Рабочая программа по литературе 5б класс

Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО
DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462,
ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34
Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА,
3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО,
T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: на первой странице
Дата: 2023.09.30 13:21:26+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС
ООО), а также Примерной программы воспитания, с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных
ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом
развитии обучающихся, в становлении основ ихмиропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются
феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия
выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных
произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро,
справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при
соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников,
их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учѐта преемственности с курсом
литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов
художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию
эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей
русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и
направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в
качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных
устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим
культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощѐнных в
отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые
постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры,
культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и
зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию
патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению
духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей;
формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с
формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с
гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению
художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует
накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных
мероприятиях, посвящѐнных литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на
формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и
историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений,
умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства;
развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения
выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и
выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве
формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с
произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об
историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных
источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения
выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на
совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать
разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том
числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую
точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для
изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету
«Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в классе по программе основного
общего образования рассчитано на 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трѐх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья подДубом», «Квартет»,
«Осѐл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трѐх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX векаИ. С.
Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос»
(фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее
пяти стихотворений трѐх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А.
А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—
XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» идр.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и Минька», «Ёлка»,
«Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И.Куприна, М. М.
Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие
мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В.
Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я.
Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычѐв.
«Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня
соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др. Зарубежная сказочная проза
(одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин.
«Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору).
Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,
«Звук бегущих ног»,
«Зелѐное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р.
Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная стрела» и др. Зарубежная проза о
животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свѐрток»; Дж. Лондон.
«Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, отражѐнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формированиявнутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей;

— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в
том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях;

— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на
примеры из литературы;

— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в
том числе с опорой на примеры из литературы;

— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в
ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур
народов РФ;

— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных произведениях;

—

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в
литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и
поступков персонажей литературных произведений;

— готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;

— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации исамовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);

— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьноголитературного образования;

— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных
произведений;

— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;

— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных
произведений;

— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого;

— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений
русского фольклора и литературы;

— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий дляокружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения;

— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы;

— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической
и социальной сред;

— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на
изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учѐтом специфики школьного
литературного образования;

— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:

— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниямдругих;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;

— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐразвитие;

— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;

— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;

— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
опираясь на жизненный и читательский опыт;

— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;

— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов,
литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко- литературного процесса);

— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по
существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии
проводимого анализа;

— с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных
фактах и наблюдениях над текстом;

—
—
—
—

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учѐтом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии;

— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение

— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей
литературного объекта изучения, причинно-следственных связей изависимостей объектов между собой;

— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
опыта, исследования;

— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в

литературных произведениях.

3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой
информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию
различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и
иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;

— оценивать надѐжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;

— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями ицелями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести
переговоры;

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать
свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решениипоставленной задачи;

— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместнойработы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной
работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать
свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои
возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы ивысказывать идеи,
нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в

соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐтаперед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображѐнные в
художественной литературе;

— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);

— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать
предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциямидругих;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из
художественной литературы;

— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных
героев;

— признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и еѐ роли в воспитании
любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текстанаучного, делового,
публицистического;

3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные
произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах
литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

выявлять

— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать ихв процессе анализа
и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия;
художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть,
стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая
характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение;
аллегория;ритм, рифма;

— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и

художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учѐтом возраста, литературного
развития обучающихся);

4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая
личное отношение к произведению (с учѐтом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на
вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы ктексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки
прочитанного (с учѐтом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учѐтом литературного
развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и
литературы;

9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной
литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для
собственного развития;
планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счѐт
произведений современной литературы для детей и подростков;

10)

участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично
представлять их результаты (с учѐтом литературного развития обучающихся);

11)

владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме;
пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет- ресурсами, соблюдая правила
информационной безопасности.

12)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контро практические
льные работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Мифология
1.1.

Мифы народов России и мира

4

0

0

01.09.2022
09.09.2022

Выразительно читать мифы и
другие эпические
произведения, отвечать на
вопросы, пересказывать;
Анализировать сюжет,
жанровые, композиционные и
художественные особенности;
Определять и формулировать
тему и основную мысль
прочитанных мифов;
Сопоставлять мифы разных
народов, сравнивать их с
эпическими произведениями;
Характеризовать главных
героев, сравнивать их
поступки;
Высказывать своѐ отношение к
событиям и эпическим героям;

Устный
опрос;

http://school-collection.edu.ru/

1.2.

Внеклассное чтение

1

0

0

10.09.2022

Выразительно читать мифы и
другие эпические
произведения, отвечать на
вопросы, пересказывать.

Устный
опрос;

http://school-collection.edu.ru/

Итого по разделу

5

Раздел 2. Фольклор
2.1.

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки

2

0

0

12.09.2022
14.09.2022

Выразительно читать
фольклорные произведения
малых жанров, отвечать на
вопросы;
Отличать пословицы от
поговорок;
Сопоставлять русские
пословицы и поговорки с
пословицами и поговорками
других народов;

Устный
опрос;

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

2.2.

Развитие речи

1

0

0

15.09.2022
17.09.2022

Уметь сочинять и разгадывать
загадки.

Письменный
контроль;

http://www.feb-web.ru

2.3.

Сказки народов России и народов мира

6

1

0

19.09.2022
01.10.2022

Выразительно читать,
пересказывать (кратко,
подробно, выборочно) сказки,
отвечать на вопросы;
Определять виды сказок
(волшебные, бытовые, о
животных);
Определять и формулировать
тему и основную мысль
прочитанной сказки;
Характеризовать героев
сказок, оценивать их поступки;
Определять особенности языка
и композиции народных
сказок разных народов (зачин,
концовка, постоянные
эпитеты, устойчивые
выражения и др.);
Сочинять собственные сказки,
употребляя сказочные
устойчивые выражения;
Инсценировать любимую
сказку;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

РЭШ

2.4.

Внеклассное чтение

1

0

0

04.10.2022

Выразительно читать,
пересказывать (кратко,
подробно, выборочно) сказки,
отвечать на вопросы.

Устный
опрос;

http://school-collection.edu.ru/

Итого по разделу

10

Раздел 3. Литература первой половины XIX века
3.1.

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни»,
«Свинья под Дубом», «Квартет», «Осѐл и Соловей», «Ворона и Лисица»

6

0

0

06.10.2022
18.10.2022

Выразительно читать басню, в
том числе по ролям;
Определять и формулировать
тему и основную мысль
прочитанной басни;
Находить значение
незнакомого слова в словаре;
Инсценировать басню;
Определять художественные
особенности басенного жанра;
Иметь первоначальное
представление об аллегории и
морали;

Устный
опрос;

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

3.2.

Развитие речи

1

0

0

20.10.2022

Сочинять собственные басни,
соблюдая художественные
особенности басенного жанра.

Письменный
контроль;

http://vschool.km.ru

3.3.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трѐх). «Зимнее утро», «Зимний
вечер», «Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях»

7

1

0

22.10.2022
12.11.2022

Выразительно читать
стихотворения;
Отличать поэтический текст от
прозаического,
аргументировать свой ответ;
Определять тематическое
единство подобранных
произведений;
Выявлять средства
художественной
изобразительности в
лирических произведениях
(эпитет, метафору,
олицетворение, сравнение);
Выполнять письменные
работы по первоначальному
анализу стихотворения;
Заучивать стихотворения
наизусть;
Выразительно читать сказку,
отвечать на вопросы по
содержанию;
Определять идейнотематическое содержание
сказки А. С. Пушкина;
Выявлять своеобразие
авторской сказки и еѐ отличие
от народной;
Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения;
Сопоставлять сказку с другими
видами искусства;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass;
РЭШ

3.4.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

2

0

0

15.11.2022
17.11.2022

Выразительно читать
стихотворение;
Отвечать на вопросы по
прочитанному тексту, задавать
вопросы с целью понимания
содержания стихотворения;
Определять его историческую
основу, идейно-тематическое
содержание;
Определять позицию автора;
Выявлять жанровые признаки
и средства художественной
изобразительности в
произведении (эпитет,
олицетворение, сравнение,
метафора);
Заучивать стихотворение
наизусть;

Устный
опрос;

РЭШ; http://vschool.km.ru

3.5.

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

2

0

0

19.11.2022
22.11.2022

Читать выразительно
прозаический текст, отвечать
на вопросы;
Учиться самостоятельно
формулировать вопросы;
Пересказывать (кратко,
подробно, выборочно) текст
повести;
Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

3.6.

Внеклассное чтение

1

0

0

24.11.2022

Пересказывать (кратко,
подробно, выборочно) тексты
повестей Н.В. Гоголя;
Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения

Устный
опрос;

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

Итого по разделу

19

Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1.

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»

5

0

0

03.12.2022
13.12.2022

Выразительно читать рассказ,
отвечать на вопросы,
пересказывать (подробно и
сжато);
Выделять наиболее яркие
эпизоды произведения;
Составлять простой план
рассказа;
Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных
героев рассказа;
Составлять устный портрет
Герасима;
Определять роль пейзажных
описаний;

Устный
опрос;

4.2.

Развитие речи

1

1

0

15.12.2022

Писать сочинение по
содержанию рассказа;

Письменный
контроль;

4.3.

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети».
«Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент)

3

0

0

26.11.2022
01.12.2022

Выразительно читать
поэтический текст, в том числе
по ролям;
Определять тематическое
содержание стихотворения;
Характеризовать главных
героев, лирического героя
(автора);
Определять отношение автора
к детям;
Выявлять средства
художественной
выразительности;
Заучивать стихотворение
наизусть;

Устный
опрос;

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass; РЭШ

4.4.

Л. Н. Толстой.
Рассказ «Кавказский пленник»

4

1

0

17.12.2022
24.12.2022

Выразительно читать текст
рассказа, отвечать на вопросы,
пересказывать (подробно и
сжато);
Выявлять основную мысль
рассказа, определять его
композиционные особенности;
Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения;
Составлять план сообщения о
главных героях произведения;
Составлять сравнительную
характеристику Жилина и
Костылина;
Характеризовать горцев, их
обычаи и нравы;
Давать собственную
интерпретацию и оценку
рассказа;
Давать развѐрнутый ответ на
вопрос, связанный со знанием
и пониманием литературного
произведения;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

РЭШ;
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

4.5.

Внеклассное чтение

1

0

0

27.12.2022

Выразительно читать текст
рассказа, отвечать на вопросы,
пересказывать (подробно и
сжато);
Выявлять основную мысль
рассказа.

Устный
опрос;

http://vschool.km.ru

Итого по разделу

14

Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков
5.1.

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и
о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К.
Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А.
Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова

6

0

0

12.01.2023
24.01.2023

Выразительно читать
стихотворение, определять его
тематическое содержание,
средства художественной
выразительности (эпитет,
метафора, сравнение,
олицетворение);
Выявлять музыкальность
поэтического текста;
Выражать личное читательское
отношение к прочитанному;
Заучивать одно из
стихотворений наизусть;

Устный
опрос;

РЭШ

5.2.

Развитие речи

1

0

0

26.01.2023

Заучивать одно из
стихотворений наизусть

Устный
опрос;

http://vschool.km.ru

5.3.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А.
П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия»,
«Мальчики», «Хирургия» и др.

2

0

0

28.01.2023
31.01.2023

Выразительно читать рассказ,
отвечать на вопросы по
прочитанному произведению,
задавать вопросы с целью
понимания содержания
произведений, пересказывать
близко к тексту;
Определять роль названия в
литературном произведении;
Анализировать произведение с
учѐтом его жанровых
особенностей, с
использованием методов
смыслового чтения и
эстетического анализа, давать
собственную интерпретацию и
оценку произведениям;
Характеризовать героев
рассказа;
Сопоставлять произведения
авторов по заданным
основаниям;
Выявлять детали, создающие
комический эффект;

Устный
опрос;

РЭШ;
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

5.4.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и
Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

2

0

0

02.02.2023
04.02.2023

Выразительно читать рассказ,
отвечать на вопросы по
прочитанному произведению,
задавать вопросы с целью
понимания содержания
произведений, пересказывать
близко к тексту;
Определять роль названия в
литературном произведении;
Анализировать произведение с
учѐтом его жанровых
особенностей, с
использованием методов
смыслового чтения и
эстетического анализа, давать
собственную интерпретацию и
оценку произведениям;
Характеризовать героев
рассказа;

Тестирование; РЭШ;
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

5.5.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее
трѐх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г.
Паустовского

4

0

0

07.02.2023
14.02.2023

Выразительно читать
прозаический текст, отвечать
на вопросы, владеть разными
видами пересказа;
Составлять план;
Определять сюжет и
тематическое своеобразие
произведения;

Устный
опрос;

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

5.6.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова»,
«Никита» и др.

2

0

0

16.02.2023
18.02.2023

Выразительно читать
прозаический текст, отвечать
на вопросы по прочитанному
произведению, задавать
вопросы с целью понимания
содержания произведения,
владеть разными видами
пересказа;
Составлять план;
Определять тему рассказа;
Определять средства
выразительности
прозаического текста;
Давать развѐрнутый ответ на
вопрос, связанный со знанием
и пониманием литературного
произведения;

Тестирование; http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

5.7.

Развитие речи

1

0

0

21.02.2023

Писать портретную
характеристику литературного
героя

Письменный
контроль;

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

5.8.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

2

0

0

24.02.2023
25.02.2023

Читать прозаический текст,
отвечать на вопросы,
пересказывать, участвовать в
беседе о произведении;
Находить детали, языковые
средства художественной
выразительности, определять
их роль в произведении;
Находить значение
незнакомого слова в словаре;
Определять характер главного
героя, его взаимоотношение с
природой;
Выявлять роль пейзажа в
рассказе;
Высказывать своѐ отношение к
герою рассказа;
Писать сочинение по
самостоятельно составленному
плану;

Письменный
контроль;

РЭШ; http://vschool.km.ru

5.9.

Развитие речи

1

0

0

28.02.2023

Давать характеристику
литературному герою

Письменный
контроль;

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

Итого по разделу
Раздел 6. Литература XX—XXI веков

21

6.1.

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее
двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев.
«Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

5

1

0

02.03.2023
11.03.2023

Воспринимать и выразительно
читать литературное
произведение;
Отвечать на вопросы (с
использованием цитирования)
и самостоятельно
формулировать вопросы к
тексту;
Участвовать в коллективном
диалоге;
Анализировать сюжет, тему
произведения, определять его
композиционные особенности;
Характеризовать и
сопоставлять героев
произведения, выявлять
художественные средства их
создания;

Устный
опрос;

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

6.2.

Внеклассное чтение

1

0

0

14.03.2023

Анализировать сюжет, тему
произведения, определять его
композиционные особенности

Устный
опрос;

РЭШ

6.3.

Развитие речи

1

0

0

16.03.2023

Письменно отвечать на вопрос

Письменный
контроль;

6.4.

Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства
(не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В.
П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К.
Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С.
Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др.

4

0

0

18.03.2023
04.04.2023

Воспринимать и выразительно
читать литературное
произведение;
Отвечать на вопросы,
формулировать
самостоятельно вопросы к
тексту, пересказывать
прозаические произведения;
Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных
героев, составлять их
словесный портрет;
Сопоставлять героев и их
поступки с другими
персонажами прочитанного
произведения и персонажами
других произведений;
Выявлять авторскую позицию;
Высказывать своѐ отношение к
событиям, изображѐнным в
произведении;
Писать отзыв на прочитанную
книгу;

Устный
опрос;

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

6.5.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по
выбору). Например, К. Булычѐв «Девочка, с которойничегоне случится»,
«Миллион приключений» (главы по выбору) и др.

2

0

0

06.04.2023
08.04.2023

Воспринимать и выразительно
читать прозаический текст,
отвечать на вопросы,
пересказывать текст,
используя авторские средства
художественной
выразительности;
Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных
героев, основные события;

Устный
опрос;

РЭШ;
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

6.6.

Внеклассное чтение

1

0

0

11.04.2023

Воспринимать и выразительно
читать прозаический текст,
отвечать на вопросы,
пересказывать текст,
используя авторские средства
художественной
выразительности

Устный
опрос;

РЭШ

http://vschool.km.ru

Итого по разделу

14

Раздел 7. Литература народов Российской Федерации
7.1.

Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня
соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела»

1

0

0

13.04.2023

Выразительно читать и
анализировать поэтический
текст;
Характеризовать лирического
героя;
Определять общность темы и
еѐ художественное
воплощение в стихотворениях
русской поэзии и в
произведениях поэтов народов
России;
Выявлять художественные
средства выразительности;

Устный
опрос;

7.2.

Развитие речи

1

0

0

15.04.2023

Выразительно читать и
анализировать поэтический
текст;
Характеризовать лирического
героя

Устный
опрос;

Итого по разделу
Раздел 8. Зарубежная литература

2

8.1.

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева»,
«Соловей»

2

0

0

18.04.2023
20.04.2023

Читать сказку, отвечать на
вопросы, пересказывать;
Определять сюжет,
композиционные и
художественные особенности
произведения;
Формулировать вопросы к
отдельным фрагментам сказки;
Характеризовать главных
героев, сравнивать их
поступки;
Высказывать своѐ отношение к
событиям и героям сказки;

Тестирование; РЭШ;
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

8.2.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л.
Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или
Туда и обратно» (главы) и др.

3

1

0

22.04.2023
27.04.2023

Выразительно читать
произведение, задавать
вопросы к отдельным
фрагментам, формулировать
тему и основную идею
прочитанных глав;
Рассуждать о героях и
проблематике произведения,
обосновывать свои суждения с
опорой на текст;
Выявлять своеобразие
авторской сказочной прозы и
еѐ отличие от народной сказки;

Устный
опрос;

РЭШ;
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

8.3.

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору).
Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон.
«Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,
«Звук бегущих ног», «Зелѐное утро» и др.

3

1

0

29.04.2023
04.05.2023

Воспринимать и выразительно
читать литературное
произведение;
Отвечать на вопросы,
самостоятельно
формулировать вопросы,
пересказывать содержание
отдельных глав;
Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных
героев, составлять их
словесные портреты;
Сопоставлять героев и их
поступки с другими
персонажами прочитанного
произведения;

Письменный
контроль;

РЭШ;
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

8.4.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная стрела» (главы
по выбору) и др.

2

0

0

06.05.2023
11.05.2023

Читать литературное
произведение, отвечать на
вопросы;
Самостоятельно
формулировать вопросы к
произведению в процессе его
анализа;
Сопоставлять произведения по
жанровым особенностям;

Устный
опрос;

РЭШ;
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

8.5.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл.
«Говорящий свѐрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг.
«Маугли», «Рикки-Тикки-Тави»

4

0

0

13.05.2023
20.05.2023

Воспринимать и выразительно
читать литературное
произведение;
Отвечать на вопросы,
самостоятельно
формулировать вопросы,
пересказывать содержание
произведения или отдельных
глав;
Сопоставлять произведения по
жанровым особенностям;

Тестирование;

РЭШ;
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5klass

8.6.

Внеклассное чтение

1

0

0

25.05.2023

Пересказывать содержание
произведения или отдельных
глав

Устный
опрос;

http://vschool.km.ru

1

0

23.05.2023

Выполнять тестовую
письменную работу

Тестирование;

8

0

Итого по разделу

15

Раздел 9. Итоговый контроль
9.1.

Итоговые контрольные работы

1

Итого по разделу

1

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Тема урока

1.

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные
работы

практические
работы

Книга в жизни человека.

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Мифы народов России и мира.
Легенды и мифы Древней
Греции. Понятие омифе

1

0

0

Устный
опрос;

3.

Мифы народов России и
мира. Подвиги Геракла:

1

0

0

Устный
опрос;

«Скотный двор царя Авгия»
4.

Мифы народов России и мира.
«Яблоки Гесперид» идругие
подвиги Геракла

1

0

0

Устный
опрос;

5.

Мифы народов России и мира.
Переложение мифов разными
авторами. Геродот.
«Легенда об Арионе». Урок
внеклассного чтения

1

0

0

Устный
опрос;

6.

Фольклор. Малые жанры:
пословицы, поговорки, загадки.
Устное народное
творчество.Коллективное и
индивидуальное в фольклоре.
Исполнители фольклорных
произведений

1

0

0

Устный
опрос;

7.

Малые жанры фольклора:
колыбельные песни, пестушки,
приговорки, скороговорки

1

0

0

Устный
опрос;

8.

Малые жанры фольклора:
пословицы, поговорки,
загадки. Урок развития речи

1

0

0

Письменный
контроль;

9.

Фольклор. Сказки народов
России и народов мира.
Русские народные сказки.
Нравственное и эстетическое
содержание сказок. Сказка как
вид народной прозы. Сказки о
животных, волшебные,
бытовые

1

0

0

Устный
опрос;

10.

Фольклор. Сказки народов
России и народов мира.
«Царевна-лягушка» как
волшебная сказка.
Животные-помощники.Чудесные
противники

1

0

0

Устный
опрос;

11.

Фольклор. Сказки народов
России и народов
мира.«Царевна-лягушка».
Василиса Премудрая и Иванцаревич

1

0

0

Тестирование;

12.

Фольклор. Сказки народов
России и народов мира.
«Царевна-лягушка». Поэзия
волшебной сказки

1

0

0

Письменный
контроль;

13.

Фольклор. Сказки народов
России и народов мира.

1

0

0

Устный
опрос;

Сказки о животных.
«Журавль и цапля».
Бытовые сказки.
«Солдатская шинель»
14.

Фольклор. Сказки народов
России и народов мира.
Светлый и тѐмный миры
сказки. Итоговый урок.

1

1

0

Письменный
контроль;

15.

Народные представления о
добре и зле в русских народных
сказках. Урок внеклассного
чтения.

1

0

0

Устный
опрос;

16.

Роды и жанры литературы иих
основные признаки.

1

0

0

Устный
опрос;

17.

Жанр басни в мировой
литературе. Эзоп,
Лафонтен. Урок
внеклассного чтения

1

0

0

Устный
опрос;

18.

Русские баснописцы XVIIIвека
А. П. Сумароков

1

0

0

Устный
опрос;

«Кокушка». И. И. Дмитриев
«Муха». Урок внеклассного
чтения
19.

И. А. Крылов. Басня «Волкне
псарне»

1

0

0

Устный
опрос;

20.

И. А. Крылов. Аллегорическое
отражениеисторических
событий в басне «Волк на
псарне».Урок развития речи.

1

0

0

Устный
опрос;

21.

И.А.Крылов. Басня «Свиньяпод
дубом»

1

0

0

Устный
опрос;

22.

И. А. Крылов. Басня
«Ворона и Лисица».

1

0

0

Тестирование;

23.

А.С.Пушкин. Слово о
поэте. Стихотворения

1

0

0

Устный
опрос;

«Няне". "У лукоморья..."

24.

А. С. Пушкин. Стихотворения.
«Зимнее утро», «Зимний вечер».
Стихотворная и прозаическая
речь.. Рифма,ритм, способы
рифмовки.

1

0

0

Устный
опрос;

25.

А.С.Пушкин. «Сказка омертвой
царевне и семибогатырях».
Истоки зарождения сюжета.

1

0

0

Устный
опрос;

26.

А. С. Пушкин. «Сказка о
мѐртвой царевне и о семи
богатырях». Главные и
второстепенные герои

1

0

0

Письменный
контроль;

27.

Внеклассное чтение по
сказкам А.С.Пушкина

1

0

0

Письменный
контроль;

28.

Антоний Погорельский.
«Чѐрная курица, или
Подземные жители» как
литературная сказка

1

0

0

Устный
опрос;

29.

Антоний Погорельский.
«Черная курица, или
Подземные жители» как
нравоучительное
произведение.

1

0

0

Устный
опрос;

30.

М.Ю. Лермонтов, детство и
юность поэта.

1

0

0

Письменный
контроль;

31.

Стихотворение «Бородино»,герои 1
стихотворения-герои Бородина

0

0

Устный
опрос;

32.

Н. В. Гоголь. Повесть
«Ночь перед Рождеством».Н. В.
Гоголь. «Ночь перед
Рождеством». Анализ текста

1

0

0

Устный
опрос;

33.

Н. В. Гоголь. Повесть
«Ночь перед
Рождеством.Сочетание
комического и лирического

1

0

0

Устный
опрос;

34.

Н. В. Гоголь.
«Заколдованное место».
Реальность и фантастика.

1

0

0

Тестирование;

35.

Н.А. .Некрасов Мир детства
в стихотворении

1

0

0

Устный
опрос;

Стихотворение «Бородино»

«Крестьянские дети»
36.

Н.А. .Некрасов. Детские
образы в стихотворении
"Школьник"

1

0

0

Устный
опрос;

37.

Н.А. Некрасов. Образ русской
женщины в поэме

1

0

0

Письменный
контроль;

«Мороз, Красный нос»

38.

И.С.Тургенев. Детство писателя.
История созданиярассказа
«Муму». Быт и нравы
крепостной России врассказе.

1

0

0

Устный
опрос;

39.

И.С. Тургенев. «Муму»:
сюжет и композиция

1

0

0

Устный
опрос;

40.

И.С. Тургенев. "Муму":
Герасим и его окружение.

1

0

0

Тестирование;

41.

И.С. Тургенев. "Муму":
Герасим и Муму.
Счастливый год.

1

0

0

Устный
опрос;

42.

И. С. Тургенев. Рассказ
«Муму»:
символический
образ немого. Портрет и
пейзаж.

1

0

0

Устный
опрос;

43.

Контрольное сочинение по
пассказу И.С. Тургенева
"Муму"

1

1

0

Письменный
контроль;

44.

Л. Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник»:
историческая основа,
рассказ-быль; тема, идея

1

0

0

Устный
опрос;

45.

Л. Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник» Жилин и
татары. Жилин и Дина. Мысль
писателя о дружбе разных
народов како естественном
законе человеческой жизни

1

0

0

Устный
опрос;

46.

Жилин и Костылин: роль приѐма
сопоставления в раскрытии
характеристикигероев.

1

0

0

Устный
опрос;

47.

Л. Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник»:
сюжет и композиция
рассказа, роль пейзажа.

1

0

0

Устный
опрос;

48.

Контрольное сочинение по
рассказу «Кавказский пленник»

1

1

0

Письменный
контроль;

49.

Литература и жизнь.
Итоговая контрольная
работа

1

1

0

Контрольная
работа;

50.

Стихотворения отечественных
1
поэтов XIX в. о родной природе и
о связи человека с Родиной:
стихотворения А. К. Толстого, Ф.
И. Тютчева, А.А. Фета

0

0

Устный
опрос;

51.

Образы природы в русской
поэзии XX века: И. А. Бунин.
«Помню - долгий зимний
вечер…», «Бледнеетночь…

0

0

Устный
опрос;

1

Туманов пелена...»
52.

Стихотворения отечественных
1
поэтов XX в.о родной природе и о
связи человека с Родиной:
стихотворение А.Блока

0

0

Устный
опрос;

0

0

Устный
опрос;

0

0

Письменный
контроль;

«Летний вечер»
53.

Стихотворения отечественных
1
поэтов XX в.о родной природе и о
связи человека с Родиной:
стихотворения С. Есенина
«Берѐза», «Пороша»

54.

Стихотворения отечественных
1
поэтов XX в.о родной природе и о
связи человека с Родиной:
стихотворения Н. Рубцова
«Тихая моя родина»,
«Родная деревня»

55.

Поэтические образы,
настроения и картины в
стихах о природе

1

0

0

Устный
опрос;

56.

Юмористические рассказы
отечественных писателей XIX—
XX веков. А. П. Чехов. Рассказ
«Лошадинаяфамилия» как
юмористическое произведение

1

0

0

Устный
опрос;

57.

А. П. Чехов. Рассказ
«Хирургия»: способы
создания комического

1

0

0

58.

Юмористические рассказы
отечественных писателей
XIX—XX веков. М. М.
Зощенко. Рассказ
«Галоша»: способы
создания комического

1

0

0

Устный
опрос;

59.

Юмористические рассказы
отечественных писателей
XIX—XX веков. М. М.
Зощенко. Рассказ «Лѐля и
Минька» как юмористическое
произведение.

1

0

0

Устный
опрос;

60.

К. Г. Паустовский. «Тѐплый
хлеб»: герои и их поступки

1

0

0

Устный
опрос;

61.

К. Г. Паустовский.
«Тѐплый хлеб»: язык сказки

1

0

0

Устный
опрос;

62.

К. Г. Паустовский. Рассказы
«Заячьи лапы», "Кот- ворюга".
Нравственные проблемы
рассказов К. Г.Паустовского

1

0

0

63.

А. И. Куприн.
Художественный мир рассказа
«Белый пудель».

1

0

0

Тестирование;

Тестирование;

Устный
опрос;

64.

А. П. Платонов. Рассказ
«Никита»: человек и
природа

1

0

0

Письменный
контроль;

65.

А. П. Платонов. Рассказ
«Никита»: человек и
природа

1

0

0

Устный
опрос;

66.

Классное сочинение по
рассказам А. Платонова,
А.И.Куприна и К.Г.
Паустовского

1

0

0

Письменный
контроль;

67.

В. П. Астафьев. Слово о
писателе. Рассказ
«Васюткино озеро».
Автобиографичность
произведения.

1

0

0

Устный
опрос;

68.

В. П. Астафьев.
«Васюткино озеро»: юный
герой в экстремальной
ситуации

1

0

0

Устный
опрос;

69.

В. П. Астафьев.
«Васюткино озеро»: юный
герой в экстремальной
ситуации

1

0

0

Устный
опрос;

70.

В. П. Катаев. «Сын полка»: дети
и взрослые в условиях военного
времени

1

0

0

Устный
опрос;

71.

В. П. Катаев. «Сын полка».
Проблема героизма

1

0

0

Письменный
контроль;

72.

В. П. Катаев. «Сын
полка»:образ главного
героя

1

0

0

Устный
опрос;

73.

Ю. Я. Яковлев. «Девочкис
Васильевского острова»

1

0

0

Устный
опрос;

74.

А. Т. Твардовский. «Рассказ
танкиста»: дети и война

1

0

0

Устный
опрос;

75.

К. М. Симонов. «Майор
привѐз мальчишку на
лафете…»: дети и война

1

0

0

Устный
опрос;

76.

Классное сочинение по
произведениям о ВОВ

1

1

0

Письменный
контроль;

77.

Произведения отечественных
1
писателей XX–XXI веков на тему
детства.В. Г. Короленко. «В
дурном обществе»: семья судьи

0

0

Тестирование;

78.

В. Г. Короленко. «В дурном
обществе»: семья Тыбурция

0

0

Устный
опрос;

1

79.

В. Г. Короленко. «В дурном
обществе»: образ города

1

0

0

Устный
опрос;

80.

С. Я. Маршак. «Двенадцать
месяцев»: пьеса-сказка и еѐ
народная основа.

1

0

0

Устный
опрос;

Внеклассное чтение
81.

П. П. Бажов. «Медной горы
Хозяйка». Сказ как жанр
литературы.

1

0

0

Устный
опрос;

82.

П. П. Бажов. «Медной горы
Хозяйка». Образы Степана и
Хозяйки Медной горы.

1

0

0

Письменный
контроль;

83.

К.Булычѐв «Девочка, с
которойничегоне случится»

1

0

0

Устный
опрос;

84.

Литература народов Российской
Федерации. Р. Гамзатов «Песня
соловья»:идея стихотворения.

1

0

0

Устный
опрос;

85.

М. Карим «Радость нашего
дома». Тема родины.

1

0

0

Устный
опрос;

86.

Зарубежная литература. Х.К.
Андерсен. «Снежная королева»:
сказка о победелюбви и добра

1

0

0

Тестирование;

87.

Х. К. Андерсен. «Снежная
королева»: красота внутренняя
и внешняя (образы Герды и
Снежнойкоролевы)

1

0

0

Устный
опрос;

88.

Л. Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес»: образ
главной героини.

1

0

0

Письменный
контроль;

89.

Л. Кэррол. «Алиса в стране
чудес». Стиль и язык;
художественные приѐмы

1

0

0

Устный
опрос;

90.

Художественный
мир
литературной
сказки.
Итоговый урок.

1

1

0

Письменный
контроль;

91.

М. Твен. «Приключения Тома
Сойера» (главы): мирдетства

1

0

0

Устный
опрос;

92.

Марк Твен. «ПриключенияТома
Сойера»: дружба героев.

1

0

0

Устный
опрос;

93.

Образы детства в
литературных произведениях.
Итоговаяконтрольная работа

1

1

0

Контрольная
работа;

94.

Р.Л.Стивенсон.«Остров
сокровищ»: мир
приключений и загадок.

1

0

0

Устный
опрос;

95.

Р.Л.Стивенсон.«Чѐрная
стрела», «Остров сокровищ»:
темы и идея.

1

0

0

Устный
опрос;

96.

Зарубежная проза о
животных. Р. Киплинг.
«Рикки-Тикки-Тави». Образы
людей и образы животных:
сюжет и герои

1

0

0

Устный
опрос;

97.

Р. Киплинг. «Рикки-ТиккиТави». Образы людей и образы
животных: взаимопомощь и
выручка.

1

0

0

Устный
опрос;

98.

Э. Сетон-Томпсон. «Арно»:
героическая судьба почтового
голубя

1

0

0

Устный
опрос;

99.

Э.
Сетон-Томпсон.
«Арно».
Смысл противопоставления Арно
и Большого Сизого.

1

0

0

Устный
опрос;

100.

Произведения русских и
зарубежных писателей о
животных. Итог. К/Р

1

1

0

Контрольная
работа;

101.

Итоговый урок: путешествие по
страницампрочитанных книг.

1

0

0

Устный
опрос;

102.

Резервный урок

1

0

0

102

8

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство
«Просвещение»;
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.:Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.:Просвещение
Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: ПросвещениеКоровина В. Я.,
Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение
Ерѐмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику- хрестоматии
Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерѐменко. – М.: Изд-во «Экзамен» Золотарѐва И.В., Егорова Н.В.
универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М.:ВАКО
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ
http://school-collection.edu.ru/http://vschool.km.ru
http://www.school.edu.ru
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».