Рабочая программа Решение генетических задач _ 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального района Волгоградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Когово»
Котовского муниципального района Волгоградской области

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
естественно-математических дисциплин
Протокол №1 отЗС08.20_23г.
Руководитель
Е.А.Голосова

«Решение генетических задач» для 9 класса
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель МБОУ СШ №1 г. Котово
Голосова Е.А.

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Предлагаемый курс составлен на основе Программ элективных курсов предпрофильного обучения
для учащихся 9-11 классов, авторы-составители Морзунова И.Б, Сивоглазов В.И. –М: Дрофа, 2007 г
носит межпредметный характер.
Актуальность курса «Практикум по решению генетических задач» состоит в том, что он носит
углубленный характер, рассчитан для учащихся 9-11 классов, планирующих выбрать экзамен для
поступления в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также
для учащихся старших классов, интересующихся вопросами генетики.
Изучение закономерностей наследственности и изменчивости является теоретической базой
селекции, генной инженерии, микробиологии. Углублённый курс опирается на знания и умения,
полученные учащимися на уроках биологии. Программа учебного курса общей биологии
недостаточна для интересующихся учащихся в генетике, предложенный курс поможет приобрести
новые знания уже повышенного уровня.
Цель: создание условий для углублённого изучения вопросов генетики
Задачи: 1) Формирование интеллектуальных и практических умений учащихся в области генетики
2) Изучение и составление родословной учащихся, укрепления их здоровья
3) Практическое применение полученных знаний при решении генетических задач
Программа рассчитана на полугодие - 17 ч, по 1 ч в неделю, для учащихся 9 класса,
общеобразовательной школы. Программа включает знания, не дублирующие предмет биология как
базовой программы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учащиеся приобретут следующие знания: о генетике и селекции – науке о наследственности и
изменчивости всех живых организмов; умения: научатся решать задачи, будут развивать свои
творческие способности, научатся работать в группе, будут отстаивать свою точку зрения.
Познание генетики и селекции необходимо для оценки собственного здоровья, возможных
появлений различных генетических заболеваний. Изучение закономерностей наследственности и
изменчивости живого организма является теоретической базой развития науки генетики, селекции,
цитологии, генной инженерии. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых
программах. Тестирование и анкетирование учащихся на разных этапах занятий поданному курсу
поможет отследить динамику интереса правильность выбора тем занятий. Формой отчета по
завершении курса может стать защита проекта.
Содержание курса предполагает теоретическую и практическую работу
Генетика – 5ч. Введение в курс.
Теория: беседа с видео и презентацией по теме «Законы Менделя»:«Моногибридное скрещивание»,
«Неполное доминирование признаков», «Дигибридное скрещивание» Практика: Решение задач на
законы Менделя: Моногибридное скрещивание Неполное доминирование признаков, Дигибридное
скрещивание.
Геном человека – 6ч.

Теория: беседа с видео и презентацией по теме: «Причины мутаций», «Наследование генов,
сцепленных с полом», «Неаллельное взаимодействие генов», «Комплементарность», «Эпистаз»,
«Полимерия». Практика: решение задач по изученным темам.
Генетика и здоровье человека – 6ч.
Теория и практика по теме: беседа, видео, презентация и решение задач по темам: на
Кодоминирование, Аутосомно-доминатное наследование, Аутосомно-рецессивное наследование,
Составление и анализ родословных. Закон Харди - Вайнберга в популяциях.
Ожидаемые результаты курса:
Учащиеся научатся объяснять и решать задачи по изученному курсу.
Смогут успешно подготовиться к итоговому государственному экзамену
Продолжить обучение в выбранном учебном заведении дальше.
Календарно-тематическое планирование курса
Наименова Цели раздела Знать/поним Уметь
ние раздела
ать

1. Генетика Сущность
законов Г.
Менделя

вклад
выдающихся
ученых в
развитие
биологическо
й науки

объяснять
роль
биологии в
формирован
ии научного
мировоззрен
ия

Тема уроков

№ Цель урока

у
р
Введение в курс 1 Методы познания
живой природы

Методы
генетики.

закономернос отрицательн Решение задач 2 Наследственность и
тей
ое влияние "Моногибридное
изменчивость изменчивости алкоголя,
скрещивание".В
свойства
никотина,
идео и
организмов.
наркотическ презентация
их веществ темы
на развитие
зародыша
человека

Генотип как
целостная
система

сущность
взаимосвязи Неполное
процессов
организмов и доминирование
размножение окружающей признаков.
среды
Видео и
презентация
темы

3 Генетика - наука о
закономерностях
наследственности и
изменчивости.

Закономернос
ти
наследования,
установленны

вклад
выдающихся
ученых в
развитие

4 Генетическая
терминология и
символика.
Тестирование

нарушений
развития
организмов,
наследствен

Дигибридное
скрещивание.
Видео и
презентация

е Г.
биологическо ных
темы
Менделем, их й науки
заболеваний
цитологическ
ие основы

2. Геном
человека

учащихся

Хромосомная
теория
наследственно
сти

биологическу
ю
терминологи
юи
символику

влияние
Решение задач
мутагенов на на 3 законы
организм
Менделя
человека

5 Закономерности
наследования,
установленные Г.
Менделем

РАЗВИТИЕ
ЗНАНИЙ О
ГЕНОТИПЕ.
ГЕНОМ
ЧЕЛОВЕКА.

сущность
законов Г.
Менделя

объяснять
нарушения
развития
организмов,
наследствен
ных
заболеваний,
мутаций

6 ХРОМОСОМНАЯ
ТЕОРИЯ
НАСЛЕДСТВЕННО
СТИ

Решение
генетических
задач.Видео и
презентация
темы

Закономернос закономернос решать
Наследование
ти
тей
элементарны генов,
сцепленного изменчивости е
сцепленных с
наследования.
биологическ полом. Видео и
Закон Т.
ие задачи
презентация
Моргана
темы
ТЕОРИЯ
ГЕНА

вклад
выдающихся
ученых в
развитие
биологическо
й науки

решать
элементарны
е
биологическ
ие задачи

Закономернос биологическу объяснять
ти
ю
нарушения
изменчивости терминологи развития
юи
организмов,
символику
наследствен
ных
заболеваний,
мутаций
Наследственн
ая
изменчивость:
комбинативна
яи
мутационная.

вклад
выдающихся
ученых в
развитие
биологическо
й науки

Взаимодейств вклад
ие генов
выдающихся
ученых в
развитие
биологическо
й науки

7 Современные
представления о
гене и геноме

Неаллельное
8 Наследственная и
взаимодействие
ненаследственная
генов. Видео и
изменчивость
презентация
темы.
Комплементарно 9 Влияние мутагенов
сть Видео и
на организм
презентация
человека
темы

решать
Эпистаз.Видео и 1 Значение генетики
элементарны презентация
0 для медицины и
е
темы.
селекции
биологическ
ие задачи
решать
элементарны
е
биологическ
ие задачи

Полимерия.
Видео и
презентация
темы.

1 Биотехнология, ее
1 достижения
Тестирование
учащихся

3. Генетика Последствия
и здоровье влияния
мутагенов на
человека
организм

вклад
выдающихся
ученых в
развитие
биологическо
й науки

составлять
элементарны
е схемы
скрещивания
и

Решение задач 1 Наследственная и
на
2 ненаследственная
Кодоминирован
изменчивость
ие

Виды
мутаций, их
причины

закономернос объяснять
тей
нарушения
изменчивости развития
организмов,
наследствен
ных
заболеваний,
мутаций

Аутосомно1 Наследственные
доминатное
3 болезни человека,
наследование.Ви
их причины и
део и
профилактика
презентация
темы

Последствия
влияния
мутагенов на
организм

закономернос находить
тей
информацию
изменчивости о
биологическ
их объектах
в различных
источниках

Аутосомнорецессивное
наследование.
Видео и
презентация
темы

Методы
изучения
наследственно
сти человека

биологическу
ю
терминологи
юи
символику

Меры защиты сущность
окружающей биологически
среды от
х процессов
загрязнения
мутагенами

составлять Составление и
элементарны анализ
е схемы
родословных
скрещивания

1 Значение генетики
5 для медицины и
селекции.
Анкетирование учся

находить
информацию
о
биологическ
их объектах
в различных
источниках

Закон Харди Вайнберга в
популяциях.
Видео и
презентация
темы

1 Наследственная и
6 ненаследственная
изменчивость

Итог. Зачёт

1 Собеседование с
7 учащимися по
изученному курсу

Учебно-методическое обеспечение по учебному курсу
№

Название

1

Генетика: Учебное пособие по
факультативному курсу для
учащихся 10 классов

Киселева
М.:
1983
З.М.,
Просвещение
Мягкова
А.Н.

2

Учебник для 10-11 классов с
углубленным изучением

Шумский
М.:
2001
В.К, и др. Просвещение

3 Элективные курсы по биологии
(9 -11 классы).

1 Наследственная и
4 ненаследственная
изменчивость

Автор

Дымшиц
Г.М.,
Рувинский

Издательство Год

Чебоксары 2006

А.О.
4 www/fipi/ru сайт ФИПИ
5 http://festival.1september.ru
6 Инфоурок Презентации,
видеоуроки и тесты по биологии

«Открытый
урок»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».