Рабочая программа по биологии_11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образовании, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Отдел но образованию и молодежной политике администрации Котовского муниципальною района Волгоградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« ( редння школа № 1 е углубленным изучением отдельных предметов г. Котово»
Котовского муниципального района Волгоградской области

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
естественно-математических дисциплин
Протокол №>1 от 30.08.2023г.
Руководитель
_ Е.А.Голосова

директор МБОУ СШ №1 г. Котово

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

но биологии дли 11 класса

СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель МБОУ СШ M l г. Котово
Еолосова Е.А.

2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику «Общая биология.11 класс»
Авторы: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.
(34 ч., 1 час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего
(полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной
программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа
среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова,
В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию
учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 1011 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе
распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на
всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности
подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь
будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища,
которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании
взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции
живой природы;

формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе
умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
1


приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и
самопознания в процессе изучения окружающего мира;

воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и
инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории,
способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными
интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и
валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических
положений примерами регионального биоразнообразия.
Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме;
биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия
уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании
биологии как науки и как явления культуры.
Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей,
способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной
картины мира в их мировоззрении.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс
практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для
каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей
среде.
Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и
повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного
2

обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления
информации при структурировании знаний.
Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать
информацию блоками обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в
более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая
лучшее усвоение.; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает
конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом

3

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.
Методические пособия и дополнительная литература для учителя:
1. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова,
И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.
2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
3. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные
работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.
5. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007. – 1088 с
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008
2. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008
Дополнительная литература для учеников:
1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов
н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
2. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
3. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. –
М.: Просвещение, 2002
4

Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по
разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)
ОБРАЗОВАНИЯ
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать












основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение
В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного
отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в
экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование
современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний,
мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса
веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
6

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и
других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и
искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные
экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение,
алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное
оплодотворение).











ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№

Кол-во часов
Название раздела

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

Лабораторные,
практические работы

4
7

2.

Клетка

12

+

3.

Организм

18

+++

4.

Резервное время

1

Итого в 10 классах

35

4

5.

Вид

21

+++

6.

Экосистема

13

++++

8.

Заключение

1

Итого в 11 классах

35

7

Всего в 10-11 классах

70

11

Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

8

№
разде
ла

Разде
л1

Тематическое планирование 11 класс
Тема раздела
Коли Кол-во
Кол
чест лаборато -во
во
рных
и кон
часо практиче тро
в
ских
льн
работ
ых
раб
от
ВИД
Тема 1.1
ИСТОРИЯ
ЭВОЛЮЦИОН
НЫХ ИДЕЙ
1..Развитие
биологии
в
додарвиновски
й
период.Работы
к. Линнея
1
1.Эволюционна
я
теория
Ламарка.
1
3.Предпосылки
развития
1
теории
ч.
Дарвина.

Содержание раздела

Планируемый результат

История
эволюционных
идей.
Развитие
биологии в
додарвиновский период. Значение работ К.
Линнея, учения
Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки
возникновения
учения
Ч.
Дарвина.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль
эволюционной
теории
в
формировании
современной
естественно-научной картины мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащийся должен:
характеризовать
вклад
выдающихся
ученых
в
развитие
биологической науки;
характеризовать
роль
биологии в формировании
научного мировоззрения;
понимать
сущность
эволюционной
теории,
сложные и противоречивые
пути ее становления, вклад в
формирование
современной
естественнонаучной
картины мира; выделять
9

4.Эволюционна
я
теория
Дарвина.
.
Тема 1.2
СОВРЕМЕНН
ОЕ
ЭВОЛЮЦИОН
НОЕ УЧЕНИЕ
1
5.Вид.
Критерии
и
структура.
6.Популяцияструктурная
единица вида и
эволюции.
7.Факторы
эволюции
8.Естественный
отбор-главная
движущая сила
эволюции.
9.Адаптация
организмов к
условиям

1

1
1

1

1

Лаборато 1
рные
и
практиче
ские
работы
Описание
особей
вида по
морфолог
ическому
критерию
**.
Выявлени
е
изменчив
ости
у
особей
одного
вида.
Выявлени
е
приспосо

Вид, его критерии. Популяция — структурная
единица
вида,
единица
эволюции.
Синтетическая теория
эволюции.
Движущие
силы
эволюции:
мутационный процесс, популяционные волны,
изоляция, естественный отбор;
их влияние на генофонд популяции. Движущий
и стабилизирующий естественный отбор.
Адаптации организмов к условиям обитания как
результат действия естественного отбора.
Видообразование как результат эволюции.
Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа
устойчивого
развития биосферы. Главные направления
эволюционного
процесса.
Биологический
прогресс
и
биологический регресс.
Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.

существенные
признаки
биологических
объектов
(видов)
и
процессов
(действие искусственного и
естественного
отбора,
формирование
приспособленности,
образование
видов);объяснять причины
эволюции,
изменяемости
видов;
приводить
доказательства
(аргументацию)
необходимости сохранения
многообразия видов;
уметь
пользоваться
биологической
терминологией и
символикой;
решать
элементарные
биологические
задачи;
описывать особей видов по
морфологическому
критерию;
выявлять приспособления
организмов
к
среде
обитания;
10

обитания.
10.Видообразов
ание.
11.Сохранение
многообразия
видов.
12.Доказательс
тва эволюции
органического
мира.
13.Зачет
№1
«основные
закономерност
и эволюции»
Тема 1.3
ПРОИСХОЖД
ЕНИЕ ЖИЗНИ
НА ЗЕМЛЕ
.13.Развитие
представлений
о
происхождении
жизни.
15.Современны
е
представления
о

1

1

блений
организм
ов
к
среде
обитания
*.

1

1

1

Лаборато
рные
и
практиче
ские
работы
Анализ и
оценка
различны
х гипотез
происхож
дения
жизни

Развитие представлений о возникновении
жизни.
Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о
происхождении
жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни.
Теория
Опарина—Холдейна.
Усложнение
живых
организмов на
Земле в процессе эволюции

сравнивать
процессы
естественного
и
искусственного
отбора;анализировать
и
оценивать
различные
гипотезы
происхождения
жизни
и
человека;
аргументировать свою точку
зрения в ходе дискуссий по
обсуждению
гипотез
сущности и
происхождения
жизни,
проблемы происхождения
человека;
овладевать умениями и
навыками
постановки
биологических
экспериментов и учиться
объяснять их результаты;
находить
биологическую
информацию
в
разных
источниках; анализировать
и оценивать биологическую
информацию, получаемую
из разных источников.

1
11

возникновении
жизни.
16.Развитие
жизни
на
земле.
Тема 1.4
ПРОИСХОЖД
ЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
17.Гипотезы
происхождения
человека.
18.Положение
человка
в
системе
органического
мира.
19.Эвол.ция
человека.
20Человечески
е расы.
21.Зачет № 2
«Происхожден
ие человека»

1

1

1

1

Лаборато
рные
и
практиче
ские
работы
Выявлени
е
признако
в
сходства
зародыше
й
человека
и
других
млекопит
ающих
как
доказател
ьство их
родства.

Гипотезы происхождения человека. Положение
человека в системе животного мира (класс
Млекопитающие,
отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека,
основные
этапы.
Расы
человека.
Происхождение
человеческих рас.
Видовое единство человечества.

12

Анализ и
оценка
различны
х гипотез
происхож
дения
человека.
Разде
л2

ЭКОСИСТЕМ
Ы
Тема 2.1
ЭКОЛОГИЧЕС
КИЕ
ФАКТОРЫ
1

1

22.Организм и
среда.
Экологические
факторы.
1

Организм и среда. Предмет и задачи экологии.
Экологические факторы среды (абиотические,
биотические,
антропогенные), их значение
в жизни
организмов.
Закономерности
влияния
экологических
факторов
на
организмы.
Взаимоотношения
между
организмами.
Межвидовые
отношения:
паразитизм,
хищничество,
конкуренция, симбиоз.

23.Абиотическ
ие
факторы 1
среды.
24.Биотические
факторы среды.
Тема 2.2

Лаборато

Видовая

и

пространственная

ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащийся должен:
характеризовать
вклад
выдающихся
ученых
в
развитие
биологической науки;
характеризовать
роль
биологии в формировании
научного мировоззрения;
выделять
существенные
признаки
биологических
объектов
(экосистем,
биосферы) и процессов
(круговорот веществ
и превращения энергии в
экосистемах и биосфере);
обобщать
и
систематизировать
об
структура представления
13

СТРУКТУРА
ЭКОСИСТЕМ 1
25. Структура
экосистем.
26.Пищевые
1
связи
.Круговорот
веществ
и
энергии.
1
27.Причины
устойчивости
и
смены
экосистем.
1
28.
Влияние
человека
на
экосистемы.

рные
и
практиче
ские
работы
Составле
ние схем
передачи
вещества
и энергии
(цепей
питания)
в
экосисте
ме*.
Выявлени
е
антропог
енных
изменени
й
в
экосисте
мах своей
местност
и (в виде
реферата,
презентац
ии,

экосистем.
Пищевые связи, круговорот веществ и
превращения энергии
в экосистемах. Причины устойчивости и смены
экосистем.
Влияние
человека
на
экосистемы.
Искусственные сообщества — агроценозы.

экосистемах как целостных
биологических системах, о
закономерностях,
проявляющихся на данном
уровне организации живого
(круговороте веществ и
превращениях
энергии,
динамики и устойчивости
экосистем);
понимать
содержание
учения В. И. Вернадского о
биосфере;
понимать
необходимость
реализации
идеи
устойчивого
развития
биосферы,
ее
охраны;
развивать
общебиологические умения
на экологическом
содержании: наблюдать и
выявлять приспособления у
организмов, антропогенные
изменения в экосистемах;
объяснять
причины
устойчивости
и
смены
экосистем;
14

стендовог
о доклада
и пр.)**.
Сравните
льная
характер
истика
природны
х
экосисте
ми
агроэкоси
стем
своей
местност
и.
Исследов
ание
изменени
й
в
экосисте
мах
на
биологич
еских
моделях
(аквариу
м).

приводить
доказательства
(аргументацию)
необходимости сохранения
многообразия видов;
решать
элементарные
биологические
задачи;
составлять схемы переноса
веществ
и
энергии
в
экосистемах (цепи питания);
выявлять
антропогенные
изменения в экосистемах
своей местности; изменения
в
экосистемах
на
биологических
моделях;
сравнивать
биологические
объекты
(природные экосистемы и
агроэкосистемы
своей
местности)
и
формулировать
выводы
на
основе
сравнения;
обосновывать и соблюдать
правила
поведения
в
природной среде;
анализировать и оценивать
15

Решение
экологич
еских
задач
Тема 2.3
2
29.БИОСФЕРА
—
ГЛОБАЛЬНАЯ
ЭКО
СИСТЕМА
30.РОЛЬ
ЖИВЫХОРГА
НИЗМОВ
В
ЭКОСИСТЕМ
Е.
Тема 2.4
(2 ч)
31.БИОСФЕРА
И ЧЕЛОВЕК
32.ОСНОВНЫ
Е
ЭКОЛОГИЧЕС
КИЕ
ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕНН
ОСТИ.

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и
структура биосферы. Учение В. И. Вернадского
о биосфере.
Роль живых организмов в биосфере. Биомасса
Земли. Биологический круговорот веществ (на
примере круговорота воды
и углерода).

Лаборато 1
рные
и
практиче
ские
работы
Анализ и
оценка
последств
ий
собствен
ной

Биосфера и человек. Глобальные экологические
проблемы и пути их решения. Последствия
деятельности человека для окружающей среды.
Правила поведения в природной среде. Охрана
природы и рациональное использование
природных ресурсов

последствия
собственной
деятельности в окружающей
среде,
глобальные
экологические
проблемы; аргументировать
свою точку зрения в ходе
дискуссии по обсуждению
экологических
проблем;
уметь
пользоваться
биологической
терминологией и
символикой;
овладевать
умениями
и
навыками
постановки биологических
экспериментов и учиться
объяснять их результаты;
находить
биологическую
информацию
в
разных
источниках; анализировать
и оценивать биологическую
информацию, получаемую
из разных источников.

16

.

деятельно
сти в
окружаю
щей
среде.
Анализ и
оценка
глобальн
ых
экологич
еских
проблем
и путей
их
решения.

33.ЗАЧЕТ №3 1
ПО
ТЕМЕ
«ЭКОСИСТЕМ
А»
РОЛЬ
1
БИОЛОГИИ В
БУДУЩЕМ.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».