Рабочая программа Формирование ЕНГ_8 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности
грамотности»
Рабочая программа рассчитана на 17 часов

«Формирование

естественно-научной

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

1.

Личностные УУД:





Самоопределение.
Смыслообразование.
Самооценка и личностное самосовершенствование.
Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:




Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Высказывать свои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному
учителем плану.
Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.

Познавательные УУД:





Делать предварительный отбор источников информации:
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)

Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Метапредметные:
 проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 систематизировать и обобщать разные виды информации;
 составлять план выполнения учебной задачи;
 осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;
 организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;
 работать с различными источниками информации.
 устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и социальных
факторов на организм человека; влияние факторов окружающей среды на функционирование
и развитие систем органов;
 систематизировать основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье
в процессе развития человеческого организма;


Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, выпуск буклетов, защита
проектов, беседы, исследования, лекции.

Планируемые результаты
Школьники приобретут знания об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены,
особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной
активности на организм человека, основах рационального питания, о “полезных” и “вредных”
продуктах, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья. Осуществляет
поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя. Использует средства профилактики
ОРЗ, ОРВИ и др.болезней. Определяет благоприятные факторы, воздействующие на здоровье.
Заботиться о своем здоровье. Использует навыки элементарной исследовательской деятельности в
своей работе. Оказывает первую медицинскую помощь. Задает вопросы, для организации
собственной деятельности. Знает основные (самые распестрённые) болезни систем органов, клинику
и профилактику болезней человека, источники инфекции, профилактические прививки.
Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и углубить знания по
биологии (анатомии человека), валеологии. Он поможет проверить целесообразность выбора
профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника.
В течение всего курса внеурочной деятельности учащиеся работают с дополнительной литературой,
оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, проектов и т.д. В конце курса
проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.
Результатом изучения курса является урок-зачет с элементами практических заданий, где
проверяется не только теоретическое знание вопросов, но и практические навыки, полученные на
занятиях курса. Или итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии,
либо защитить проект или исследовательскую работу по какой-либо тематике.
Цель: Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих людей, развитие культуры здорового образа жизни и расширение кругозора в области
медицины.
Практические задачи данной программы:




обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение мотивации для
укрепление своего здоровья;
адаптация их к жизни в обществе;
формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;

Учебно-воспитательные задачи следующие:
сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации
программы;
 формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
 повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия человека»
 Дать обучающимся знания и обучить практическим навыкам оказания первой доврачебной
помощи в различных опасных для жизни ситуациях.
В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и
сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических
факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от
природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют
учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.
В условиях современной модернизации образования одной из главных проблем обучения становится
формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника и другими источниками,
которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения–
необходимое условие функциональной грамотности. УУД смыслового чтения - умения максимально
точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлечённую информацию ,



соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении
предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по биологии и
другим дисциплинам. работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной
деятельности, успеху, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить
требование ФГОС – развивать УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, самостоятельное управление через осмысленное
чтение своим собственным развитием.
Стратегии смыслового чтения:
- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
-работа с текстом: преобразование информации и её интерпретация;
-работа с текстом: оценка информации;
-приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.
Результаты смыслового чтения:
ориентация в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной информации в
практической деятельности.
Основные умения смыслового чтения:
1)Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.
2)Определять из текста значение терминов.
3)Сопоставлять информацию из разных частей текста.
4)Устанавливать в тексте последовательность действий.
5)Выделять главную мысль отдельных частей текста.
6)Делать выводы на основе информации из текста.
7)Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.
8)Группировать или классифицировать информацию из текста.
9) Выделять ненужную информацию.
На уроках применяю различные приемы работы с текстом при изучении нового материала,
обобщении, актуализации во время индивидуальной, парной, групповой форм работы.


Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости обучающихся.
2. Формирование культуры здорового образа жизни.
3. Осознанный выбора детьми здорового образа жизни.
Проверка ожидаемых результатов:
1. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для выявления
отношения их к алкоголю и других вредных привычек.
3. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».
4. Оказание первой доврачебной помощи.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение..Понятие здоровья. Продолжительность жизни людей. Календарный и биологический
возраст.
Биологические науки, изучающие организм человека: валеология, геронтология, биометеорология,
анатомия, физиология, гигиена и психология человека
Окружающая среда и здоровье
Почему смена погоды влияет на состояние здоровья человека. Повышение и снижение атмосферного
давления.
Как влияют перепады температуры на состояние здоровья человека. Магнитные бури. Проблема
загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений.

Вода и здоровье. Основные источники загрязнения воды. Минеральная вода, показания к
применению.
Тема № 3. Экстремальные факторы..Влияние перегрузок и невесомости на организм человека.
Электрические и магнитные поля и их влияние на человека.
Радиация. Рентгеновское излучение.
Тема №4. Режим дня. Режим дня. Биологические ритмы.
Роль сна на здоровье человека. Сколько должен спать человек. Нарушение сна.
Тема № 5.Вредные привычки
Влияние алкоголя и никотина на организм человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение.
Электронные сигареты - вредно или нет.
Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на организм человека в подростковом возрасте.
Тема №6. Влияние физкультуры и спорта на организм человека.
Значение физической активности в современном обществе. Укрепление и развитие опорнодвигательного аппарата и нервной системы.
Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы.Повышение
иммунитета и качественные изменения в составе крови.
Тема № 7. Питание и здоровье . Понятие о правильном питании и режиме приема пищи.
Химический состав пищи. Калорийность.
Практикум № . Составление индивидуального рациона питания. Расчет калорийности
Тема №8. Бактерии, вирусы и человек. Бактерии, возбудители болезней: скарлатины, коклюша,
ангины, пневмонии, чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника, лечение и профилактика.
Антибиотики, их влияние на организм человека.
Вирусы, возбудители болезней: краснухи, ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника, лечение и
профилактика.
Тема №9. Прививки и вакцины
Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки.
Виды вакцинации. Как изготавливают вакцины.
Тема №10 Иммуномодуляторы
Современные иммуномодуляторы, можно ли применять без рецепта врача?
Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики.
Тема №11. Наследственные болезни Причины возникновения и симптомы гемофилии,
дальтонизма, синдрома Дауна.
Тема №12 Уход и профилактика болезней кожи.
Причины, профилактика и симптомы дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых
заболеваний.
Обморожения и ожоги их классификация
Уход за кожей. Способствует ли солярий развитию рака кожи Какой должна быть подростковая
косметика. Уход за ногтями и волосами
Тема №13 Народная медицина. Исследовательская работа: «Изучение лечебных свойств некоторых
растений и их влияние на организм человека».
Народная медицина сегодня. Лечебные травы и их влияние на организм человека.
Можно ли лечить болезни с помощью массажа, показания для массажа
Тема №14. Гигиена полости рта
Признаки и симптомы кариеса и пульпита, уход за полостью рта.
Зубные инфекции с воспалительным процессом: абсцесс и флегмона.
Тема № 15. Основные болезни сердечно - сосудистой системы.
Возрастные изменения в сердечно - сосудистой системе, Изменение кровообращения. .
Кровотечения, оказание первой помощи
Профилактика и лечение инфаркта миокарда, инсульта, анемии. Клиника и признаки заболевания
ишемической болезни сердца, гипертонии, гипотонии, артериосклероза.
Тема № 16-17 Итоговое занятие. Защита проектов

3.Тематическое планирование (с учетом рабочей программы воспитания)
8класс
№п/п

Разделы
программы

1
2

Введение
1
Окружающая среда и 1
здоровье
Экстремальные факторы 1

3
4
5
6

7
8
9
10

11
12
13
14
15

16

и

темы Количество
часов

Мероприятия
из
программы
воспитания «Школьный урок»

Режим дня
Вредные привычки
Влияние физкультуры и
спорта на организм
человека
Питание и здоровье
Бактерии, вирусы и
человек
Прививки и вакцины
Иммуномодуляторы

1
1
1

День знаний
Международный день распространения
грамотности
Международный
день
пожилого
человека
День учителя
День народного единства
День Матери в России

1
1

День героев Отечества
Международный день инвалидов

1
1

День народного единства
День
полного
освобождения
Ленинграда от
Фашистской блокады

Наследственные
болезни
Уход и профилактика
болезней кожи
Народная медицина
Гигиена полости рта
Основные
болезни
сердечно - сосудистой
системы
Итоговое
занятие
Защита проектов

1

Итого:

17

1

День добровольца (волонтера) в России

1
1
1

День защитника отечества
Международный день родного языка
Всемирный день Земли

2

День славянской
культуры

письменности

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».