МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной полит ики Волгоградской области Отдел по образованию и молодежной политике администрации Косовского муниципального района Волгоградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово» Косовского муниципального района Волгоградской области РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры естественно-математических дисциплин ] 1ротокол №1 от 30.08.2023г. Руководитель Е.А.Голосова директор МБОУ СИЛ №1 г. Котово РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса СОСТАВИТЕЛЬ: учитель МБОУ СШ №1 г. Котово Голосова Е.А. 2023-2024 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебнику «Биология. Общие закономерности.9 класс» Авторы: Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Агафонова И.Б. (68 ч.,2 часа в неделю) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям: Концентрический курс: • Мамонтов, С. Г. Биология. Общие закономерности : 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Мамонтов [и др.]. - М. : Дрофа, 2019. - (УМК «Сфера жизни»). ЦЕЛИ КУРСА Целями биологического образования являются: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья - своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе); развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой при- ?еде; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; 1 овладение ключевыми компетентностями (учебно-познавательными, информационными,_ ценностно-смысловыми, коммуникативными); формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы*. В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях ее организации знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека : биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также заложены основы цитологии. генетики, селекции, теории эволюции**. Тематическое планирование 9 класс № Тема раздела и Количе Кол-во раздела урока ство лабораторных часов практических работ Введение (1 ч) . 1.Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей 2.Признаки 1 живых организмов Раздел Структурная Кол-во и контро льных работ Содержание раздела Планируемый результат Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли Элементный состав клетки. Предметные результаты 2 1. организация живых организмов Тема 1.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИ Я КЛЕТКИ 3.Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. 4.Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды 5.Органические вещества клетки. Белки. 6.Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. 1 1 1 1 Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; её химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — обучения Учащиеся должны знать: —макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества; —химические свойства и биологическую роль воды; —роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности; —уровни структурной организации белковых молекул; —принципы структурной организации и функции углеводов; —принципы структурной организации и функции жиров; —структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК). Учащиеся должны уметь: —объяснять принцип действия ферментов; 3 Тема 1.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВА НИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ 1 7.Обмен веществ белки; их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК— молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, её структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное —характеризовать функции белков; —отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров. Предметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; —приводить подробную 4 и превращение энергии в клетке. 8.Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов. 9.Энергетически й обмен. Внутриклеточно е пищеварение. Дыхание Тема 1.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК 10.Прокариотич еские клетки. 11.Клеточная теория строения организмов. 12.Эукариотичес кая клетка. 13.Эукариотичес кая клетка. 14.Деление пищеварение и накопление схему процесса биосинтеза энербелков гии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. 1 1 1 1 1 1 1 Лабораторные и практические работы Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*. Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —определения понятий: «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»; —строение прокариотической клетки; —строение прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии)); —строение эукариотической 5 клеток. 15.Зачет по теме "Клетка" 1 Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток мно гоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). клетки; —многообразие эукариот; —особенности строения растительной и животной клеток; —главные части клетки; —органоиды цитоплазмы, включения; —стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них; —положения клеточной теории строения организмов; —биологический смысл митоза. Учащиеся должны уметь: —характеризовать метаболизм у прокариот; —описывать генетический аппарат бактерий; —описывать процессы спорообразования и размножения прокариот; —объяснять место и роль 6 Клеточная теория организмов. строения прокариот в биоценозах; — характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки; —описывать строение и функции хромосом. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний; —обобщать и делать выводы по изученному материалу; —работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала; —представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий; —объяснять рисунки и схемы, представленные в 7 Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов Тема 2.1. РАЗМНОЖЕНИ Е ОРГАНИЗМОВ 1 16.Размножение. Бесполое размножение 1 Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды учебнике; —самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам; —иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками; —работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны; —сущность полового размножения и его биологическое 8 17.Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Тема 2.2. ИНДИВИДУАЛ ЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша— гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. 1 18.Онтогенез. Эмбриональный период развития 1 19.Онтогенез. Постэмбриональ значение; —процесс гаметогенеза; —мейоз и его биологическое значение; —сущность оплодотворения. Учащиеся должны уметь: —характеризовать биологическое значение бесполого размножения; —объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —определение понятия «онтогенез»; —периодизацию индивидуального развития; —этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез); —формы постэмбрионального 9 ный период развития. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением; —прямое развитие; —биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера; —работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. Учащиеся должны уметь: —описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе; —характеризовать формы постэмбрионального развития; —различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении; —объяснять биологический смысл развития с метаморфозом; —характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном 10 развитии. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп; —использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; —выявлять признаки сходства и различия в развитии животных разных групп; —обобщать и делать выводы по изученному материалу; —работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала; 11 Раздел 3. Наследственност ь и изменчивость организмов Тема 3.1. ЗАКОНОМЕРН ОСТИ НАСЛЕДОВАН ИЯ ПРИЗНАКОВ 1 20.Основные понятия генетики. 21.Гибридологи ческий метод изучения наследственност и Г.Менделя. 22.I Закон Г.Менделя 23.II Закон Г.Менделя 1 1 1 1 1 Лабораторные и практические работы Решение генетических задач и составление родословных. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. —представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —определения понятий: «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», «наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»; —сущность гибридологического метода изучения наследственности; —законы Менделя; —закон Моргана. Учащиеся должны уметь: —использовать при решении задач 12 24.III Закон Г.Менделя 25.Решение генетических задач 26.Сцепленное наследование генов 27.Генетика пола. 28.Решение генетических задач 29.Практическая работа 1 Решение задач и составление родословных. Тема 3.2. ЗАКОНОМЕРН ОСТИ 1 1 1 1 Лабораторные практические работы и генетическую символику; —составлять генотипы организмов и записывать их гаметы; —строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом; —сущность генетического определения пола у растений и животных; —характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма; —составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Основные формы Предметные результаты изменчивости. Генотипическая обучения изменчивость. Мутации. Учащиеся должны знать: 13 ИЗМЕНЧИВОС ТИ 1 30.Наследственн ая 1 (генотипическая ) изменчивость. 31.Фенотипичес 1 кая (модификационн ая) изменчивость 32.Выявление изменчивости организмов. Лабораторная работа 2 Тема 3.3. 1 СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАН ИЗМОВ Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрическ ие данные учащихся). Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. —виды изменчивости и различия между ними. Учащиеся должны уметь: —распознавать мутационную и комбинативную изменчивость. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —методы селекции; —смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии. Учащиеся должны уметь: —объяснять механизмы передачи признаков и свойств 14 сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —давать характеристику генетических методов изучения биологических объектов; —работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; —составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; —разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; —готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения 15 Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле Тема 4.1. МНОГООБРАЗ ИЕ ЖИВОГО МИРА. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИ И И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 33. Селекция. 34. Методы селекции растений, животных. 35. Селекция микроорганизмо в. 1 1 1 1 Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. материала учебника и дополнительной литературы; —пользоваться поисковыми системами Интернета. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них; —химический состав живых организмов; —роль химических элементов в образовании органических молекул; —свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе; —царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов; 16 36. Зачет "Наследственнос ть и изменчивость Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. —ориентировочное число известных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Учащиеся должны уметь: —давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них; —характеризовать свойства живых систем; —объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации; —приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов; —объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам. 17 Тема 4.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВ СКИЙ ПЕРИОД 37.Становление 1 систематики 38.Эволюционна 1 я теория Ж.Б.Ламарка Тема 4.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕ НИИ ВИДОВ ПУТЁМ ЕСТЕСТВЕННО ГО ОТБОРА 1 39.Предпосылки возникновения учения Дарвина 1 40.Учение Дарвина об искусственном 1 Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид— элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы; —взгляды К. Линнея на систему живого мира; —основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты; 18 отборе 41.Учение Дарвина естественном отборе естественный отбор. о —учение Ч. Дарвина об искусственном отборе; —учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Учащиеся должны уметь: —оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии; —характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина; —давать определения понятий «вид» и «популяция»; —характеризовать причины борьбы за существование; —определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды; —давать оценку естественного отбора как 19 Тема 4.4. ПРИСПОСОБЛ ЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННО ГО ОТБОРА 42.Относительн 1 ый характер приспособленно сти Лабораторная работа №3 Лабораторные и практические работы Обсуждение на моделях роли приспособительног о поведения животных Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности. Тема 4.5. МИКРОЭВОЛЮ ЦИЯ 43.Вид,его Лабораторные практические работы Изучение Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная и результата борьбы за существование. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —типы покровительственной окраски (скрывающая, предостерегающая) и их значение для выживания; —объяснять относительный характер приспособлений; —особенности приспособительного поведения. Учащиеся должны уметь: —приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения живых организмов. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —значение заботы о 20 критерии и 1 структура. Лабораторная работа 4 44.Элементарны 1 е эволюционные факторы. Видообразовани е. Лабораторная работа 5 Тема 4.6. БИОЛОГИЧЕСК ИЕ ПОСЛЕДСТВИ Я приспособленност и организмов к среде обитания*. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*. структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция— элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Север потомстве для выживания; —определения понятий «вид» и «популяция»; —сущность генетических процессов в популяциях; —формы видообразования. Учащиеся должны уметь: —объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; —характеризовать процесс экологического и географического видообразования; —оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях животных, растений и микроорганизмов. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —главные направления эволюции: биологический 21 АДАПТАЦИИ. МАКРОЭВОЛЮ ЦИЯ 45.Формы естественного отбора 46.Гланые направления эволюции 47.Типы эволюционных изменений 48.Приспособит ельные особенности строения и поведения животных 49.Забота о потомстве. Физиологически е адаптации Тема 4.7. ВОЗНИКНОВЕ НИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. 1 1 1 1 цов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. прогресс и биологический регресс; —основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм; —результаты эволюции. Учащиеся должны уметь: —характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; —приводить примеры гомологичных и аналогичных органов. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —теорию академика А. И. Опарина о происхождении 1 1 22 50.Современные представления о происхождении жизни 1 51.Начальные этапы развития жизни. Тема 4.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ 52.Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры. 53.Развитие жизни в палеозойскую эры. 54.Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. 55.Происхожден 1 1 1 1 академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую жизни на Земле. Учащиеся должны уметь: —характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли; —движущие силы антропогенеза; —систематическое положение человека в системе живого мира; —свойства человека как биологического вида; —этапы становления человека как биологического вида; —расы человека и их характерные особенности. Учащиеся должны уметь: 23 ие человека и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма. —описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры; —описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру; —описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру; —описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру; —характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека; —опровергать теорию расизма. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —работать с учебником, рабочей тетрадью и 24 дидактическими материалами; —составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; —разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; —готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников; —пользоваться поисковыми системами Интернета; —выполнять лабораторные работы под руководством учителя; —сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения; 25 —оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими предками; —находить информацию о развитии растений и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую; —сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных таксономических —использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; —выявлять признаки сходства и различия в 26 Раздел 5. Взаимоотношен ия организма и среды. Основы экологии Тема 5.1. БИОСФЕРА, ЕЁ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ 56.Структура 1 биосферы. 57.Круговорот 1 веществ в природе. 1 58.История формирования природных сообществ Лабораторные и практические работы Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*. Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, строении, образе жизни и поведении животных и человека; —обобщать и делать выводы по изученному материалу; —представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —определения понятий: «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»; —структуру и компоненты биосферы; —компоненты живого вещества и его функции. Учащиеся должны уметь: —классифицировать экологические факторы; 27 живых организмов 59.Биогеоценозы и биоценозы. 60.Абиотически е факторы среды.Интенсив ность действия факторов среды 61.Биотические факторы среды 62.Биотические факторы среды 63.Экологически е факторы.Лабора торная работа 6 1 1 1 1 1 плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, —характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность; —описывать биологические круговороты веществ в природе; —объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов; —характеризовать и различать экологические системы— биогеоценоз, биоценоз и агроценоз; —раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции; —описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ; —характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и нейтральные. 28 Тема 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК 64. Природны е ресурсы и их использование. 65. Роль человека в биосфере.Лабор аторная работа 7 66. Итоговая контрольная работа 67. Повторени е 68. Повторени е 1 1 1 1 1 Лабораторные и практические работы Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*. конкуренция. Нейтральные отношения— нейтрализм. Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —антропогенные факторы среды; —характер воздействия человека на биосферу; —способы и методы охраны природы; —биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов; —основы рационального природопользования; —неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы; —заповедники, заказники, парки России; —несколько растений и животных, занесённых в Красную книгу. Учащиеся должны уметь: —применять на практике сведения об экологических 29 закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства, а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; —составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; —разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; —готовить устные 30 сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников; —пользоваться поисковыми системами Интернета; —избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации. Личностные результаты обучения —Формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; —осознание учащимися ответственности и долга перед Родиной; —ответственное отношение к обучению, готовность и 31 способность к самообразованию; —формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии; — способность учащихся строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений; —формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; —соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности; —умение реализовывать теоретические познания на 32 практике; —осознание значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии учащимися; —способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; —привить любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, развить эстетическое восприятие общения с живыми организмами; —признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение; —готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на 33 природоохранительном поприще; —умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения; —критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты; —осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; —осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 34 —умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. 35