Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462, ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34 Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, SN=ДРОНИНА Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: на первой странице Дата: 2023.09.30 13:10:17+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ В.В.БАБАЙЦЕВОЙ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (7 класс) Данная программа изучения русского языка по учебно-методическому комплексу В.В. Бабайцевой в 7 классе рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы В.В. Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка (5-9 классы), Примерной программы и образовательного стандарта. Программа направлена на повышение уровня развития учащихся по русскому языку в 7 классе, нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на деятельностной системно-коммуникативной основе в обучении русскому языку, позволит сформировать у учащихся языковую, лингвистическую, литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач: привить учащимся навыки свободного владения речью, самостоятельной работы с текстом, развить у них умение научно-исследовательской деятельности; формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы; способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка. Углублённое изучение русского языка требует более полных сведений о системе языка, о различных аспектах языковых единиц, позволяющих показать своеобразие русского языка, богатство его словарного состава, разнообразие стилистических средств (морфемных, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических). В углублённую программу включены краткие сведения из истории русской звуковой системы, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии, вопросы этимологии, которые не только должны вызвать интерес к изучению русского языка, но и многое объяснить им в его современном состоянии, помочь осознать как основные закономерности и правила, так и исключения их них. Стилистические ресурсы русского языка, их разнообразие, сокровища синонимии (лексической, морфемной, морфологической, синтаксической), богатство фразеологии – всё это изучается учащимися на уроках. Важная роль отводится на уроках взаимовлиянию и взаимодействию внутри лингвистической системы родного языка. Взаимодействие языковых единиц обусловливает явления переходности в грамматическом строе, где существует множество языковых явлений, не укладывающихся в строгие рамки классификации. Одной из лингвометодических задач преподавания русского языка по углублённой программе является формирование орфографической зоркости учащихся, более детальное изучение орфографии даже при изучении разделов синтаксиса и пунктуации. Этим обусловлено исключительное внимание к морфемному составу слов. В данную программу введены следующие темы, которые в традиционной программе даются для реализации дифференцированного подхода к обучению. Это дополнительный материал, обозначенный в программе знаком *, углубляющий основное содержание программы и являющийся необязательным для основного контингента учащихся: «Основные выразительные средства фонетики», «Неморфологические способы образования слов», «Правильное употребление паронимов», «Фразеологический словарь, его назначение, строение, содержание», «Основные выразительные средства лексики и фразеологии», «Основные выразительные средства морфологии и синтаксиса», «Одинаковое построение предложений при параллельной связи (синтаксический параллелизм)», «Использование местоимённых наречий в качестве союзных слов в сложноподчинённых предложениях», «Основные грамматические значения предлогов (дополнения, обстоятельства, определения)», «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении», «Междометия и звукоподражательные слова в системе частей речи. Дефисное написание междометий и звукоподражательных слов». Такие темы, как «Основные орфоэпические нормы русского литературного языка», «Основные выразительные средства словообразования», «Причастия полные и краткие, их смысловые, морфологические и синтаксические различия», «Трудные случаи образования деепричастий и причастий», «Причастия и деепричастия в роли главного и зависимого слова», «Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний», «Синтаксические средства выразительности». «Пространственные значения предлогов», «Союз в предложении и тексте. Союз как средство связи предложений в тексте», «Интонационные особенности предложений с частицами», «Различение приставки НЕ и частицы НЕ, их употребление с разными частями речи», «Омонимия слов. Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов», «Словарь омонимов: его назначение, структура, содержание словарной статьи. способствуют более глубокому пониманию школьниками процессов развития языка, более детальному знакомству с его функционированием, современными процессами, привитию культуры речи и правильности употребления языковых единиц. Изучение материала спланировано на базе ранее изученного, иногда с опережающим заданием. Параллельно идёт повторение и обобщение уже усвоенного. Повторение материала планируется проводить на коммуникативной основе, когда дети не только усваивают правила и положения системы языка, но и практически применяют свои знания в конкретной речевой ситуации. В программе учтены современные требования к подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации, единому государственному экзамену, запланированы тестовые задания. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ К концу 7 класса учащиеся должны уметь: аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи, строя тексты-рассуждения; производить морфемный и морфологический анализ всех частей речи; соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи; использовать морфологические синонимы; заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот; при построении текстов разных типов учитывать стилистические характеристики слов, относящихся к разным частям речи; строить тексты с совмещением различных типов речи; использовать местоимения, наречия, союзы, частицы для связи фрагментов текста. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ Вводный урок – 1. Повторение изученного в 5-6 классах Морфология. Знаменательные части речи: Местоимение . Понятие о местоимении. Роль местоимений в речи. Местоимения как одно из средств связи частей текста. Местоимения и другие части речи. Местоимения-существительные. Местоимения-прилагательные. Местоимения-наречия. Разряды местоимений: личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, определительные, указательные. Правописание местоимений. Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи. Причастие . Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия. Роль причастий в речи. Книжная стилистическая окраска причастий. Причастный оборот. Синонимика причастного оборота и придаточного предложения. Словообразование причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Склонение причастий. Их правописание. Переход причастий в другие части речи. Деепричастие . Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Роль деепричастий в речи. Деепричастный оборот. Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений. Словообразование деепричастий. Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий. Правописание деепричастий. Служебные части речи . Понятие о служебных частях речи. Роль служебных частей речи в предложении и тексте. Предлог. Понятие о предлоге. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов. Союз. Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей), чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др. Союзы как важнейшее средство связи частей текста. Частица. Понятие о частице. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи (обобщение). Междометие. Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи. Звукоподражательные слова. Явление переходности в морфологии . Переход из одной части речи в другую (обобщение). Взаимодействие знаменательных частей речи. Взаимодействие служебных частей речи. Повторение пройденного в 7 классе . УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Разделы и темы Количество часов Уроки развития речи Уроки контроля 1 Введение 1 2 Повторение изученного в 5 – 6 классах 10 2 2 3 Морфология 3.1 Знаменательные части речи 63 3.1.1 Местоимение 18 4 2 3.1.2 Причастие 30 4 3 3.1.3 Деепричастие 19 2 2 3.2 Служебные части речи 45 3.2.1 Предлог 15 2 1 3.2.2 Союз 15 2 2 3.2.3 Частица 14 1 3 3.2.4 Междометие 5 2 3.2.5 Явление переходности в морфологии 2 4 Повторение пройденного в 7 классе 5 2 1 Итого 136 21 16 Перечень учебно-методического обеспечения. Б а б а й ц е в а В.В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы. – М., 2021. Б а б а й ц е в а В.В. Русский язык. Практика. 6 – 7 классы. — М., 2021. Б а б а й ц е в а В.В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 2009. Б а б а й ц е в а В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2009. Б а б а й ц е в а В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2008. Б а б а й ц е в а В.В; Тайны орфографической зоркости // Русская словесность, — 2009. — № 1. Б а б а й ц е в а В.В, Бедна р с к а я Л. Д., Рудо-м а з и н а Н. Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. — М., 2009. Б а б а й ц е в а В. В., С а л ь н и к о в а О. А. Русский язык. Тренинг по орфографии. — М., 2008. В а л г и н а Н. С. Современный русский язык. Пунктуация. — М., 2007. В а л г и н а Н. С. Теория текста. — М., 2003. Г в о з д а р е в Ю. А. Язык есть исповедь народа. — М., 2009. Г о р б а ч е в и ч К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987. Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С . М., Концевая Л. А. Секреты орфографиц. — М., 1994. Г р а н и к Г . Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации, — М., 1995. Д р о з д о в а О. Ё. Уроки языкознания для школьников 5—8 классов. — М., 2001. З е м с к а я Е. А. Как делается слова. — М., 1963. К о с т о м а р о в В. Г. Языковой курс эпохи.— М., 1994. К у п ал о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002. Л ь в о в а С. И. Там, где кончается слово... — М., 1991. М и л о с л а в с к и й И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988. П а н о в М. В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. -^ М., 1964. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Программный материал Тип урока Кол-во часов Вид контроля Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Понимать социальную сущность языка, усвоить, что рус.яз.- это прежде всего развивающееся явление. Уметь составлять устное монологическое высказывание, письменное аргументированное рассуждение Знать разделы лингвистики. 1 Вводный урок. Язык как развивающееся явление. Комбинированн ый 1 Содержание, цели и задачи курса русского языка в 7 классе. 2 Повторение пройденного в 5-6 классах. Разделы лингвистики. Повторительнообобщающий урок 1 Лингвистика (языкознание) как наука о языке. Разделы лингвистики. 3 Фонетика. Графика. Фонетический разбор слова. Повторительнообобщающий урок 1 Фонетика как раздел науки о языке. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Порядок фонетического разбора слова. Сильная и слабая позиция фонемы. Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфографич. Словарем, обнаруживать орфоэпич.ошибки в звучащей речи. Знать Основные выразительные средства фонетики Фонетич. разбор, тест, редактирование звучащей речи 4 Орфография. Повторительнообобщающий урок Орфография как раздел науки о языке. Типы орфограмм. Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую хар-ку слова при выборе правильного написания, аргументировать тезис о системном хар-ре рус.орфографии Комплексный ан-з текста, предупр. диктант, творческое и осложненное списывание. 1 Анализ текстов, выявление главного и существенного. Создать устное высказывание: доказать, что язык – развивающееся явление. Опорная схема. Дата 5 Морфемика. Морфемный анализ слова. Повторительнообобщающий урок 1 Морфемика как раздел науки о языке. Основные морфемы. Порядок морфемного анализа слова. 6 Словообразование. Словообразовательный анализ слов. Повторительнообобщающий урок 1 Словообразование как раздел науки о языке. Основные способы словообразования. Порядок словообразовательного анализа. 7-8 Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Повторительнообобщающий урок 2 Морфология как раздел языкознания. Самостоятельные и служебные части речи. 9 Морфологический разбор слова. Практическая работа. Повторительнообобщающий урок 1 Схема морфологического разбора слов. 10 РР Текст. Признаки текста. Типы речи. Описание. Урок развития речи 1 Понятие о тексте. Признаки текста: заглавие, связность, последовательность и др. Знать морфологические и неморфологические способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматич.признаки; опираясь на словообразов. анализ и морфемные модели слов, определять способы образ-я слов разных частей речи. Знать морфологические и неморфологические способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, определять способы образ-я слов разных частей речи, анализир-ть словообр.гнезда на основе словообраз. словаря и с пом. школьного этимологич.словаря, комментировать изменения в морфемной стр-ре слова Знать общую хар-ку самост.частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфол.признаки, основные выразительные средства морфологии, уметь выполнять морфол.разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, исп-ть знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического ан-за предл-ия Уметь выполнять морфологический разбор слов разных частей речи. Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» Знать признаки текста. Уметь самостоятельно составлять текст. Выразительное чтение текста. Обучение анализу текста. . Словообразовательный анализ. Схема-опора. Морфологический разбор слов. Практическая работа. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Признаки описания. 11 12 13 14 РР Сочинение-описание по картине К.С. Петрова – Водкина «Утренний натюрморт» Лексика. Фразеология. Урок развития речи 1 Повторительнообобщающий урок 1 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Повторительнообобщающий урок 1 Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении. Повторительнообобщающий урок 1 Тема текста. Виды плана текста. Типы речи. Стилевое единство текста. Лексика как раздел языкознания. Группы слов по значению. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеология как раздел языкознания. Фразеологизмы. Синтаксис и пунктуация как разделы языкознания. Знаки препинания. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды и типы словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса. Виды предложений. Грамматическая основа. Тире между подлежащим и сказуемым. Однородные члены предложения. Уметь писать сочинение-описание по картине. Знать определения, основные выразительные средства фонетики, лексики, Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, польз-ся словарями; создавать худ.тексты, используя выр.-изобраз.средства, соблюдать лексич.нормы, находить справку о значении и происхожд-ии фразеологич.сочетания во фразеол.словаре, исп-ть синонимы как ср-во связи предлож-ий в тексте. Знать, чем отличаются: -сл/соч. от предложений, - простые предл-я от сложных, - главные члены предл-я от второстепенных. Уметь расставлять знаки препин-я в простом осложненном и сложном предлож-ях; выполнять синтаксич. и пунктуац. разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных сл/соч-ий и конструировать сл/соч-я по предложенным схемам. Знать, чем отличаются: -сл/соч. от предложений, - простые предл-я от сложных, - главные члены предл-я от второстепенных. Уметь расставлять знаки препин-я в простом осложненном и сложном предлож-ях; выполнять синтаксич. и пунктуац. разборы, определять Сочинение-миниатюра. Анализ худ.текста, работа со словарем Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам Устные ответы. Синтаксический разбор. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Повторительнообобщающий урок 16 Контрольный диктант с грамматическим заданием. Урок контроля и коррекции знаний 1 17 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Урок контроля и коррекции знаний 1 18 Основной курс. Морфология. Местоимение. Понятие о местоимении. 15 Урок усвоения новых знаний 19 Местоимения и другие части речи. Урок усвоения новых знаний 20 Разряды местоимений. Личные местоимения. Урок усвоения новых знаний 1 1 1 1 Сложное предложение как единица синтаксиса. Виды сложных предложений. Основные разделы языкознания. Орфография. Синтаксис. Корректирование текста. Работа над ошибками. синтаксич.роль всех самост-ых частей речи. различать и конструировать ПП и СП, соблюдать правильную интонацию в речи. Знать, чем отличаются: -сл/соч. от предложений, - простые предл-я от сложных, - главные члены предл-я от второстепенных. Уметь расставлять знаки препин-я в простом осложненном и сложном предлож-ях; выполнять синтаксич. и пунктуац. разборы, определять синтаксич.роль всех самост-ых частей речи. различать и конструировать ПП и СП, соблюдать правильную интонацию в речи. Уметь писать диктант, соблюдая орфографические и пунктуационные правила, выполнять все виды разбора. Уметь выполнять работу над ошибками Самостоятельная работа. Синтаксический разбор СП. Работа над ошибками. Морфология. Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимений. Роль местоимений в речи. Определение местоимений по соотношению с другими частями речи. Определение местоимений по соотношению с другими частями речи. Морфологические признаки местоимений. Усвоить особенности семантики местоимений, специфику грамматических признаков местоимений разных групп, употребление местоимений в речи Комментированное письмо. Уметь определять местоимения по соотношению с другими частями речи. Использование местоимённых наречий в качестве союзных слов в СПП Комплексный анализ текста, предупредительный диктант, Разряды местоимений по лексическому значению. Личные местоимения. Усвоение специфики личных местоимений быть средством связи предложений в тексте, Презентации. Работа по карточкам, предупредительный предупреждение ошибок, связанных с употреблением местоимений в речи. Усвоение специфики возвратного местоимения быть средством связи предложений в тексте, предупреждение ошибок, связанных с употреблением местоимений в речи. Усвоение специфики притяжательных местоимений, предупреждение ошибок, связанных с употреблением местоимений в речи. Усвоение специфики вопросительных местоимений быть средством связи предложений в тексте, предупреждение ошибок, связанных с употреблением местоимений в речи. диктант 21 Возвратное местоимение. Урок усвоения новых знаний 1 Разряды местоимений по лексическому значению. Возвратное местоимение. Работа по карточкам. Редактирование текста 22 Притяжательные местоимения. Урок усвоения новых знаний 1 Разряды местоимений по лексическому значению. Притяжательные местоимения. 23 Вопросительные местоимения. Урок усвоения новых знаний 1 Разряды местоимений по лексическому значению. Вопросительные местоимения. 24 РР Систематизация материалов к написанию изложения. Урок развития речи 1 Развитие навыков составления плана текста и сбора материала для письменного пересказа. Черновик изложения. 25 РР Подробное изложение. Урок развития речи 1 Умение составлять план прослушанного текста и собирать материал для письменного пересказа. Умение письменно излагать прослушанный текст. Развитие навыков письменного подробного изложения прослушанного текста. Изложение 26 Относительные местоимения. Урок усвоения новых знаний 1 Разряды местоимений по лексическому значению. Относительные местоимения. Усвоение специфики относительных местоимений быть средством связи предложений в тексте, предупреждение ошибок, связанных с употреблением местоимений в речи. Употребление местоимений морфологических омонимов (относит.-вопросит.) Комментированное письмо. Тренировочные упражнения. 27 Неопределённые местоимения. Урок усвоения новых знаний 1 Разряды местоимений по лексическому значению. Неопределённые местоимения. Усвоение специфики неопределенных местоимений, предупреждение ошибок, связанных с употреблением местоимений в речи. Работа по карточкам, предупредительный диктант Комплексный ан-з текста. Тренировочные упражнения. Синтаксический разбор предложений. Устные ответы. Тренировочные упражнения. 28 Отрицательные местоимения. Урок усвоения новых знаний 1 Разряды местоимений по лексическому значению. Отрицательные местоимения. Усвоение специфики отрицательных местоимений, предупреждение ошибок, связанных с употреблением местоимений в речи. Работа по карточкам, предупредительный диктант Практическая работа. 29 Определительные местоимения. Урок усвоения новых знаний 1 Разряды местоимений по лексическому значению. Определительные местоимения. Усвоение специфики определительных местоимений, предупреждение ошибок, связанных с употреблением местоимений в речи. Работа по карточкам, предупредительный диктант Тренировочные упражнения. 30 Указательные местоимения. Урок усвоения новых знаний 1 Разряды местоимений по лексическому значению. Указательные местоимения. Усвоение специфики указательныхместоимений, предупреждение ошибок, связанных с употреблением местоимений в речи. Тренировочные упражнения, конструирование предложений. 31 Роль местоимений в речи. Урок усвоения новых знаний 1 Знание норм употребления местоимений в речи. Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» 32 Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение». Повторительнообобщающий урок 1 Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Порядок морфологического разбора местоимения. Усвоение значений и сферы употребления местоимений в речи; правописание, синтаксическая роль в предложении. Уметь соблюдать орфографические и грамматические нормы употребления местоимений. 33 Повторим орфографию. 1 34 Повторим пунктуацию. 1 35 Контрольная работа по теме «Местоимение». Урок контроля 1 Контроль знаний о местоимении как о части речи. Грамматические разборы. Синтаксический разбор. Тренировочные задания. Морфологический разбор местоимения. 36 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Урок контроля и коррекции знаний 1 Контроль знаний о местоимении как о части речи. Корректирование текста. Работа над ошибками. 37 РР Описание действий. Урок развития речи 1 Типы речи. Описание. Признаки описания. Знать признаки текста. Уметь самостоятельно составлять текст. 38 РР Сочинение-описание «Моё любимое занятие» Урок развития речи 1 Описание действий. Уметь писать сочинение-описание действий. Урок усвоения новых знаний 39 Причастие. Понятие о причастии. 40 Признаки прилагательного у причастий. Склонение причастий. Урок усвоения новых знаний 1 41 Признаки глагола у причастия. Урок усвоения новых знаний 1 42 Действительные и страдательные причастия. Урок усвоения новых знаний 1 43 Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени Урок усвоения новых знаний 1 1 Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматич. признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль. Признаки прилагательного у причастий: род, число и падеж. Склонение причастий. Синтаксическая функция причастий. Признаки глагола у причастий: вид , время,возвратность . Образование видо-временных форм причастий. Действительный и страдательный залоги причастия. Образование действ. прич. наст.времени. Правописание гласных в суф-сах действит.прич. Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи Знать отличие дейст-х прич-й от страд-ых. Уметь определять разряд прич-й по знач-ю, употреблять прич-я в речи, конструировать предл-я с прич-ым оборотом, предупреждать ошибки в употреблении прич-ий, прав-но ставить знаки преп-я Знать способы образ-я действ.прич. наст.времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суф-сах –ущ-/-ющ-,-ащ-/-ящ-, находить изучаемую орфограмму. Работа над ошибками. Сочинение. Конспект. Презентации. Подбор сущ-х к прил-ым и причастиям, сравнение предлож-ий, вывод о роли прич-ий в речи Синтаксический анализ. Склонение причастий. Самостоятельная работа. Тренировочные упражнения. Комментированное письмо. Распределительный диктант. Тренировочные упражнения. Составление таблицы «Суф-сы прич-ий». Объяснительный диктант. 44 Действительные причастия настощего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени Урок закрепления изученного 45 Действительные причастия прошедшего времени Урок усвоения новых знаний 1 Образование действ.прич. прош.вр. Орфоэпические нормы 46 Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Урок усвоения новых знаний 1 Образование страдательных причастий наст.времени. Правопис-е гласных в суф-сах страд.прич.наст.вр. Синтаксическая синонимия 47 Страдательные причастия прошедшего времени. Урок усвоения новых знаний 1 Образование страдательных причастий прош.вр. 48 Краткие страдательные причастия. Урок усвоения новых знаний 1 Краткие страд. причастия, их синтаксич. роль в предл-ии 1 Образование действ.прич. наст.времени. Правописание гласных в суф-сах действит.прич. Уметь обосновывать выбор гласных в суф-сах –ущ-/-ющ-, -ащ/-ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять прич-е, прав-но произносить Знать способы образования действ.прич. прош.вр., правопис-е гласных перед суф-сом причастия и в н.ф. глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суф-сах прич-ий, прав-но употреблять причастия в речи, конструир-ть предл-я с прич.оборотом, соблюдать орфоэпич.нормы при произношии, проверять себя по словарю Знать способы образования страдательных причастий наст.времени. Уметь определять спряж-е глагола, обосновывать выбор гласной в оконч-ях глаголов и суф-сах –ом- (-ем-), -импричастий; сопоставлять, анализировать, самост-но делать выводы; согласовывать прич-е с определяемым словом; заменять сложное предл-е простым с причным оборотом Знать способы образ-я прич-ий. Уметь выбирать прав-ное напис-е Н и НН в прил-ых и страд.прич.прош.вр., исправлять ошибки в употреблении прич-ий Знать морфол.признаки, синтаксич.роль кр.прич-ий и прилх. Уметь образовывать кр.ф-му, употреблять в речи, прав-но ставить ударения в полных и кр.страд.причастиях, выр-но читать текст, определять его стиль Работа по карточкам. Тест. Составить сл/соч-я с прич-ями, которые можно исп-ть при описании внешности ч-ка Творческое списывание. Тренировочные упражнения. Объяснит-ный диктант. Дополнить таблицу «Суф-сы причастия» Словарный, распределительный диктанты. Тест. диктант Выборочный 49 Урок-практикум по словообразованию причастий. Урок контроля и коррекции знаний 1 Обобщение знаний по словообразованию причастий. Определение в тексте причастий. Морфемный разбор причастий. Тест. Тренировочные задания. 50 РР Систематизация материалов к написанию сочинения –рассуждения на тему «Почему я люблю…» (стр.40) РР Написание сочинения – рассуждения на тему «Почему я люблю…» Урок развития речи 1 Типы речи. Рассуждение. Композиция расуждения. Знать признаки рассуждения как типа речи. Черновик. Урок развития речи 1 Типы речи. Рассуждение. Композиция расуждения. Уметь создавать текстрассуждение Сочинение. 52 Причастный оборот. Урок усвоения новых знаний 1 Причастный оборот как единица синтаксиса. Определяемое слово. Объяснительный, распределительный диктанты 53 Знаки препинания при причастном обороте. Урок усвоения новых знаний 1 Текстообразующая роль причастий. Синтаксическая синонимия. Правильное построение предл-ий с прич.оборотом Синонимика причастного оборота и придаточного предложения. Урок усвоения новых знаний 1 Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять прич.оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предл-я с прич.оборотом. Уметь выделять из предл-я сочетания прич-я и определяемого слова, прич-я и завис.слова, определять место прич.оборота по отнош-ю к определяемому слову, графически обозначать прич.оборот, устанавливая связь прич-я с определяемым и завис.словами, выр-но читать предл-я с прич.оборотом, предупреждать ошибки в употреблении прич.оборота. Знать условия замены причастных оборотов придаточными предложениями. 51 54 Синонимика как языковое явление. Синонимика причастного оборота и придаточного предложения. Работа по карточкам. Редактирование текста. Самостоятельная работа. Тренировочные упражнения. Устные ответы. Презентации. Конструирование предложений. 55 Правописание причастий. Урок усвоения новых знаний 1 Правописание суффиксов и окончаний причастий. 56 Гласные в причастиях перед Н и НН. Урок усвоения новых знаний 1 Орфограмма гласные в причастиях перед Н и НН. 57 Правописание Н и НН в суффиксах причастий. Урок усвоения новых знаний 1 Н-НН в суффиксах причастий. 58 Урок-практикум по правописанию н и нн в причастиях. Урок контроля и коррекции знаний 1 Н-НН в суффиксах причастий. .Закрепление знаний по правописанию суффиксов и окончаний причастий. 59 Прмежуточное тестирование по изученному материалу по теме «Причастие» Правописание не с причастиями. Урок контроля и коррекции знаний 1 Контроль знаний, умений и навыков по теме «Причастие». Знать правила правописания причастий. Урок усвоения новых знаний 1 Правописание НЕ с причастиями. Выборочнораспределительный диктант. Составление таблицы «НЕ с причастием» 61 Урок-практикум по теме «НЕ с причастиями и прилагательными». Комбинированн ый урок 1 Правописание НЕ с причастиями. Знать условия слитного и раздельного напис-ия НЕ с причями. Уметь различать НЕприставку, НЕ-часть корня, НЕчастицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы. Знать условия слитного и раздельного напис-ия НЕ с причями. 62 Переход причастий в другие части речи. Урок усвоения новых знаний 1 Знать исторические процессы изменения признаков причастий. Защита презентаций. Конспектирование. Сообщение на лингвистическую тему. 63 Морфологический разбор причастий. Повторительнообобщающий урок 1 Исторические процессы изменения признаков причастий. Переход причастий в другие части речи. Общее значение причастия, морфол.признаки, синтаксич.роль Знать порядок морфол.разбора прич-й. Уметь выполнять морфол.разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи Морфологический разбор причастий. 60 Знать условия правописания суффиксов и окончаний причастий. Уметь применять эти знания на практике. Знать правила правописания гласных в причастиях перед Н и НН; уметь применять данное правило в письменной речи. Знать условия написания н и нн в суффиксах причастий. Тренировочные упражнения. Схема-опора. Тренировочные упражнения. Устные ответы. Выборочнораспределительный диктант. Составление словарных диктантов по теме урока. Взаимопроверка диктантов. Тест. Презентации. Тренирвочные задания. 64 Повторение и обобщение материала по теме «Причастие» Повторительнообобщающий урок 1 Значение, морфологич.признаки. синтаксич.роль полных и кр.причастий. Правописание прич-ий Комментированное письмо. Корректирование текста. Работа над ошибками. Выразительное чтение и анализ текста. Р.стр.58 – 75. Работа с текстами разных стилей и жанров Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. РР Типы речи. Повествование. Урок контроля и коррекции знаний Урок контроля и коррекции знаний Урок развития речи 1 68 РР Сочинение-рассказ на основе услышанного. Урок развития речи 1 Отзыв о прочитанной книге. Развитие навыков письменного отзыва о прочитанной книге. Презентации 69 Деепричастие. Понятие о деепричастии. Урок усвоения новых знаний 1 Вопрос о деепр-ии в сис-ме частей речи. Глагольные и наречные признаки деепр-я, синтаксическая и текстообразующая роль деепр-ий Сообщение по плану. Презентации. 70 Признаки глагола у деепричастий. Комбинированн ый 1 Признаки глагола у деепричастий: вид и время. Знать лексическое, грамм-ое нач-е деепр. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепр-й, выделять в речи деепр-я, отличать в речи деепр-я от глаголов и причастий, конструир-ть предл-я с деепр-ями для обозначения добавочного значения Знать признаки глагола у деепричастий 71 Признаки наречия у деепричастий. Комбинированн ый 1 Признаки наречия у деепричастий: неизменяемость, синтаксическая функция. Знать признаки наречия у деепричастий Составление словосочетаний и предложений с деепричастиями. Синтаксический анализ. 65 66 67 1 1 Контроль знаний, умений и навыков по теме «Причастие». Контроль знаний, умений и навыков по теме «Причастие». Повторение: типы речи. Сочетание разных типов речи. Уметь находить прич-е, определять его грамматич.признаки. прав-но писать орфограммы в прич-ии, выделять прич.оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксич.конструкций. конструир-ть предл-я с прич-ем и прич.оборотом, употреблять причя в речи, интонационно правильно читать предл-я с обособленными членами, выраженными прич.оборотом Грамматические разборы. Диктант. Тренировочные упражнения. 72 Деепричастный оборот. Урок усвоения новых знаний 1 Деепр.оборот. Запятые при деепр.обороте. Выделение одиночного деепр-я запятыми 73 Знаки препинания при деепричастном обороте. Комбинированн ый 1 Составление словосочетаний и предложений по схеме. Синтаксический анализ. 74 РР Систематизация материалов к написанию сжатого изложения. Урок развития речи 1 Виды сжатия текста. 75 РР Написание сжатого изложения. Урок развития речи 1 Умение письменно пересказывать текст. Умение письменно пересказывать текст, сжимая исходный материал. 76 Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений. Урок усвоения новых знаний 1 Знать синонимику деепричастных оборотов и придаточных предложений. Конспект лекции учителя. Синтаксический анализ. 77 Словообразование деепричастий. Словообразование деепричастий несовершенного вида. Урок усвоения новых знаний Явление синонимики в языке. Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений. Способы словообразования. Словообразование деепричастий несовершенного вида. Словообразовательный анализ. Словообразование деепричастий совершенного вида. Анализ изложений. Работа над ошибками. Урок усвоения новых знаний Знать способы образ-я деепр-ий. Уметь образовывать деепр-я, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматич.нормы, безошибочно писать суф-сы дееприч-й Знать способы образ-я деепр-ий. Уметь образовывать деепр-я, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматич.нормы, безошибочно писать суф-сы дееприч-й 78 1 1 Словообразование деепричастий совершенного вида. Знать определ-е «деепр.об.»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочн.действия, находить деепр.об., выделять его запятыми, прав-но строить предл-я по заданным моделям Знать определ-е «деепр.об.»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочн.действия, находить деепр.об., выделять его запятыми, прав-но строить предл-я по заданным моделям Уметь редактировать текст для письменного пересказа. Составление словосочетаний и предложений по схеме. Синтаксический анализ. Синтаксический анализ. Составление словосочетаний и предложений по схеме. Сам.работа. Черновик изложения. Изложение Словообразовательный анализ. 79 Деепричастие и причастие. Комбинированн ый 1 80 Роль деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастия. Урок закрепления изученного 1 81 Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие» Урок закрепления изученного 1 Способы образ-я деепр-й. Правопис-е НЕ с деепр. Знаки преп-я при деепр.об. 82 Контрольная работа по теме «Деепричастие» и её анализ. Урок контроля и коррекции знаний 1 Правописание деепричастий. 83 Диалог самостоятельных частей речи. Урок закрепления изученного 1 Грамматические признаки слов разных частей речи. 84 Служебные части речи. Понятие о служебных частях речи. Комбинированн ый 85 Роль служебных частей речи в предложении и тексте. Урок усвоения новых знаний 1 Углубление знаний о роли служебных частей речи в тексте. 86 Предлог. Понятие о предлоге. Урок усвоения новых знаний 1 Предлог как служебн.часть речи. Роль предлогов в сл/сочетании и предл-ии 1 Морфемный состав слова. Различия в морфемном составе деепричастий и причастий. Роль деепричастий в речи. Порядок морфологического разбора деепричастия. Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самост-х ч.речи. Основная роль служебных ч.речи Морфемный разбор слов. Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий. Морфемный анализ. Знать роль деепричастий в речи, порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь употреблять деепричастия в устной и письменной речи. Знать роль деепричастий в речи, порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь употреблять деепричастия в устной и письменной речи. Знать роль деепричастий в речи, порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь употреблять деепричастия в устной и письменной речи. Уметь работать в группе при создании проекта. Опорный конспект. Тренировочные задания. Знать о различии самост. и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги. Союзы, частицы как служебные ч.речи, находить в тексте, употреблять в речи Знать о различии самост. и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги. Союзы, частицы как служебные ч.речи, находить в тексте, употреблять в речи Знать о предлоге как служебн.ч.речи, его роли в сл/сочии и предл-ии. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с сущ-ыми, прил-ми, мест-ями, чис., причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, дееприч-ями, наречиями Конспект. Презентации. Выборочнораспределительный диктант. Тренировочные задания. Контрольная работа. Проекты Тенировочные упражнения. Выразительное чтение. Составление предложений. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Урок усвоения новых знаний Разряды предлогов по значению. Урок усвоения новых знаний 89 РР Сочетание разных типов речи в одном тексте. Урок развития речи 1 Сочетание разных типов речи в одном тексте 90 РР Отзыв о книге Урок развития речи 1 Отзыв о книге Уметь писать отзыв о книге, используя разные типы речи. 91 Разряды предлогов по происхождению. Непроизводные предлоги. Урок усвоения новых знаний 1 Непроизводные и производные предлоги 92 Производные предлоги. Урок усвоения новых знаний 1 Непроизводные и производные предлоги 93 Правописание предлогов. Морфологический разбор предлога. Урок усвоения новых знаний 1 Слитное и раздельное напис-е произв.предл. (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, изпод. Морфологический разбор предлога. Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать произод.предл. от непроиз, производ.предл. от омонимичных ч.речи; прав-но употреблять их в речи Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать произод.предл. от непроиз, производ.предл. от омонимичных ч.речи; прав-но употреблять их в речи Знать условия слитного, раздельного, дефисного напис-я предл. Уметь отличать производные предлоги от омонимичн.ч.речи; прав-но писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи 87 88 1 1 Антонимы в языке. Предлоги-антонимы. Углубление знаний о нормах употребления предлогов с косвенными падежами. Разряды предлогов по значению. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с сущ-ыми, прил-ми, местями, чис., причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, дееприч-ями, наречиями, понимать роль предлогов в выражении различных смысловых отнош-ий Знать об однозначных и многозн. Предлогах; способности предлога в разных сл/соч-х выражать разные значения; нормах употребл-я с различн.ч.речи. Уметь прав-но исп-ть предл. в речи, исправлять допущ.ощибки Знать особенности текстов с сочетанием разных типов речи . Устные ответы. Орфографический диктант. Составление антонимических рядов слов. Составление текста-миниатюры. Редактирование текста. Конспект. Тренировочные упражнения. Составление плана сочинения. Сбор материала для сочинения. Сочинение Конспект. Презентации. Провер.работа: заменить непроиз.предл. производными Дик-т «Проверяю себя». Редактир-е текста. Составление таблицы по материалу учебника. Подбор примеров. Морфологический разбор. 94 Повторение и обобщение знаний по теме «Предлог» Повторительнообобщающий урок 1 95 Контрольный тест по теме «Предлог». Урок контроля 1 Союз. Понятие о союзе. Урок усвоения новых знаний 97 Сочинительные союзы. Урок усвоения новых знаний 1 Группы союзов по значению. Сочинительные союзы. 98 Подчинительные союзы Урок усвоения новых знаний 1 Виды подчинительных союзов. 99 РР Характеристика литературного героя Урок развтия речи 1 Особенности характеристики литературного героя Урок усвоения новых знаний 2 Углубление и расширение знаний о правописании союзов. Морфологический разбор союза. 96 110101 Правописание союзов. Морфологический разбор союза. 1 Предлог как служебн.часть речи. Предл. как ср-во связи слов в сл/соч-ии и предл-ии. Употребл-е предлога с одним или с неск-ими падежами. Основн.грамматич.знач-е предлога. Разряды предл. по происхожд-ию и составу. Правопис-е производ. предл. Контроль знаний, умений и навыков по теме «Предлог». Уметь различать союзы, ч-цы, предл. разных разрядов, безошибочно писать производ.предлоги, отличать их от созвучных сл/соч-ий, прав-но употреблять в речи и на письме Союз как служебн.ч.речи, как ср-во связи однород.чл.предля и частей сложного предл-я. Синтаксич.роль союзов в предл-иях. Союзы-синонимы Знать о союзе как служебн.ч.речи, его роли в предл-ии и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки преп-я при однородючленах и в сложн.предлии, определять роль союзов в предл-ии Знать группы сочинит.союзов, их значение, выбирать союз в соответствии с его знач-ем и стилистич.особенностями Знать разряды подчинит.союзов по знач-ю, их назнач-ие, уметь различать подчинит.союзы, употреблять для связи предл-ий. Уметь различать подчинит.союзы, употреблять для связи предл-ий и целого текста, производить синонимическую замену синтаксич.конструкций Уметь давать характеристику литературному герою Орфографический диктант. Тренировочные упражнения. Грамматические разборы. Тест Уметь правильно писать союзы и выполнять морфологический разбор союза. Конспект. Презентации. Схема-опора. Тренировочные упражнения Пунктуационный диктант. Составление словосочетаний и предложений с подчинительными союзами. Характеристика Выразительное чтение и анализ текста. Подготовка к сочинению. Тренировочные упражнения. 102 Повторение и обобщение материала по теме: «Союзы как важнейшее средство связи частей текста». Повторительнообощающие уроки 1 Морфологические средства связи частей текста. Составные предл. и союзы, их отличие от простых. Слитное и разд.напис-е предлогов. Отличия предл.от сущ. с предлогами. Предл. как ср-во связи слов в сл/соч. и предлии. Союз как ср-во связи предл-ий в тексте. Употребл-е предлогов и союзов Контроль знаний, умений и навыков по теме «Союз». Уметь систематизир-ть, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разн.источниками, опознавать союзы и предлоги, прав-но и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предлии и тексте, употреблять с учетом их стилистич.окраски 103 Контрольный диктант по теме «Союз». Урок контроля 1 104 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Урок контроля и коррекции знаний 105 РР Стили речи. Книжные стили. 106 Выразительное чтение. Тренировочные упражнения. Распределить союзы по группам: нейтральные, употребляемые в офиц.дел.стиле, в разговорном стиле 1 Контроль знаний, умений и навыков по теме «Союз». Работа над ошибками. Работа над ошибками. Уроки развития речи 1 Повторение: стили речи. Книжные стили речи. Знать книжные стили речи. Выразительное чтение и комплексный анализ текста. РР Публицистический стиль. Интервью. Уроки развития речи 1 Знакомство с публицистическим стилем. Интервью, его особенности. Знать особенности интервью . Уметь составлять интервью. Составление интервью по заданной теме. Редактирование текста. 107 Частица. Понятие о частице. Урок усвоения новых знаний 1 Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении Конспект. Презентации. 108 Формообразующие частицы. Урок усвоения новых знаний 1 Разряды ч-ц. Формообразующие ч-цы Знать особ-сти ч-цы как служебной ч.речи. Уметь отличать ч-цы от знаменат.ч.речи; понимать сходство ч-ц с др.служебными ч.речи и отличие от них, разницу в упот ребл-ии омонимичных частиц, союзов, наречий, роль ч-ц в предл-ии и образовании наклонений глаг.; употреблять чцы для выражения смысловых оттенков Знать разряды ч-ц по знач-ю, роль формообразующих ч-ц, уметь распознавать формообраз.ч-цы, отличать ч-цы от др. частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают Грамматические разборы. К/Д 5 Тренировочные упражнения. смысловые оттенки 109 Словообразовательные частицы. Урок усвоения новых знаний 1 Знакомство с понятием словообразовательные частицы. Знать разряды ч-ц по знач-ю, роль словообразовательных ч-ц, уметь распознавать формообраз.ч-цы, отличать ч-цы от др. частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки Знать знач-я модальн.ч-ц. Уметь выделять мод.ч-цы среди др. ч.речи; употреблять ч-цы для выраж-ия смысловых оттенков; выр-но читать предл-я с мод.чцами, интонационно выражая разн.чув-ва.Уметь выделять мод.чцы среди др. ч.речи; употреблять ч-цы для выраж-ия смысловых оттенков; выр-но читать предл-я с мод.ч-цами, интонационно выражая разн.чув-ва, понимать многообразие знач-ий мод.ч-ц, уметь находить их в предл-ях, определять знач-е, выраженное ими Уметь различать отриц.ч-цы НЕ и НИ и пра-но употреблять их в речи в соотв-ии со зхнач-ем и ролью в предл-ии; применять обобщенные знания о случаях напис-я НЕ и НИ с различн. ч.речи на письме. Анализ текста. Выразительное чтение текста. Наблюдение над ролью частиц в тексте. 110111 Разряды частиц по значению. Урок усвоения новых знаний 2 Знакомство с разрядами частиц по значению. Вопросительные частицы. Восклицательные частицы. Указательные частицы. Усилительные частицы. Отрицательные частицы. 112113 Правописание частиц не и ни. Морфологический разбор частицы. Комбинированн ый 114 РР Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Урок развития речи 1 Повторение: типы речи, стили речи. Анализ текста. Знать морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Исп-ие ч-ц для передачи различн.оттенков знач-ия и для образования форм глагола. Разряды ч-ц по знач- Уметь исп-ть ч-цы для выраж-ия отнош-ий к действит-сти и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ-НИ Устные ответы. Выразительное чтение и анализ текстаповествования. План текста. Орфографический диктант. Составление словарного диктанта с частицами. 115 Систематизация и обощение знаний по теме «Частица» Повторительнообощающий урок 1 Знакомство с правописанием частиц. Отрицательные ч-цы НЕ и НИ. Знач-ие ч-ц Морфологический разбор частицы. ы НИ. 2 Ответ по плану. Чтение материала учебника. Составление плана статьи учебника. Таблица. Составление таблицы. Подбор примеров. Составление предложений. Морфологический разбор частицы. ию и составу. Смысловые различия ч-ц НЕ-НИ. Употребл-ие ч-ц с разн.ч.речи на письме, безошибочно употреблять с разн.ч.речи Взаимопроверка. Уметь исп-ть ч-цы для выраж-ия отнош-ий к действит-сти и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ-НИ на письме, безошибочно употреблять с разн.ч.речи Уметь различать предлоги, союзы, ч-цы как служебн.ч.речи, употр-ть предл. как ср-во связи в сл/соч-ии и предл-ии, союз – для связи однородных членов и частей сложного предл-я, различать предлоги, союзы, ч-цы разн.разрядов, писать безошибочно производные предлоги, ч-цы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от созвучн.сочет-ий слов, употр.служеб.ч.речи в соотв-ии с язык.нормами Уметь различать предлоги, союзы, ч-цы как служебн.ч.речи, употр-ть предл. как ср-во связи в сл/соч-ии и предл-ии, союз – для связи однородных членов и частей сложного предл-я, различать предлоги, союзы, ч-цы разн.разрядов, писать безошибочно производные предлоги, ч-цы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от созвучн.сочет-ий слов, употр.служеб.ч.речи в соотв-ии с язык.нормами, воспроизводить аудируемый текст в соотв-ии с нормами письма Тест 116 Тестирование по теме «Частица». Урок контроля 1 Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. Разряды частиц. 117 Систематизация и обощение знаний по теме «Служебные части речи» Повторительнообощающий урок 1 Служебн.слова, их отличие от самост-х ч.речи. Правопис-е предл, союзов, ч-ц. Употреблие их в речи 118 Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Урок контроля 1 Контроль знаний, умений и навыков по теме «Служебные части речи». 119 Анализ контрольнойработы. Работа над ошибками. Урок контроля о коррекции знаний 1 Контроль знаний, умений и навыков по теме «Служебные части речи». Тест. Тренировочные задания. Сам. работа. Контрольная работа Работа над ошибками. 120 Диалог служебных частей речи. Повторительнообощающий урок 121 Междометие. Понятие о междометии. Междометные предложения. 122 1 Служебные части речи. Уметь работать в группе, содавая проект на лингвистическую тему. Проект. Урок усвоения новых знаний 1 Междометие как особый разряд слов. Разряды междомий Самостоятельное чтение и конспектирование материала учебника. Конспект. Урок усвоения новых знаний 1 Знать, что межд. не явл-ся ни самост-ой, ни служебной ч.речи. Уметь распозн-ть межд-я, ставить знаки преп-я при них; употреблять в своей речи; выр-но читать предля с межд-ями, конструир-ть предля с межд-ями, отличать их от знаменат-х и служебных ч.речи Знать особенности междометных предложений. Уметь использовать междом. предл. в устной и письм. речи. Исп-ие межд-ий и звукоподражат.слов в разговорной речи и худ.произ-ях. Уметь выр-но читать предл-я с межд-ями и звукоподраж-ыми словами Исп-ие межд-ий и звукоподражат.слов в разговорной речи и худ.произ-ях. Уметь выр-но читать предл-я с межд-ями и звукоподраж-ыми словами Уметь писать выборочное изложение Рразряды междометий. Эмоциональные междометия. 123 Звукоподражательные слова. Урок усвоения новых знаний 1 Звукоподражательные слова, их грамматич.особ-сти и отличие от междометий 124 Роль междометий и звукоподражательных слов в речи. Урок усвоения новых знаний 1 Знакомство с ролью междометий и звукоподражательных слов в речи. 125 РР Подготовка к выборочному изложению. Урок развития речи 1 126 РР Выборочное изложение. Урок развития речи 1 Повторительнообощающий урок 1 Орфографические нормы русского языкознания. Закрепление навыков орфографического письма. Повторительнообощающий урок 1 Углубление знаний о переходе слов из одной части речи в другую. Знать об особенностях перехода слов из одной части речи в другую 127 128 Урок-практикум по орфографии. Анализ изложений. Работа над ошибками. Переход слов из одной части речи в другую (обобщение). Следствия взаимодействия частей речи. Уметь писать выборочное изложение Тренировочные упр. Устные ответы. Составление предложений со звукоподражательными словами. Наблюдение над ролью междометий и звукоподражательных слов в речи. Составление плана прослушанного текста.Черновик изложения. Изложение Орфографический диктант. Составление диктантов. Взаимопроверка. Устные ответы. Составление словосочетаний и предложений с функциональными омонимами. 129 Взаимодействие знаменательных частей речи. Повторительнообощающий урок 1 Взаимодействие знаменательных частей речи. Знать об особенностях взаимодействия знаменательных частей речи. Анализ текста. Выразительное чтение и анализ текста. 130 Взаимодействие знаменательных и служебных частей речи. Повторительнообощающий урок 1 Взаимодействие служебных частей речи. Знать об особенностях взаимодействия знаменательных и служебных частей речи. Тренировочные упражнения. 131132 Повторение. Разделы русского языкознания. Повторительнообощающий урок Разделы русского языка и их взаимовлияние Знать разделы русского языка и их основные единицы Опорная схема, тренировочные задания 133134 Культура речи. Орфоэпическая норма Повторительнообощающий урок Основные виды языковых и речевых норм. Орфоэпические нормы Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их Рассуждение на лингвистическую тему. Предупредительный диктант 135136 Резервные уроки 2 1 2