Рабочая программа Краеведение_6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Отдел по образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципального района Волгоградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово»
Котовского муниципального района Волгоградской области

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
естественно-математических дисциплин
Протокол №1 от 30.08.2023г.
Руководитель
го
Е.А.Голосова

Приказ №168 от 31.08.2023
ДМ.А. Дронина

директор МБОУ СШ №1 г. Котово

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие Волгоградской области»
(34 ч, 1 ч в неделю)
для 6 класса
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель МБОУ СЕЛ №1 г. Котово
Голосова Е.А.

2023-2024 учебный год

1
Программа курса «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие Волгоградской области. 6 класс»
Пояснительная записка.
На основе принятой в Москве в 2001г. Национальной Стратегии и основных направлений Плана действий по сохранению биоразнообразия в
России, 28.06.2001г. Волгоградская областная Дума приняла постановление (№12/219) «О стратегии и программе действий по сохранению
биоразнообразия Волгоградской области», в котором сказано о необходимости максимально полного использования потенциала
образовательных учреждений для научно-методического и информационного обеспечения системы экологического образования.
В тоже время с принятием нового образовательного стандарта возникла проблема, связанная с сокращением числа часов на изучение
биологии в 6 классе. Из учебной программы убрано содержание о многообразии видов и природных сообществ, их значении и охране.
Соответственно уменьшилось количество практических работ и экскурсий, которые бы могли обеспечить усиление прикладной
направленности содержания биологического образования, нацеленного на формирование у учащихся ряда предметных и ключевых
компетенций.
В связи с этим разработано содержание и тематическое планирование образовательного модуля «Краеведение: биологическое и
ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. 6 класс», который должен обеспечить изучение краеведческого материала и
выполнение лабораторных и практических работ по биологии краеведческой направленности. Программа рассчитана на 34 часа (1 учебный
час в неделю).
Цели программы:
- изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов, растений, животных, грибов, лишайников в типичных природных сообществах
Волгоградской области;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы
родного края, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своему краю, своей стране; формирование основ экологической культуры.
Программа решает задачи:
1.Ознакомления учащихся с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России, в Волгоградской области, ролью ученыхестествоиспытателей VIII-XXв.в. в исследовании и сохранении биоразнообразия региона;
2.Освоения учащимися знаний об основных жизненных формах растений, видах, экологических группах растений; о многообразии грибов,
лишайников; о разнообразии животных Волгоградской области, а также о необходимых мерах их охраны; о мерах рационального
использования хозяйственно-ценных видов в регионе;

2
3.Овладения учащимися умениями: работать с определительными карточками, с определителями растений; применять знания о видах
растений, грибов, лишайников, животных и о природных сообществах Волгоградской области для обоснования мер их защиты.
4. Формирования и развития у учащихся ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края.
Содержание программы распределено по темам. С учетом того, что основной курс биологии изучается по разным авторским программам,
тема №5 представлена двумя учебными модулями. Модуль 5.1. «Проектная деятельность «Виртуальный гербарий» (4ч) рекомендуется для
изучения в классах, где реализуются авторские программы И.Н.Пономаревой и В.В.Пасечника; модуль 5.2. «Животный мир Волгоградской
области (4ч) – для классов, где основной курса биологии изучается по авторской программе Н.И.Сонина.
Содержание программы предусматривает не только изучение теоретического материала, учитывающего региональные особенности
биологического и ландшафтного разнообразия Волгоградской области, но и проведение экскурсий по сбору материала на основе
наблюдений; использование лабораторных и практических работ, описание результатов этих работ, что способствует приобщению учащихся
к творческой учебно-исследовательской деятельности.
В процессе реализации программы целесообразно использование информационных технологий: использование поисковых систем Internet
для сбора информации о редких растениях, грибах, лишайниках и животных Волгоградской области; создание презентаций. Преподавание
должно способствовать обогащению опыта использования учащимися для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, наблюдение в природе.
Программа «Краеведение (биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области» предусматривает следующие
формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, лабораторным и
практическим работам, защиту проектов и презентаций.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Уровень воспроизведения и описания информации.
Описывать морфолого-анатомические особенности растений и животных Волгоградской области.
Называть основные систематические и экологические группы растений, животных, грибов, лишайников Волгоградской области.
Узнавать (в природе, в коллекциях, в гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды животных, растений, грибов,
лишайников своего региона; съедобные и ядовитые грибы; культурные (овощные, плодовые, декоративные, лекарственные) растения
Волгоградской области.

3

Наблюдать влияние факторов среды на живые организмы.
Приводить примеры редких и охраняемых растений, животных, грибов, лишайников; животных, растений, грибов, лишайников различных
экологических групп.
Интеллектуальный уровень.
Объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Волгоградской
области.
Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры Волгоградской области.
Определять по гербариям древесные и кустарниковые породы растений, травянистые растения.
Сравнивать растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям;
экологические группы животных, лишайников.
Оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм.
Формулировать выводы на основе собранного материала.
Давать характеристику растениям различных систематических групп.
Творческий уровень.
Прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Волгоградской области.
Применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ.
Использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране животных, растений, грибов, лишайников Волгоградской
области.

4
Содержание
Введение (2ч)
Проблема сохранения биоразнообразия. Международная Конвенция о сохранении биоразнообразия (Рио-де-Жанейро, 1992г.). Национальная
стратегия сохранения биоразнообразия России. Стратегия и программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области.
История изучения природы родного края. Экспедиции П. С. Палласа, Регеля, Гмелина. Природный комплекс и биоразнообразие
Волгоградской области.
Тема 1. Краткая физико-географическая характеристика территории Волгоградской области (3ч)
Географическое положение, рельеф. Климат. Поверхностные и подземные воды. Ландшафты и природные зоны Волгоградской области
Отражение природноклиматических факторов в зональной растительности. Ландшафтно-экологические проблемы Волгоградской области.
Тема 2. Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Волгоградской области (8ч)
Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Жизненные формы растений степей и полупустынь. Жизненные
формы и экологические группы растений леса. Искусственные растительные сообщества городов и поселков Волгоградской области.
Голосеменные растения Волгоградской области. Жизненные формы растений водоемов и солончаков.
Практическая работа «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке» (Изучаются особенности различных жизненных форм
растений на пришкольном участке. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждаются
их санитарное состояние).
Лабораторная работа «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса»
Лабораторная работа «Определение по гербарию жизненных форм растений степей, полупустынь»
Лабораторная работа «Определение жизненных форм растений водоемов»
Экскурсии
Жизненные формы растений и экологические группы растений леса.
Жизненные формы растений степей и полупустынь.
Жизненные формы растений водоемов.
Тема 3. Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области. Биоразнообразие грибов и лишайников (8ч)
Систематика растений. Признаки классификации растений. Структура определителей и определительных карточек.

5
Видовое разнообразие растений Волгоградской области. Характеристика растений: морфолого-анатомические особенности,
распространение, экология и биология, использование и значение.
Семейства класса Двудольные. Характеристика растений семейства Розоцветные.
Характеристика растений семейства Бобовые. Характеристика растений семейства Сложноцвеные.
Семейства класса Однодольных. Характеристика растений семейства Луковые и Лилейные. Характеристика многообразие и значение
растений семейства Мятликовые (Злаки).
Искусственные сообщества поля, сада, огорода. Биологические основы выращивания культурных растений.
Съедобные и ядовитые грибы Волгоградской области.
Биоразнообразие, значение и охрана лишайников Волгоградской области.
Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Розоцветные»
Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Сложноцветные»
Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые»
Лабораторная работа «Определение по определителям и характеристика растений семейства Луковые и семейства Лилейные»
Лабораторная работа «характеристика и определение по определителям растений семейства Мятликовые (Злаки)»
Тема 5. 1 Проектная деятельность (4ч)
Самостоятельное изучение на выбор семейств растений (из предложенных учителем). Сбор информации в поисковых системах Internet или
сайта «Виртуальный гербарий».
Тема 5. 2 Животный мир Волгоградской области (4ч)
Животные зональных степных биотопов. Животные древесно-кустарниковых насаждений. Животные водоёмов и околоводных биотопов.
Создание и защита презентации «Зоологический музей».
Тема 5. Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники Волгоградской

6
области (5ч)
Изменения в сообществах под воздействием человека. Основные категории растений, грибов, лишайников и животных.по-видимому,
исчезнувшие виды, уязвимые виды; редкие виды; виды с неопределенным статусом.
Региональная шкала редкости Клинковой Г., Сагалаева В.А.:
виды редкие по всему своему ареалу, уникальные как для флоры региона, так и для России в целом;
виды редкие, иногда уникальные для флоры России, но характерные для флористического комплекса региона; виды редкие, уникальные для
флористического комплекса других областей России;
виды редкие, уникальные для флористического комплекса региона, но более или менее обычные для других областей России;
виды достаточно обычные на протяжении всего ареала, но сокращающие число и численность своих популяций в пределах региона под
влиянием различных антропогенных факторов;
виды редкие или обычные на протяжении своего ареала, уникальность и ценность которых для природного комплекса региона заключается в
том, что они были описаны сего территории и потому имеющие здесь свое классическое местонахождение.
Лимитирующие факторы и меры по охране. История создания и современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых
территорий Волгоградской области: природные памятники, национальные парки, заказники.
Связь регионального биоразнообразия с этнографией области. Биотопонимика. Основные топонимы Волгоградской области.
Лабораторная работа «Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников Волгоградской области».
Экскурсии (4ч)
Экскурсия в лес (парк) или на водоем
Экскурсия в степь (на пришкольный участок).
Информационно-методическое обеспечение курса.
Алексеев С.В. Груздева Н.В. Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. – Самара: Корпорация «Федоров».
Издательство «Учебная литература», 2005
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР): Кн.1.- М.: Агропромиздат, 1989

7
Брылев В.А. Памятники природы Волгоградской области. – В., Нижне-Волжское книжное издательство, 1987
Брылев В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. – Волгоград: Перемена, 2000
Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство,1984
Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. д-ра биол. наук
проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2002
Веселова Г.Н. Сохранение биоразнообразия России. Национальная стратегия. // Ж. Биология в школе, № 8, 2004
Володина Н.Г., Кувалдина А.И. Методика организации экскурсии со школьниками в лес.- Волгоград, 1992
Горская Н.А. Биология. Экология растений: 6 кл. общеобразоват. учр. Раб. тетр. – М.: Вентана-Граф, 2002
Конвенция ООН по сохранению биоразнообразия. Рио-де-Жанейро, 1992
Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. Методическое пособие для учителей. /Под ред.
Проф. В.А.Сагалаева. – М.: Глобус, 2008.
Красная книга РСФСР (растения) /АН СССР, Ботан. инс-т им В.Л.Комарова; Всесоюз.ботан. общ-во; Гл. упр.охотн.хоз-ва и заповедников
при Совете Министров РСФСР; Гл. редкол.: В.Д.Голованов и др.; Сост. А.Л.Тахтаджян - М.: Росагропромиздат, 1988. 590с.:ил.
Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области / Сост. В.А. Брылев. – Волгоград, 1992
Миркин Б.М., Наумова Г.Л. Биологическое разнообразие: состояние и перспективы // Ж. Биология в школе № 8, 2004
Методические указания к проведению весенних ботанических экскурсий в степной зоне. – Волгоград: изд. ВГПИ им. Серафимовича, 1987
Моников С.Н. Из истории изучения природно-ресурсного потенциала территории Волгоградской области. // Газ. Вестник Волгоградского
отделения Русского географического общества – 2003, № 7
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: кн. Для учащихся.-2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 240с.:
ил.
Природные условия и ресурсы Волгоградской области /под ред. Проф. В.А. Брылева. Волгоград: Перемена, 1996

8
Сагалаев В.А. Очерки истории исследования флоры Юго-Востока

Европы. Учебно-справочное пособие. Волгоград: Перемена, 2006

Сагалаев В.А. О некоторых редких растениях флоры Волгоградской области // В сб. Флора степей и полупустынь – Волгоград, изд. ВГПИ,
1982
Сагалаев В.А. Растения «Красной книги» Волгоградской области. Научно-популярные очерки - М.: Глобус, 2008
Соколов В.Е., Парнес Я.А. Самуэль Готлиб Гмелин (1745-1774) // Газ. Биология № 29, 2002
Стратегия и программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области. Приложение к Постановлению Волгоградской
областной Думы от 28.06.2001г. №12/219.// Консультант Плюс: Волгоградский выпуск
Флора степей и пустынь. Межвузовский сборник научных трудов. – Волгоград, изд. ВГПИ им. Серафимовича, 1982
Шишкин В.С. Природа России в трудах академика И.И. Лепехина.// Ж. Биология в школе № 3, 1998
Компьютерная поддержка:
Энциклопедия «Красная книга Волгоградской области»
Электронное приложение к методическому пособию «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской
области» /Под ред. Проф. В.А.Сагалаева.
Кассеты телевизионных передач волгоградского телевидения «Красная книга»
DVD-диски с видеофильмами (о природных парках Волгоградской области)

9
N Тема урока

Тип
уро
ка

Элементы содержания на
основе примерной
программы основного
общего образования по
биологии

Требования к уровню
подготовки учащихся

УИ
ЗП
НЗ

Разнообразие видов
растений – основа
устойчивости биосферы,
результат эволюции.
Сохранение
биологического
разнообразия растений

Вводная
беседа,

КУ

Сохранение
биологического
разнообразия растений,
животных

Воспроизводить, описывать
национальную стратегию
сохранения
биоразнообразия России;
знать - стратегию и
программу действия по
сохранению
биоразнообразия области
Знать историю изучения
природы родного края,
природный комплекс и
биоразнообразие области

3. Географическое положение,
рельеф. Климат.

УИ
ЗП
НЗ

Охрана растительного
мира. Охрана животного
мира
Разнообразие видов
растений – основа
устойчивости биосферы,
результат эволюции.

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Карта
Волгоградск
ой области

4. Природные зоны и ландшафты
Волгоградской области

КУ

Разнообразие видов
растений – основа
устойчивости биосферы,
результат эволюции.
Охрана растительного
мира. Охрана животного
мира

Знать географическое
положение и особенности
рельефа, климата
Волгоградской области,
уметь называть основные
крупные формы рельефа,
описывать географическое
положение рельеф области
по плану
Иметь представления о
ландшафтно-экологических
проблемах, знать основные
природные зоны и
ландшафты, уметь называть
ландшафты, природные
зоны и ландшафтноэкологические проблемы

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Карта
Волгоградск
ой области
Д–
многообраз
ие видов

1. Биоразнообразие. Проблемы
сохранения биоразнообразия

2

История изучения
биоразнообразия области.
Биоразнообразие природы
области.

Вид
Элементы
контроля,
дополнител
измерители ьного
содержания
Д–
многообраз
ие видов

Эвристичес Д –
кая беседа многообраз
ие видов

Дата
проведения
план

факт

10
области
5. Для чего нужен свет растениям.

УИ
ЗП
НЗ

6. Экологические группы растений по КУ
отношению к свету

7. Приспособления растений к
меняющимся условиям освещения

КУ

8. Для чего нужно тепло растениям.
Источники тепла на Земле.

КУ

Приспособленность растений к
высоким и низким температурам.

КУ

9.

10 Для чего нужна вода растениям,
.
как они ее удерживают и
расходуют.

КУ

Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание

Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание,
развитие, размножение
Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание
Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание,
размножение, рост,
развитие
Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание
Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание, рост,
развитие

Знать влияние света на
фотосинтез,
классификацию растений в
зависимости от
продолжительности
светового дня,
разнообразие условий
освещения в области
Знать экологические
группы растений по
отношению у свету, уметь
приводить примеры флоры
Волгоградской области
Знать приспособления
растений к условиям
освещения, уметь
приводить примеры
растений области
Знать, что тепло –
необходимое условие
жизни, прорастания семян,
цветения, уметь
экстраполировать знания на
растения области
Знать приспособления
растений к различным
температурам, уметь
приводить примеры
растений области

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Д – результаты
опытов,
иллюстрирую
щих роль
света в жизни
растений

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Л – выявление
роли света и
воды в жизни
растений

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Эфемероид
ы

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Л–
наблюдение
за ростом и
развитием
растений

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Д–
приспособл
ение у
организмов
к среде
обитания

Знать роль воды в жизни
растений, уметь различать
особенности водного
баланса растений области

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Л – выявление
роли света и
воды в жизни
растений

11. Экологические группы растений
по отношению к воде.
Влаголюбивые растения.

КУ

Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание

12 Растения, требующие умеренного
.
полива, и засухоустойчивые.

КУ

Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание

13 Газовый состав воздуха, ветер в
.
жизни растений.

КУ

14 Приспособления растений к
.
опылению, распространению
ветром

КУ

15 Что представляет собой почва.
.
Для чего она нужна растениям

КУ

Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, , размножение,
опыление
Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, размножение,
опыление
Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание

16 Экологические группы растений
.
по отношению к разным почвам.
Охрана почв.

КУ

Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание

17 Жизненные формы и
.
экологические группы грибов,

КУ

Царство грибов,
особенности строения и

11
Знать экологические
группы растений по
отношению к воде, уметь
классифицировать растения
области по группам
Знать растения , требующие
умеренного полива,
засухоустойчивые
растения, уметь
распознавать такие
растения среди местной
флоры
Знать состав воздуха,
значение составляющих
воздуха в жизни растений,
общее значение ветра в
жизни растений
Знать приспособления
растений к
распространению ветром,
уметь приводить примеры
среди растений области
Знать состав и значение
почвы в жизни растений,
особенности почв области,
уметь определять почвы
области по внешним
признакам
Знать классификацию
растений в зависимости от
состава почв, уметь
приводить примеры
растений области, знать
способы улучшения почв в
области
Знать особенности
строения, представителей,

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос
Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос,
работа по
карточкам,
РТ № 15-18
Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос
Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос
Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Л- опыты по
изучению
состава почвы

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Фронтальн
ый, индив-

Д–
многообразие
грибов, грбы-

12
жизнедеятельности на
жизненный цикл грибов,
примере щляпочного гриба. лишайников области, уметь
роль грибов в природе и
называть особенности
жизни человека. Съедобные экологических групп
и ядовитые грибы. Правила грибов и лишайников
сбора грибов. Грибы –
области, опознавать и
паразиты, вызывающие
описывать наиболее
болезни растений, человека. распространенные группы

лишайников области

18 Характеристика и видовое
.
разнообразие растений отдела
Голосеменные

УИ
ЗП
НЗ

Главные признаки
основных отделов
Голосеменные

19 Характеристика и видовое
разнообразие растений отдела
Покрытосеменные, класса
Двудольные, семейства
Розоцветные, Бобовые,
Сложноцветные

КУ

20 Характеристика и видовое
.
разнообразие растений отдела
Покрытосеменные, класса
Однодольные, семейства
Луковые, Лилейные, Мятликовые
(Злаковые)

КУ

21 Характеристика и разнообразие
.
грибов и лишайников
Волгоградской области.

КУ

Главные признаки
основных отделов
Классы и семейства
покрытосеменных растений
(3 семейства двудольных
растений) Важнейшие
сельскохозяйственные
структуры
Главные признаки
основных отделов
Классы и семейства
покрытосеменных растений
(2 семейства однодольных
растений) Важнейшие
сельскохозяйственные
структуры
Царство грибов,
особенности строения и
жизнедеятельности на
примере шляпочного гриба.
Роль грибов в природе,
жизни человека

идуальный
опрос

паразиты,
Л–
распознавание
съедобных и
ядовитых
грибов

Знать особенности
строения,
распространения,
экологию, биологию
растений отдела, уметь
давать характеристику
растениям по плану
Знать особенности
строения,
распространения,
экологию, биологию
растений семейства, уметь
давать характеристику
растениям по плану

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Спорофит,
гаметофит

Знать особенности
строения,
распространения,
экологию, биологию
растений семейства, уметь
давать характеристику
растениям по плану

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос,
таблица

Знать особенности
строения,
распространения,
экологию, биологию
грибов, лишайников, уметь
давать характеристику

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос,
таблица

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос,
таблица

13
организмам по плану
22 Семейство Гвоздичные
.

УК
ПЗ
УН

Главные признаки
основных отделов
Классы и семейства
покрытосеменных растений

24 Семейство Зонтичные
.

УК
ПЗ
УН

Главные признаки
основных отделов
Классы и семейства
покрытосеменных растений

25 Семейство Губоцветные
.

УК
ПЗ
УН

Главные признаки
основных отделов
Классы и семейства
покрытосеменных растений

25 Животные и растения
.

УИ
ЗП
НЗ

Роль растений в природе,
жизни человека и
собственной деятельности.

26 Влияние растений друг на друга.
.
Грибы и бактерии в жизни
растений

КУ

Роль растений в природе,
жизни человека и
собственной деятельности.

Знать особенности
строения,
распространения,
экологию, биологию
растений семейства, уметь
давать характеристику
растениям по плану
Знать особенности
строения,
распространения,
экологию, биологию
растений семейства, уметь
давать характеристику
растениям по плану
Знать особенности
строения,
распространения,
экологию, биологию
растений семейства, уметь
давать характеристику
растениям по плану

Проекты
(Презентац
ии)

Д- растения
разных
отделов
семейств.
видов,

Проекты
(Презентац
ии)

Д- растения
разных
отделов
семейств.
видов

Проекты
(Презентац
ии)

Д- растения
разных
отделов
семейств.
видов

Знать животных –
опылителей,
распространение плодов и
семян людьми и
животными,
растительноядных
животных, растения
хищники, уметь опрелять
представителей в фауне и
флоре области
Знать разные формы
влияния растений друг на
друга, симбиоз растений с

Презентаци Д –
и, работа в многообраз
группах
ие видов

Презентаци Д –
и, работа в многообраз
группах
ие видов

27 Сезонные изменения растений.
.
Изменения растений в течении
жизни

КУ

Жизнедеятельность
растений. Растение –
целостный организм.

28 Растительные сообщества
.

КУ

Разнообразие видов
растений – основа
устойчивости биосферы,
результат эволюции

29 По страницам Красной книги
.

УИ
ЗП
НЗ

Охрана растительного
мира. Охрана животного
мира. Сохранение
биологического
разнообразия разнообразия
растений

30 Охраняемые территории
.
Волгоградской области:
природные памятники,
природные парки, заказники

КУ

Охрана растительного
мира. Охрана животного
мира

31 О чем говорят названия на карте
.
Волгоградской области

КУ

Охрана растительного
мира. Охрана животного

14
грибами, бактериями,
бактериальные и грибные
болезни растений, уметь
приводить примеры
Знать сезонные, возрастные
изменения растений,
значение этих изменений,
уметь определять их на
примере местных растений
Знать понятие
растительные сообщества ,
растительные сообщества
области, уметь давать
характеристику
растительным сообществам
по волгоградской области
по видовому разнообразию
Знать роль Красной книги в
сохранении
биоразнообразия природы
Волгоградской области,
основные категории
растений, грибов,
лишайников, животных,
уметь называть основные
категории, приводить
примеры
Знать историю создания,
современное состояние,
перспективы развития
охраняемых территорий,
уметь называть охраняемые
территории, различать
основные категории
Знать связи регионального
биоразнообразия с

Презентаци
и, работа в
группах

Л–
наблюдения за
сезонными
изменениями в
жизни
растений

Презентаци
и, работа в
группах

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Д–
многообраз
ие видов

Фронтальн
ый, индивидуальный
опрос

Д–
многообраз
ие видов

Фронтальн
ый, индив-

Д–
многообраз

мира

32 Экскурсия в лес
.

УЗЗ Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание

33 Экскурсия на водоем
.

УЗЗ Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание

34 Экскурсия на пришкольный
.
участок

УЗЗ Растение – целостный
организм.
Жизнедеятельность
растений, питание

15
этнографией области, уметь
находить по карте
топонимы, использовать
полученные знания для
объяснения
Знать особенности
строения растений,
основные систематические,
экологические группы,
оформлять результат
экскурсии, применять
знания для обоснования
мер охраны объектов
природы
Знать особенности
строения растений,
основные систематические,
экологические группы,
оформлять результат
экскурсии, применять
знания для обоснования
мер охраны объектов
природы
Знать особенности
строения растений,
основные систематические,
экологические группы,
оформлять результат
экскурсии, применять
знания для обоснования
мер охраны объектов
природы

идуальный
опрос

Задания по
карточкам
инструкция
м,
письменны
й отчет об
экскурсии
Задания по
карточкам
инструкция
м,
письменны
й отчет об
экскурсии
Задания по
карточкам
инструкция
м,
письменны
й отчет об
экскурсии

ие видов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».