Рабочая программа практикума Законы русской орфографии 8б класс

Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО
DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462,
ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU,
S=34 Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="
ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО,
CN=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР,
G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: на первой странице
Дата: 2023.09.30 13:27:34+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа практикума по русскому языку предназначена для обучения
учащихся 8 класса, соответствует стандартам по русскому языку. Используется в качестве
программно-методического сопровождения.
В программе особое внимание уделяется характеристике речевого общения в целом,
особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета,
использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфографией
русского языка, формирует умение применять правила, учитывая речевую ситуацию,
потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом
возможности письма.
Центральными направлениями в работе становятся усиленное
внимание к семантической стороне анализируемого явления и опора на этимологический
анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются
систематизация и обобщение знаний в области правописания.
Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными
схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и
поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко
используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.
Программный материал составлен и адаптирован учителем русского языка и литературы
Разовской О.В. с учетом индивидуального подхода в обучении. По учебному плану МБОУ
СШ № 1 г. Котово на 2023-2024 учебный год на изучение предмета «Законы русской
орфографии» в 8 классе отводится 34 часов (1 час в неделю).
Содержание рабочей программы реализуется через уроки-лекции, уроки-практикумы,
уроки обобщения, уроки контроля.
Цель обучения:
 освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;
 овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности
языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
 повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой
культуры, подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку;
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка;
 дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков.
Задачи преподавания:
Практикум по русскому языку в 8 классе предполагает углублённое повторение сведений
о русском языке, полученных в 5-7 классах, закреплении правописных и речевых навыков,
обогащение учащихся сведениями коммуникативного плана. К задачам курса относятся:
 систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о
языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
 обобщающее повторение орфографии, закрепление навыков правописания;
 систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение
функциональной грамотности учащихся;
 углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 7 классах;




формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и
письменной речью;
развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться
необходимой информацией Интернет- ресурсов.

Требования к подготовке учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;
- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым
особенностям; обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и
грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами;
выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;
-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный,
морфологический, синтаксический, стилистический;
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные
слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;
- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
–– по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль,
озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр;
выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац;–
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно
писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и
исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам;
правильно писать изученные в 5–7-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.
аудирование и чтение
 использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях.
говорение и письмо
 создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах
общения;
 соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского
литературного языка;
 соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
 использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста.
 развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;

Планирование учебного материала

№

1
2
3
4
5
6
7

Содержание

Кол-во
часов

Особенности письменного общения
Орфография
Резервные занятия
Итого:
Лекции
Практикумы
Контроль знаний

4
28
2
34

Кол-во
проверочных
работ
4

7
21
4

Содержание программы
РАЗДЕЛ I. Особенности письменного общения (4 ч.)
Тема 1.Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой
деятельности. Формы речевого общения.
Тема 2. Особенности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных
ситуациях общения.
Тема 3.Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки.
Тема 4. Основные причины возникновения письменности. Этапы и истоки развития современного
русского письма.
РАЗДЕЛ II. Орфография (30 ч.)
Тема 5. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и
обобщающее правило для каждого из них.
Тема 6.Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип
русского правописания (морфемный).
Тема 7.Правописание корней. Правописание гласных корня. Правила, нарушающие единообразие
написания корня (ы или и в корне после приставок), понятие о фонетическом принципе написания.
Тема 8. Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас
тер-,•стил-стел- и др.

-кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-

Тема 9. Контрольная работа №1. Промежуточное тестирование.
Тема 10.Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных.
Чередование согласных в корне.
Тема 11. Использование орфографического и словообразовательного словарей для объяснения
правильного написания корня слова. Этимологическая справка.
Тема 12.Правописание приставок: фонетический, морфемный принцип написания. Различение
приставок при- и пре-.
Тема 13.Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных
частей речи. Роль словообразовательного анализа.
Тема 14. Типичные суффиксы имен существительных и их написание.
Тема 15. Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.

Тема 16. Типичные суффиксы глаголов и их написание. Различение на письме глагольных
суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва(-ива-). Написание суффикса -е- или -и-, -ться и -тся в глаголах.
Тема 17. Суффиксы причастий при образовании причастий прошедшего времени. Суффиксы н и нн
в полных и кратких формах причастий, отглагольных прилагательных.
Тема 18. Правописание окончаний. Система правил, регулирующих написание окончаний разных
частей речи.
Тема 19. О и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы ии после ц;
употребление разделительных ъ и ь.
Тема 20. Контрольная работа №2. Промежуточное тестирование.
Тема 21. Правописание согласных на стыке морфем [матросский, петроградский); написание
сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем.
Тема 22. Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Тема 23. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Работа с
орфографическим словарем.
Тема 24. Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа
при выборе слитного или раздельного написания.
Тема 25. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Тема 26.Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с
разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни.
Тема 27. Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и
раздельное написания приставок в наречиях
Тема 28. Контрольная работа №3. Промежуточное тестирование.
Тема 29. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, от созвучных сочетаний слов.
Тема 30. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные,
наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и
созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Тема 31. Употребление дефиса в словах разных частей речи. Работа со словарями, отражающими
слитные и раздельные написания.
Тема 32. Итоговая контрольная работа. Тестирование.

Календарно-тематическое планирование
№

По
плану

1
2
3
4

3.09.
10.09.
17.09.
24.09.

5
6

1.10.
8.10.

7

15.10.

8

22.10.

9

5.11.

10

12.11.

11

19.11.

12

26.11.

13

3.12.

14

10.12.

15

17.12

16

24.12

17

22.01

18

28.01

19

4.02

20

11.02

21

18.02

Факти
чески

Тема
РАЗДЕЛ I. Особенности письменного общения
Речевое общение. Виды речевой деятельности. Формы
речевого общения.
Особенности и формы устных высказываний.
Особенности письменной речи, её формы и признаки.
Основные причины возникновения письменности.
Этапы и истоки развития современного русского
письма.
РАЗДЕЛ II. Орфография
Орфография, её роль. Разделы русской орфографии.
Правописание морфем. Принцип единообразного
написания морфем.
Правописание гласных корня, понятие о фонетическом
принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас
кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-тер, -стил-стел- и
др.
Контрольная
работа
№1.
Промежуточное
тестирование.
Правописание согласных корня: звонких и глухих;
непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в
корне.
Использование орфографического и словообразовательного словарей. Этимологическая справка.
Правописание приставок: фонетический, морфемный
принцип написания. Различение приставок при- и преПравописание
суффиксов.
Роль
при
этом
словообразовательного анализа слова.
Типичные суффиксы имен существительных и их
написание.
Типичные суффиксы имен прилагательных и их
написание.
Типичные суффиксы глаголов и их написание.
Различение на письме суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-.
(-ива-), -е- или -и-, -ться и–тся.
Суффиксы причастий при образовании причастий
прошедшего времени. Суффиксы н и нн в полных и
кратких
формах
причастий,
отглагольных
прилагательных.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих написание окончаний разных частей речи.
О и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и
окончании; правописание ы ии после ц; употребление
разделительных ъ и ь.
Контрольная
работа
№2.
Промежуточное
тестирование.
Правописание согласных на стыке морфем; написание
сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн.

Вид урока
Лекция
Лекция
Практикум
Лекция

Лекция
Лекция
Практикум
Практикум
Контроль знаний
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Лекция
Практикум
Практикум
Практикум

Лекция
Практикум
Контроль знаний
Практикум

22
23

25.02

24

4.03

25

11.03

26

18.03

27

01.04

28

08.04

29

15.04

30

22.04

31

29.04

32

6.04

3334

13.04
20.04

Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения
написания морфем. Работа с орфографическим
словарем.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль
смыслового и грамматического анализа.
Орфограммы, связанные с различением на письме
служебного слова и морфемы.
Грамматико- семантический анализ при выборе
слитного и раздельного написания не с разными
частями речи.
Грамматико-орфографические отличия приставки и
предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания
приставок в наречиях.
Контрольная работа №3. Промежуточное тестирование.
Особенности написания производных предлогов. Отличия союзов чтобы, также, тоже, потому от
созвучных сочетаний.
Образование и написание сложных слов. Отличия
сложных прилагательных и созвучных словосочетаний.
Употребление дефиса в словах разных частей речи.
Работа со словарями, отражающими слитные и
раздельные написания.
Итоговая контрольная работа. Тестирование.

Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Контроль знаний
Практикум
Практикум
Практикум
Контроль знаний

Резервные занятия

Литература для учащихся
1 . Букчина Б.З. Орфографический словарь русского язка.- М.,1990.
2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.
3. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1995.
4. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.
5. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1997.
6. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.
7. Рождественский Н.С. . Свойства русского правописания как основа методики его
преподавания. — М., 1960.
Литература для учащихся
1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.
2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 1983.
3 . Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.— М„ 1978.
4 . Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.
5 . Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация.— М., 1966.
6 . Шапиро А.Б. Русское правописание. — М., 1951.
7. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся
общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.
8 . Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь
иностранных слов / Под ред. I I И . И в а н о в а . — 4 - е изд. — М., 1999
9. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных
материалов– М.: Эксмо, 2010.

Печатные пособия
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку.
Мультимедийные пособия
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и
абитуриентов.
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и
абитуриентов.
3. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
4. 1С: Репетитор. Русский язык.
5.
Интернет - сайты:
1. http://www.mytests.ru/

4. http://www.superidea.ru/tm.htm/

2. http://www.koob.ru/memory/

5. http://www.koob.ru/superlearning/

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. http://www.psy-files.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».