Рабочая программа учебного курса Технология решения практических задач по основам правоведения 11класс

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных
дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития
гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой
культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе
(гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для
становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в
различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта
взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной
программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
- роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
- вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы
предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
- основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
- особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и
использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда,
обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Цели
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом
права и свободы;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого
человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
• освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного
использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и
законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также
учебных задач в образовательном процессе;

• формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере
отношений, урегулированных правом.
Рабочая программа разработана на основе:
• федеральных государственных образовательных стандартов по праву (базовый уровень);
• примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень);
• программы «Право» базовый уровень А.Ф.Никитина, 2007
Срок реализации программы 1 год (10 классы)
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «Право» в 10 классе отведено 35 часов (из расчета 1 час в неделю при 35 учебных неделях
ежегодно):
✓ 10 класс - 34 часа
Учебное пособие: Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс Базовый уровень – М.; Дрофа, 2010
Формы организации учебного процесса: классно-урочная, семинары, учебные экскурсии. Самостоятельные и практические работы, выполняемые
учащимися.
Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные
технологии, проблемное и развивающее обучение.
Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников»,
который полностью соответствует стандарту.
Академическая успеваемость – 100%, качество не ниже 50%.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
• умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки
результата);
• участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их
проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что
произойдет, если…».
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной
информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно
поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное
оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и
самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения,
конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою

гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или
будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия
и категории, характеризоватьосновные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других
социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок
рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической
помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует
стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в
обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать,
распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой
информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования,
выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие
результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не
подлежат непосредственной проверке.
Виды деятельности:
•
работа с источниками права, в том численовыминормативными актами;
•
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
•
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
•
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
•
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника,
потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы
международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь

• правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия,

судопроизводство);
• характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и
расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных
образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
• объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения
альтернативной гражданской службы;
• различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационноправовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической
помощью;
• анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения
способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• решения правовых задач(на примерах конкретных ситуаций).
Учебно-тематический план 10 класс
Раздел, тема
Тема 1. Из истории государства и права
Тема 2. Вопросы теории государства и права
Тема 3. Конституционное право
Тема 4. Права человека
Итоговое повторение
ИТОГО

№

Дата урока

Тема урока

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
Виды и формы контроля
Тип/ форма
Планируемые
урока
результаты

Тема 1. Из истории государства и права 8

Кол-во
часов
8
6
10
10
1
34

Корректировка
программы

1

Происхождение
государства и
права. Право
Древнего мира.

Урок
изучения
нового
материала

Объясняет связь государства и
права. Рассказывает о теориях
происхождения государства и
права и характеризует их
содержание.
Характеризует
важнейшие элементы процесса
появления государства и права.
Рассказывает о становлении
права в эпоху Древнего мира.

Текущий контроль,
устные ответы

2

Право
средневековой
Европы

Уроклекция

Текущий контроль,
устные ответы

3

Становление
права Нового
времени

Урокпрактикум

4

Развитие права в
России. IXначало ХIХ в.

Комбиниро
ванный
урок

5

Российское
права в ХIХ –
начале ХХ в.

Комбиниро
ванный
урок

Характеризует особенности
средневекового права,
объясняет особенности
взаимоотношений
средневекового права и церкви.
Называет документы, в
которых были зафиксированы
права и свободы человека.
Объясняет влияние социальноэкономических потребностей
на развитие буржуазного права.
Характеризует Конституцию
США. Анализирует
достоинства и недостатки
буржуазного права
Называет факторы, повлиявшие
на процесс становления права в
Русском государстве.
Характеризует роль
православия в становлении
права в нашем государстве.
Характеризует важнейшие
памятники государственноправовой мысли Руси-России.
Объясняет, почему в России
право совести и правды
ставилось выше закона
Характеризует проекты
политико-правовых реформ
времен правления Александра
I, объясняет отличия взглядов
западников и славянофилов на
историю Российского
государства и права.
Рассказывает об изменениях в

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

6

Советское право
в 1917 – 1953 гг.

Урокисследован
ие

7

Советское право
в 1954 – 1991 гг.

Комбиниро
ванный
урок

8

Современное
российское
право. Воинская

Урок
повторения
и
обобщения

обязанность,
альтернативная
гражданская
служба.

Тема 2. Вопросы теории государства и права 6
9
Государство, его Урок
признаки и
изучения
формы
нового
материала

10

Понятие права.
Правовая норма.
Источники
права. Право в
системе
социальных норм.

Уроклекция

политико-правовой системе
России в начале ХХ в.
Характеризует революционное
правосознание. Рассказывает о
нарушениях законности в
нашей стране в 1920-1950-х гг.
Характеризует изменения,
происходившие в период
«оттепели» в политикоправовой области. Объясняет
понятия: «правозащитное,
диссидентское движение».
Характеризует роль
Конституции РФ 1993 г. в
переходе России к
демократической модели
развития. Называет важнейшие
правовые акты, принятые за
последние 15 лет.

Объясняет
понятие
«государство», характеризует
основные
теоретические
подходы в рассмотрении
сущности
государства.
Называет
признаки
государства,
формы
правления,
формы
государственного устройства.
Характеризует политические
режимы. Выполняет тестовые
задания.
Высказывают
собственное
мнение
по
вопросу
необходимости
государства в современном
обществе.
Характеризует понятия: право,
элементы права, источники
права, правовая норма,
система права.

Текущий контроль,
письменные ответы
Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Текущий контроль (ЭОР)

Текущий контроль (ЭОР)

Система
российского права

11

12

13

14

Понятие и
признаки
правового
государства
Верховенство
закона.
Законность и
правопорядок.
Разделение
властей
Право и другие
сферы общества

Урокпрактикум

Характеризует основные
признаки правового
государства. Выполняет
тестовые задания

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Урокпрактикум

Текущий контроль, тест

О российской
философии
права

Урок
повторения
и
обобщения

Объясняет принцип
верховенство закона в
правовом государстве и
содержание понятий
«законность» и
«правопорядок. Характеризует
понятие «разделение властей».
Характеризует взаимосвязь
право и морали, называет их
сходство и различие.
Анализирует соотношение
права и политики и влияние
права на экономику и
культуру.
Объясняют понятие
«философия права».
Анализируют соотношение
права и нравственности.
Высказывают свое мнение по
проблеме существования
врождённого «чувства права».

Тема 3. Конституционное право 10
15
Понятие
конституции, ее
виды.
Конституционал
изм.
Конституция в
России
16
Общая
характеристика
Конституции РФ

Уроклекция

Текущий контроль,
устные ответы

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Урок
изучения
нового
материала

Характеризует
понятие
«конституция». Называет виды
и
источники
конституций.
Характеризует
конституционное
право
и
конституционализм.
Рассказывают о становлении
конституционализма в России.

Текущий контроль,
устные

Уроклекция

Характеризует
причины
конституционной реформы в
России в начале 1990-х гг.
Рассказывает
о
порядке
принятия Конституции РФ.
Анализирует ее достоинства и
недостатки.

Текущий контроль,
устные

17

Основы
конституционно
го строя.

Уроклекция

Конституционное
судопроизводство

18

Гражданство в
РФ

Урокпрактикум

19

Федеративное
устройство

Урокпрактикум

20

Президент
Российской
Федерации

Урокпрактикум

21

Федеральное
собрание. Совет
Федерации.
Государственная
Дума

Урокпрактикум

22

Законотворческ
ий процесс в

Урокпрактикум

Рассказывает о содержании
преамбулы Конституции РФ.
Характеризует
основные
положения Конституции РФ о
ценностях,
демократии,
государственной власти и т.д.
Объясняет понятие «прямое
действие Конституции».
Характеризует
содержание
понятий
«гражданство»,
«гражданин», рассказывает об
основаниях для приобретения
гражданства (принцип крови,
принцип почвы). Выполняет
тестовые задания. Обсуждает
проблему:
двойное
гражданство:
выгоды
и
трудности.
Объясняет
государственное
устройство
России.
Характеризует
различные
формы
территориальногосударственного устройства:
федерация,
конфедерация,
унитарное
государство.
Называет виды субъектов РФ и
их количество. Характеризует
понятие «сепаратизм»..
Характеризует
статус
Президента
РФ
согласно
Конституции
РФ,
его
полномочия,
вступления
в
должность и отрешения от
должности.
Характеризует
понятие
«парламентаризм»
и
законодательный орган РФ –
Федеральное собрание, его
структуру, полномочия палат,
процедуру
комплектования,
полномочия.
Рассказывает
о
процедуре
создания законов в РФ и
полномочиях
субъектов
законодательной деятельности.

Текущий контроль, тест

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

23

Российской
Федерации
Исполнительная
и судебная
власть в РФ.
Местное
самоуправление

Тема 4. Права человека 10
24
Права и свободы
человека и
гражданина

Урок
контроля
знаний

Рассказывает о высших органах
исполнительной
и
законодательной власти в РФ,
процедуре их формирования,
полномочиях и функциях.
Характеризует роль местного
самоуправления в системе власти России. Объясняют способы
участия граждан в местном
самоуправлении, называют круг
вопросов, решаемых мест-ным
самоуправлением

Промежуточный контроль,
проверочная работа

Урок
изучения
нового
материала

Характеризует
важнейшие
нормативные
документы
(международные и российские),
определяющие права человека.
Анализирует соотношение прав
и обязанностей. Обсуждает
проблему: должен ли народ
отвечать за деяния своих
лидеров?
Называет
международные
договоры, которые входят в
Международный
билль
о
правах.
Характеризует
содержание Факультативного
протокола к международному
пакту
о
гражданских
и
политических
правах.
Объясняет
классификацию
международных договоров.
Характеризует
гражданские
права гражданина РФ, приводя
конкретные
примеры.
Обсуждают проблему: может ли
смертная казнь остановить рост
тяжких преступлений?

Текущий контроль,
устные

25

Международные
договоры о
правах человека

Комбиниро
ванный
урок

26

Гражданские
права.

Уроклекция

Имущественные
права.
Неимущественны
е права: честь,
достоинство, имя

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Текущий контроль,
устные

27

Политические
права

Урокпрактикум

28

Экономические,
социальные и
культурные
права. Право на

Урокисследован
ие

29

интеллектуальну
ю собственность.
Правила приема в
образовательные
учреждения
профессиональног
о образования
Право на
благоприятную
окружающую
среду и способы
его защиты.
Экологические
правонарушения

Урок
закреплени
я знаний

30

Права ребенка

Урок
закреплени
я знаний

31

Нарушения прав
человека

Урокпрактикум

32

Защита прав
человека в
мирное время

Урок
повторения
и
обобщения

Характеризует
политические
права гражданина РФ, приводя
конкретные примеры.
Характеризует экономические,
социальные и культурные права
гражданина
РФ,
приводя
конкретные примеры.

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Характеризует
российское
экологическое
право
и
содержание
экологической
угрозы. Называет основные
направления пути выхода из
экологического
кризиса.
Обсуждает
проблему:
экономическое
развитие
и
защита окружающей среды.
Характеризует
содержание
Конвенции о правах ребенка.
Анализирует
трудности,
с
которыми
сталкивается
общество
в
процессе
реализации права детей на
свободу ассоциаций и собраний.
Характеризует понятия «грубое
нарушение прав человека»,
«геноцид»,
«апартеид»,
«расизм», приводя конкретные
примеры.
Объясняет
содержание
деятельности Комиссии по
правам человека ООН, Совета
по
правам
человека.
Рассказывает об общественных
организациях, наблюдающих за
соблюдением прав человека.

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Текущий контроль,
устные

Текущий контроль, тест

Текущий контроль,
письменные ответы

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

33

34

Международная Итоговое
защита прав
обобщение
человека в
условиях
военного
времени
Итоговое
повторение
ИТОГО

Рассказывает о содержании
гуманитарного права, называет
социальные группы, которое
оно защищает. Характеризует
современное
положение
в
области гуманитарного права.

1
34

Текущий контроль,
устные и письменные ответы

Промежуточный контроль,
проверочная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».