Рабочая программа практикума Трудные вопросы орфографии и пунктуации 9б класс

Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО
DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462,
ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34
Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА,
3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО,
T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: на первой странице
Дата: 2023.09.30 13:28:43+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Пояснительная записка
Учебный курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 9
класса и носит теоретико-практический характер.
Курс необходим и актуален в связи с тем, что данный материал востребован на экзаменах в
выпускных классах. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к
обязательному содержанию образования по русскому языку, поэтому данный курс будет
способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, поможет
обучающимся оценить свои возможности по русскому языку.
Цель: повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
Задачи:
- обобщение и систематизация знаний учащихся в области правописания;
- более глубокое осмысление полученных ранее сведений по орфографии и пунктуации;
- обучение умелому пользованию информацией при выборе правильного написания;
- создание условий для развития учащихся;
- привитие интереса к изучению родного языка.

Общая характеристика курса
Курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую
направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм
и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный,
поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную
активность, творческую деятельность.
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе
положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных
типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим
применять то или иное орфографическое правило.
Необходимы некоторые обобщенные комментарии
к понятиям
«орфограмма»,
«опознавательные признаки орфограмм», а также комментарии к некоторым формулировкам
правил. Создание учебного курса
по трудным вопросам орфографии диктуется также
необходимостью прокомментировать как с практической, так и с теоретической стороны ряд
трудных орфографических тем. Русская орфография справедливо считается одной из лучших
орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако и в ней есть трудные случаи, у них разная
«природа» и разная степень трудности, особенно много трудностей в области слитных,
раздельных и дефисных написаний. Есть и такие трудности в орфографии, которые выходят за
рамки трудностей чисто орфографических: бывают трудны для интерпретации сами языковые
категории, с которыми связано орфографическое оформление. К числу последних относится,
например, разграничение частиц не и ни, а также разграничение частицы и приставки не.
Нам представляется, что наиболее рациональным видом ответа на возникающие перед
учениками вопросы будет описание отдельных трудностей русской орфографии на фоне общей
системы русского правописания. Поэтому изложение трудных вопросов орфографии ведется в
предлагаемом курсе по разделам и на основе орфографических принципов, действующих в
каждом из отдельных разделов русской орфографии.
Вторая часть элективного курса предполагает изучение трудных вопросов пунктуации. Чтобы
свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь ее сущность, ее принципы, усвоить ее
системность. Только таким образом понятая пунктуация способна отражать процессы речи –
мысли. Пунктуация как система, действующая ныне, складывалась исторически, функции знаков
менялись, менялись и условия их применения. Эти изменения отражают жизнь языка, и поэтому
правила, стабильные и узаконенные специальными документами, всегда неизбежно отстают от
своего времени, так как фиксируют определенный временной отрезок, а практика употребления
знаков идет дальше.
Учебный курс ориентирует на осмысленное пользование знаками препинания и развитие
способности анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функциональностилевой принадлежности текстов, а также их стилистической направленности.
Изложение материала рассчитано на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации –
причем пунктуации не как механического набора правил, а как живой, подвижной,

развивающейся системы. Курс должен показать, как на базе правил происходит обогащение
функций знаков в практике печати; по возможности обратить внимание на необходимость
воспитания чувства языка, интуиции, что предполагает осмысление нерегламентированной
пунктуации и умение отличить ненормативную пунктуацию от пунктуации ошибочной, что
очень важно в школьной практике.
При комментировании так называемых трудных случаев орфографии и пунктуации (или
спорных случаев) исходной точкой рассуждений служат основные положения стабильного свода
правил.
Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников. Программа элективного
курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена в соответствии с УМК по
русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской и на основании Единых требований к знаниям
выпускников основных общеобразовательных школ.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое
может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных
теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ СШ № 1 г. Котово на 2023-2024 учебный год на изучение
курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в 9 классе отводится 34 часа (из расчета 1
час в неделю, 34 недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и
пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и
творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический,
фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип
группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового
материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
- подготовка к успешной сдаче ОГЭ;
- формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, обобщающих уроков. На
лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация языковых единиц. Каждое лекционное
занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
– справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой);
– тренировочный (тестовые задания анализ текстов);
– контролирующий (анализ текстов, тесты).
В целях объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы и достижения
результатов освоения образовательной программы конкретным учащимся предусмотрен промежуточный контроль
в письменной форме.
Виды промежуточного контроля:
• текущий (в процессе изучения темы);
• промежуточный (в конце изучения темы);
• итоговый (в конце изучения раздела)
Формы промежуточного контроля:
• тест;
• мини-исследование;
• анализ текста;
•сообщения;
• сочинение-рассуждение;

• сжатое изложение;
• самостоятельная работа;
• контрольная работа.
Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы по типу ОГЭ.

Содержание учебного материала
В программе повторяются разделы русского языка, материал углубляется, расширяется.
Базовые понятия курса:
- орфография,
- орфограмма,
- орфографическое правило,
- морфема,
- самостоятельные части речи,
- пунктуация,
- пунктуационное правило,
- главные и второстепенные члены предложения,
- однородные члены предложения,
- обособленные члены предложения,
- обращение,
- вводные слова и вводные предложения,
- прямая и косвенная речь,
- сложное предложение, виды сложных предложений.
Рассматриваются трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка. Одновременно с
этим идет работа над стилистикой русского языка, средствами художественной выразительности.
Много внимания уделяется работе с контрольно-измерительными материалами ОГЭ.
Содержание

Кол-во
часов

Практикумы

Трудные случаи орфографии

15

3

Контрольные
и
проверочные
работы
1

Трудные случаи пунктуации

14

3

1

Текст как единица языка.
Итоговая контрольная работа
Защита проектов «Отражение грамотной
письменной речи в профессиональной
деятельности человека».
ИТОГО

2
2
1

1

34

7

2

4

1. Трудные случаи орфографии.
Тема 1. Правописание приставок.
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. Слитное и
раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном стиле речи слов
с иноязычными приставками.
Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов.
Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и
Е после шипящих в корне. Ы – И после Ц в корне слова. Чередование гласных О/А, Е/И.
Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.
Орфографический анализ текста.
Тема 3. Употребление Ь и Ъ.
Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ.
Употребление Ь в
числительных. – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста.
Тема 4 . Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.

Употребление Ь после шипящих в конце слова в различных частях речи. Орфографический
анализ текста.
Тема 5. Слитные, раздельные и дефисные написания.
Слитные, раздельные и дефисные написания различных частей речи. Дефисные написание
сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. Дефисные
написания в научной и художественной речи.
Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и
дефисные написания».
Тема 6. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание
безударных падежных окончаний существительных. Правописание 0 и Е после шипящих и Ц в
суффиксах и окончаниях существительных. Н и НН в суффиксах существительных. Анализ и
исправление ошибок, связанных с употреблением существительных.
Тема 7. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание безударных падежных прилагательных. Правописание О и Е после шипящих и Ц
в суффиксах и окончаниях прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Анализ и
исправление ошибок, связанных с употреблением прилагательных в речи.
Тема 8. Правописание суффиксов наречий.
Правописание О и Е после шипящих в суффиксах наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
Правописание суффиксов –о, -а на конце наречий. Анализ и исправление ошибок, связанных с
употреблением наречий в речи.
Тема 9. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова-,
-ева- и –ыва-, -ива-. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением глаголов в речи.
Тема 10. Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего
времени. Правописание Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий. Правописание Н и НН в
причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание окончаний причастий. Анализ и
исправление ошибок, связанных с употреблением причастий.
Практикум «Правописание суффиксов и окончаний».
Тема 11. Правописание предлогов, союзов, частиц.
Правописание производных предлогов.
Слитное и раздельное написание производных
предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Частицы НЕ, НИ, их различение на письме.
Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.
Практикум «Правописание служебных частей речи».
Тестовая работа.

2. Трудные случаи пунктуации.
Тема 1. Употребление тире в простом и сложном предложении.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в
пословицах и поговорках, употребление тире в художественной речи. Анализ и исправление
речевых ошибок, связанных с построением простых предложений.
Тема 2. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных
членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление в речи
однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление
речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.
Тема 3. Обособление второстепенных членов предложения.
Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с
уточняющими оборотами. Обороты с союзом как. Употребление второстепенных членов
предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с
построением предложений с обособленными второстепенными членами предложения.
Тема 4. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений
Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной и
поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых
ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами.
Практикум «Знаки препинания в простом предложении».
Тема 5. Предложения с прямой речью.

Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Анализ и
исправление ошибок, связанных с построением предложений с прямой и косвенной речью.
Тема 6. Сложное предложение. Виды сложных предложений.
Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Запятая между частями
сложного предложения. Сложные предложения в тексте. Употребление в речи сложных
предложений.
Тема 7. Сложносочиненное предложение.
Типы сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Сложносочиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с
построением сложносочиненных предложений.
Тема 8. Сложноподчиненное предложение.
Типы сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных
предложениях. Синтаксические синонимы. Сложноподчиненные предложения в тексте. Анализ и
исправление ошибок, связанных с построением сложноподчиненных предложений.
Тема 9. Бессоюзное сложное предложение.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения в
тексте.
Практикум «Знаки препинания в сложном предложении».
Тема 10. Сложное предложение с разными видами связи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Трудные случаи постановки
знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. Анализ и исправление
ошибок, связанных с построением сложного предложения.
Практикум «Сложное предложение с разными видами связи».
Тема 11. Текст как единица языка.
Текст. Ключевые слова в тексте и их роль. Абзац как пунктуационный знак.
Способы компрессии текста.
Сжатое изложение.
Итоговая контрольная работа.
Защита проектов «Отражение грамотной письменной речи в профессиональной деятельности
человека».

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
- роль и значение правильного, грамотного письма;
- принципы русской орфографии и пунктуации;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
- приѐмы разграничения схожих написаний.
Уметь
- применять на практике правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака
препинания или его отсутствия;
- орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты,
изложения, сочинения);
- анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования;
- проводить этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы;
- работать со словарями, справочной литературой;
- применять полученные теоретические знания на практике при выполнении диагностических и
тренировочных работ на основе КИМов ОГЭ;

Тематическое планирование

№

Количество часов

Раздел (количество часов)
Тема занятия

1

1

Трудные случаи орфографии (15ч)
Знакомство с содержанием курса.
Правописание приставок.

2
3
4

1
1
1

Правописание гласных и согласных в корне слова.
Употребление Ъ и Ь.
Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.

5
6

1
1

7
8

1
1

Слитные, раздельные и дефисные написания.
Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и
Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания».
Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

9

1

Правописание суффиксов наречий.

10
11
12
13

1
1
1

Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.
Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Практикум «Правописание суффиксов и окончаний».
Правописание предлогов, союзов, частиц.

14

1

Практикум «Правописание служебных частей речи».

15

1

Тестовая работа.

16

1

Трудные случаи пунктуации (14ч)
Употребление тире в простом и сложном предложении.

17

1

Знаки препинания при однородных членах предложения.

18-19
20

2
1

Обособление второстепенных членов предложения.
Обособление слов, грамматически не связанных с членами
предложений.

21

1

Практикум «Знаки препинания в простом предложении».

22

1

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложении с
прямой речью. Косвенная речь.

23

1

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

24

1

Сложносочиненное
предложение.
сложносочиненном предложении.

25

1

26

1

Тестирование.
Сложноподчиненное
предложение.
сложноподчиненном предложении.

27

1

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении.

28

1

Практикум «Знаки препинания в сложном предложении».

29

1

Сложное предложение с разными видами связи.

30

1

Практикум «Сложное предложение с разными видами связи».

31

1

Текст как единица языка (2ч)
Текст как единица языка. Ключевые слова и их роль. Абзац как
пунктуационный знак.

Знаки

препинания

в

Знаки

препинания

в

32

1

Способы компрессии текста. Сжатое изложение.

33
34

1
1

Итоговая контрольная работа.
Защита проектов «Отражение грамотной письменной речи в
профессиональной деятельности человека».

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник
для общеобразовательных учреждений.» М. : Просвещение, 2021;
2) Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 класса
общеобразовательных учреждений». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. –
М.:Просвещение, 2020;
3) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А.
Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014;
4) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.:
Просвещение, 2013;
5) Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984;
6) Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? – М., 1988.

Литература для учащихся
1) Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9
класс / Л. А. Ахременкова. М.: Просвещение, 2006;
2) Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2005.

Справочная литература для учащихся
1) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 1990 (41 изд.);
2) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 (11 изд);
3) Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.М.,1991;
4) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.,
1998 ( 3 изд) ( под редакцией Ф.П.Филина);
5) В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова.-8 изд..- М.:
Просвещение, 2006;
6) М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка.- 4 изд.- М.: 2006;
7) З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.- 2 изд.- М.: Просвещение, 1998;
8) А.Н.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- 2 изд., перераб. -М.
:Просвещение, 1991;
9) В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 5 изд., перераб. и
дополн. -М.: Просвещение, 2005;
10) М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка.- 8 изд., испр. и дополн. -М.:
Просвещение, 2006;
11) П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- 3 изд.- М.:
Просвещение, 2006;
12) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные материалы. Под
редакцией Н. М. Шанского- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007;
15) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка.- 3 изд.- М.:
Просвещение, 2006.

Мультимедийные пособия.
1) Программы-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников.
2) 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и
абитуриентов.
3) Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».