Рабочая программа по химии _10 класс

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику «Химия. 10 класс»
Авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.
(35ч., 1 час в неделю)
2021год

Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, а также основные идеи и положения
Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования
составляют основу предлагаемой рабочей программы.
Эта программа логически продолжает программы для начального общего и основного общего образования в
области развития всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в них. Она составлена с учётом
особенностей, которые обусловлены, в первую очередь, предметным содержанием и психологическими возрастными
особенностями обучаемых.
Познавательная деятельность при изучении курса химии на базовом уровне играет ведущую роль в развитии
основных видов учебной деятельности старшеклассников: владеть методами научного познания, полно и точно
выражать свои мысли, характеризовать, объяснять, классифицировать химические объекты, работать в группе,

2

аргументировать свою точку зрения, находить, использовать различные источники информации и представлять в устной
и письменной речи результаты её анализа.
Одна из задач обучения в средней школе — определение дальнейшей образовательной траектории и
ответственного выбора жизненного и профессионального пути. Для решения этой задачи старшеклассники при изучении
химии должны использовать приобретённый на уроках химии опыт деятельности в профессиональной сфере и любой
жизненной ситуации.
Согласно образовательному стандарту, главные цели среднего общего образования состоят:
1) в приобретении знаний, умений и способов деятельности, способствующих формированию целостного представления
о мире;
2) в развитии опыта разнообразной деятельности, самопознания и самоопределения;
3) в осознанном выборе индивидуальной образовательной траектории и профессиональной деятельности.
Большой вклад в достижение этих целей среднего общего образования вносит изучение химии, которое призвано
обеспечить:
1) формирование естественно-научной картины мира, в которой система химических знаний является её важнейшим
компонентом;
2) развитие интеллектуального и нравственного потенциала старшеклассников, формирование у них экологически
грамотного в учебной и профессиональной деятельности, а также в быту;

3

3) осознание

у старшеклассников необходимости

в развитии химии и химической промышленности, как

производительной силы общества;
4) понимание необходимости безопасного обращения с веществами и материалами, используемыми в профессиональной
и повседневной жизни.
Целями изучения химии в средней школе являются:
1) видение и понимание значимости химических знаний для каждого члена социума; умение оценивать различные
факты и явления, связанные с химическими объектами и процессами на основе

объективных критериев и

определённой системы ценностей, формулировать и обосновывать собственное мнение и убеждение;
2) понимание роли химии в современной естественно-научной картине мира и использование химических знаний для
объяснения объектов и процессов окружающей действительности — природной, социальной, культурной,
технической среды;
3) формирование у старшеклассников при изучении химии опыта познания и самопознания с помощью ключевых
компетентностей (ключевых навыков), которые имеют универсальное значение для различных видов деятельности, —
поиска, анализа и обработки информации, изготовление информационного продукта и его презентации, принятия
решений, , коммуникативных навыков, безопасного обращения с веществами, материалами и процессами в
повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Методические особенности курса

4

Содержание курса реализуется из расчёта 1 ч в неделю. Этот лимит времени и обуславливает ряд методических
особенностей курса.
Изучение химии на базовом уровне априори не готовит старшеклассников к сдаче ЕГЭ по химии. Поэтому в
построении курса использован антропоцентрический подход, при котором обучение предмету происходит на основе
учёта их интересов, склонностей и особенностей, вместо хемиоцентрического подхода, при котором обучение химии
строится на основе принципов и методов познания самой химии.
Низкая мотивация изучения химии большинством учащихся гуманитарных, физико-математических классов и
школ обусловлена её статусом как непрофильной дисциплины. Поэтому с целью повышения интереса к химии у таких
старшеклассников предусмотрено усиление прикладного характера содержания и познавательной деятельности при
обучении данного курса, т. е. связи химии с повседневной жизнью человека. Так, в курсе органической химии на
базовом уровне предлагается изучение раздела «Органическая химия и общество», который знакомит старшеклассников
с основами биотехнологии и химии полимеров. А в курсе общей химии в разделе «Химия и современное общество»
рассматривается тема «Химическая грамотность, как компонент общей культуры человека», формируется уважение к
инструкциям по эксплуатации бытовых приборов и препаратов, а с целью правильного ухода за трикотажными
изделиями (чисткой, стиркой, сушкой, утюжкой), ─ умение читать их этикетки.
Учебный материал курса химии на базовом уровне изложен не в сухом дидактическом формате, а формате
собеседования с обучающимся на основе реализации межпредметных связей с мировой художественной культурой,
литературой, литературой, историей.

5

Усиление гуманитаризации в обучении химии в классах и школах гуманитарного профиля проводится с помощью
методов, приёмов и средств, применяемых при изучении гуманитарных дисциплин. Например, хороший результат как
для иностранного языка, так и для химии, даёт использование химического материала на соответствующем языке
учащимися школ и классов с углублённым изучением иностранного языка. Ещё больший эффект для обоих предметов
будет достигнут, если к подбору химического материала на иностранном языке привлекаются и сами учащиеся, которые
находят и представляют информацию о развитии химической науки и промышленности в странах изучаемого языка и о
роли учёных-химиков этих стран при подготовке сообщений и презентации по заданиям рубрики «Используйте
дополнительную информацию и выразите мнение». В свою очередь, это позволяет развивать их информационнокоммуникативную компетентность.
В классах физико-математического профиля темы, связанные с физикой изучаются на основе активных форм (бесед,
диспутов, уроков-конференций), что позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Так,
например, рассматривается учебный материал по строению атома и вещества, некоторым аспектам физической и
коллоидной химии, газовым законам. Такой интегративный подход к обучению химии на базовом уровне и позволяет
формировать целостную естественно-научную картину мира.
Химический эксперимент и расчётные задачи по формулам и уравнениям в курсе базового уровня из-за
небольшого лимита времени используются несколько иначе, чем в основной школе и при изучении химии на
углублённом уровне.
Увеличен удельный вес демонстрационного эксперимента и уменьшен ─ лабораторного ученического. Поэтому
рекомендуем при выполнении демонстрационного эксперимента широко привлекать учащихся в качестве ассистентов

6

учителя. Кроме этого, с целью экономии времени и усиления наглядности на уроках химии предлагается использование
видеофрагментов и видеоматериалов, а также коллекций, подготовленных к каждому уроку химии на основе рисунковколлажей из учебников.
Чтобы реализовать взаимосвязь качественной и количественной сторон изучаемых химических объектов, ─ веществ
и реакций, ─ расчётные задачи по формулам и уравнениям, необходимо также увеличить удельный вес самостоятельной
работы учащихся. С этой целью расчётные задачи, приведённые в конце каждого параграфа учебников, оцениваются и
комментируются учителем на протяжении 3—5 минут в начале каждого урока.
Раскрытие связи изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней
школы способствует усилению мотивации учащихся к изучению непрофильной дисциплины. Это может быть
достигнуто через выполнение старшеклассниками заданий с общей тематикой «Подготовьте сообщение о том, как
связаны сведения конкретной темы с выбранном вами ВУЗом или с будущей профессиональной деятельностью».
Большую роль в интеграции знаний старшеклассников по химии и другим предметам играют

философские

категории и законы, например, законы перехода количественных отношений в качественные, единства и борьбы
противоположностей или категория «относительности истины». Так, в ходе дискуссии о сути периодического закона
учащиеся приходят к выводу о причинно-следственной связи изменений свойств элементов и образуемых ими веществ
от зарядов из атомных ядер или о двойственном положении водорода в периодической системе. При рассмотрении
классификации химических элементов и образуемых ими простых веществ (металлы и неметаллы) и соединений
(оксиды и гидроксиды) на основе относительности истинности обучающиеся осознанно рассматривают базовые понятия

7

курса: строение атома и виды химических связей, типы кристаллических решёток и физические свойства веществ,
амфотерность.
Один час в неделю, отведённый на изучение курса, предполагает широкое использование лекционно-семинарской
формы проведения учебных занятий. Это позволяет старшеклассникам не только эффективно усваивать содержание
курса, но и готовит их к продолжению образования в высшей школе, где такая форма преобладает.

Общая характеристика курса
Особенности содержания и методического построения курса сформированы на основе ФГОС СОО.
1. Содержание курса выстроено логично и доступно в соответствии с системно-деятельностным подходом на
основе иерархии учебных проблем
2. В 10-ом классе старшеклассники знакомятся с богатым миром органических веществ на основе реализации
идеи взаимосвязи химического строения этих веществ с их свойствами и применением
3. Содержание курса общей химии в 11-ом классе способствует формированию единой химической картины мира
у выпускников средней школы путём рассмотрения общих для неорганической и органической химии понятий, законов и
теорий.
4. Изучение курса проводится на основе сочетания теории и практики проблемного обучения и подачи материала в
логике научного познания.
5. Теоретические положения курса широко подкреплены демонстрационными химическими экспериментами,
лабораторными опытами и практическими работами.

8

6. Реализуется интеграция содержания курса с предметами не только естественно-научного, но и гуманитарного
циклов.
7. Достижению предметных, метапредметных и личностные результатов способствует система заданий в формате
рефлексии: проверьте свой знания, примените свои знания, используйте дополнительную информацию и выразите
мнение.
8. Раскрывается роль российских учёных в становлении мировой химической науки, что способствует воспитанию
патриотизма и национальной самоидентификации.
9. Курс реализует связь учебной дисциплины с жизнью, что способствует усилению мотивации учащихся к
изучению непрофильной химии через раскрытие связи изучаемого материала с будущей образовательной траекторией и
профессиональной деятельности.
10. В курсе представлены современные направления развития химической науки и технологии.
11. В курсе нашли отражение основные содержательные линии:
 «Вещество» — знания о составе, строении, свойствах (физических, химических и биологических), нахождении в
природе и получении важнейших химических веществ;
 «Химическая реакция» — знания о процессах, в которых проявляются химические свойства веществ, условиях их
протекания и способах управления ими;
 «Применение веществ» — знания взаимосвязи свойств химических веществ, наиболее используемых в быту,
промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и на транспорте;

9

 «Язык химии» — система знаний о важнейших понятиях химии и химической номенклатуре неорганических и
органических веществ (ИЮПАК и тривиальной); владение химической символикой и её отражением на письме,
─химическими знаками (символами), формулы и уравнения, а также правила перевода информации с родного языка
на язык химии и обратно.

Место предмета в учебном плане
Курс химии в средней школе предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом как
составная часть предметной области «Естественно-научные предметы».
Химия включена в раздел базисного учебного плана средней школы «Содержание, формируемое участниками
образовательного процесса», поэтому обучающиеся могут выбрать химию как на базовом, так и на углублённом уровне
или же, в качестве альтернативы выбрать интегрированный курс «Естествознание».
В базисном учебном плане общеобразовательных организаций изучение химии проводится из расчёта 1 час в
неделю (70 часов за два года обучения), в соответствии с которым и разработана данная рабочая программа по химии для
среднего общего образования на базовом уровне.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Обучение химии в средней школе на базовом уровне по данному курсу способствует достижению обучающимися
следующих личностных результатов:
1) чувства гордости за российскую химическую науку и осознание российской гражданской идентичности — в
ценностно-ориентационной сфере;

10

2) осознавать необходимость своей познавательной деятельности и умение управлять ею, готовность и способность к
самообразованию на протяжении всей жизни; понимание важности непрерывного образования как фактору успешной
профессиональной и общественной деятельности; — в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
3) готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или сферы профессиональной
деятельности — в трудовой сфере;
4) неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на основе знаний о токсическом и
наркотическом действии веществ — в сфере здоровьесбережения и безопасного образа жизни;
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса химии являются:
1) использование основных методов познания (определение источников учебной и научной информации, получение этой
информации, её анализ, и умозаключения на его основе, изготовление и презентация информационного продукта;
проведение эксперимента, в том числе и в процессе исследовательской деятельности, моделирование изучаемых
объектов, наблюдение за ними, их измерение, фиксация результатов) и их применение для понимания различных
сторон окружающей действительности;
2) владение основными интеллектуальными операциями (анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и
конкретизация, классификация и поиск аналогов, выявление причинно-следственных связей, формулировка гипотез,
их проверка и формулировка выводов);

11

3) познание объектов окружающего мира в плане восхождения от абстрактного к конкретному (от общего через частное
к единичному);
4) способность выдвигать идеи и находить средства, необходимые для их достижения;
5) умение формулировать цели и определять задачи в своей познавательной деятельности, определять средства для
достижения целей и решения задач;
6) определять разнообразные источники получения необходимой химической информации, установление соответствия
содержания и формы представления информационного продукта аудитории;
7) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
8) готовность к коммуникации (представлять результаты собственной познавательной деятельности, слышать и
слушать оппонентов, корректировать собственную позицию);
9) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

12

10)

владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою

точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и
уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования являются
следующие результаты.
I.

В познавательной сфере:

1.

знание (понимание) терминов, основных законов и важнейших теорий курса органической и общей химии;

2.

умение наблюдать, описывать, фиксировать результаты и делать выводы на основе демонстрационных и
самостоятельно проведённых экспериментов, используя для этого родной (русский или иной) язык и язык химии;

3.

умение классифицировать химические элементы, простые вещества, неорганические и органические соединения,
химические процессы;

4.

умение характеризовать общие свойства, получение и применение

изученных классы неорганических и

органических веществ и их важнейших представителей;
5.

описывать конкретные химические реакции, условия их проведения и управления химическими процессами;

6.

умение проводить самостоятельный химический эксперимент и наблюдать демонстрационный эксперимент,
фиксировать результаты и делать выводы и заключения по результатам;

13

7.

прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных на основе знания химических
закономерностей;

8.

определять источники химической информации, получать её, проводить анализ, изготавливать информационный
продукт и представлять его;

9. уметь пользоваться обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов
Д. И. Менделеева,

таблицей

растворимости,

электрохимическим

рядом

напряжений

металлов,

рядом

электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I—IV
периодов и образованных ими простых и сложных веществ;
10. установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения,
в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных
групп;
11. моделирование молекул неорганических и органических веществ;
12. понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира.
II.

В ценностно-ориентационной сфере — формирование собственной позиции при оценке последствий для
окружающей среды деятельности человека, связанной с производством и переработкой химических продуктов;

14

III.

В трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектноисследовательской и творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;

IV.

В сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами;
оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и травмах, полученных в результате нарушения правил техники
безопасности при работе с веществами и лабораторным оборудованием.

тематическое планирование курса 10 класса
(1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч резервное время)
Номера
уроков п/п

Характеристика основных видов
Тема урока

Основное содержание урока

деятельности обучающихся (на
уровне учебных действий)

1—2

Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова (2 ч)

1

Предмет органической химии Органические вещества: природные,

Характеризовать особенности состава

искусственные и синтетические.

и строения органических веществ.

Особенности состава и строения

Классифицировать их на основе

органических веществ. Витализм и

происхождения и переработки.

его крах. Понятие об углеводородах.

Аргументировать несостоятельность

15

Демонстрации. Плавление,

витализма.

обугливание и горение органических

Определять отличительные

веществ. Модели молекул

особенности углеводородов.

органических соединений разных
классов (шаростержневые и
объёмные). Определение элементного
состава органических соединений.
Портреты А. М. Бутлерова,
Й. Я. Берцелиуса, Ф. Вёлера
2

Основные положения теории

Основные положения теории

Формулировать основные положения

химического строения

химического строения

теории химического строения

А. М. Бутлерова

А. М. Бутлерова. Валентность.

А. М. Бутлерова.

Структурные формулы — полные и

Различать понятия «валентность» и

сокращённые. Простые (одинарные) и «степень окисления».
кратные (двойные и тройные) связи.

Составлять молекулярные и

Изомеры и изомерия. Взаимное

структурные формулы.

влияние атомов в молекуле.

Классифицировать ковалентные связи

Демонстрации. Портреты

по кратности.

А. М. Бутлерова, Э. Франкланда,

Объяснять явление изомерии и

16

Ф. А. Кекуле.
Лабораторные опыты. Изготовление
моделей органических соединений
3—14

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (12 ч.)

взаимное влияние атомов в молекуле

17

3—4

Алканы

Гомологический ряд алканов и его Определять принадлежность
общая

формула.

Структурная соединений к алканам на основе

изомерия углеродной цепи. Радикалы. анализа состава их молекул.
Номенклатура алканов. Химические Давать названия алканам по
свойства алканов: горение, реакции международной номенклатуре.
замещения

(галогенирование), Характеризовать состав и свойства

реакция разложения метана, реакция важнейших представителей алканов.
дегидрирования этана.

Наблюдать химический эксперимент с

Демонстрации. Горение алканов из

фиксировать его результаты.

резервуара газовой зажигалки.

Различать понятия «гомолог» и

Отношение алканов к бромной воде

«изомер»

раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. Обнаружение
продуктов горения свечи

18

5—6

Алкены

Этилен. Гомологический ряд алкенов.

Определять принадлежность

Номенклатура. Структурная

соединений к алкенам на основе

изомерия. Промышленное получение

анализа состава их молекул.

алкенов: крекинг и дегидрирование

Давать названия алкенам по

алканов. Реакция дегидратации

международной номенклатуре.

этанола, как лабораторный способ

Характеризовать состав и свойства

получения этилена. Реакции

важнейших представителей алкенов.

присоединения: гидратация,

Наблюдать химический эксперимент с

гидрогалогенирование,

фиксировать его результаты

галогенирование, полимеризации.

Различать понятия «гомолог» и

Правило Марковникова. Окисление

«изомер» для алкенов

алкенов. Качественные реакции на
непредельные углеводороды.
Демонстрации. Горение этилена.
Качественные реакции на двойную
связь: обесцвечивание этиленом
растворов перманганата калия и
бромной воды.

19

7

Алкадиены. Каучуки

Номенклатура. Сопряжённые диены. Определять принадлежность
Бутадиен-1,3,
Лебедева.

изопрен.

Реакции

Реакция соединений к алкадиенам на основе

присоединения анализа состава их молекул.

алкадиенов. Каучуки: натуральный, Давать названия алкедиенам по
синтетические

(бутадиеновый, международной номенклатуре.

изопреновый). Вулканизация каучука. Характеризовать состав и свойства
Резина. Эбонит.

важнейших представителей

Демонстрации. Коллекция

алкадиенов.

«Каучуки».

Осознавать значимость роли

Лабораторные опыты. Исследование отечественного учёного в получении
свойств каучуков

первого синтетического каучука.
Устанавливать зависимость между
строением и свойствами полимеров
на примере каучука, резины и эбонита

8

Алкины

Общая

характеристика Определять принадлежность

гомологического
образования
Химические
горение,

ряда.

названий
свойства

реакции

Способы соединений к алкинам на основе
алкинов. анализа состава их молекул.
ацетилена: Давать названия алкинам по

присоединения: международной номенклатуре.

20

гидрогалогенирование,

Характеризовать состав, свойства и

галогенирование,

гидратация применение ацетилена.

(реакция Кучерова), ─ его получение Устанавливать причиннои применение. Винилхлорид и его следственную связь между составом,
полимеризация в полихлорвинил.

строением молекул, свойствами и

Демонстрации. Получение ацетилена

применением ацетилена.

реакцией гидролиза карбида кальция.

Наблюдать химический эксперимент с

Горение ацетилена. Качественные

фиксировать его результаты

реакции на тройную связь:

Различать понятия «гомолог» и

обесцвечивание ацетиленом

«изомер» для алкинов

растворов перманганата калия и
бромной воды.

9

Арены

Бензол,

как

ароматических

представитель Характеризовать состав, свойства и
углеводородов. применение бензола.

Строение его молекулы и свойства Устанавливать причиннофизические и химические свойства: следственную связь между составом,
горение,

реакции

галогенирование,

замещения

— строением молекул, свойствами и

нитрование. применением бензола.

21

Получение и применение бензола.

Наблюдать химический эксперимент с

Демонстрации. Исследование свойств фиксировать его результаты
бензола с помощью бытового
растворителя «Сольвент»
10

Природный и попутный газы Состав

природного

газа.

Его Характеризовать состав и основные

нахождение в природе. Преимущества направления переработки и
природного

газа

как

топлива. использования природного газа.

Химическая переработка природного Сравнивать нахождение в природе и
газа: конверсия, пиролиз. Синтез-газ и состав природного и попутных газов.
его применение.
Попутные

газы,

Переработка

Характеризовать состав и основные
их

попутного

состав. направления переработки и
газа

на использования попутного газа

фракции: сухой газ, пропан-бутановая
смесь, газовый бензин.
Демонстрации. Карта полезных
ископаемых РФ
11

Нефть и способы её

Состав нефти и её переработка:

Характеризовать состав и основные

переработки

перегонка, крекинг, риформинг.

направления переработки нефти.

Нефтепродукты и их получение.

Различать нефтяные фракции и

22

Понятие об октановом числе.

описывать области их применения.

Химические способы повышения

Осознавать необходимость

качества бензина.

химических способов повышения

Демонстрации. Коллекция «Нефть и

качества бензина

нефтепродукты», видеофрагменты и
слайды «Перегонка нефти». Карта
полезных ископаемых РФ
12

Каменный уголь и его

Коксование каменного угля и его Характеризовать основные продукты

переработка

продукты: коксовый газ, аммиачная коксохимического производства.
вода, каменноугольная смола, кокс. Описывать области применения
Газификация каменного угля.

коксового газа, аммиачной воды,

Демонстрации. Коллекция

каменноугольной смолы, кокса.

«Каменный уголь и продукты его

Осознавать необходимость

переработки». Видеофрагменты и

газификации каменного угля, как

слайды «Коксохимическое

альтернативы природному газу.

производство»
13

Повторение и обобщение

Тестирование, решение задач и

Выполнять тесты, решать задачи и

упражнений по теме

упражнения по теме.
Проводить оценку собственных

23

достижений в усвоении темы.
Корректировать свои знания в
соответствии с планируемым
результатом
14

Контрольная работа № 1 «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды»

15—28

Тема 3. Кислород- и азотсодержащие органические соединения (14 ч)

15—16

Одноатомные спирты

Функциональная
группа.
предельных

гидроксильная Называть спирты по международной

Гомологический
одноатомных

Изомерия

ряд номенклатуре.
спиртов. Характеризовать строение, свойства,

положения способы получения и области

функциональной группы. Водородная применения предельных одноатомных
связь. Химические свойства спиртов. спиртов.
Альдегидная

группа.

этерификации,

сложные

Применение

спиртов.

Реакция Устанавливать причинноэфиры. следственную связь между составом,
Действие строением молекул, свойствами и

метилового и этилового спиртов на применением метанола и этанола.
организм человека.

Наблюдать, самостоятельно

Демонстрации. Окисление спирта в

проводить и описывать химический

альдегид.

эксперимент

24

Лабораторные опыты. Сравнение
скорости испарения воды и этанола.
17

Многоатомные спирты

Этиленгликоль,

как

двухатомных

и

представитель Классифицировать спирты по их
глицерин,

как атомности.

представитель трёхатомных спиртов.
Качественная

реакция

Характеризовать строение, свойства,

на способы получения и области

многоатомные спирты, их свойства, применения многоатомных спиртов.
получение и применение. Понятие об Идентифицировать многоатомные
антифризах.

спирты с помощью качественной

Демонстрации. Качественная реакция реакции.

18

Фенол

на многоатомные спирты.

Наблюдать, самостоятельно

Лабораторные опыты.

проводить и описывать химический

Растворимость глицерина в воде

эксперимент

Строение,
применение

получение,
фенола.

свойства

и Характеризовать строение, свойства,

Качественные способы получения и области

реакции на фенол. Взаимное влияние применения фенола.
атомов в молекуле фенола.

Идентифицировать фенол с помощью

Демонстрации. Зависимость

качественных реакций.

растворимости фенола в воде от

25

температуры. Взаимодействие фенола

Соблюдать правила безопасного

с бромной водой и хлоридом

обращения с фенолом

железа(III), как качественные реакции
19

Альдегиды и кетоны

Формальдегид и ацетальдегид, как Характеризовать строение, свойства,
представители альдегидов, состав их способы получения и области
молекул. Функциональная

применения формальдегида и

карбонильная группа. Качественные ацетальдегида.
реакции

на

альдегиды.

получение

и

формальдегида
Реакции

Свойства, Идентифицировать альдегиды с
применение помощью качественных реакций.

и

ацетальдегида. Соблюдать правила экологически

поликонденсации

для грамотного и безопасного обращения

формальдегида. Понятие о кетонах на с формальдегидом.
примере ацетона.
Демонстрации. Реакции серебряного
зеркала и со свежеполученным
гидроксидом меди(II) при нагревании,
как качественные реакции на
альдегиды
20

Карбоновые кислоты

Гомологический

ряд

предельных Характеризовать строение, свойства,

26

одноосно́вных
Жирные

карбоновых

кислоты.

свойства

кислот. способы получения и области

Химические применения муравьиной и уксусной

карбоновых

кислот. кислот.

Получение и применение муравьиной Различать общее, особенное и
и уксусной кислот.

единичное в строении и свойствах

Демонстрации. Образцы муравьиной,

органических (муравьиной и

уксусной, пальмитиновой и

уксусной) и неорганических кислот.

стеариновой кислот и их

Наблюдать, проводить, описывать и

растворимость в воде

фиксировать результаты

Лабораторные опыты. Химические

демонстрационного и лабораторного

свойства уксусной кислоты

химических экспериментов.
Соблюдать правила экологически
грамотного и безопасного обращения
с карбоновыми кислотами

21

Сложные эфиры. Жиры

Реакция

этерификации.

Сложные Описывать реакции этерификации как

эфиры. Жиры, их состав и гидролиз обратимой обменный процесс между
(кислотный

и

щелочной).

Мыла. кислотами и спиртами.

Гидрирование жиров.

Характеризовать строение, свойства,

Демонстрации. Коллекция сложных

способы получения и области

27

эфиров. Коллекция жиров. Образцы

применения жиров.

твёрдого и жидкого мыла.

Устанавливать зависимость между

Лабораторные опыты. Определение

физическими свойствами жиров,

непредельности растительного масла

составом их молекул и
происхождением.
и производство твёрдых жиров на
основе растительных масел.
Наблюдать, проводить, описывать и
фиксировать результаты
демонстрационного и лабораторного
химических экспериментов

22

Углеводы

Углеводы. Моносахариды. Глюкоза

Определять принадлежность

как альдегидоспирт. Сорбит.

органических соединений к

Молочнокислое и спиртовое

углеводам.

брожение. Фотосинтез. Дисахариды.

Различать моно-, ди- и полисахариды

Сахароза. Полисахариды: крахмал,

по их способности к гидролизу.

целлюлоза.

Приводить примеры представителей

Демонстрации. Альдегидные

каждой группы углеводов.

свойства и свойства многоатомных

Наблюдать, проводить, описывать и

28

спиртов глюкозы в реакциях с

фиксировать результаты

гидроксидом меди(II).

демонстрационного и лабораторного

Идентификация крахмала.

химических экспериментов

Лабораторные опыты. Изготовление
крахмального клейстера.
Идентификация крахмала как
компонента некоторых продуктов
питания
23

Амины

Аминогруппа. Амины предельные и Определять принадлежность
ароматические. Анилин. Получение органического соединения к аминам
аминов. Реакция Зинина. Химические на основе анализа состава его
свойства и применение аминов.

молекул.

Демонстрации. Портрет Н. Н. Зинина. Характеризовать строение, свойства,
Коллекция анилиновых красителей.

способы получения и области

Лабораторные опыты. Изготовление

применения анилина.

моделей молекул аминов

Аргументировать чувство гордости за
достижения отечественной
органической химии.
Соблюдать правила безопасного

29

обращения с анилином и красителями
на его основе
24

Аминокислоты.

Аминокислоты, состав их молекул и Определять принадлежность
свойства,

как

амфотерных органического соединения к

органических соединений. Глицин, аминокислотам на основе анализа
как

представитель

Получение

аминокислот. состава их молекул.

полипетидов

поликонденсации.

реакцией Характеризовать свойства

Понятие

о аминокислот как амфотерных

пептидной связи.

соединений.

Лабораторные опыты. Изготовление Различать реакции поликонденсации

25

Белки

модели молекулы глицина

и пептидные связи

Строение молекул белков: первичная,

Характеризовать состав, строение,

вторичная и третичная структуры.

структуру и свойства белков.

Качественные реакции на белки, их

Идентифицировать белки.

гидролиз, денатурация и

Описывать биологоческие свойства

биологические функции.

белков на основе межпредметных

Демонстрации. Качественные

связей химии и биологии

реакции на белки.
26

Практическая работа № 1.

Идентификация органических

Проводить, наблюдать и описывать

30

Идентификация

соединений

органических соединений

химический эксперимент для
подтверждения строения и свойств
различных органических соединений,
а также их идентификации с
помощью качественных реакций

27

Повторение и обобщение

Тестирование, решение задач и

Выполнять тесты, решать задачи и

упражнений по теме

упражнения по теме.
Проводить оценку собственных
достижений в усвоении темы.
Корректировать свои знания в
соответствии с планируемым
результатом

28

Контрольная работа №2 «Кислород- и азотсодержащие органические соединения»

29—33

Тема 4. Органическая химия и общество (5 ч)

29

Биотехнология

Развитие биотехнологии. Три

Объяснять, что такое биотехнология,

направления биотехнологии: генная

генная (или генетическая) инженерия,

(или генетическая) инженерия;

клеточная инженерия, биологическая

клеточная инженерия; биологическая

инженерия, клонирование,

инженерия. Генетически

иммобилизованные ферменты.

31

модифицированные организмы (ГМО) Характеризовать роль биотехнологии
и трансгенная продукция.

в решении продовольственной

Клонирование. Иммобилизованные

проблемы и сохранении здоровья

ферменты и их применение.

человека

Демонстрации. Видеофрагменты и
слайды по биотехнологии и
иммобилизованным ферментам
30

Полимеры

Классификация полимеров.

Классифицировать

полимеры

по

Искусственные полимеры: целлулоид, различным основаниям.
ацетатный шёлк, вискоза, целлофан.

Различать искусственные полимеры,

Демонстрации. Коллекция

классифицировать

полимеров. Коллекция синтетических

иллюстрировать группы полимеров

полимеров и изделий из них

примерами.
Устанавливать

их

связи

и

между

свойствами полимеров и областями
их применения
31

Синтетические полимеры

Полимеризация и поликонденсация, Различать

полимеризацию

и

как способы получения полимеров. поликонденсацию.
Синтетические каучуки. Полистирол, Приводить примеры этих способов

32

тефлон

и

поливинилхлорид,

как получения полимеров.

представители пластмасс.
Синтетические

волокна:

Описывать синтетические каучуки,
капрон, пластмассы и волокна на основе связи

найлон, кевлар, лавсан.

свойства — применение

Демонстрации. Коллекция
синтетических полимеров: пластмасс
и волокон и изделий из них
32

Практическая работа № 2

Распознавание пластмасс и волокон

Проводить, наблюдать и описывать
химический

эксперимент

для

идентификации пластмасс и волокон с
помощью качественных реакций
33

Повторение и обобщение курса. Подведение итогов учебного года.

34—35

Резервное время


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».