Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462, ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34 Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: на первой странице Дата: 2023.09.30 13:28:11+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Пояснительная записка Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку базового уровня в соответствии с программой по русскому языку «Русский язык, 5-9 классы, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение», 2019г.». Учебник: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. – М.: Просвещение, 2019г. Место предмета в учебном плане: Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 6 классов. Курс позволит восполнить пропущенный или забытый материал. Он непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предлагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся 6 класса. Задачи: воспитательная – воспитывать любовь к родному языку, сознательное отношение к нему как духовной ценности и средству общения; заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; образовательная – повторить основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания; развивающая – совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. Межпредметные связи: Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм. Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства, истории, при занятиях музыкой. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понмание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку. Требования к уровню подготовки учащихся: По окончании курса учащиеся должны знать: - принципы русской орфографии; - основные орфографические нормы, ранее представлявшие определенную трудность. Должны уметь: - находить орфограммы в морфемах; - группировать слова по видам орфограмм; - владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии; - устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения; - самостоятельно подбирать слова на изученные правила; - применять теоретические знания по разделам «Орфография» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях); - уметь работать с текстами, тестовыми заданиями по русскому языку; -соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Содержание курса 34 часа (1 час в неделю) Введение (1 час). Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. Орфография как раздел науки о языке (30 часов). Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип русской орфографии (12 часов). Тайна фонемы. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Орфографический словарь – наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки». Старые знакомые Ъ и Ь. большие и маленькие (правописание имен собственных). Словообразовательный принцип русской орфографии (8 часов). Слитно, раздельно, через дефис. Омонимичное правописание слов. Как справиться со сложными словами? Сколько н писать? Морфологический принцип русской орфографии (3 часа). История образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений). Орфографические головоломки. Морфемный принцип русской орфографии (7 часов). Приставки-труженицы (классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы – большие молодцы. Волшебный клубок орфограмм. Значение орфографии (3 часа). Путешествие в страну русского языка. Орфография в нашей жизни. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тематическое планирование Тема Количество часов Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. 1 Орфография как раздел науки о языке 30 Фонетический принцип русской орфографии 12 Словообразовательный принцип русской орфографии 8 Морфологический принцип русской орфографии 3 Морфемный принцип русской орфографии 7 Значение орфографии 3 Формы аттестации Контроль знаний и умений обучающихся осуществляется на каждом занятии через выполнение аналитической и творческой направленности. Форма промежуточной аттестации – тесты, на которых обучающиеся смогут продемонстрировать уровень усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса. Итоговая аттестация не предусмотрена. Ресурсное обеспечение рабочей программы Методическая литература для учителя: 1. В.В.Бабайцева. Тайны орфографической зоркости/. Русская словесность. 2000. №1 2. Н.М.Бондаренко, Г.Г.Граник «Секреты орфографии», - М., Просвещение, 1997. 3. В.Ф.Иванова. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л., 1977 Литература для учащихся: 1. Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 кл./ Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов и др.- М., Просвещение, 1998г. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Календарно-тематическое планирование Тема занятия Дата Текущий контроль Введение (1 час) Дорога к письменности. Как люди обходились без письма Орфография как раздел науки о языке (30часов): Основные принципы русской орфографии Тайна фонемы Ударение над гласной может сделать букву ясной Ударение Коварные словарные слова Запоминаем слова Орфографический словарь – наш главный помощник Проверь себя. Тест №1 Опасные согласные 14 15 16 17 18 Звонкие и глухие «двойняшки» Старые знакомые Ъ и Ь Большие и маленькие (правописание имен собственных) Как справиться со «сложными» словами? Решение орфографических задач Слитно, раздельно, через дефис Слитно, раздельно, через дефис Сколько Н писать? (правописание слов с Н) 19 Сколько Н писать? (правописание слов с Н) 20 21 Тест №2 Омонимичное правописание слов 22 История образования и правописания числительных Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) Орфографические головоломки 11 12 13 23 24 25 Приставки-труженицы приставок) 1 группа (классификация 26 Приставки-труженицы приставок) 2 группа (классификация Беседа Фронтальный опрос Цифровой диктант Буквенный диктант Устный опрос Тренажер «Фраза» Самостоятельная работа Практическая работа Тест онлайн Работа с дидактическим материалом Фронтальный опрос Словарный диктант Цифровой диктант Практическая работа Тренажер «Фраза» Беседа Фронтальный опрос Самостоятельная работа Самостоятельная работа Тест онлайн Работа с дидактическим материалом Беседа Фронтальный опрос Самостоятельная работа Работа с дидактическим материалом Работа с дидактическим материалом 27 Приставки-труженицы приставок) 3 группа 28 29 30 31 32 Кто командует корнями? Тест №3 Суффиксы – большие молодцы Волшебный клубок орфограмм Значение орфографии (3 часа) Значение орфографии Путешествие в страну русского языка Итоговое занятие «Орфография в нашей жизни» 33 34 (классификация Работа с дидактическим материалом Фронтальный опрос Тест онлайн Тренажер «Фраза» Беседа Фронтальный опрос Тренажер «Фраза» Беседа