Рабочая программа Орфографического практикума 6а класс

Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО
DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462, ОГРН=1023404974768,
ИНН=341451134524, C=RU, S=34 Волгоградская область, L=КОТОВО,
STREET="ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ
СШ № 1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА,
SN=ДРОНИНА
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Местоположение: на первой странице
Дата: 2023.09.30 13:25:53+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования по русскому языку базового уровня в
соответствии с программой по русскому языку «Русский язык, 5-9 классы, М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение», 2019г.».
Учебник: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. – М.: Просвещение, 2019г.
Место предмета в учебном плане:
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 6 классов.
Курс позволит углубляться в изучаемый материал. Он непосредственно связан с
программой по русскому языку для 5-11 классов. Расширяет и систематизирует
теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и
навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к
успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предлагается уделять
большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию
орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного
выполнения заданий различного уровня сложности.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся 6 класса.
Задачи:
воспитательная – воспитывать любовь к родному языку, сознательное отношение к нему
как духовной ценности и средству общения; заинтересовать учащихся предметом,
мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
образовательная – повторить основной теоретический материал курса русского языка за
5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания;
развивающая – совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические
и коммуникативные навыки учащихся.
Межпредметные связи:
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные
связи с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные
художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за
употреблением отдельных слов, грамматических форм.
Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных
языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства, истории, при
занятиях музыкой.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понмание
обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по
русскому языку.
Требования к уровню подготовки учащихся:
По окончании курса учащиеся должны знать:
- принципы русской орфографии;
- основные орфографические нормы, ранее представлявшие определенную трудность.
Должны уметь:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приѐмами
применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические
обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
- применять теоретические знания по разделам «Орфография» на практике (как ранее
известные, так и полученные на занятиях);
- уметь работать с текстами, тестовыми заданиями по русскому языку;

-соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского
литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Содержание курса
34 часа (1 час в неделю)
Введение (1 час). Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.
Орфография как раздел науки о языке (30 часов). Основные принципы русской
орфографии.
Фонетический принцип русской орфографии (12 часов). Тайна фонемы. Ударение над
гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Орфографический
словарь – наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки».
Старые знакомые Ъ и Ь. большие и маленькие (правописание имен собственных).
Словообразовательный принцип русской орфографии (8 часов). Слитно, раздельно,
через дефис. Омонимичное правописание слов. Как справиться со сложными словами?
Сколько н писать?
Морфологический принцип русской орфографии (3 часа). История образования и
правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).
Орфографические головоломки.
Морфемный принцип русской орфографии (7 часов). Приставки-труженицы
(классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы – большие молодцы.
Волшебный клубок орфограмм.
Значение орфографии (3 часа). Путешествие в страну русского языка. Орфография
в нашей жизни.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тематическое планирование
Тема

Количество
часов
Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без
1
письма.
Орфография как раздел науки о языке
30
Фонетический принцип русской орфографии
12
Словообразовательный принцип русской орфографии
8
Морфологический принцип русской орфографии
3
Морфемный принцип русской орфографии
7
Значение орфографии
3

Формы аттестации
Контроль знаний и умений обучающихся осуществляется на каждом занятии через
выполнение аналитической и творческой направленности. Форма промежуточной
аттестации – тесты, на которых обучающиеся смогут продемонстрировать уровень
усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса. Итоговая аттестация не
предусмотрена.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Методическая литература для учителя:
1. В.В.Бабайцева. Тайны орфографической зоркости/. Русская словесность. 2000. №1
2. Н.М.Бондаренко, Г.Г.Граник «Секреты орфографии», - М., Просвещение, 1997.
3. В.Ф.Иванова. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы
процессов. Л., 1977
Литература для учащихся:
1. Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 кл./ Л.А.Тростенцова,
М.Т.Баранов и др.- М., Просвещение, 1998г.

№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24

Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Дата
Текущий контроль
Введение (1 час)
Дорога к письменности. Как люди
обходились без письма
Орфография как раздел науки о языке
(30часов):
Основные принципы русской орфографии
Тайна фонемы
Ударение над гласной может сделать
букву ясной
Ударение
Коварные словарные слова
Запоминаем слова
Орфографический словарь – наш главный
помощник
Проверь себя. Тест №1
Опасные согласные
Звонкие и глухие «двойняшки»
Старые знакомые Ъ и Ь
Большие и маленькие (правописание имен
собственных)
Как справиться со «сложными» словами?
Решение орфографических задач
Слитно, раздельно, через дефис
Слитно, раздельно, через дефис
Сколько Н писать? (правописание слов с
Н)
Сколько Н писать? (правописание слов с
Н)
Тест №2
Омонимичное правописание слов
История образования и правописания
числительных
Что вместо имени у нас? (о правописании
местоимений)
Орфографические головоломки

25

Приставки-труженицы
приставок) 1 группа

(классификация

26

Приставки-труженицы
приставок) 2 группа

(классификация

Беседа

Фронтальный опрос
Цифровой диктант
Буквенный диктант
Устный опрос
Тренажер «Фраза»
Самостоятельная
работа
Практическая работа
Тест онлайн
Работа с
дидактическим
материалом
Фронтальный опрос
Словарный диктант
Цифровой диктант
Практическая работа
Тренажер «Фраза»
Беседа
Фронтальный опрос
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Тест онлайн
Работа с
дидактическим
материалом
Беседа
Фронтальный опрос
Самостоятельная
работа
Работа с
дидактическим
материалом
Работа с
дидактическим
материалом

27

Приставки-труженицы
приставок) 3 группа

28
29
30
31
32

Кто командует корнями?
Тест №3
Суффиксы – большие молодцы
Волшебный клубок орфограмм
Значение орфографии (3 часа)
Значение орфографии
Путешествие в страну русского языка
Итоговое занятие «Орфография в нашей
жизни»

33
34

(классификация

Работа с
дидактическим
материалом
Фронтальный опрос
Тест онлайн
Тренажер «Фраза»
Беседа
Фронтальный опрос
Тренажер «Фраза»
Беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».