Рабочая программа учебного курса Смысловая грамотность 5б класс

Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО
DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462,
ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34
Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА,
3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО,
T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: на первой странице
Дата: 2023.09.30 13:29:25+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые
пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно
оформлены в словах. Язык – это оружие для выражения мысли. И разделу «Лексика»
принадлежит особая роль в развитии у учащихся чувства языка, в формировании у них
умений употреблять слово с учётом его смысловых, стилистических качеств, законов
сочетаемости.
Программа курса предусматривает углубленную подготовку учащихся в той сфере
родного языка, которая связана с лексикологией. Такое изучение раздела «Лексика»
направлено на расширение лингвистического кругозора детей и способствует овладению
нормами литературного словоупотребления. Последнее имеет большое практическое
значение для каждого, кто изучает современный русский язык.
Знание литературных норм словоупотребления позволяет избежать разнообразных
ошибок, встречающихся в речевой практике, даёт возможность правильно и четко, ярко и
доходчиво выражать свои мысли. Курс построен с учётом основных понятий раздела,
которые учащиеся получают на уроках русского языка.
Цели курса:
-

обобщение и углубление знаний раздела «Лексика»;

-

обогащение словарного запаса учащихся, усиление внимания к вопросам
сочетаемости слов;

-

развитие речи учащихся, повышение речевой культуры;

-

воспитание устойчивого интереса к родному языку.

Задачи:
-

ознакомить учащихся с основными лексическими понятиями;

-

научить применять в речи и распознавать в тексте лексические единицы;

-

отработать навыки учащихся в умении пользоваться различными словарями.

В результате изучения курса учащиеся должны
-

знать основные лексические понятия;

-

знать особенности построения словарной статьи в различных словарях;

-

уметь ориентироваться в основных словарях (словарях синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов, толковых словарях и др.);

-

уметь определять лексическое и грамматическое значения слов;

-

уметь выделять родовое и видовое понятия в словарной статье, строить
однотипные толкования слов.

Литература :
1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. Москва, Вербум-М,
2010г.
2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., Высшая школа, 2009г.
3. Волина В. Учимся играя. М., 2010г.
4. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., Педагогика, 2005г.
5. Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 5
классов общеобразовательных учреждений. М., 2013г.
6. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. М.,
Просвещение, 2011г.

Учебно-тематический план
№

Тема

1.

Значение курса,
содержание.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Кол-во
часов
его

цели

и

задачи,

Понятие о лексике. Грамматическое
лексическое значения слова.

Родо-видовые группы слов.

Лексическая (словарная) форма слова.

Однозначные и многозначные слова.

и

2

2

2

2

2

Прямое и переносное значения слов. Типы
3
переноса значения.

Связи слов по значению. Синонимы.

3

Содержание занятия
Знакомство учащихся с
содержанием курса.
Словарный состав языка.
Что такое слово. Слово и
его значение. Толковые
словари и их создатели.
Лексическое
значение
слова и его признаки.
Родовой признак.
Лексическая
форма
слова как его начальная
форма. Характеристики
лексической
формы
(звуковая,
грамматическая,
словообразовательная).
Понятие однозначности
и
многозначности.
Многозначные слова –
явление историческое.
Использование
многозначных слов в
художественных
произведениях.
Многозначность
и
перенос значения слова.
Перенос наименования
по сходству. Перенос
наименования
по
смежности. Связь части
и целого.
Синонимический
ряд.
Пути
возникновения
синонимов.
Идеографические
синонимы.
Стилистические
синонимы.
Контекстуальные
синонимы.

Использование
синонимов
в
речи.
Словари синонимов.

8.

А если бы синонимов в языке не было?

2

9.

Связи слов по значению. Антонимы.

3

10.

Связи слов по форме. Паронимы.

3

11.

Связи слов по форме. Омонимы.

2

12.

Омонимы в художественной литературе.

2

13.

Лексический разбор.

3

14.

Лексический состав русского языка как
2
отражение «русской души».

15.

Итоговое занятие.

1

Конкурс
лингвистических
миниатюр.
Разнокорневые
и
однокорневые
антонимы.
Многозначные слова и
их
антонимы.
Синонимичные
пары
антонимов.
Контекстуальные
антонимы.
Словари
антонимов.
Что такое паронимы.
Употребление
паронимов.
Словари
паронимов.
Омонимы и похожие на
них языковые явления
(омоформы, омографы,
омофоны). Омонимия и
многозначность.
Употребление
омонимов.
Словари
омонимов.
Явление омонимии в
художественной
литературе.
Схема
лексического
разбора
Черты
русского
национального
характера.
Анализ
русской лексики. Язык,
его лексический состав –
яркое
отражение
характера
и
мировоззрения народа.

Содержание курса.
Тема 1. Значение курса, его цели и задачи, содержание.
Знакомство учащихся с содержанием элективного курса.
Тема 2. Понятие о лексике. Грамматическое и лексическое значения
слова.
Словарный состав языка. Что такое слово. Слово и его значение.
Толковые словари и их создатели.
Тема 3. Родо-видовые группы слов.
Лексическое значение слова и его признаки. Родовой признак.
Тема 4. Лексическая (словарная) форма слова.
Лексическая форма слова как его начальная форма. Характеристики
лексической формы (звуковая, грамматическая, словообразовательная).
Тема 5. Однозначные и многозначные слова.

Понятие однозначности и многозначности. Многозначные слова –
явление историческое. Использование многозначных слов в художественных
произведениях.
Тема 6. Прямое и переносное значения слов. Типы переноса
значения.
Многозначность и перенос значения слова. Перенос наименования по
сходству. Перенос наименования по смежности. Связь части и целого.
Тема 7. Связи слов по значению. Синонимы.
Синонимический

ряд.

Пути

возникновения

синонимов.

Идеографические синонимы. Стилистические синонимы. Контекстуальные
синонимы. Использование синонимов в речи. Словари синонимов.
Тема 8. А если бы синонимов в языке не было?
Во время подготовительного этапа учащиеся пишут творческую работу
(лингвистическую миниатюру) по теме. На уроке проводится конкурс
сочинений.
Тема 9. Связи слов по значению. Антонимы.
Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их
антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы.
Стилистические приёмы, основанные на применении антонимов. Словари
антонимов.
Тема 10. Связи слов по форме. Паронимы.
Что такое паронимы. Употребление паронимов. Словари паронимов.
Тема 11. Связи слов по форме. Омонимы.
Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы,
омофоны). Омонимия и многозначность. Употребление омонимов. Словари
омонимов.
Тема 12. Омонимы в художественной литературе.
Явление омонимии в художественной литературе. Наблюдение за
омонимами, омоформами и омофонами в поэтических и прозаических
произведениях (Примеры можно найти в произведениях А. С. Пушкина

(«Евгений Онегин»), В. Брюсова, Д. Минаева, К. Паустовского ( «Кордон
237») и др.
Тема 13. Лексический разбор.
Систематизация знаний учащихся по лексике. Схема лексического
разбора. Овладение операциями лексического разбора.
Тема 14. Лексический состав русского языка как отражение
«русской души».
Черты русского национального характера. Анализ русской лексики.
Язык, его лексический состав – яркое отражение характера и мировоззрения
народа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
І. ВЫСКАЗЫВАНИЯ О СЛОВЕ

Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.
М. Л. Ломоносов.
Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его
заблуждений.
А. С. Пушкин.
Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и
самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления, ибо
слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во
всей тонкости, одного понятия от другого?
В. Г. Белинский.

Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно,
первая и чудесная из них.
Л. Успенский.
Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной.
С. Я. Маршак.

ІІ. ЗАГАДКА - ОСОБЫЙ ТИП ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

Особый вид лингвистической задачи представляет загадка, которая создана
на основе метафоры. Загадка выступает в качестве лингвистической задачи и
тогда, когда ученик знает (нашел) отгадку, и тогда, когда отгадкой он не владеет. И в том и в другом случае нужно обучать школьника анализировать с
помощью

разных

словарей

загадки,

потому

что

отгадка

,скрыта

и

обнаруживается только в ассоциативно-системных связях языковых единиц.
В работе с текстами загадок можно выделить такие этапы.
1. На основе отгадки (названо слово) дети учатся находить ключевые слова, с
помощью словарей выявлять их текстовую роль и вести поиск разгадки.
2. Отгадка не дается. Ученики должны суметь подобрать ее. Проверить
правильность своего вывода и уточнить в «Материалах для справок», где
указывается только отгадка.
3. Создание своих загадок. Вначале поиск загадок по предложенным учителем
источникам. Случаи составления загадок будут единичными. Но, тем не менее,
необходимо стремиться к этому, так как здесь развиваются воображение и
фантазия детей, без чего не может быть подлинного творчества.
Задание 1. Отгадайте загадку. Что помогло вам в этом? Кaкие связи слов лежат в
основе загадки?
1. 1) Одной ручкой всех встречает, другой ручкой всех провожает.
М а т е р и а л д л я с а м о к о н т р о л я.
I. Ключевое слово - ручка.
Устанавливаем лексическое значение по словарю.

Ручка. 1. См.: рука. Ручка - маленькая рука. 2. Часть предмета, за которую
держат или берут рукой.
II. Дверь.
III. В загадке используется многозначность слова ручка. (Словарь С. И.
Ожегова.) По словарю же омонимов О. С. Ахмановой выясняем, что это не одно
многозначное слово, а разные слова – омонимы.
2) У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,

Потому что, кто идет,
Тот и ручку мне пожмет.

2. 1) Мы ею пользуемся часто,
Хоть она, как волк, зубаста.

Ей не хочется кусать
Ей бы зубки почесать.
(Ж. Давитьянц.)

2) Зубатая пила в лес густой пошла. Весь лес обходила, ничего (не)спилила.
3) Зубов много, а не ест.
3. 1) Без языка, без голоса, а все расскажет.
2) Кто говорит молча?
3) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
4. 1) Я как песчинка мал и землю покрываю,
Я из воды и сам ее рождаю!
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу при солнечных лучах.
2) Летит - молчит, лежит - молчит, а когда умрет - заревет.
3) Лежал, лежал, а весной в реку побежал.
4) На дворе, в холоде - герой,
А в избе - водой.
5) Зимой греет, весной тлеет, летом пропадает, осенью оживает.
5. 1) Без рук, без ног, а в избу лезет.

2) Без рук, без ног, а рисовать умеет.
3) Без рук, а рисует, без зубов, а кусает.
6. 1) Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.
2) Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
7. 1) Не живой, а на всех языках говорит.
2) Живу без тела, говорю без языка, плачу без горя, смеюсь без радости.
3) Никому меня не видно, но всякому слышно.
4) Молчуна перемолчит, крикуна перекричит.
Задание 2. Отгадайте загадку. Попытайтесь отыскать или придумать другие
загадки, которые имеют эту же отгадку.
1. В воде она живет, нет клюва, а она клюет.
2. Черная корова всех поборола, белая корова всех подн...ла.
3. Эти маленькие бочки
Расп..чатает весна,

А пока в них спят листочки
И растут во время сна.

4. Хоть я и не прачка, друзья, стираю старательно я.
5. По небу ходит м…ляр без кистей,
Красит к..ричневой краской людей.
6. Не живая - а идет, не подвижна - а ведет.
7. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в пол… чистом.
8. Живет он на кухне,
Проворный, худой,

Дунул легкий ветерок
И остался стебелек.
И пол подметает
Своей бородой.

9. Всю жизнь в обнимку ход...т, а обогнать друг друга не могут.
10. Из избы идут - пляшут.

Песни звонкие поют.

А в избу идут - плачут.

А назад идут

За водой идут -

Слезы льют.

Учебная лингвистическая задача является эффективным средством
индивидуально-проблемного обучения, при котором усвоение знаний и
формирование

интеллектуальных

умений

происходит

в

процессе

самостоятельного решения учеником задачи-проблемы.
Лингвистическая задача как обучающая система оптимизирует учебный
процесс:
1) применяются различные способы самостоятельного приобретения
знаний;
2) организуется необходимая помощь каждому нуждающемуся в ней
ученику;
3) обеспечивается устойчивое управление деятельностью как со стороны
обучающего, так и обучаемого (контроль, самой взаимоконтроль учащихся);
4) варьируется содержание материала и приемы его изучения;
5) используется внешний и внутренний диалог на каждом этапе решения
лингвистической задачи;
6) формируются культура учебного труда и глубокие познавательные
мотивы.

ІІІ. Система упражнений.
Рассмотрим возможности системных связей лингвистических единиц
при разработке упражнений по разделу «Лексика».

В первую группу упражнений могут быть включены:
1. Собственно лексические упражнения:
а)

направленные

на

усвоение

лексических

понятий,

например:

«определите грамматическое и лексическое значения слов веселый, веселье,
веселиться, весельчак, весело»;
б) направленные на усвоение слова, например: «выпишите из текста слова,
имеющие грамматическое и лексическое значения».
Никто не любит волков
Американский соц..олог провел ис..ледование с целью выяснения отношения
людей к различ..ным ж..вотным, птицам и рыбам. Как пок..зал опрос,
наибольшей популярностью среди ж..вотных пользуются с..баки и
лошади, из птиц - малиновка. Самыми «непопулярными» ж..вотными
ок..зались волки и другие хищ..ники. (Из газет.)
2. Лексико-семантические упражнения, направленные на выявление и
усвоение лексико-семантических группировок слов, «Слово в словаре образец. Проанализируйте слово игла в словаре, в ряду синонимов, в
словосочетании. Какие признаки слова можно определить в каждом
конкретном случае?»
Шип, колючка, игла, иголка. Швейная игла.
3. Лексико-грамматические упражнения, направленные на выявление и
усвоение связей между лексикой и грамматикой. «Что различают формы
множественного числа?»
Корни - коренья, листы - листья, цветы - цвета, мехи - меха, зубы зубья, хлебы - хлеба, сыны - сыновья, учителя - учители.

4. Лексико-стилистические упражнения, направленные на выяснение и
использование стилистических качеств лексических единиц. «Умение
разграничивать синонимы, выбирать из них наиболее уместный и точный
представляет важный стилистический навык» (А. Н. Гвоздев).
- Составьте словосочетание прилаг. + сущ. со словами коричневый,
кофейный, шоколадный, каштановый, карий.
5. Лексико-орфографические упражнения следует отличать от словарноорфографических: в последних слово представлено как единица языка в
соизмерении с единицами других языковых уровней - морфемой, слогом,
буквой.

К

лексико-орфографическим

относятся

упражнения

на

разграничение смешиваемых написаний, обусловленных лексическими
связями слов как по значению, так и по форме: частый - частный, компания
- кампания и др.
- Определите, как связаны между собой группы слов. Вставьте
пропущенные буквы.
Бе..граничный, бе..предельный, бе..конечный, бе..крайний, бе..брежный;
ра..кидать, ра..сеять, ра..сыпатъ.
6. Лексико-орфоэпические упражнения, предполагающие выработку
произносительных норм и формирование навыков выразительного чтения.
- Расставьте ударение в словах. Что произойдет, если перенести ударение
на другую гласную?
Замок, пора, мука, парить, вести, полка.
Упражнения, включенные во вторую группу, должны отвечать следующим
требованиям:
1) задания и лексический материал представляют учебную задачу,
решение которой возможно только на основе полученных знаний и
сформированных способов умственной деятельности;
2) необходимо достаточное количество иллюстративного и справочного
материала для закрепления и совершенствования приемов деятельности, а
также для автоматизации навыков в применении знаний по лексике;
3) условием формирования обобщенных умений (лексический разбор)
является варьирование языкового материала упражнений - введение
разнообразного лексического и синтаксического контекста;

4) дидактический материал по возможности должен включать связные
тексты.
К этой группе упражнений относятся:
1. Упражнения, выполняющие функцию формирования умений и навыков:
а) выделение материала для анализа, например: «выпишите слова как
лексические единицы: дождь, снег, но, страна, если, когда, хороший, весело,
Родина, облака»;
б) анализ материала, например: «определите, разные (однокоренные) слова
или формы одного слова».
Водяной, водный, водянистый; рыбий, рыбный; яблоневый,
яблочный; ветреный, ветряной;
в) повторение и закрепление - выработка операционных
умений: «выделите в толковании слова родовое (общее для
ряда слов) и видовые (дополнительные для каждого слова)
понятия».
Баллон, банка, бидон, бутылка, ведро, кувшин.
Бассейн, водохранилище, озеро, пруд.
- Связаны ли между собой по значению слова l-й и 2-й групп? Докажите,
определив значения родовых для каждой группы слов.
2.

Упражнения,

предполагающие

применение

полученных знаний,

развитие обобщенных умственных действий, направленных на перенос
знаний.
- Образуйте от следующих слов однокоренные имена существительные и
наречия. В каких отношениях находятся слова, предложенные в задании?
Сохраняются ли эти отношения у слов, образованных вами?
Смелый, отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный.
В эту группу следует отнести и упражнения на редактирование. Являясь
приемом умственной деятельности школьников, редактирование текста
обеспечивает комплексное применение знаний и умений по лексике,

способствует формированию индивидуального стиля речи. В этом типе
упражнений можно выделить три этапа:
1) наблюдение над лексическими: средствами организации текста, анализ
признаков лексических единиц, создающих текст;
2) выявление причин неправильного употребления слов и исправление
лексических ошибок;
3) самостоятельное использование лексических средств как организующих
текст.
Предлагаем следующую классификацию лексических ошибок.
1.

Собственно

лексические

ошибки

сложностью лексического материала

-

такие,

которые

объясняются

и особенностями его усвоения

учащимися:
1) Употребление одного слова вместо другого: а) в результате
смешения семантически близких слов: обратно - опять; одолжить занять; целый - полный; б) в результате смешения формально близких
слов: выходить - сходить (из трамвая, автобуса), рыбий - рыбный, «самое
лучшее удобрение картофеля - зола».
2) Употребление слова в неточном или несвойственном ему
значении результате непонимания семантики слова: «прибился
теленок, личность которого не установлена», «хочу быть
вашим соучастником, дорогая редакция».
3) Нарушение законов лексической сочетаемости: «с глубокого детства
я мечтаю стать киноартисткой», «пожилая лошадь тащилась по пыльной
дороге», «классный руководитель сказал речь».
4) «Словотворчество»: «космонавты живут в небесомости», «не хочу в
метро - там толпучка?>, «в дальнейшем они станут строителями духовности
и культуры нового человека».
5) Плеоназм: «протянул ладонь руки», «ребята стараются подражать
старым ветеранам».
6) Тавтология: «мальчик пригласил гостей и угостил их конфетами»,

«дети различают отличия», «подарить дорогой подарок», «на уроках
физкультуры мы играем в игры».
7) Нарушение родо-видовой отнесенности слов. Эту группу ошибок
можно назвать лексико-синтаксическими: в качестве однородных членов
представлены слова, называющие, далеко не однородные предметы - «я
люблю кино, подругу, деревню», «шофер может ездить в мороз и на
машинах».
Предупреждение собственно лексических ошибок, анализ и исправление
текстов с ошибками (редактирование) позволяют школьникам, лучше и
глубже освоить лексические явления, постичь их сложность и многообразие.
Работа над ошибками этой группы предполагает применение знаний по
лексике, что способствует более качественному освоению лексической
системы.
2. Лексико-стилистические ошибки, причины возникновения которых
связаны со сложностью и многообразием стилистических качеств слов и
особенностями осмысления их учащимися. Работа над этими ошибками
должна носить пропедевтический характер, в результате чего школьники
учатся распределять слова в зависимости от их стилистической окраски разговорные,

нейтральные,

книжные.

Анализ

лексико-стилистических

ошибок направлен на совершенствование речевых умений учащихся,
необходимых при составлении текста, сохраняющего стилевое единство.
В этой группе ошибок можно выделить следующие:
1) смешение в тексте нейтральных (или разговорных) слов с книжными:
«Ученическая производственная бригада нашей школы воздвигла коровник
на 30 голов»;
2) употребление слов без учета эмоционально-экспрессивной окраски:
«Машенька удрала из избушки медведей»; «Старшеклассники замышляют
соорудить спортивную площадку для малышей».
Предупреждению стилистических ошибок прежде всего способствует
последовательная работа над синонимами.

Усвоение системных связей слов как лексических единиц обусловливает
заметное совершенствование речевых умений школьников. Так, после
изучения темы «Лексика» было проведено изложение по диафильму С.
Прокофьевой «Ленивка и Прилежанка».
Жили-были две девочки. Одну звали Ленивка, а другую - Прилежанка...
Однажды пошли Ленивка и Прилежанка погулять. Гуляли они, гуляли забрели в сказочный лес. И вдруг видят: идут им навстречу два человека.
Один человек был большой-пребольшой. Выше самого высокого дерева. А
второй человек был маленький-премаленький. Ниже самого маленького
кустика.
«Здравствуйте,

девочки!»

-

громко

сказал

большой

человек.

«Здравствуйте, девочки!» - тихо сказал маленький человек. Прилежанка
поздоровалась. А Ленивка ничего не сказала, потому что ей лень было
говорить.
«Хотите получить по шоколадке? - спросил большой человек. Пусть одна
из вас приберется у меня в доме и приготовит обед, а вторая пусть пойдет
к моему другу и тоже приберется у него в доме и приготовит обед».
Маленький человек привел Ленивку к своему дому. Домик у маленького
человека был совсем крошечный. Ленивка быстро приготовила обед
маленькому человеку. Свалила на постель подушки и одеяла. Пыль она даже
и не подумала вытирать. Она просто дунула в дверь, вся пыль вылетела в
окно. Правда, вместе с пылью вылетели в окошко все ножи, вилки и ложки
маленького человека. А также три его носовых платка и две чашки. Ленивка
очень скоро закончила работу.
Большой человек привел Прилежанку к своему дому и помог ей взобраться
на крыльцо. Все в доме у большого человека было огромным. Стаканы у него
были как ведра, вилки - прямо как грабли. Прилежанка работала до позднего
вечера. Два часа чистила картошку. Ещё бы! Ведь каждая картофелина
была как тыква. Потом Прилежанка три часа вытирала пыль. Каждая
пылинка в доме большого человека была с горошину.

Наконец и она кончила работу.
Большой человек и маленький человек дали девочкам по шоколадке.
Маленький человек дал Ленивке крошечную шоколадку. А большой человек
дал Прилежанке большую шоколадку. Шоколадка была величиной с дверь. Не
шоколадка, а целая шоколадища.
В тексте данного изложения широко представлены системные связи слов.
Но лексика ученических изложений оказалась богаче словаря текста: дети
использовали

синонимические,

антонимические

связи,

словообразовательные связи, позволившие им выразить свое отношение к
повествованию. Употребление слов в изложении школьников определилось
не только и даже не столько текстом, сколько системными связями
лексических единиц, что позволяет судить об эффективности системного
освоения языка, которое создает условия для широкого использования в
речевой практике детей системных свойств, когда выбор того или иного
слова обусловливается темой текста и системными связями слов.
Усвоение системных отношений в лексике позволило ученикам включить
в свои изложения такие слова, которые отсутствовали в тексте.
Ниже представлены слова из текста изложения и слова, включенные в
письменные

работы

учащимися;

цифра

означает

количество

словоупотреблений; знак + указывает на то, что это слово употреблено в
оригинале, знак – на его отсутствие в тексте изложения.
Слова
Домище

Текст
–

Частота употребления
52

Домик

+

58

Пробурчать

–

10

Пробормотать

–

25

Проговорить

–

41

Человечек

–

36

Человек

+

58

Предложить

–

16

Великан

–

51

Гномик

–

47

Гном

–

18

Шоколадища

+

58

Шоколадочка

–

23

Микроскопическая

–

8

Большущий

–

13

Огромный

+

28

Громадный

–

39

Гигантский

–

11

Малюсенький

–

44

Крохотный

–

56

Крошечный

+

58

Маленький

+

40

Большой

+

32

Примечание: участвовало в работе 58 учащихся.
Особое

место

программированные

в

системе

упражнений

упражнения,

по

лексике

обеспечивающие

занимают
постоянный

пооперационный контроль учителя за работой учащихся и полноценную
обратную связь.
1. Какое слово является близким по смыслу предложенному в задании?
Сверьте ответы. Исправьте ошибки.
1) Береза - а) ель, б) малина, в) дуб, г) ромашка, д) кактус.
2) Дождь - а) ветер, б) снег, в) гром, г) ночь, д) солнце.

2. Подберите синонимы к слову.
1) Смелый - а) сильный, б) умный, в) находчивый, г) храбрый, д)
красивый.
2) Правда - а) вера, б) надежда, в) уверенность, г) истина, д) ложь.
3) Кричать - а) стучать, б) говорить, в) шептать, г) звать; д) шуметь.
4) Крепкий - а) здоровый, б) молодой, в) новый, г) сладкий, д) черствый.
5) Извинить - а) обвинить, б) простить, в) просить, г) молчать, д) сказать.
6) Комический - а) радостный, б) хороший, в) интересный, г) смешной,
д) внимательный.
7) Источник - а) река, б) воздух, в) цвет, г) вода, д) родник
8) Холод - а) ветер, б) дождь, в) метель, г) ночь, д) стужа.
9) Костлявый - а) костяной, б) худой, в) твёрдый, г) крепкий, д) больной.
10) Заяц - а) зверек, б) грызун, в) косой, г) беляк, д) русак.
3. Подберите антоним к указанному слову.
1) Хороший - а) кислый, б) плохой, в) добрый, г) сладкий, д) горячий.
2) Широкий - а) короткий, б) узкий, в) низкий, г) мелкий, д) извилистый.
4. Подберите однокоренные слова.
1) Гостиница - а) гостевой, б) гостиная, в) гость, г) гостиничный, д) гостья.
2) Вода - а) водить, б) проводник, в) водопад, г) завод, д) привод.
Упражнения, разработанные на данных основаниях, создают оптимальные
условия для усвоения лексических понятий и овладения лексическим
богатством русского языка. Материал упражнений, включающий типичные
лексические явления, становится средством переноса знаний на лексическую
систему в целом.

Литература
5. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся.
Москва, Вербум-М, 2004г.
6. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., Высшая
школа, 1903г.
7. Волина В. Учимся играя. М., 1994г.
8. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., Педагогика, 1987г.
5. Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию
связной речи для 5 классов общеобразовательных учреждений.
М., 2010г.
6. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре
русской речи. М., Просвещение, 2006г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».