Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462, ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34 Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: на первой странице Дата: 2023.09.30 13:26:22+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Пояснительная записка Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса. Данная программа позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней. Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса. Задачи: -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, - расширить и углубить полученные ранее знания; - систематизировать и обобщить полученные знания; -заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Содержание программы. Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал. Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. В первую очередь расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Учащиеся начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова. Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы. Углублению представления о слове является работа над лексическим значением слова. Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки. По окончании курса учащиеся должны уметь: - находить в словах изученные орфограммы, - обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, - находить и исправлять орфографические ошибки; - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами. Содержание тем учебного курса: -Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных. -Правописание корней с чередующимися гласными. -Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила. -Правописание ъ и ь. -Правописание приставок. -Удвоенные согласные. -Орфограммы в окончаниях слов. -Орфограммы в суффиксах. Литература 1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2010. 2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. – 3. СПб, 2010. 4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987. 5. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990. 6. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002. 7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004. 8. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004. 9. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984. 10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996. 11. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001. 12. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992. 13. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963. 14. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003. 15. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971 Календарно-тематическое планирование № 1. 2. 3. Тема Возникновение письменности. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. Тайна фонемы. Ударение под гласной может сделать букву ясной. 4. Коварные словарные слова. 5 6 7 8 9 10 Орфографический словарь – наш главный помощник. Проверь себя. Тест №1. Опасные согласные. Звонкие и глухие согласные Разделительный Ъ Разделительный Ь 11 12 Слитно, раздельно, через дефис 13 14 Содержание занятия Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Орфография - раздел науки о языке. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Основные принципы русской орфографии. Смыслоразличительная роль звуков. Образование звуков, определение сильной и слабой позиций в слове. Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). Работа со словарем. Работа с тестом Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами. Не с разными частями речи Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки НЕДО - со словами. Н и НН в суффиксах прилагательных, Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 причастий Н в кратких причастиях Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е). Способы образования Способы образования сложных слов. сложных слов. Решение Работа по карточкам орфографических задач. Проверь себя. Тест №2. Работа с тестом История образования и Беседа. Выполнение упражнений написания числительных Правописание Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом местоимений Орфографические Работа по карточкам головоломки. Классификация Классификация приставок: смыслообразующие и приставок формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ - и Приставки ПРЕ- и ПРИ-. ПРИПравописание корней с Классификация и правописание корней с чередующимися чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, гласными зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов -, -мок-). Проверь себя. Тест №3. Работа с тестом Правописание личных Правописание гласных в личных окончаниях глагола. окончаний глагола Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Правописание Правописание букв И и Е в падежных окончаниях падежных окончаний существительных. существительных Правописание Правописание суффиксов существительных, прилагательных, суффиксов глаголов. самостоятельных частей речи. Комплексный анализ Работа с текстом. текста Значение орфографии в Обобщение принципов орфографии. русском языке