Рабочая программа по биологии_9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной полит ики
Волгоградской области
Отдел по образованию и молодежной политике администрации Косовского муниципального района Волгоградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово»
Косовского муниципального района Волгоградской области

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры
естественно-математических дисциплин
] 1ротокол №1 от 30.08.2023г.
Руководитель
Е.А.Голосова

директор МБОУ СИЛ №1 г. Котово

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 9 класса
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель МБОУ СШ №1 г. Котово
Голосова Е.А.

2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику «Биология. Общие закономерности.9 класс»
Авторы: Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Агафонова И.Б.
(68 ч.,2 часа в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной
программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова и
ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:
Концентрический курс:
• Мамонтов, С. Г. Биология. Общие закономерности : 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Мамонтов
[и др.]. - М. : Дрофа, 2019. - (УМК «Сфера жизни»).
ЦЕЛИ КУРСА
Целями биологического образования являются:
 социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение
учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе
знакомства с миром живой природы;
 приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных
обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
здоровья - своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе);
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой при- ?еде; познавательных
качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний,
 овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
1

 овладение ключевыми компетентностями (учебно-познавательными, информационными,_ ценностно-смысловыми,
коммуникативными);
 формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и
эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы*.
В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях ее организации знакомятся с
современными достижениями в области биологии, осознают место человека : биосфере и его ответственность за
состояние природы. В курсе также заложены основы цитологии. генетики, селекции, теории эволюции**.

Тематическое планирование 9 класс
№
Тема раздела и Количе Кол-во
раздела урока
ство
лабораторных
часов
практических
работ
Введение (1 ч)
. 1.Биология как
наука о живой
природе. Роль
биологии в
практической
деятельности
людей
2.Признаки
1
живых
организмов
Раздел Структурная

Кол-во
и контро
льных
работ

Содержание раздела

Планируемый результат

Место курса
в системе
естественнонаучных
дисциплин,
а
также
в
биологических науках. Цели и
задачи курса.
Значение
предмета
для
понимания единства всего
живого и
взаимозависимости
всех
частей биосферы Земли
Элементный

состав

клетки. Предметные

результаты
2

1.

организация
живых
организмов
Тема
1.1.
ХИМИЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИ
Я КЛЕТКИ
3.Элементарный
состав клетки.
Неорганические
вещества клетки.
4.Органические
веще­ства
клетки.
Углеводы.
Липиды
5.Органические
вещества клетки.
Белки.
6.Органические
вещества
клетки.
Нуклеиновые
кислоты.

1

1

1

1

Распространённость
элементов,
их
вклад
в
образование живой материи и
объектов
неживой
природы.
Макроэлементы,
микроэлементы; их
вклад
в
образование
неорганических
и
органических молекул живого
вещества.
Неорганические
молекулы живого вещества.
Вода; её химические свойства
и биологическая роль.
Соли неорганических кислот,
их вклад в обеспечение
процессов жизнедеятельности
и поддержание гомеостаза.
Роль
катионов
и
анионов
в
обеспечении
процессов
жизнедеятельности. Осмос и
осмотическое
давление;
осмотическое
поступление
молекул
в
клетку.
Органические
молекулы.
Биологические полимеры —

обучения
Учащиеся должны знать:
—макроэлементы,
микроэлементы, их вклад в
образование
неорганических
и
органических
молекул
живого вещества;
—химические свойства и
биологическую роль воды;
—роль катионов и анионов
в обеспечении процессов
жизнедеятельности;
—уровни
структурной
организации
белковых
молекул;
—принципы
структурной
организации и функции
углеводов;
—принципы
структурной
организации и функции
жиров;
—структуру нуклеиновых
кислот (ДНК и РНК).
Учащиеся должны уметь:
—объяснять
принцип
действия ферментов;
3

Тема
1.2.
ОБМЕН
ВЕЩЕСТВ
И
ПРЕОБРАЗОВА
НИЕ ЭНЕРГИИ
В КЛЕТКЕ
1
7.Обмен веществ

белки;
их
структурная
организация.
Функции белковых молекул.
Углеводы, их строение и
биологическая роль. Жиры —
основной
структурный
компонент клеточных мембран
и источник энергии. ДНК—
молекулы наследственности.
Редупликация ДНК, передача
наследственной информации
из поколения в поколение.
Передача
наследственной
информации
из
ядра
в
цитоплазму;
транскрипция.
РНК,
её
структура
и
функции.
Информационные,
транспортные, рибосомальные
РНК
Обмен
веществ
и
преобразование энергии в
клетке.
Транспорт
веществ
через
клеточную мембрану. Пино- и
фагоцитоз.
Внутриклеточное

—характеризовать функции
белков;
—отмечать энергетическую
роль
углеводов
и
пластическую
функцию
жиров.

Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны уметь:
—описывать обмен веществ
и превращение энергии в
клетке;
—приводить
подробную
4

и превращение
энергии в
клетке.
8.Пластический
обмен.
Биосинтез
белков, жиров,
углеводов.
9.Энергетически
й
обмен.
Внутриклеточно
е пищеварение.
Дыхание
Тема
1.3.
СТРОЕНИЕ И
ФУНКЦИИ
КЛЕТОК
10.Прокариотич
еские клетки.
11.Клеточная
теория строения
организмов.
12.Эукариотичес
кая клетка.
13.Эукариотичес
кая клетка.
14.Деление

пищеварение и накопление схему процесса биосинтеза
энербелков
гии; расщепление глюкозы.
Биосинтез белков, жиров и
углеводов в клетке.

1

1

1
1

1
1
1

Лабораторные
и
практические
работы
Изучение клеток
бактерий, растений
и животных на
готовых
микропрепаратах*.

Прокариотические
клетки:
форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки.
Организация метаболизма у
прокариот.
Генетический
аппарат
бактерий.
Спорообразование.
Размножение. Место и роль
прокариот в биоценозах.
Эукариотическая
клетка.
Цитоплазма эукариотической
клетки.
Органеллы
цитоплазмы, их структура и
функции.

Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—определения
понятий:
«прокариоты», «эукариоты»,
«хромосомы», «кариотип»,
«митоз»;
—строение
прокариотической клетки;
—строение
прокариот
(бактерии и синезелёные
водоросли
(цианобактерии));
—строение эукариотической
5

клеток.
15.Зачет по теме
"Клетка"

1

Цитоскелет. Включения и их
роль в метаболизме клеток.
Клеточное ядро — центр
управления
жизнедеятельностью
клетки. Структуры клеточного
ядра:
ядерная
оболочка,
хроматин
(гетерохроматин),
ядрышко.
Особенности
строения
растительной клетки. Деление
клеток.
Клетки
в
многоклеточном
организме.
Понятие о дифференцировке
клеток
мно
гоклеточного
организма.
Митотический
цикл: интерфаза,
редупликация ДНК; митоз,
фазы митотического деления и
преобразования
хромосом.
Биологический
смысл
и
значение
митоза
(бесполое
размножение,
рост,
восполнение клеточных потерь
в
физиологических
и
патологических условиях).

клетки;
—многообразие эукариот;
—особенности
строения
растительной и животной
клеток;
—главные части клетки;
—органоиды цитоплазмы,
включения;
—стадии
митотического
цикла
и
события,
происходящие
в клетке на каждой из них;
—положения
клеточной
теории
строения
организмов;
—биологический
смысл
митоза.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать
метаболизм у прокариот;
—описывать генетический
аппарат бактерий;
—описывать
процессы
спорообразования
и
размножения
прокариот;
—объяснять место и роль
6

Клеточная теория
организмов.

строения прокариот в биоценозах; —
характеризовать
функции
органоидов цитоплазмы,
значение
включений
в
жизнедеятельности клетки;
—описывать строение и
функции хромосом.
Метапредметные
результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—составлять
схемы
и
таблицы для интеграции
полученных знаний;
—обобщать
и
делать
выводы по изученному
материалу;
—работать
с
дополнительными
источниками информации и
использовать их для поиска
необходимого материала;
—представлять изученный
материал,
используя
возможности компьютерных
технологий;
—объяснять
рисунки
и
схемы, представленные в
7

Раздел
2.

Размножение и
индивидуальное
развитие
организмов
Тема
2.1.
РАЗМНОЖЕНИ
Е
ОРГАНИЗМОВ 1
16.Размножение.
Бесполое
размножение
1

Сущность
и
формы
размножения
организмов.
Бесполое
размножение
растений и животных. Половое
размножение животных и
растений;
образование
половых клеток,
осеменение и оплодотворение.
Биологическое
значение
полового
размножения.
Гаметогенез.
Периоды

учебнике;
—самостоятельно
составлять
схемы
процессов, протекающих в
клетке, и «привязывать»
отдельные их этапы к
различным
клеточным
структурам;
—иллюстрировать
ответ
простейшими схемами и
рисунками;
—работать с микроскопом и
изготовлять
простейшие
препараты
для
микроскопического
исследования.
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—многообразие
форм
бесполого размножения и
группы
организмов, для которых
они характерны;
—сущность
полового
размножения
и
его
биологическое
8

17.Половое
размножение.
Развитие
половых клеток.
Оплодотворение

образования
половых клеток: размножение,
рост, созревание (мейоз) и
формирование
половых
клеток.
Особенности
сперматогенеза
и овогенеза. Оплодотворение.

Тема
2.2.
ИНДИВИДУАЛ
ЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗМОВ
(ОНТОГЕНЕЗ

Эмбриональный
период
развития.
Основные
закономерности
дробления;
образование
однослойного
зародыша — бластулы. Гаструляция;
закономерности образования
двуслойного
зародыша—
гаструлы.
Первичный
органогенез и дальнейшая
дифференцировка
тканей,
органов
и
систем.

1
18.Онтогенез.
Эмбриональный
период развития 1
19.Онтогенез.
Постэмбриональ

значение;
—процесс гаметогенеза;
—мейоз
и
его
биологическое значение;
—сущность
оплодотворения.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать
биологическое
значение
бесполого
размножения;
—объяснять
процесс
мейоза,
приводящий
к
образованию
гаплоидных гамет.
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—определение
понятия
«онтогенез»;
—периодизацию
индивидуального развития;
—этапы
эмбрионального
развития
(дробление,
гаструляция, органогенез);
—формы
постэмбрионального
9

ный период
развития.

Постэмбриональный
период
развития.
Формы
постэмбрионального периода
развития. Непрямое развитие;
полный
и
неполный
метаморфоз.
Биологический
смысл
развития
с
метаморфозом.
Прямое
развитие. Старение. Общие
закономерности
развития.
Биогенетический
закон.
Сходство
зародышей и эмбриональная
дивергенция признаков (закон
К. Бэра). Биогенетический
закон (Э. Геккель и Ф.
Мюллер).
Работы А. Н. Северцова об
эмбриональной изменчивости.

периода развития: непрямое
развитие, развитие полным
и неполным превращением;
—прямое развитие;
—биогенетический закон Э.
Геккеля и Ф. Мюллера;
—работы А. Н. Северцова
об
эмбриональной
изменчивости.
Учащиеся должны уметь:
—описывать
процессы,
протекающие
при
дроблении,
гаструляции и органогенезе;
—характеризовать формы
постэмбрионального
развития;
—различать
события,
сопровождающие развитие
организма при полном и
неполном превращении;
—объяснять биологический
смысл
развития
с
метаморфозом;
—характеризовать
этапы
онтогенеза при прямом
постэмбриональном
10

развитии.
Метапредметные
результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—сравнивать
и
сопоставлять между собой
этапы развития животных изученных
таксономических групп;
—использовать
индуктивный
и
дедуктивный подходы
при
изучении
крупных
таксонов;
—выявлять
признаки
сходства и различия в
развитии
животных разных групп;
—обобщать
и
делать
выводы по изученному
материалу;
—работать
с
дополнительными
источниками информации и
использовать их для поиска
необходимого материала;
11

Раздел
3.

Наследственност
ь
и
изменчивость
организмов
Тема
3.1.
ЗАКОНОМЕРН
ОСТИ
НАСЛЕДОВАН
ИЯ
ПРИЗНАКОВ
1
20.Основные
понятия
генетики.
21.Гибридологи
ческий
метод
изучения
наследственност
и Г.Менделя.
22.I
Закон
Г.Менделя
23.II
Закон
Г.Менделя

1

1
1
1
1

Лабораторные
и
практические
работы
Решение
генетических задач
и
составление
родословных.

Открытие
Г.
Менделем
закономерностей наследования
признаков.
Гибридологический
метод
изучения
наследственности.
Моногибридное
и
полигибридное скрещивание.
Законы Менделя. Независимое
и сцепленное наследование.
Генетическое
определение
пола. Генотип как целостная
система.
Взаимодействие
аллельных и неаллельных
генов в
определении признаков.

—представлять изученный
материал,
используя
возможности компьютерных
технологий.
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—определения
понятий:
«ген», «доминантный ген»,
«рецессивный
ген»,
«признак»,
«свойство»,
«фенотип»,
«генотип»,
«наследственность»,
«изменчивость»,
«модификации»,
«норма
реакции»,
«мутации»,
«сорт», «порода»,
«штамм»;
—сущность
гибридологического метода
изучения наследственности;
—законы Менделя;
—закон Моргана.
Учащиеся должны уметь:
—использовать
при
решении
задач
12

24.III
Закон
Г.Менделя
25.Решение
генетических
задач
26.Сцепленное
наследование
генов
27.Генетика
пола.
28.Решение
генетических
задач
29.Практическая
работа
1
Решение задач и
составление
родословных.

Тема
3.2.
ЗАКОНОМЕРН
ОСТИ

1
1
1
1

Лабораторные
практические
работы

и

генетическую
символику;
—составлять
генотипы
организмов и записывать их
гаметы;
—строить
схемы
скрещивания
при
независимом и
сцепленном наследовании,
наследовании, сцепленном с
полом;
—сущность генетического
определения
пола
у
растений
и животных;
—характеризовать генотип
как
систему
взаимодействующих генов
организма;
—составлять
простейшие
родословные
и
решать
генетические задачи.
Основные
формы Предметные
результаты
изменчивости. Генотипическая обучения
изменчивость.
Мутации. Учащиеся должны знать:
13

ИЗМЕНЧИВОС
ТИ

1

30.Наследственн
ая
1
(генотипическая
) изменчивость.
31.Фенотипичес 1
кая
(модификационн
ая)
изменчивость
32.Выявление
изменчивости
организмов.
Лабораторная
работа 2
Тема
3.3. 1
СЕЛЕКЦИЯ
РАСТЕНИЙ,
ЖИВОТНЫХ
И
МИКРООРГАН
ИЗМОВ

Построение
вариационной
кривой (размеры
листьев
растений,
антропометрическ
ие
данные
учащихся).

Значение
мутаций
для
практики сельского хозяйства
и
биотехнологии.
Комбинативная изменчивость.
Эволюционное
значение
комбинативной изменчивости.
Фенотипическая,
или
модификационная,
изменчивость. Роль условий
внешней среды в развитии и
проявлении
признаков
и
свойств.

—виды изменчивости и
различия между ними.
Учащиеся должны уметь:
—распознавать
мутационную
и
комбинативную
изменчивость.

Центры происхождения и
многообразия культурных
растений.
Сорт,
порода,
штамм. Методы селекции
растений
и животных. Достижения и
основные
направления
современной
селекции.
Значение
селекции
для
развития

Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—методы селекции;
—смысл и значение явления
гетерозиса и полиплоидии.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять
механизмы
передачи
признаков
и
свойств
14

сельскохозяйственного
производства, медицинской,
микробиологической и других
отраслей промышленности.

из поколения в поколение и
возникновение отличий от
родительских
форм
у
потомков.
Метапредметные
результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—давать
характеристику
генетических
методов
изучения
биологических
объектов;
—работать с учебником,
рабочей
тетрадью
и
дидактическими
материалами; —составлять
конспект
параграфа
учебника до и/или
после изучения материала
на уроке;
—разрабатывать
план-конспект
темы,
используя разные
источники информации;
—готовить
устные
сообщения и письменные
рефераты на
основе
обобщения
15

Раздел
4.

Эволюция
живого мира на
Земле
Тема
4.1.
МНОГООБРАЗ
ИЕ
ЖИВОГО
МИРА.
УРОВНИ
ОРГАНИЗАЦИ
И
И
ОСНОВНЫЕ
СВОЙСТВА
ЖИВЫХ
ОРГАНИЗМОВ
33. Селекция.
34. Методы
селекции
растений,
животных.
35. Селекция
микроорганизмо
в.

1
1

1
1

Уровни организации жизни:
молекулярно-генетический,
клеточный,
тканевый,
органный,
организменный,
популяционно-видовой,
биогеоценотический
и
биосферный.
Единство химического состава
живой материи; основные
группы химических элементов
и молекул, образующие живое
вещество
биосферы.
Клеточное
строение
организмов,
населяющих Землю. Обмен
веществ и саморегуляция в
биологических
системах.
Самовоспроизведение;
наследственность
и
изменчивость
как
основа
существования живой
материи. Рост и развитие.

материала
учебника
и
дополнительной
литературы;
—пользоваться поисковыми
системами Интернета.
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—уровни
организации
живой материи и научные
дисциплины, занимающиеся
изучением
процессов
жизнедеятельности
на
каждом из них;
—химический состав живых
организмов;
—роль
химических
элементов в образовании
органических молекул;
—свойства живых систем и
отличие их проявлений от
сходных
процессов,
происходящих в неживой
природе;
—царства живой природы,
систематику и представителей разных таксонов;
16

36. Зачет
"Наследственнос
ть
и
изменчивость

Раздражимость;
формы
избирательной
реакции
организмов
на
внешние
воздействия.
Ритмичность
процессов
жизнедеятельности;
биологические
ритмы
и
их
значение.
Дискретность
живого
вещества и взаимоотношения
части и целого в биосистемах.
Энергозависимость
живых
организмов;
формы
потребления энергии. Царства
живой
природы;
краткая
характеристика естественной
системы
классификации
живых организмов. Видовое
разнообразие.

—ориентировочное число
известных видов животных,
растений,
грибов
и
микроорганизмов.
Учащиеся должны уметь:
—давать
определения
уровней
организации
живого и характеризовать
процессы
жизнедеятельности
на
каждом из
них;
—характеризовать свойства
живых систем;
—объяснять,
как
проявляются
свойства
живого на каждом из
уровней организации;
—приводить
краткую
характеристику
искусственной и
естественной
систем
классификации
живых
организмов;
—объяснять,
почему
организмы относят к разным
систематическим группам.
17

Тема
4.2.
РАЗВИТИЕ
БИОЛОГИИ В
ДОДАРВИНОВ
СКИЙ
ПЕРИОД
37.Становление 1
систематики
38.Эволюционна 1
я
теория
Ж.Б.Ламарка
Тема
4.3.
ТЕОРИЯ
Ч.
ДАРВИНА
О
ПРОИСХОЖДЕ
НИИ ВИДОВ
ПУТЁМ
ЕСТЕСТВЕННО
ГО ОТБОРА
1
39.Предпосылки
возникновения
учения Дарвина 1
40.Учение
Дарвина
об
искусственном
1

Развитие
биологии
в
додарвиновский
период.
Господство
в
науке
представлений
об
«изначальной
целесообразности»
и
неизменности живой природы.
Работы
К. Линнея по систематике
растений
и
животных.
Эволюционная теория Ж. Б.
Ламарка.
Предпосылки возникновения
учения
Ч.
Дарвина:
достижения
в
области
естественных
наук,
экспедиционный
материал Ч. Дарвина. Учение
Ч. Дарвина об искусственном
отборе. Учение Ч. Дарвина о
естественном отборе. Вид—
элементарная эволюционная
единица.
Всеобщая
индивидуальная изменчивость
и избыточная численность
потомства.
Борьба за существование и

Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—представления
естествоиспытателей
додарвиновской
эпохи о сущности живой
природы;
—взгляды К. Линнея на
систему живого мира;
—основные
положения
эволюционной теории Ж. Б.
Ламарка, её позитивные и
ошибочные черты;
18

отборе
41.Учение
Дарвина
естественном
отборе

естественный отбор.
о

—учение Ч. Дарвина об
искусственном отборе;
—учение Ч. Дарвина о
естественном отборе.
Учащиеся должны уметь:
—оценивать
значение
эволюционной теории Ж. Б.
Ламарка
для
развития
биологии;
—характеризовать
предпосылки возникновения
эволюционной теории Ч.
Дарвина;
—давать
определения
понятий
«вид»
и
«популяция»;
—характеризовать причины
борьбы за существование;
—определять
значение
внутривидовой, межвидовой
борьбы за существование и
борьбы с абиотическими
факторами среды;
—давать
оценку
естественного отбора как
19

Тема
4.4.
ПРИСПОСОБЛ
ЕННОСТЬ
ОРГАНИЗМОВ
К УСЛОВИЯМ
ВНЕШНЕЙ
СРЕДЫ
КАК
РЕЗУЛЬТАТ
ДЕЙСТВИЯ
ЕСТЕСТВЕННО
ГО ОТБОРА
42.Относительн 1
ый
характер
приспособленно
сти
Лабораторная
работа №3

Лабораторные
и
практические
работы
Обсуждение
на
моделях
роли
приспособительног
о
поведения
животных

Приспособительные
особенности
строения.
Покровительственная окраска
покровов тела: скрывающая
окраска
(однотонная,
двутоновая, расчленяющая и
др.);
предостерегающая
окраска.
Мимикрия.
Приспособительное поведение
животных. Забота о потомстве.
Физиологические адаптации.
Относительность
приспособленности.

Тема
4.5.
МИКРОЭВОЛЮ
ЦИЯ
43.Вид,его

Лабораторные
практические
работы
Изучение

Вид
как
генетически
изолированная
система;
репродуктивная изоляция и её
механизмы. Популяционная

и

результата
борьбы за существование.
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—типы
покровительственной
окраски (скрывающая,
предостерегающая) и их
значение для выживания;
—объяснять относительный
характер приспособлений;
—особенности
приспособительного
поведения.
Учащиеся должны уметь:
—приводить
примеры
приспособительного
строения тела,
покровительственной
окраски
покровов
и
поведения
живых
организмов.
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—значение
заботы
о
20

критерии
и 1
структура.
Лабораторная
работа 4
44.Элементарны 1
е эволюционные
факторы.
Видообразовани
е. Лабораторная
работа 5

Тема
4.6.
БИОЛОГИЧЕСК
ИЕ
ПОСЛЕДСТВИ
Я

приспособленност
и организмов к
среде обитания*.
Изучение
изменчивости,
критериев
вида,
результатов
искусственного
отбора на сортах
культурных
растений*.

структура вида; экологические
и
генетические
характеристики
популяций.
Популяция—
элементарная
эволюционная единица. Пути
и скорость видообразования;
географическое
и
экологическое
видообразование.

Главные
направления
эволюционного
процесса.
Биологический прогресс и
биологический регресс (А. Н.
Север

потомстве для выживания;
—определения
понятий
«вид» и «популяция»;
—сущность
генетических
процессов в популяциях;
—формы видообразования.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять
причины
разделения
видов,
занимающих
обширный ареал обитания,
на популяции;
—характеризовать процесс
экологического
и
географического
видообразования;
—оценивать
скорость
видообразования
в
различных систематических
категориях
животных,
растений
и
микроорганизмов.
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—главные
направления
эволюции: биологический
21

АДАПТАЦИИ.
МАКРОЭВОЛЮ
ЦИЯ
45.Формы
естественного
отбора
46.Гланые
направления
эволюции
47.Типы
эволюционных
изменений
48.Приспособит
ельные
особенности
строения
и
поведения
животных
49.Забота
о
потомстве.
Физиологически
е адаптации
Тема
4.7.
ВОЗНИКНОВЕ
НИЕ
ЖИЗНИ
НА ЗЕМЛЕ.

1

1

1

1

цов).
Пути
достижения
биологического
прогресса.
Основные
закономерности
эволюции:
дивергенция,
конвергенция,
параллелизм.
Правила
эволюции групп организмов.
Результаты
эволюции:
многообразие
видов,
органическая
целесообразность,
постепенное
усложнение
организации.

прогресс и биологический
регресс;
—основные закономерности
эволюции: дивергенцию,
конвергенцию
и
параллелизм;
—результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать
пути
достижения биологического
прогресса:
ароморфоз,
идиоадаптацию и общую
дегенерацию;
—приводить
примеры
гомологичных
и
аналогичных органов.

Органический
мир
как
результат
эволюции.
Возникновение и развитие
жизни на Земле. Химический,
предбиологический
(теория

Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—теорию академика А. И.
Опарина о происхождении

1

1

22

50.Современные
представления о
происхождении
жизни
1
51.Начальные
этапы развития
жизни.
Тема
4.8.
РАЗВИТИЕ
ЖИЗНИ
НА
ЗЕМЛЕ
52.Развитие
жизни
в
архейскую
и
протерозойскую
эры.
53.Развитие
жизни
в
палеозойскую
эры.
54.Развитие
жизни
в
мезозойскую и
кайнозойскую
эры.
55.Происхожден

1

1

1

1

академика А. И. Опарина),
биологический и социальный
этапы
развития
живой
материи.
Филогенетические связи в
живой природе; естественная
классификация
живых
организмов
Развитие жизни на Земле в
архейскую и протерозойскую
эры. Первые следы жизни на
Земле. Появление всех
современных
типов
беспозвоночных
животных.
Первые хордовые. Развитие
водных растений. Развитие
жизни на Земле
в
палеозойскую
эру.
Появление
и
эволюция
сухопутных
растений.
Папоротники,
семенные
папоротники, голосеменные
растения.
Возникновение
позвоночных:
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся.
Развитие
жизни на Земле в мезозойскую

жизни на Земле.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать
химический,
предбиологический,
биологический
и
социальный этапы развития
живой материи.
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—этапы развития животных
и растений в различные
периоды
существования
Земли; —движущие силы
антропогенеза;
—систематическое
положение
человека
в
системе живого мира;
—свойства человека как
биологического вида;
—этапы
становления
человека
как
биологического вида;
—расы человека и их
характерные особенности.
Учащиеся должны уметь:
23

ие человека

и
кайнозойскую
эры.
Появление и распространение
покрытосеменных растений.
Возникновение
птиц
и
млекопитающих. Появление и
развитие
приматов.
Происхождение
человека.
Место человека в живой
природе.
Систематическое
положение вида Homo sapiens
в системе животного мира.
Признаки и свойства человека,
позволяющие отнести его к
различным систематическим
группам царства животных.
Стадии эволюции человека:
древнейший человек, древний
человек, первые современные
люди. Свойства человека как
биологического
вида.
Популяционная
структура
вида Homo
sapiens; человеческие расы;
расообразование;
единство
происхождения
рас.
Антинаучная
сущность
расизма.

—описывать
развитие
жизни на Земле в архейскую
и
протерозойскую эры;
—описывать
развитие
жизни
на
Земле
в
палеозойскую
эру;
—описывать
развитие
жизни
на
Земле
в
мезозойскую
эру;
—описывать
развитие
жизни
на
Земле
в
кайнозойскую
эру;
—характеризовать
роль
прямохождения,
развития
головного мозга и труда в
становлении человека;
—опровергать
теорию
расизма.
Метапредметные
результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником,
рабочей
тетрадью
и
24

дидактическими
материалами;
—составлять
конспект
параграфа
учебника
до
и/или после изучения материала на
уроке;
—разрабатывать
план-конспект
темы,
используя разные
источники информации;
—готовить
устные
сообщения и письменные
рефераты,
используя
информацию
учебника и дополнительных
источников;
—пользоваться поисковыми
системами Интернета;
—выполнять лабораторные
работы под руководством
учителя;
—сравнивать
представителей
разных
групп растений и
животных, делать выводы
на основе сравнения;
25

—оценивать свойства пород
домашних
животных
и
культурных растений по
сравнению
с
дикими
предками;
—находить информацию о
развитии
растений
и
животных
в
научно-популярной
литературе, биологических
словарях
и
справочниках,
анализировать и оценивать
её, переводить из одной
формы в другую;
—сравнивать
и
сопоставлять между собой
современных и ископаемых
животных
изученных
таксономических
—использовать
индуктивный
и
дедуктивный подходы
при
изучении
крупных
таксонов;
—выявлять
признаки
сходства и различия в
26

Раздел
5.

Взаимоотношен
ия организма
и среды. Основы
экологии
Тема
5.1.
БИОСФЕРА, ЕЁ
СТРУКТУРА И
ФУНКЦИИ
56.Структура
1
биосферы.
57.Круговорот
1
веществ
в
природе.
1
58.История
формирования
природных
сообществ

Лабораторные
и
практические
работы
Составление схем
передачи веществ
и энергии (цепей
питания)*.
Изучение
и
описание
экосистемы своей
местности,
выявление типов
взаимодействия
разных видов в
данной
экосистеме*.

Биосфера — живая оболочка
планеты. Структура биосферы.
Компоненты биосферы: живое
вещество, видовой
состав, разнообразие и вклад в
биомассу. Биокосное и косное
вещество биосферы (В. И.
Вернадский).
Круговорот
веществ
в
природе.
Естественные
сообщества
живых
организмов.
Биогеоценозы.
Компоненты
биогеоценозов: продуценты,
консументы,
редуценты.
Биоценозы:
видовое
разнообразие,

строении,
образе жизни и поведении
животных и человека;
—обобщать
и
делать
выводы по изученному
материалу;
—представлять изученный
материал,
используя
возможности компьютерных
технологий.
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—определения
понятий:
«биосфера»,
«экология»,
«окружающая
среда»,
«среда
обитания»,
«продуценты»,
«консументы»,
«редуценты»;
—структуру и компоненты
биосферы;
—компоненты
живого
вещества и его функции.
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать
экологические факторы;
27

живых
организмов
59.Биогеоценозы
и биоценозы.
60.Абиотически
е
факторы
среды.Интенсив
ность действия
факторов среды
61.Биотические
факторы среды
62.Биотические
факторы среды
63.Экологически
е
факторы.Лабора
торная работа 6

1
1

1
1
1

плотность
популяций,
биомасса.
Абиотические
факторы
среды. Роль температуры,
освещённости, влажности и
других
факторов
в
жизнедеятельности сообществ.
Интенсивность
действия
фактора
среды;
ограничивающий фактор.
Взаимодействие
факторов
среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды.
Цепи
и
сети
питания.
Экологические
пирамиды:
чисел, биомассы, энергии.
Смена биоценозов. Причины
смены
биоценозов;
формирование новых
сообществ.
Формы
взаимоотношений
между
организмами.
Позитивные отношения —
симбиоз:
мутуализм,
кооперация,
комменсализм.
Антибиотические отношения:
хищничество,
паразитизм,

—характеризовать биомассу
Земли,
биологическую
продуктивность;
—описывать биологические
круговороты веществ в природе;
—объяснять
действие
абиотических, биотических
и
антропогенных факторов;
—характеризовать
и
различать
экологические
системы—
биогеоценоз,
биоценоз и агроценоз;
—раскрывать сущность и
значение
в
природе
саморегуляции;
—описывать процесс смены
биоценозов
и
восстановления
природных сообществ;
—характеризовать формы
взаимоотношений
между
организмами:
симбиотические,
антибиотические
и
нейтральные.
28

Тема
5.2.
БИОСФЕРА И
ЧЕЛОВЕК
64.
Природны
е ресурсы и их
использование.
65. Роль
человека
в
биосфере.Лабор
аторная работа 7
66. Итоговая
контрольная
работа
67.
Повторени
е
68.
Повторени
е

1

1

1
1
1

Лабораторные
и
практические
работы
Анализ и оценка
последствий
деятельности
человека в
экосистемах*.

конкуренция.
Нейтральные
отношения— нейтрализм.
Природные ресурсы и их
использование.
Антропогенные
факторы
воздействия на биоценозы
(роль человека в
природе);
последствия
хозяйственной деятельности
человека.
Проблемы
рационального
природопользования, охраны
природы:
защита
от
загрязнений,
сохранение
эталонов
и
памятников
природы,
обеспечение
природными
ресурсами
населения планеты.

Предметные
результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
—антропогенные факторы
среды;
—характер
воздействия
человека на биосферу;
—способы и методы охраны
природы;
—биологический
и
социальный
смысл
сохранения
видового
разнообразия биоценозов;
—основы
рационального
природопользования;
—неисчерпаемые
и
исчерпаемые ресурсы;
—заповедники, заказники,
парки России;
—несколько растений и
животных, занесённых в
Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
—применять на практике
сведения об экологических
29

закономерностях
в
промышленности
и
сельском хозяйстве
для правильной организации
лесоводства, рыбоводства,
а также для решения всего
комплекса задач охраны
окружающей
среды
и
рационального
природопользования.
Метапредметные
результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником,
рабочей
тетрадью
и
дидактическими
материалами;
—составлять
конспект
параграфа
учебника
до
и/или
после изучения материала
на уроке;
—разрабатывать
план-конспект
темы,
используя разные
источники информации;
—готовить
устные
30

сообщения и письменные
рефераты на
основе
информации
из
учебника и дополнительных
источников;
—пользоваться поисковыми
системами Интернета;
—избирательно относиться
к
биологической
информации, содержащейся
в
средствах
массовой
информации.
Личностные
результаты
обучения
—Формирование
чувства
российской
гражданской
идентичности: патриотизма,
любви
и
уважения
к
Отечеству,
чувства гордости за свою
Родину;
—осознание
учащимися
ответственности и долга
перед
Родиной;
—ответственное отношение
к обучению, готовность и
31

способность
к
самообразованию;
—формирование мотивации
к обучению и познанию,
осознанному
выбору
будущей профессии; —
способность
учащихся
строить
дальнейшую
индивидуальную
траекторию образования на
базе ориентации в мире
профессий
и
профессиональных
предпочтений;
—формирование целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной практики;
—соблюдение и пропаганда
учащимися
правил
поведения в природе, их
участие в природоохранной
деятельности;
—умение
реализовывать
теоретические познания на
32

практике;
—осознание
значения
образования
для
повседневной
жизни и осознанный выбор
профессии учащимися;
—способность
учащихся
проводить
работу
над
ошибками
для внесения корректив в
усваиваемые знания;
—привить
любовь
к
природе, чувство уважения
к
учёным,
изучающим
животный мир, развить
эстетическое
восприятие
общения
с
живыми организмами;
—признание
учащимися
права каждого человека на
собственное
аргументированное мнение;
—готовность учащихся к
самостоятельным поступкам
и
активным действиям на
33

природоохранительном
поприще;
—умение аргументированно
и обоснованно отстаивать
свою точку зрения;
—критичное отношение к
своим поступкам, осознание
ответственности
за
их
результаты;
—осознанное, уважительное
и
доброжелательное
отношение
к
другому
человеку,
его
мнению,
мировоззрению,
культуре;
—осознание
важности
формирования
экологической
культуры
на
основе
признания ценности жизни
во всех её
проявлениях
и
необходимости
ответственного, бережного
отношения к окружающей
среде;
34

—умение
слушать
и
слышать другое мнение,
вести
дискуссию,
умение
оперировать фактами как
для доказательства, так и
для
опровержения
существующего мнения.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».