1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебнику «Химия. 10 класс» Авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. (35ч., 1 час в неделю) 2021год Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования составляют основу предлагаемой рабочей программы. Эта программа логически продолжает программы для начального общего и основного общего образования в области развития всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в них. Она составлена с учётом особенностей, которые обусловлены, в первую очередь, предметным содержанием и психологическими возрастными особенностями обучаемых. Познавательная деятельность при изучении курса химии на базовом уровне играет ведущую роль в развитии основных видов учебной деятельности старшеклассников: владеть методами научного познания, полно и точно выражать свои мысли, характеризовать, объяснять, классифицировать химические объекты, работать в группе, 2 аргументировать свою точку зрения, находить, использовать различные источники информации и представлять в устной и письменной речи результаты её анализа. Одна из задач обучения в средней школе — определение дальнейшей образовательной траектории и ответственного выбора жизненного и профессионального пути. Для решения этой задачи старшеклассники при изучении химии должны использовать приобретённый на уроках химии опыт деятельности в профессиональной сфере и любой жизненной ситуации. Согласно образовательному стандарту, главные цели среднего общего образования состоят: 1) в приобретении знаний, умений и способов деятельности, способствующих формированию целостного представления о мире; 2) в развитии опыта разнообразной деятельности, самопознания и самоопределения; 3) в осознанном выборе индивидуальной образовательной траектории и профессиональной деятельности. Большой вклад в достижение этих целей среднего общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить: 1) формирование естественно-научной картины мира, в которой система химических знаний является её важнейшим компонентом; 2) развитие интеллектуального и нравственного потенциала старшеклассников, формирование у них экологически грамотного в учебной и профессиональной деятельности, а также в быту; 3 3) осознание у старшеклассников необходимости в развитии химии и химической промышленности, как производительной силы общества; 4) понимание необходимости безопасного обращения с веществами и материалами, используемыми в профессиональной и повседневной жизни. Целями изучения химии в средней школе являются: 1) видение и понимание значимости химических знаний для каждого члена социума; умение оценивать различные факты и явления, связанные с химическими объектами и процессами на основе объективных критериев и определённой системы ценностей, формулировать и обосновывать собственное мнение и убеждение; 2) понимание роли химии в современной естественно-научной картине мира и использование химических знаний для объяснения объектов и процессов окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды; 3) формирование у старшеклассников при изучении химии опыта познания и самопознания с помощью ключевых компетентностей (ключевых навыков), которые имеют универсальное значение для различных видов деятельности, — поиска, анализа и обработки информации, изготовление информационного продукта и его презентации, принятия решений, , коммуникативных навыков, безопасного обращения с веществами, материалами и процессами в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Методические особенности курса 4 Содержание курса реализуется из расчёта 1 ч в неделю. Этот лимит времени и обуславливает ряд методических особенностей курса. Изучение химии на базовом уровне априори не готовит старшеклассников к сдаче ЕГЭ по химии. Поэтому в построении курса использован антропоцентрический подход, при котором обучение предмету происходит на основе учёта их интересов, склонностей и особенностей, вместо хемиоцентрического подхода, при котором обучение химии строится на основе принципов и методов познания самой химии. Низкая мотивация изучения химии большинством учащихся гуманитарных, физико-математических классов и школ обусловлена её статусом как непрофильной дисциплины. Поэтому с целью повышения интереса к химии у таких старшеклассников предусмотрено усиление прикладного характера содержания и познавательной деятельности при обучении данного курса, т. е. связи химии с повседневной жизнью человека. Так, в курсе органической химии на базовом уровне предлагается изучение раздела «Органическая химия и общество», который знакомит старшеклассников с основами биотехнологии и химии полимеров. А в курсе общей химии в разделе «Химия и современное общество» рассматривается тема «Химическая грамотность, как компонент общей культуры человека», формируется уважение к инструкциям по эксплуатации бытовых приборов и препаратов, а с целью правильного ухода за трикотажными изделиями (чисткой, стиркой, сушкой, утюжкой), ─ умение читать их этикетки. Учебный материал курса химии на базовом уровне изложен не в сухом дидактическом формате, а формате собеседования с обучающимся на основе реализации межпредметных связей с мировой художественной культурой, литературой, литературой, историей. 5 Усиление гуманитаризации в обучении химии в классах и школах гуманитарного профиля проводится с помощью методов, приёмов и средств, применяемых при изучении гуманитарных дисциплин. Например, хороший результат как для иностранного языка, так и для химии, даёт использование химического материала на соответствующем языке учащимися школ и классов с углублённым изучением иностранного языка. Ещё больший эффект для обоих предметов будет достигнут, если к подбору химического материала на иностранном языке привлекаются и сами учащиеся, которые находят и представляют информацию о развитии химической науки и промышленности в странах изучаемого языка и о роли учёных-химиков этих стран при подготовке сообщений и презентации по заданиям рубрики «Используйте дополнительную информацию и выразите мнение». В свою очередь, это позволяет развивать их информационнокоммуникативную компетентность. В классах физико-математического профиля темы, связанные с физикой изучаются на основе активных форм (бесед, диспутов, уроков-конференций), что позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Так, например, рассматривается учебный материал по строению атома и вещества, некоторым аспектам физической и коллоидной химии, газовым законам. Такой интегративный подход к обучению химии на базовом уровне и позволяет формировать целостную естественно-научную картину мира. Химический эксперимент и расчётные задачи по формулам и уравнениям в курсе базового уровня из-за небольшого лимита времени используются несколько иначе, чем в основной школе и при изучении химии на углублённом уровне. Увеличен удельный вес демонстрационного эксперимента и уменьшен ─ лабораторного ученического. Поэтому рекомендуем при выполнении демонстрационного эксперимента широко привлекать учащихся в качестве ассистентов 6 учителя. Кроме этого, с целью экономии времени и усиления наглядности на уроках химии предлагается использование видеофрагментов и видеоматериалов, а также коллекций, подготовленных к каждому уроку химии на основе рисунковколлажей из учебников. Чтобы реализовать взаимосвязь качественной и количественной сторон изучаемых химических объектов, ─ веществ и реакций, ─ расчётные задачи по формулам и уравнениям, необходимо также увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся. С этой целью расчётные задачи, приведённые в конце каждого параграфа учебников, оцениваются и комментируются учителем на протяжении 3—5 минут в начале каждого урока. Раскрытие связи изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы способствует усилению мотивации учащихся к изучению непрофильной дисциплины. Это может быть достигнуто через выполнение старшеклассниками заданий с общей тематикой «Подготовьте сообщение о том, как связаны сведения конкретной темы с выбранном вами ВУЗом или с будущей профессиональной деятельностью». Большую роль в интеграции знаний старшеклассников по химии и другим предметам играют философские категории и законы, например, законы перехода количественных отношений в качественные, единства и борьбы противоположностей или категория «относительности истины». Так, в ходе дискуссии о сути периодического закона учащиеся приходят к выводу о причинно-следственной связи изменений свойств элементов и образуемых ими веществ от зарядов из атомных ядер или о двойственном положении водорода в периодической системе. При рассмотрении классификации химических элементов и образуемых ими простых веществ (металлы и неметаллы) и соединений (оксиды и гидроксиды) на основе относительности истинности обучающиеся осознанно рассматривают базовые понятия 7 курса: строение атома и виды химических связей, типы кристаллических решёток и физические свойства веществ, амфотерность. Один час в неделю, отведённый на изучение курса, предполагает широкое использование лекционно-семинарской формы проведения учебных занятий. Это позволяет старшеклассникам не только эффективно усваивать содержание курса, но и готовит их к продолжению образования в высшей школе, где такая форма преобладает. Общая характеристика курса Особенности содержания и методического построения курса сформированы на основе ФГОС СОО. 1. Содержание курса выстроено логично и доступно в соответствии с системно-деятельностным подходом на основе иерархии учебных проблем 2. В 10-ом классе старшеклассники знакомятся с богатым миром органических веществ на основе реализации идеи взаимосвязи химического строения этих веществ с их свойствами и применением 3. Содержание курса общей химии в 11-ом классе способствует формированию единой химической картины мира у выпускников средней школы путём рассмотрения общих для неорганической и органической химии понятий, законов и теорий. 4. Изучение курса проводится на основе сочетания теории и практики проблемного обучения и подачи материала в логике научного познания. 5. Теоретические положения курса широко подкреплены демонстрационными химическими экспериментами, лабораторными опытами и практическими работами. 8 6. Реализуется интеграция содержания курса с предметами не только естественно-научного, но и гуманитарного циклов. 7. Достижению предметных, метапредметных и личностные результатов способствует система заданий в формате рефлексии: проверьте свой знания, примените свои знания, используйте дополнительную информацию и выразите мнение. 8. Раскрывается роль российских учёных в становлении мировой химической науки, что способствует воспитанию патриотизма и национальной самоидентификации. 9. Курс реализует связь учебной дисциплины с жизнью, что способствует усилению мотивации учащихся к изучению непрофильной химии через раскрытие связи изучаемого материала с будущей образовательной траекторией и профессиональной деятельности. 10. В курсе представлены современные направления развития химической науки и технологии. 11. В курсе нашли отражение основные содержательные линии: «Вещество» — знания о составе, строении, свойствах (физических, химических и биологических), нахождении в природе и получении важнейших химических веществ; «Химическая реакция» — знания о процессах, в которых проявляются химические свойства веществ, условиях их протекания и способах управления ими; «Применение веществ» — знания взаимосвязи свойств химических веществ, наиболее используемых в быту, промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и на транспорте; 9 «Язык химии» — система знаний о важнейших понятиях химии и химической номенклатуре неорганических и органических веществ (ИЮПАК и тривиальной); владение химической символикой и её отражением на письме, ─химическими знаками (символами), формулы и уравнения, а также правила перевода информации с родного языка на язык химии и обратно. Место предмета в учебном плане Курс химии в средней школе предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом как составная часть предметной области «Естественно-научные предметы». Химия включена в раздел базисного учебного плана средней школы «Содержание, формируемое участниками образовательного процесса», поэтому обучающиеся могут выбрать химию как на базовом, так и на углублённом уровне или же, в качестве альтернативы выбрать интегрированный курс «Естествознание». В базисном учебном плане общеобразовательных организаций изучение химии проводится из расчёта 1 час в неделю (70 часов за два года обучения), в соответствии с которым и разработана данная рабочая программа по химии для среднего общего образования на базовом уровне. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Обучение химии в средней школе на базовом уровне по данному курсу способствует достижению обучающимися следующих личностных результатов: 1) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской гражданской идентичности — в ценностно-ориентационной сфере; 10 2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять ею, готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; понимание важности непрерывного образования как фактору успешной профессиональной и общественной деятельности; — в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере 3) готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или сферы профессиональной деятельности — в трудовой сфере; 4) неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ — в сфере здоровьесбережения и безопасного образа жизни; Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса химии являются: 1) использование основных методов познания (определение источников учебной и научной информации, получение этой информации, её анализ, и умозаключения на его основе, изготовление и презентация информационного продукта; проведение эксперимента, в том числе и в процессе исследовательской деятельности, моделирование изучаемых объектов, наблюдение за ними, их измерение, фиксация результатов) и их применение для понимания различных сторон окружающей действительности; 2) владение основными интеллектуальными операциями (анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, классификация и поиск аналогов, выявление причинно-следственных связей, формулировка гипотез, их проверка и формулировка выводов); 11 3) познание объектов окружающего мира в плане восхождения от абстрактного к конкретному (от общего через частное к единичному); 4) способность выдвигать идеи и находить средства, необходимые для их достижения; 5) умение формулировать цели и определять задачи в своей познавательной деятельности, определять средства для достижения целей и решения задач; 6) определять разнообразные источники получения необходимой химической информации, установление соответствия содержания и формы представления информационного продукта аудитории; 7) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 8) готовность к коммуникации (представлять результаты собственной познавательной деятельности, слышать и слушать оппонентов, корректировать собственную позицию); 9) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 12 10) владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения). Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования являются следующие результаты. I. В познавательной сфере: 1. знание (понимание) терминов, основных законов и важнейших теорий курса органической и общей химии; 2. умение наблюдать, описывать, фиксировать результаты и делать выводы на основе демонстрационных и самостоятельно проведённых экспериментов, используя для этого родной (русский или иной) язык и язык химии; 3. умение классифицировать химические элементы, простые вещества, неорганические и органические соединения, химические процессы; 4. умение характеризовать общие свойства, получение и применение изученных классы неорганических и органических веществ и их важнейших представителей; 5. описывать конкретные химические реакции, условия их проведения и управления химическими процессами; 6. умение проводить самостоятельный химический эксперимент и наблюдать демонстрационный эксперимент, фиксировать результаты и делать выводы и заключения по результатам; 13 7. прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных на основе знания химических закономерностей; 8. определять источники химической информации, получать её, проводить анализ, изготавливать информационный продукт и представлять его; 9. уметь пользоваться обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I—IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ; 10. установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп; 11. моделирование молекул неорганических и органических веществ; 12. понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира. II. В ценностно-ориентационной сфере — формирование собственной позиции при оценке последствий для окружающей среды деятельности человека, связанной с производством и переработкой химических продуктов; 14 III. В трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектноисследовательской и творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии; IV. В сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и травмах, полученных в результате нарушения правил техники безопасности при работе с веществами и лабораторным оборудованием. тематическое планирование курса 10 класса (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч резервное время) Номера уроков п/п Характеристика основных видов Тема урока Основное содержание урока деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) 1—2 Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова (2 ч) 1 Предмет органической химии Органические вещества: природные, Характеризовать особенности состава искусственные и синтетические. и строения органических веществ. Особенности состава и строения Классифицировать их на основе органических веществ. Витализм и происхождения и переработки. его крах. Понятие об углеводородах. Аргументировать несостоятельность 15 Демонстрации. Плавление, витализма. обугливание и горение органических Определять отличительные веществ. Модели молекул особенности углеводородов. органических соединений разных классов (шаростержневые и объёмные). Определение элементного состава органических соединений. Портреты А. М. Бутлерова, Й. Я. Берцелиуса, Ф. Вёлера 2 Основные положения теории Основные положения теории Формулировать основные положения химического строения химического строения теории химического строения А. М. Бутлерова А. М. Бутлерова. Валентность. А. М. Бутлерова. Структурные формулы — полные и Различать понятия «валентность» и сокращённые. Простые (одинарные) и «степень окисления». кратные (двойные и тройные) связи. Составлять молекулярные и Изомеры и изомерия. Взаимное структурные формулы. влияние атомов в молекуле. Классифицировать ковалентные связи Демонстрации. Портреты по кратности. А. М. Бутлерова, Э. Франкланда, Объяснять явление изомерии и 16 Ф. А. Кекуле. Лабораторные опыты. Изготовление моделей органических соединений 3—14 Тема 2. Углеводороды и их природные источники (12 ч.) взаимное влияние атомов в молекуле 17 3—4 Алканы Гомологический ряд алканов и его Определять принадлежность общая формула. Структурная соединений к алканам на основе изомерия углеродной цепи. Радикалы. анализа состава их молекул. Номенклатура алканов. Химические Давать названия алканам по свойства алканов: горение, реакции международной номенклатуре. замещения (галогенирование), Характеризовать состав и свойства реакция разложения метана, реакция важнейших представителей алканов. дегидрирования этана. Наблюдать химический эксперимент с Демонстрации. Горение алканов из фиксировать его результаты. резервуара газовой зажигалки. Различать понятия «гомолог» и Отношение алканов к бромной воде «изомер» раствору перманганата калия. Лабораторные опыты. Обнаружение продуктов горения свечи 18 5—6 Алкены Этилен. Гомологический ряд алкенов. Определять принадлежность Номенклатура. Структурная соединений к алкенам на основе изомерия. Промышленное получение анализа состава их молекул. алкенов: крекинг и дегидрирование Давать названия алкенам по алканов. Реакция дегидратации международной номенклатуре. этанола, как лабораторный способ Характеризовать состав и свойства получения этилена. Реакции важнейших представителей алкенов. присоединения: гидратация, Наблюдать химический эксперимент с гидрогалогенирование, фиксировать его результаты галогенирование, полимеризации. Различать понятия «гомолог» и Правило Марковникова. Окисление «изомер» для алкенов алкенов. Качественные реакции на непредельные углеводороды. Демонстрации. Горение этилена. Качественные реакции на двойную связь: обесцвечивание этиленом растворов перманганата калия и бромной воды. 19 7 Алкадиены. Каучуки Номенклатура. Сопряжённые диены. Определять принадлежность Бутадиен-1,3, Лебедева. изопрен. Реакции Реакция соединений к алкадиенам на основе присоединения анализа состава их молекул. алкадиенов. Каучуки: натуральный, Давать названия алкедиенам по синтетические (бутадиеновый, международной номенклатуре. изопреновый). Вулканизация каучука. Характеризовать состав и свойства Резина. Эбонит. важнейших представителей Демонстрации. Коллекция алкадиенов. «Каучуки». Осознавать значимость роли Лабораторные опыты. Исследование отечественного учёного в получении свойств каучуков первого синтетического каучука. Устанавливать зависимость между строением и свойствами полимеров на примере каучука, резины и эбонита 8 Алкины Общая характеристика Определять принадлежность гомологического образования Химические горение, ряда. названий свойства реакции Способы соединений к алкинам на основе алкинов. анализа состава их молекул. ацетилена: Давать названия алкинам по присоединения: международной номенклатуре. 20 гидрогалогенирование, Характеризовать состав, свойства и галогенирование, гидратация применение ацетилена. (реакция Кучерова), ─ его получение Устанавливать причиннои применение. Винилхлорид и его следственную связь между составом, полимеризация в полихлорвинил. строением молекул, свойствами и Демонстрации. Получение ацетилена применением ацетилена. реакцией гидролиза карбида кальция. Наблюдать химический эксперимент с Горение ацетилена. Качественные фиксировать его результаты реакции на тройную связь: Различать понятия «гомолог» и обесцвечивание ацетиленом «изомер» для алкинов растворов перманганата калия и бромной воды. 9 Арены Бензол, как ароматических представитель Характеризовать состав, свойства и углеводородов. применение бензола. Строение его молекулы и свойства Устанавливать причиннофизические и химические свойства: следственную связь между составом, горение, реакции галогенирование, замещения — строением молекул, свойствами и нитрование. применением бензола. 21 Получение и применение бензола. Наблюдать химический эксперимент с Демонстрации. Исследование свойств фиксировать его результаты бензола с помощью бытового растворителя «Сольвент» 10 Природный и попутный газы Состав природного газа. Его Характеризовать состав и основные нахождение в природе. Преимущества направления переработки и природного газа как топлива. использования природного газа. Химическая переработка природного Сравнивать нахождение в природе и газа: конверсия, пиролиз. Синтез-газ и состав природного и попутных газов. его применение. Попутные газы, Переработка Характеризовать состав и основные их попутного состав. направления переработки и газа на использования попутного газа фракции: сухой газ, пропан-бутановая смесь, газовый бензин. Демонстрации. Карта полезных ископаемых РФ 11 Нефть и способы её Состав нефти и её переработка: Характеризовать состав и основные переработки перегонка, крекинг, риформинг. направления переработки нефти. Нефтепродукты и их получение. Различать нефтяные фракции и 22 Понятие об октановом числе. описывать области их применения. Химические способы повышения Осознавать необходимость качества бензина. химических способов повышения Демонстрации. Коллекция «Нефть и качества бензина нефтепродукты», видеофрагменты и слайды «Перегонка нефти». Карта полезных ископаемых РФ 12 Каменный уголь и его Коксование каменного угля и его Характеризовать основные продукты переработка продукты: коксовый газ, аммиачная коксохимического производства. вода, каменноугольная смола, кокс. Описывать области применения Газификация каменного угля. коксового газа, аммиачной воды, Демонстрации. Коллекция каменноугольной смолы, кокса. «Каменный уголь и продукты его Осознавать необходимость переработки». Видеофрагменты и газификации каменного угля, как слайды «Коксохимическое альтернативы природному газу. производство» 13 Повторение и обобщение Тестирование, решение задач и Выполнять тесты, решать задачи и упражнений по теме упражнения по теме. Проводить оценку собственных 23 достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом 14 Контрольная работа № 1 «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды» 15—28 Тема 3. Кислород- и азотсодержащие органические соединения (14 ч) 15—16 Одноатомные спирты Функциональная группа. предельных гидроксильная Называть спирты по международной Гомологический одноатомных Изомерия ряд номенклатуре. спиртов. Характеризовать строение, свойства, положения способы получения и области функциональной группы. Водородная применения предельных одноатомных связь. Химические свойства спиртов. спиртов. Альдегидная группа. этерификации, сложные Применение спиртов. Реакция Устанавливать причинноэфиры. следственную связь между составом, Действие строением молекул, свойствами и метилового и этилового спиртов на применением метанола и этанола. организм человека. Наблюдать, самостоятельно Демонстрации. Окисление спирта в проводить и описывать химический альдегид. эксперимент 24 Лабораторные опыты. Сравнение скорости испарения воды и этанола. 17 Многоатомные спирты Этиленгликоль, как двухатомных и представитель Классифицировать спирты по их глицерин, как атомности. представитель трёхатомных спиртов. Качественная реакция Характеризовать строение, свойства, на способы получения и области многоатомные спирты, их свойства, применения многоатомных спиртов. получение и применение. Понятие об Идентифицировать многоатомные антифризах. спирты с помощью качественной Демонстрации. Качественная реакция реакции. 18 Фенол на многоатомные спирты. Наблюдать, самостоятельно Лабораторные опыты. проводить и описывать химический Растворимость глицерина в воде эксперимент Строение, применение получение, фенола. свойства и Характеризовать строение, свойства, Качественные способы получения и области реакции на фенол. Взаимное влияние применения фенола. атомов в молекуле фенола. Идентифицировать фенол с помощью Демонстрации. Зависимость качественных реакций. растворимости фенола в воде от 25 температуры. Взаимодействие фенола Соблюдать правила безопасного с бромной водой и хлоридом обращения с фенолом железа(III), как качественные реакции 19 Альдегиды и кетоны Формальдегид и ацетальдегид, как Характеризовать строение, свойства, представители альдегидов, состав их способы получения и области молекул. Функциональная применения формальдегида и карбонильная группа. Качественные ацетальдегида. реакции на альдегиды. получение и формальдегида Реакции Свойства, Идентифицировать альдегиды с применение помощью качественных реакций. и ацетальдегида. Соблюдать правила экологически поликонденсации для грамотного и безопасного обращения формальдегида. Понятие о кетонах на с формальдегидом. примере ацетона. Демонстрации. Реакции серебряного зеркала и со свежеполученным гидроксидом меди(II) при нагревании, как качественные реакции на альдегиды 20 Карбоновые кислоты Гомологический ряд предельных Характеризовать строение, свойства, 26 одноосно́вных Жирные карбоновых кислоты. свойства кислот. способы получения и области Химические применения муравьиной и уксусной карбоновых кислот. кислот. Получение и применение муравьиной Различать общее, особенное и и уксусной кислот. единичное в строении и свойствах Демонстрации. Образцы муравьиной, органических (муравьиной и уксусной, пальмитиновой и уксусной) и неорганических кислот. стеариновой кислот и их Наблюдать, проводить, описывать и растворимость в воде фиксировать результаты Лабораторные опыты. Химические демонстрационного и лабораторного свойства уксусной кислоты химических экспериментов. Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с карбоновыми кислотами 21 Сложные эфиры. Жиры Реакция этерификации. Сложные Описывать реакции этерификации как эфиры. Жиры, их состав и гидролиз обратимой обменный процесс между (кислотный и щелочной). Мыла. кислотами и спиртами. Гидрирование жиров. Характеризовать строение, свойства, Демонстрации. Коллекция сложных способы получения и области 27 эфиров. Коллекция жиров. Образцы применения жиров. твёрдого и жидкого мыла. Устанавливать зависимость между Лабораторные опыты. Определение физическими свойствами жиров, непредельности растительного масла составом их молекул и происхождением. и производство твёрдых жиров на основе растительных масел. Наблюдать, проводить, описывать и фиксировать результаты демонстрационного и лабораторного химических экспериментов 22 Углеводы Углеводы. Моносахариды. Глюкоза Определять принадлежность как альдегидоспирт. Сорбит. органических соединений к Молочнокислое и спиртовое углеводам. брожение. Фотосинтез. Дисахариды. Различать моно-, ди- и полисахариды Сахароза. Полисахариды: крахмал, по их способности к гидролизу. целлюлоза. Приводить примеры представителей Демонстрации. Альдегидные каждой группы углеводов. свойства и свойства многоатомных Наблюдать, проводить, описывать и 28 спиртов глюкозы в реакциях с фиксировать результаты гидроксидом меди(II). демонстрационного и лабораторного Идентификация крахмала. химических экспериментов Лабораторные опыты. Изготовление крахмального клейстера. Идентификация крахмала как компонента некоторых продуктов питания 23 Амины Аминогруппа. Амины предельные и Определять принадлежность ароматические. Анилин. Получение органического соединения к аминам аминов. Реакция Зинина. Химические на основе анализа состава его свойства и применение аминов. молекул. Демонстрации. Портрет Н. Н. Зинина. Характеризовать строение, свойства, Коллекция анилиновых красителей. способы получения и области Лабораторные опыты. Изготовление применения анилина. моделей молекул аминов Аргументировать чувство гордости за достижения отечественной органической химии. Соблюдать правила безопасного 29 обращения с анилином и красителями на его основе 24 Аминокислоты. Аминокислоты, состав их молекул и Определять принадлежность свойства, как амфотерных органического соединения к органических соединений. Глицин, аминокислотам на основе анализа как представитель Получение аминокислот. состава их молекул. полипетидов поликонденсации. реакцией Характеризовать свойства Понятие о аминокислот как амфотерных пептидной связи. соединений. Лабораторные опыты. Изготовление Различать реакции поликонденсации 25 Белки модели молекулы глицина и пептидные связи Строение молекул белков: первичная, Характеризовать состав, строение, вторичная и третичная структуры. структуру и свойства белков. Качественные реакции на белки, их Идентифицировать белки. гидролиз, денатурация и Описывать биологоческие свойства биологические функции. белков на основе межпредметных Демонстрации. Качественные связей химии и биологии реакции на белки. 26 Практическая работа № 1. Идентификация органических Проводить, наблюдать и описывать 30 Идентификация соединений органических соединений химический эксперимент для подтверждения строения и свойств различных органических соединений, а также их идентификации с помощью качественных реакций 27 Повторение и обобщение Тестирование, решение задач и Выполнять тесты, решать задачи и упражнений по теме упражнения по теме. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом 28 Контрольная работа №2 «Кислород- и азотсодержащие органические соединения» 29—33 Тема 4. Органическая химия и общество (5 ч) 29 Биотехнология Развитие биотехнологии. Три Объяснять, что такое биотехнология, направления биотехнологии: генная генная (или генетическая) инженерия, (или генетическая) инженерия; клеточная инженерия, биологическая клеточная инженерия; биологическая инженерия, клонирование, инженерия. Генетически иммобилизованные ферменты. 31 модифицированные организмы (ГМО) Характеризовать роль биотехнологии и трансгенная продукция. в решении продовольственной Клонирование. Иммобилизованные проблемы и сохранении здоровья ферменты и их применение. человека Демонстрации. Видеофрагменты и слайды по биотехнологии и иммобилизованным ферментам 30 Полимеры Классификация полимеров. Классифицировать полимеры по Искусственные полимеры: целлулоид, различным основаниям. ацетатный шёлк, вискоза, целлофан. Различать искусственные полимеры, Демонстрации. Коллекция классифицировать полимеров. Коллекция синтетических иллюстрировать группы полимеров полимеров и изделий из них примерами. Устанавливать их связи и между свойствами полимеров и областями их применения 31 Синтетические полимеры Полимеризация и поликонденсация, Различать полимеризацию и как способы получения полимеров. поликонденсацию. Синтетические каучуки. Полистирол, Приводить примеры этих способов 32 тефлон и поливинилхлорид, как получения полимеров. представители пластмасс. Синтетические волокна: Описывать синтетические каучуки, капрон, пластмассы и волокна на основе связи найлон, кевлар, лавсан. свойства — применение Демонстрации. Коллекция синтетических полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них 32 Практическая работа № 2 Распознавание пластмасс и волокон Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для идентификации пластмасс и волокон с помощью качественных реакций 33 Повторение и обобщение курса. Подведение итогов учебного года. 34—35 Резервное время