Рабочая программа по физике_ 7 класс Практикум

Он

о
о
а
го
а

& а
£
а
а о
а а
а а
о
а
н
о
о
н
о
а о

О ч а
о §
X &
щ
н
о
и
о
<

‘—>

I®1
X
ч
о
х
о
н
о
л
С

от 3
►д
ч
ф
н
8
Ч
О
СО
о
и
Сц

<

Си
X
о
Си
е
05
<
У
О
и
<
Си

® Ф
Я
О
О «-»
° сч
« ч

5 ф
& >Г
ф
Ф к

£ “
® 4
«
8
ф
н
сч

%

о
с

СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель М Б О У С Ш № 1 г. Котово

Бурычев Б.Г.

4
о
и
¡5
И*
из
5

Ф
Г
>>

"Т
гц
о
пI
ст
гч
о
ГЦ

«Математические основы физических
задач»
Практикум для 7 класса
(1 час в неделю, всего 34 часа )
Пояснительная записка
Целью данного курса является углубление знаний учащихся, формирование
мотивационной основы для осознанного подхода к изучению учебного материала. Для
этого необходимо знать особенности подхода к решению различных типов задач.
В процессе изучения курса ставятся и решаются
следующие задачи: -развитие логического мышления
учащегося; -формирование у школьников умений
самостоятельно применять знания;
-развитие творческих способностей;
-умение применять различные способы решения одной и
той же задачи;
-проводить анализ полученного решения, ответа;
-воспитывать умение работать в паре, в группе.
Программа посвящена обучению различным методам решения задач. Это актуально в
начале изучения базового курса физики, т.к. учащиеся всегда испытывают трудности при
выполнении данных учебных заданий.
Предлагаемый курс содержит задачи по всем разделам, которые обеспечат более
осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать
поставленные задачи и вызвать интерес у учащихся. Включенные в программу задания
позволяют повышать образовательный уровень всех школьников, так как каждый сможет
работать в зоне своего ближайшего развития (все задания дифференцированы по степени
сложности).
Содержание программы.
1.Введение (4ч).
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность
измерений. Плотность вещества.
2.Механическое движение(5 ч).
Относительность движения. Равномерное движение. Скорость. Неравномерное движение.
Средняя скорость. Ускорение. Равноускоренное движение.
3.Законы движения (5 ч).
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Равнодействующая сил. Третий закон
Ньютона.
4.Силы в механике (3ч).
Силы всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости.
5.Законы сохранения в механике (5 ч).
Механическая работа. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения
полной механической энергии.
6.Равновесие сил. Простые механизмы (5 ч).
Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Мощность. КПД механизмов и машин.
7. Гидро –и аэростатика (5 ч).
Давление. Закон Паскаля. Давление жидкости. Атмосферное давление. Закон Архимеда.
8.Обобщение изученного материала (3ч)

Примерное календарно-тематическое планирование

Тема занятия
1.Введение (4 часа).
1/1 Классификация задач. Примеры типовых задач.
2/2 Правила и приёмы решения задач.
3/3 Абсолютная и относительная погрешность измерений.
4/4 Расчёт массы тела по его плотности.
2.Механическое движение (5 ч.).
5/1 Расчет скорости от времени (от пути).
6/2 Применение графиков.
7/3 Расчет средней скорости.
8/4Ускорение.
9/5 Равноускоренное движение.
3.Законы движения (5 ч).
10/1 Первый закон Ньютона.
11/2Второй закон Ньютона.
12/3 Равнодействующая сил.
13/4 Третий закон Ньютона.
14/5 Тестирование за I полугодие.
4.Силы в механике (3ч).
15/1 Силы всемирного тяготения.
16/2 Сила тяжести.
17/3 Сила упругости.
5. Гидро –и аэростатика (5 ч).
18/1 Расчёт давления твёрдых тел.
19/2 Применение закона Паскаля.
20/3 Расчет давления жидкости.
21/4 Атмосферное давление.
22/5 Применение закона Архимеда.
6.Равновесие сил. Простые механизмы (5 ч).
23/1Равновесие сил на рычаге.
24/2 Момент силы.
25/3
Мощность.
26/4
КПД механизмов и машин.
27/5 Решение задач по теме «Простые механизмы»
7.Законы сохранения в механике (5 ч).
28/1 Механическая работа.
29/2 Кинетическая энергия.
30/3 Потенциальная энергия.
31/4 Применение закона сохранения полной механической
энергии.
32/5 Применение закона сохранения полной механической
энергии.
8.Обобщение изученного материала (3ч)
33/1 Обобщающее повторение
34/2 Итоговое тестирование.

Вид занятия
лекция

Дата
По
плану Факт

лекция
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
проверка
практика
практика
Практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
проверка ЗУН
проверка ЗУН

Чтобы оценить достижения учащегося в процессе изучения спецкурса проводятся
2 тестовые работы. В процессе работы по изучению данного курса учащиеся
овладевают:
-умениями анализировать, приводить в систему ранее полученные знания,
использование различных подходов к решению задачи;

-элементами исследовательских процедур при решении практических задач,
творческих заданий; -умениями работать индивидуально, в паре, в группе.
Основные формы организации учебных занятий.
В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее
оптимальной формой занятия является самостоятельная практическая работа. Для этого
используются следующие формы работы:
-консультация с учителем; работа в малых группах (2-3
человека);
-защита творческих заданий.
Методическое обеспечение
При работе по данной программе учитель использует разнообразные приемы и методы:
рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить
теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся
используются:
-выступления школьников;
-подробное объяснение примеров
решения
задач;
-коллективная постановка экспериментальных
задач; -индивидуальная и коллективная работа по
составлению задач; -конкурс на составление
лучшей задачи.
При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и
экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ.
Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование
познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники должны уметь
классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно
выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.
Литература для учителя:
1.Зильберман А.Р. Задачи для физиков. – М.: Знание, 1981; 2.Каменецкий С.Е.
Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987;
3.Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.:
Просвещение, 1988; 4.Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. –
М.: Просвещение, 1992; 5.Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.:
Просвещение, 1984.
6.Перышкин А.В. Физика 7 класс. – М.: Дрофа, 2012;
7.Хижнякова Л.С. Физика 7 класс. – М.: Вентана Граф, 2010;
8.Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2008;
9.Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. – Санкт - Петербург:
Книжный мир, 2005;
10.Тренин А.Е. Физика. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. – М.: Айрис Пресс, 2006;
11.Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. – М: Просвещение, 2006;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».