидрокарбонат и обратно. электролитической диссоциации.
Общие химические свойства солей.

Соотносить представителей солей

Демонстрации. Получение жёсткой

органических и неорганических

воды и устранение её жёсткости.

кислот с соответствующей

Лабораторные опыты. Проведение

классификационной группой.

качественных реакций по определению Характеризовать жёсткость воды и
состава соли.

предлагать способы её устранения.
Описывать общие свойства солей в
свете ТЭД.
Проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент

28

Практическая работа № 2.

Решение экспериментальных задач по

Планировать, проводить, наблюдать и

Решение экспериментальных

29

теме: «Вещества и их свойства»

описывать химический эксперимент с

задач по теме «Вещества и их

соблюдением правил техники

свойства»

безопасности

Повторение и обобщение

Тестирование, решение задач и

Выполнять тесты, решать задачи и

темы

упражнений по теме

упражнения по теме.
Проводить оценку собственных
достижений в усвоении темы.
Корректировать свои знания в
соответствии с планируемым
результатом

30

Контрольная работа № 2 «Вещества и их свойства»

31—34

Тема 4. Химия и современное общество (4 ч)

31

Химическая технология

Понятие о химической технологии. Характеризовать химическую
Химические реакции в производстве технологию как производительную
аммиака

и

метанола.

классификационная

Общая силу общества.

характеристика

реакций синтеза в производстве этих

Описывать химические процессы,

продуктов.
лежащие

Научные
в

основе

принципы, лежащие в основе производства
производства аммиака и метанола, с помощью

аммиака и метанола. Сравнение этих родного языка и языка химии.
производств.
Демонстрации. Модели
промышленных установок получения
серной кислоты и синтеза аммиака
32

Устанавливать аналогии между двумя
производствами.
Формулировать общие научные
принципы химического производства

Химическая грамотность как

Маркировка упаковочных материалов,

Аргументировать необходимость

компонент общей культуры

электроники и бытовой техники,

химической грамотности как

человека

экологичного товара, продуктов

компонента общекультурной

питания, этикеток по уходу за

компетентности человека.

одеждой.

Уметь получать необходимую

Демонстрации. Видеофрагменты и

информацию с маркировок на

слайды о степени экологической

упаковках различных промышленных

чистоты товара.

и продовольственных товаров

Лабораторные опыты. Изучение
маркировок различных видов
промышленных и продовольственных

товаров
33—34

Повторение и обобщение курса. Подведение итогов учебного года

35

Резервное время


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».