Рабочая программа по внеурочной деятельности грамотности» Рабочая программа рассчитана на 17 часов «Формирование естественно-научной Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1. Личностные УУД: Самоопределение. Смыслообразование. Самооценка и личностное самосовершенствование. Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Высказывать свои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану. Составлять конспект и план ответа по определенной тематике. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса. Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.) Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Метапредметные: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности; организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности; работать с различными источниками информации. устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и социальных факторов на организм человека; влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов; систематизировать основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма; Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, выпуск буклетов, защита проектов, беседы, исследования, лекции. Планируемые результаты Школьники приобретут знания об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального питания, о “полезных” и “вредных” продуктах, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья. Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя. Использует средства профилактики ОРЗ, ОРВИ и др.болезней. Определяет благоприятные факторы, воздействующие на здоровье. Заботиться о своем здоровье. Использует навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе. Оказывает первую медицинскую помощь. Задает вопросы, для организации собственной деятельности. Знает основные (самые распестрённые) болезни систем органов, клинику и профилактику болезней человека, источники инфекции, профилактические прививки. Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и углубить знания по биологии (анатомии человека), валеологии. Он поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника. В течение всего курса внеурочной деятельности учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, проектов и т.д. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме. Результатом изучения курса является урок-зачет с элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое знание вопросов, но и практические навыки, полученные на занятиях курса. Или итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии, либо защитить проект или исследовательскую работу по какой-либо тематике. Цель: Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитие культуры здорового образа жизни и расширение кругозора в области медицины. Практические задачи данной программы: обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение мотивации для укрепление своего здоровья; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни; Учебно-воспитательные задачи следующие: сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы; формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни. повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия человека» Дать обучающимся знания и обучить практическим навыкам оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях. В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. В условиях современной модернизации образования одной из главных проблем обучения становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения– необходимое условие функциональной грамотности. УУД смыслового чтения - умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлечённую информацию , соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по биологии и другим дисциплинам. работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС – развивать УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Стратегии смыслового чтения: - работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; -работа с текстом: преобразование информации и её интерпретация; -работа с текстом: оценка информации; -приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями. Результаты смыслового чтения: ориентация в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной информации в практической деятельности. Основные умения смыслового чтения: 1)Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде. 2)Определять из текста значение терминов. 3)Сопоставлять информацию из разных частей текста. 4)Устанавливать в тексте последовательность действий. 5)Выделять главную мысль отдельных частей текста. 6)Делать выводы на основе информации из текста. 7)Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот. 8)Группировать или классифицировать информацию из текста. 9) Выделять ненужную информацию. На уроках применяю различные приемы работы с текстом при изучении нового материала, обобщении, актуализации во время индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ожидаемые результаты: 1. Снижение уровня заболеваемости обучающихся. 2. Формирование культуры здорового образа жизни. 3. Осознанный выбора детьми здорового образа жизни. Проверка ожидаемых результатов: 1. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для выявления отношения их к алкоголю и других вредных привычек. 3. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья». 4. Оказание первой доврачебной помощи. Содержание курса внеурочной деятельности Введение..Понятие здоровья. Продолжительность жизни людей. Календарный и биологический возраст. Биологические науки, изучающие организм человека: валеология, геронтология, биометеорология, анатомия, физиология, гигиена и психология человека Окружающая среда и здоровье Почему смена погоды влияет на состояние здоровья человека. Повышение и снижение атмосферного давления. Как влияют перепады температуры на состояние здоровья человека. Магнитные бури. Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений. Вода и здоровье. Основные источники загрязнения воды. Минеральная вода, показания к применению. Тема № 3. Экстремальные факторы..Влияние перегрузок и невесомости на организм человека. Электрические и магнитные поля и их влияние на человека. Радиация. Рентгеновское излучение. Тема №4. Режим дня. Режим дня. Биологические ритмы. Роль сна на здоровье человека. Сколько должен спать человек. Нарушение сна. Тема № 5.Вредные привычки Влияние алкоголя и никотина на организм человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение. Электронные сигареты - вредно или нет. Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на организм человека в подростковом возрасте. Тема №6. Влияние физкультуры и спорта на организм человека. Значение физической активности в современном обществе. Укрепление и развитие опорнодвигательного аппарата и нервной системы. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы.Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови. Тема № 7. Питание и здоровье . Понятие о правильном питании и режиме приема пищи. Химический состав пищи. Калорийность. Практикум № . Составление индивидуального рациона питания. Расчет калорийности Тема №8. Бактерии, вирусы и человек. Бактерии, возбудители болезней: скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии, чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника, лечение и профилактика. Антибиотики, их влияние на организм человека. Вирусы, возбудители болезней: краснухи, ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника, лечение и профилактика. Тема №9. Прививки и вакцины Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки. Виды вакцинации. Как изготавливают вакцины. Тема №10 Иммуномодуляторы Современные иммуномодуляторы, можно ли применять без рецепта врача? Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики. Тема №11. Наследственные болезни Причины возникновения и симптомы гемофилии, дальтонизма, синдрома Дауна. Тема №12 Уход и профилактика болезней кожи. Причины, профилактика и симптомы дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых заболеваний. Обморожения и ожоги их классификация Уход за кожей. Способствует ли солярий развитию рака кожи Какой должна быть подростковая косметика. Уход за ногтями и волосами Тема №13 Народная медицина. Исследовательская работа: «Изучение лечебных свойств некоторых растений и их влияние на организм человека». Народная медицина сегодня. Лечебные травы и их влияние на организм человека. Можно ли лечить болезни с помощью массажа, показания для массажа Тема №14. Гигиена полости рта Признаки и симптомы кариеса и пульпита, уход за полостью рта. Зубные инфекции с воспалительным процессом: абсцесс и флегмона. Тема № 15. Основные болезни сердечно - сосудистой системы. Возрастные изменения в сердечно - сосудистой системе, Изменение кровообращения. . Кровотечения, оказание первой помощи Профилактика и лечение инфаркта миокарда, инсульта, анемии. Клиника и признаки заболевания ишемической болезни сердца, гипертонии, гипотонии, артериосклероза. Тема № 16-17 Итоговое занятие. Защита проектов 3.Тематическое планирование (с учетом рабочей программы воспитания) 8класс №п/п Разделы программы 1 2 Введение 1 Окружающая среда и 1 здоровье Экстремальные факторы 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 и темы Количество часов Мероприятия из программы воспитания «Школьный урок» Режим дня Вредные привычки Влияние физкультуры и спорта на организм человека Питание и здоровье Бактерии, вирусы и человек Прививки и вакцины Иммуномодуляторы 1 1 1 День знаний Международный день распространения грамотности Международный день пожилого человека День учителя День народного единства День Матери в России 1 1 День героев Отечества Международный день инвалидов 1 1 День народного единства День полного освобождения Ленинграда от Фашистской блокады Наследственные болезни Уход и профилактика болезней кожи Народная медицина Гигиена полости рта Основные болезни сердечно - сосудистой системы Итоговое занятие Защита проектов 1 Итого: 17 1 День добровольца (волонтера) в России 1 1 1 День защитника отечества Международный день родного языка Всемирный день Земли 2 День славянской культуры письменности и