МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального района Волгоградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Когово» Котовского муниципального района Волгоградской области РАССМОТРЕНО на заседании кафедры естественно-математических дисциплин Протокол №1 отЗС08.20_23г. Руководитель Е.А.Голосова «Решение генетических задач» для 9 класса СОСТАВИТЕЛЬ: учитель МБОУ СШ №1 г. Котово Голосова Е.А. 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Предлагаемый курс составлен на основе Программ элективных курсов предпрофильного обучения для учащихся 9-11 классов, авторы-составители Морзунова И.Б, Сивоглазов В.И. –М: Дрофа, 2007 г носит межпредметный характер. Актуальность курса «Практикум по решению генетических задач» состоит в том, что он носит углубленный характер, рассчитан для учащихся 9-11 классов, планирующих выбрать экзамен для поступления в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся вопросами генетики. Изучение закономерностей наследственности и изменчивости является теоретической базой селекции, генной инженерии, микробиологии. Углублённый курс опирается на знания и умения, полученные учащимися на уроках биологии. Программа учебного курса общей биологии недостаточна для интересующихся учащихся в генетике, предложенный курс поможет приобрести новые знания уже повышенного уровня. Цель: создание условий для углублённого изучения вопросов генетики Задачи: 1) Формирование интеллектуальных и практических умений учащихся в области генетики 2) Изучение и составление родословной учащихся, укрепления их здоровья 3) Практическое применение полученных знаний при решении генетических задач Программа рассчитана на полугодие - 17 ч, по 1 ч в неделю, для учащихся 9 класса, общеобразовательной школы. Программа включает знания, не дублирующие предмет биология как базовой программы. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Учащиеся приобретут следующие знания: о генетике и селекции – науке о наследственности и изменчивости всех живых организмов; умения: научатся решать задачи, будут развивать свои творческие способности, научатся работать в группе, будут отстаивать свою точку зрения. Познание генетики и селекции необходимо для оценки собственного здоровья, возможных появлений различных генетических заболеваний. Изучение закономерностей наследственности и изменчивости живого организма является теоретической базой развития науки генетики, селекции, цитологии, генной инженерии. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах. Тестирование и анкетирование учащихся на разных этапах занятий поданному курсу поможет отследить динамику интереса правильность выбора тем занятий. Формой отчета по завершении курса может стать защита проекта. Содержание курса предполагает теоретическую и практическую работу Генетика – 5ч. Введение в курс. Теория: беседа с видео и презентацией по теме «Законы Менделя»:«Моногибридное скрещивание», «Неполное доминирование признаков», «Дигибридное скрещивание» Практика: Решение задач на законы Менделя: Моногибридное скрещивание Неполное доминирование признаков, Дигибридное скрещивание. Геном человека – 6ч. Теория: беседа с видео и презентацией по теме: «Причины мутаций», «Наследование генов, сцепленных с полом», «Неаллельное взаимодействие генов», «Комплементарность», «Эпистаз», «Полимерия». Практика: решение задач по изученным темам. Генетика и здоровье человека – 6ч. Теория и практика по теме: беседа, видео, презентация и решение задач по темам: на Кодоминирование, Аутосомно-доминатное наследование, Аутосомно-рецессивное наследование, Составление и анализ родословных. Закон Харди - Вайнберга в популяциях. Ожидаемые результаты курса: Учащиеся научатся объяснять и решать задачи по изученному курсу. Смогут успешно подготовиться к итоговому государственному экзамену Продолжить обучение в выбранном учебном заведении дальше. Календарно-тематическое планирование курса Наименова Цели раздела Знать/поним Уметь ние раздела ать 1. Генетика Сущность законов Г. Менделя вклад выдающихся ученых в развитие биологическо й науки объяснять роль биологии в формирован ии научного мировоззрен ия Тема уроков № Цель урока у р Введение в курс 1 Методы познания живой природы Методы генетики. закономернос отрицательн Решение задач 2 Наследственность и тей ое влияние "Моногибридное изменчивость изменчивости алкоголя, скрещивание".В свойства никотина, идео и организмов. наркотическ презентация их веществ темы на развитие зародыша человека Генотип как целостная система сущность взаимосвязи Неполное процессов организмов и доминирование размножение окружающей признаков. среды Видео и презентация темы 3 Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономернос ти наследования, установленны вклад выдающихся ученых в развитие 4 Генетическая терминология и символика. Тестирование нарушений развития организмов, наследствен Дигибридное скрещивание. Видео и презентация е Г. биологическо ных темы Менделем, их й науки заболеваний цитологическ ие основы 2. Геном человека учащихся Хромосомная теория наследственно сти биологическу ю терминологи юи символику влияние Решение задач мутагенов на на 3 законы организм Менделя человека 5 Закономерности наследования, установленные Г. Менделем РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ГЕНОТИПЕ. ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА. сущность законов Г. Менделя объяснять нарушения развития организмов, наследствен ных заболеваний, мутаций 6 ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННО СТИ Решение генетических задач.Видео и презентация темы Закономернос закономернос решать Наследование ти тей элементарны генов, сцепленного изменчивости е сцепленных с наследования. биологическ полом. Видео и Закон Т. ие задачи презентация Моргана темы ТЕОРИЯ ГЕНА вклад выдающихся ученых в развитие биологическо й науки решать элементарны е биологическ ие задачи Закономернос биологическу объяснять ти ю нарушения изменчивости терминологи развития юи организмов, символику наследствен ных заболеваний, мутаций Наследственн ая изменчивость: комбинативна яи мутационная. вклад выдающихся ученых в развитие биологическо й науки Взаимодейств вклад ие генов выдающихся ученых в развитие биологическо й науки 7 Современные представления о гене и геноме Неаллельное 8 Наследственная и взаимодействие ненаследственная генов. Видео и изменчивость презентация темы. Комплементарно 9 Влияние мутагенов сть Видео и на организм презентация человека темы решать Эпистаз.Видео и 1 Значение генетики элементарны презентация 0 для медицины и е темы. селекции биологическ ие задачи решать элементарны е биологическ ие задачи Полимерия. Видео и презентация темы. 1 Биотехнология, ее 1 достижения Тестирование учащихся 3. Генетика Последствия и здоровье влияния мутагенов на человека организм вклад выдающихся ученых в развитие биологическо й науки составлять элементарны е схемы скрещивания и Решение задач 1 Наследственная и на 2 ненаследственная Кодоминирован изменчивость ие Виды мутаций, их причины закономернос объяснять тей нарушения изменчивости развития организмов, наследствен ных заболеваний, мутаций Аутосомно1 Наследственные доминатное 3 болезни человека, наследование.Ви их причины и део и профилактика презентация темы Последствия влияния мутагенов на организм закономернос находить тей информацию изменчивости о биологическ их объектах в различных источниках Аутосомнорецессивное наследование. Видео и презентация темы Методы изучения наследственно сти человека биологическу ю терминологи юи символику Меры защиты сущность окружающей биологически среды от х процессов загрязнения мутагенами составлять Составление и элементарны анализ е схемы родословных скрещивания 1 Значение генетики 5 для медицины и селекции. Анкетирование учся находить информацию о биологическ их объектах в различных источниках Закон Харди Вайнберга в популяциях. Видео и презентация темы 1 Наследственная и 6 ненаследственная изменчивость Итог. Зачёт 1 Собеседование с 7 учащимися по изученному курсу Учебно-методическое обеспечение по учебному курсу № Название 1 Генетика: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 классов Киселева М.: 1983 З.М., Просвещение Мягкова А.Н. 2 Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением Шумский М.: 2001 В.К, и др. Просвещение 3 Элективные курсы по биологии (9 -11 классы). 1 Наследственная и 4 ненаследственная изменчивость Автор Дымшиц Г.М., Рувинский Издательство Год Чебоксары 2006 А.О. 4 www/fipi/ru сайт ФИПИ 5 http://festival.1september.ru 6 Инфоурок Презентации, видеоуроки и тесты по биологии «Открытый урок»