Рабочая программа по русскому языку. 7 класс.

Подписан: МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО
DN: ИНН ЮЛ=3414012422, СНИЛС=01846097462,
ОГРН=1023404974768, ИНН=341451134524, C=RU, S=34
Волгоградская область, L=КОТОВО, STREET="ШКОЛЬНАЯ
УЛИЦА, 3", O=МБОУ СШ № 1 Г. КОТОВО, CN=МБОУ СШ №
1 Г. КОТОВО, T=ДИРЕКТОР, G=МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА,
SN=ДРОНИНА
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: на первой странице
Дата: 2023.09.30 13:10:17+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГРАММЕ В.В.БАБАЙЦЕВОЙ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(7 класс)
Данная программа изучения русского языка по учебно-методическому комплексу В.В. Бабайцевой в 7 классе рассчитана на 136 часов (4 часа
в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы В.В. Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с
углубленным изучением русского языка (5-9 классы), Примерной программы и образовательного стандарта.
Программа направлена на повышение уровня развития учащихся по русскому языку в 7 классе, нацелена на формирование и развитие
речемыслительных способностей учащихся на деятельностной системно-коммуникативной основе в обучении русскому языку, позволит
сформировать у учащихся языковую, лингвистическую, литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:


привить учащимся навыки свободного владения речью, самостоятельной работы с текстом, развить у них умение научно-исследовательской
деятельности;
 формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;
 способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.
Углублённое изучение русского языка требует более полных сведений о системе языка, о различных аспектах языковых единиц,
позволяющих показать своеобразие русского языка, богатство его словарного состава, разнообразие стилистических средств (морфемных,
лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических).
В углублённую программу включены краткие сведения из истории русской звуковой системы, морфемики и словообразования, лексики и
фразеологии, вопросы этимологии, которые не только должны вызвать интерес к изучению русского языка, но и многое объяснить им в его
современном состоянии, помочь осознать как основные закономерности и правила, так и исключения их них.
Стилистические ресурсы русского языка, их разнообразие, сокровища синонимии (лексической, морфемной, морфологической,
синтаксической), богатство фразеологии – всё это изучается учащимися на уроках. Важная роль отводится на уроках взаимовлиянию и
взаимодействию внутри лингвистической системы родного языка. Взаимодействие языковых единиц обусловливает явления переходности в
грамматическом строе, где существует множество языковых явлений, не укладывающихся в строгие рамки классификации. Одной из
лингвометодических задач преподавания русского языка по углублённой программе является формирование орфографической зоркости учащихся,
более детальное изучение орфографии даже при изучении разделов синтаксиса и пунктуации. Этим обусловлено исключительное внимание к
морфемному составу слов.

В данную программу введены следующие темы, которые в традиционной программе даются для реализации дифференцированного подхода к
обучению. Это дополнительный материал, обозначенный в программе знаком *, углубляющий основное содержание программы и являющийся
необязательным для основного контингента учащихся: «Основные выразительные средства фонетики», «Неморфологические способы образования
слов», «Правильное употребление паронимов», «Фразеологический словарь, его назначение, строение, содержание», «Основные выразительные
средства лексики и фразеологии», «Основные выразительные средства морфологии и синтаксиса», «Одинаковое построение предложений при
параллельной связи (синтаксический параллелизм)», «Использование местоимённых наречий в качестве союзных слов в сложноподчинённых
предложениях», «Основные грамматические значения предлогов (дополнения, обстоятельства, определения)», «Союзы и союзные слова в
сложноподчинённом предложении», «Междометия и звукоподражательные слова в системе частей речи. Дефисное написание междометий и
звукоподражательных слов».
Такие темы, как «Основные орфоэпические нормы русского литературного языка», «Основные выразительные средства словообразования»,
«Причастия полные и краткие, их смысловые, морфологические и синтаксические различия», «Трудные случаи образования деепричастий и
причастий», «Причастия и деепричастия в роли главного и зависимого слова», «Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний»,
«Синтаксические средства выразительности». «Пространственные значения предлогов», «Союз в предложении и тексте. Союз как средство связи
предложений в тексте», «Интонационные особенности предложений с частицами», «Различение приставки НЕ и частицы НЕ, их употребление с
разными частями речи», «Омонимия слов. Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов»,
«Словарь омонимов: его назначение, структура, содержание словарной статьи. способствуют более глубокому пониманию школьниками процессов
развития языка, более детальному знакомству с его функционированием, современными процессами, привитию культуры речи и правильности
употребления языковых единиц.
Изучение материала спланировано на базе ранее изученного, иногда с опережающим заданием. Параллельно идёт повторение и обобщение
уже усвоенного. Повторение материала планируется проводить на коммуникативной основе, когда дети не только усваивают правила и положения
системы языка, но и практически применяют свои знания в конкретной речевой ситуации.
В программе учтены современные требования к подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации, единому государственному
экзамену, запланированы тестовые задания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
К концу 7 класса учащиеся должны уметь:






аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи, строя тексты-рассуждения;
производить морфемный и морфологический анализ всех частей речи;
соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
использовать морфологические синонимы;
заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот;





при построении текстов разных типов учитывать стилистические характеристики слов, относящихся к разным частям речи;
строить тексты с совмещением различных типов речи;
использовать местоимения, наречия, союзы, частицы для связи фрагментов текста.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-

смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 7 КЛАССЕ
Вводный урок – 1.
Повторение изученного в 5-6 классах
Морфология.
Знаменательные части речи:
Местоимение .
Понятие о местоимении. Роль местоимений в речи.
Местоимения как одно из средств связи частей текста.
Местоимения и другие части речи. Местоимения-существительные. Местоимения-прилагательные. Местоимения-наречия.
Разряды местоимений: личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные,
определительные, указательные. Правописание местоимений. Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи.

Причастие .

Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия.
Роль причастий в речи. Книжная стилистическая окраска причастий.
Причастный оборот. Синонимика причастного оборота и придаточного предложения.
Словообразование причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Склонение причастий. Их правописание. Переход
причастий в другие части речи.

Деепричастие .
Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Роль деепричастий в речи.
Деепричастный оборот. Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений.
Словообразование деепричастий. Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий.
Правописание деепричастий.

Служебные части речи .
Понятие о служебных частях речи. Роль служебных частей речи в предложении и тексте.

Предлог.
Понятие о предлоге. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по
происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов.

Союз.
Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же
(местоимение с частицей), чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др. Союзы как важнейшее средство связи частей текста.

Частица.
Понятие о частице. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению. Правописание НЕ и НИ с
разными частями речи (обобщение).

Междометие.
Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи.

Звукоподражательные слова.
Явление переходности в морфологии .
Переход из одной части речи в другую (обобщение). Взаимодействие знаменательных частей речи. Взаимодействие служебных частей речи.

Повторение пройденного в 7 классе .

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Разделы и темы

Количество часов

Уроки развития речи

Уроки контроля

1

Введение

1

2

Повторение изученного в 5 – 6 классах

10

2

2

3

Морфология

3.1

Знаменательные части речи

63

3.1.1

Местоимение

18

4

2

3.1.2

Причастие

30

4

3

3.1.3

Деепричастие

19

2

2

3.2

Служебные части речи

45

3.2.1

Предлог

15

2

1

3.2.2

Союз

15

2

2

3.2.3

Частица

14

1

3

3.2.4

Междометие

5

2

3.2.5

Явление переходности в морфологии

2

4

Повторение пройденного в 7 классе

5

2

1

Итого

136

21

16

Перечень учебно-методического обеспечения.
Б а б а й ц е в а В.В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы. – М., 2021.
Б а б а й ц е в а В.В. Русский язык. Практика. 6 – 7 классы. — М., 2021.
Б а б а й ц е в а В.В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 2009.
Б а б а й ц е в а В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2009.
Б а б а й ц е в а В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2008.
Б а б а й ц е в а В.В; Тайны орфографической зоркости // Русская словесность, — 2009. — № 1.
Б а б а й ц е в а В.В, Бедна р с к а я Л. Д., Рудо-м а з и н а Н. Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. — М., 2009.
Б а б а й ц е в а В. В., С а л ь н и к о в а О. А. Русский язык. Тренинг по орфографии. — М., 2008.
В а л г и н а Н. С. Современный русский язык. Пунктуация. — М., 2007.
В а л г и н а Н. С. Теория текста. — М., 2003.
Г в о з д а р е в Ю. А. Язык есть исповедь народа. — М., 2009.
Г о р б а ч е в и ч К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987.
Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С . М., Концевая Л. А. Секреты орфографиц. — М., 1994.
Г р а н и к Г . Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации, — М., 1995.
Д р о з д о в а О. Ё. Уроки языкознания для школьников 5—8 классов. — М., 2001.
З е м с к а я Е. А. Как делается слова. — М., 1963.
К о с т о м а р о в В. Г. Языковой курс эпохи.— М., 1994.
К у п ал о в а А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.
Л ь в о в а С. И. Там, где кончается слово... — М., 1991.
М и л о с л а в с к и й И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.
П а н о в М. В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. -^ М., 1964.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Программный
материал

Тип урока

Кол-во
часов

Вид контроля
Элементы содержания

Требования к уровню подготовки
обучающихся
Понимать социальную сущность
языка, усвоить, что рус.яз.- это
прежде
всего
развивающееся
явление.
Уметь составлять устное
монологическое высказывание,
письменное аргументированное
рассуждение
Знать разделы лингвистики.

1

Вводный урок. Язык как
развивающееся явление.

Комбинированн
ый

1

Содержание, цели и задачи
курса русского языка в 7
классе.

2

Повторение пройденного в
5-6 классах.
Разделы лингвистики.

Повторительнообобщающий
урок

1

Лингвистика (языкознание)
как наука о языке.
Разделы лингвистики.

3

Фонетика. Графика.
Фонетический разбор слова.

Повторительнообобщающий
урок

1

Фонетика как раздел науки о
языке.
Звуки речи.
Гласные и согласные звуки.
Порядок фонетического
разбора слова.
Сильная и слабая позиция
фонемы.

Уметь
соблюдать
произносительные
нормы,
проводить
фонетический
и
орфоэпический
разбор
слов,
пользоваться
орфографич.
Словарем,
обнаруживать
орфоэпич.ошибки в звучащей
речи.
Знать Основные выразительные
средства фонетики

Фонетич. разбор, тест,
редактирование
звучащей речи

4

Орфография.

Повторительнообобщающий
урок

Орфография как раздел науки
о языке.
Типы орфограмм.

Владеть правильным способом
применения изученных
орфографических правил,
учитывать значение, морфемное
строение и грамматическую хар-ку
слова при выборе правильного
написания, аргументировать тезис
о системном хар-ре
рус.орфографии

Комплексный ан-з
текста, предупр. диктант,
творческое и
осложненное
списывание.

1

Анализ текстов,
выявление главного и
существенного. Создать
устное высказывание:
доказать, что язык –
развивающееся явление.
Опорная схема.

Дата

5

Морфемика. Морфемный
анализ слова.

Повторительнообобщающий
урок

1

Морфемика как раздел науки
о языке.
Основные морфемы. Порядок
морфемного анализа слова.

6

Словообразование.
Словообразовательный
анализ слов.

Повторительнообобщающий
урок

1

Словообразование как раздел
науки о языке.
Основные способы
словообразования. Порядок
словообразовательного
анализа.

7-8

Морфология.
Самостоятельные и
служебные части речи.

Повторительнообобщающий
урок

2

Морфология как раздел
языкознания.
Самостоятельные и
служебные части речи.

9

Морфологический разбор
слова.
Практическая работа.

Повторительнообобщающий
урок

1

Схема морфологического
разбора слов.

10

РР Текст. Признаки текста.
Типы речи. Описание.

Урок развития
речи

1

Понятие о тексте.
Признаки текста: заглавие,
связность,
последовательность и др.

Знать
морфологические
и
неморфологические
способы
образования слов.
Уметь производить морфемный и
словообразовательный разборы, по
типичным суффиксам и
окончанию определять изученные
части речи и их формы, объяснять
значение слова, его написание,
грамматич.признаки; опираясь на
словообразов. анализ и морфемные
модели слов, определять способы
образ-я слов разных частей речи.
Знать
морфологические
и
неморфологические
способы
образования слов.
Уметь производить морфемный и
словообразовательный разборы,
определять способы образ-я слов
разных частей речи, анализир-ть
словообр.гнезда на основе
словообраз. словаря и с пом.
школьного этимологич.словаря,
комментировать изменения в
морфемной стр-ре слова
Знать общую хар-ку самост.частей
речи, различать их постоянные и
непостоянные морфол.признаки,
основные выразительные средства
морфологии,
уметь выполнять морфол.разбор,
правильно, уместно употреблять
изученные части речи, исп-ть
знания, умения по морфологии в
практике правописания и
проведения синтаксического ан-за
предл-ия
Уметь выполнять
морфологический разбор слов
разных частей речи.

Работа с перфокартами,
объяснительный диктант,
диктант «Проверь себя»

Знать признаки текста.
Уметь самостоятельно составлять
текст.

Выразительное чтение
текста.
Обучение анализу текста.
.

Словообразовательный
анализ.

Схема-опора.
Морфологический разбор
слов.

Практическая работа.

Типы речи: описание,
повествование, рассуждение.
Признаки описания.
11

12

13

14

РР Сочинение-описание по
картине К.С. Петрова –
Водкина «Утренний
натюрморт»
Лексика. Фразеология.

Урок развития
речи

1

Повторительнообобщающий
урок

1

Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.

Повторительнообобщающий
урок

1

Простое предложение. Знаки
препинания в простом
предложении.

Повторительнообобщающий
урок

1

Тема текста.
Виды плана текста. Типы
речи.
Стилевое единство текста.
Лексика как раздел
языкознания.
Группы слов по значению.
Синонимы, антонимы,
омонимы. Фразеология как
раздел языкознания.
Фразеологизмы.

Синтаксис и пунктуация как
разделы языкознания.
Знаки препинания.
Словосочетание как единица
синтаксиса.
Виды и типы словосочетаний.

Предложение как единица
синтаксиса. Виды
предложений.
Грамматическая основа. Тире
между подлежащим и
сказуемым.
Однородные члены
предложения.

Уметь писать сочинение-описание
по картине.
Знать
определения,
основные
выразительные средства фонетики,
лексики,
Уметь разъяснять значения слов и
правильно их употреблять,
учитывая условия и задачи
общения, польз-ся словарями;
создавать худ.тексты, используя
выр.-изобраз.средства, соблюдать
лексич.нормы, находить справку о
значении и происхожд-ии
фразеологич.сочетания во
фразеол.словаре, исп-ть синонимы
как ср-во связи предлож-ий в
тексте.
Знать, чем отличаются:
-сл/соч. от предложений,
- простые предл-я от сложных,
- главные члены предл-я от
второстепенных.
Уметь расставлять знаки препин-я
в простом осложненном и сложном
предлож-ях; выполнять синтаксич.
и пунктуац. разборы, составлять
схемы именных, глагольных и
наречных
сл/соч-ий
и
конструировать
сл/соч-я
по
предложенным схемам.
Знать, чем отличаются:
-сл/соч. от предложений,
- простые предл-я от сложных,
- главные члены предл-я от
второстепенных.
Уметь расставлять знаки препин-я
в простом осложненном и сложном
предлож-ях; выполнять синтаксич.
и пунктуац. разборы, определять

Сочинение-миниатюра.
Анализ худ.текста,
работа со словарем

Графический,
объяснительный
диктанты, составление
схем, конструирование
по схемам

Устные ответы.
Синтаксический разбор.

Сложное предложение.
Виды сложных предложений.

Повторительнообобщающий
урок

16

Контрольный диктант с
грамматическим заданием.

Урок контроля
и коррекции
знаний

1

17

Анализ контрольного
диктанта.
Работа над ошибками.

Урок контроля
и коррекции
знаний

1

18

Основной курс.
Морфология.
Местоимение.
Понятие о местоимении.

15

Урок усвоения
новых знаний

19

Местоимения и другие части
речи.

Урок усвоения
новых знаний

20

Разряды местоимений.
Личные местоимения.

Урок усвоения
новых знаний

1

1

1

1

Сложное предложение как
единица синтаксиса.
Виды сложных предложений.

Основные разделы
языкознания.
Орфография.
Синтаксис.
Корректирование текста.
Работа над ошибками.

синтаксич.роль всех самост-ых
частей
речи.
различать
и
конструировать
ПП
и
СП,
соблюдать правильную интонацию
в речи.
Знать, чем отличаются:
-сл/соч. от предложений,
- простые предл-я от сложных,
- главные члены предл-я от
второстепенных.
Уметь расставлять знаки препин-я
в простом осложненном и сложном
предлож-ях; выполнять синтаксич.
и пунктуац. разборы, определять
синтаксич.роль всех самост-ых
частей речи. различать и
конструировать ПП и СП,
соблюдать правильную интонацию
в речи.
Уметь писать диктант, соблюдая
орфографические и
пунктуационные правила,
выполнять все виды разбора.
Уметь выполнять работу над
ошибками

Самостоятельная работа.
Синтаксический разбор
СП.

Работа над ошибками.

Морфология.
Местоимение как часть речи.
Морфологические признаки
местоимений. Роль
местоимений в речи.
Определение местоимений по
соотношению с другими
частями речи.
Определение местоимений по
соотношению с другими
частями речи.
Морфологические признаки
местоимений.

Усвоить особенности семантики
местоимений, специфику
грамматических признаков
местоимений разных групп,
употребление местоимений в речи

Комментированное
письмо.

Уметь определять местоимения по
соотношению с другими частями
речи.
Использование местоимённых
наречий в качестве союзных слов в
СПП

Комплексный анализ
текста,
предупредительный
диктант,

Разряды местоимений по
лексическому значению.
Личные местоимения.

Усвоение специфики личных
местоимений быть средством связи
предложений в тексте,

Презентации. Работа по
карточкам,
предупредительный

предупреждение ошибок,
связанных с употреблением
местоимений в речи.
Усвоение специфики возвратного
местоимения быть средством связи
предложений в тексте,
предупреждение ошибок,
связанных с употреблением
местоимений в речи.
Усвоение специфики
притяжательных местоимений,
предупреждение ошибок,
связанных с употреблением
местоимений в речи.
Усвоение специфики
вопросительных местоимений
быть средством связи
предложений в тексте,
предупреждение ошибок,
связанных с употреблением
местоимений в речи.

диктант

21

Возвратное местоимение.

Урок усвоения
новых знаний

1

Разряды местоимений по
лексическому значению.
Возвратное местоимение.

Работа по карточкам.
Редактирование текста

22

Притяжательные
местоимения.

Урок усвоения
новых знаний

1

Разряды местоимений по
лексическому значению.
Притяжательные
местоимения.

23

Вопросительные
местоимения.

Урок усвоения
новых знаний

1

Разряды местоимений по
лексическому значению.
Вопросительные
местоимения.

24

РР Систематизация
материалов к написанию
изложения.

Урок развития
речи

1

Развитие навыков составления
плана текста и сбора материала для
письменного пересказа.

Черновик изложения.

25

РР Подробное изложение.

Урок развития
речи

1

Умение составлять план
прослушанного текста и
собирать материал для
письменного пересказа.
Умение письменно излагать
прослушанный текст.

Развитие навыков письменного
подробного изложения
прослушанного текста.

Изложение

26

Относительные местоимения.

Урок усвоения
новых знаний

1

Разряды местоимений по
лексическому значению.
Относительные местоимения.

Усвоение специфики
относительных местоимений быть
средством связи предложений в
тексте, предупреждение ошибок,
связанных с употреблением
местоимений в речи. Употребление
местоимений морфологических
омонимов (относит.-вопросит.)

Комментированное
письмо. Тренировочные
упражнения.

27

Неопределённые
местоимения.

Урок усвоения
новых знаний

1

Разряды местоимений по
лексическому значению.
Неопределённые
местоимения.

Усвоение специфики
неопределенных местоимений,
предупреждение ошибок,
связанных с употреблением
местоимений в речи.

Работа по карточкам,
предупредительный
диктант
Комплексный ан-з
текста.

Тренировочные
упражнения.
Синтаксический разбор
предложений.
Устные ответы.
Тренировочные
упражнения.

28

Отрицательные местоимения.

Урок усвоения
новых знаний

1

Разряды местоимений по
лексическому значению.
Отрицательные местоимения.

Усвоение специфики
отрицательных местоимений,
предупреждение ошибок,
связанных с употреблением
местоимений в речи.

Работа по карточкам,
предупредительный
диктант
Практическая работа.

29

Определительные
местоимения.

Урок усвоения
новых знаний

1

Разряды местоимений по
лексическому значению.
Определительные
местоимения.

Усвоение специфики
определительных местоимений,
предупреждение ошибок,
связанных с употреблением
местоимений в речи.

Работа по карточкам,
предупредительный
диктант
Тренировочные
упражнения.

30

Указательные местоимения.

Урок усвоения
новых знаний

1

Разряды местоимений по
лексическому значению.
Указательные местоимения.

Усвоение специфики
указательныхместоимений,
предупреждение ошибок,
связанных с употреблением
местоимений в речи.

Тренировочные
упражнения,
конструирование
предложений.

31

Роль местоимений в речи.

Урок усвоения
новых знаний

1

Знание норм употребления
местоимений в речи.

Работа с перфокартами,
объяснительный диктант,
диктант «Проверь себя»

32

Обобщение и систематизация
знаний по теме
«Местоимение».

Повторительнообобщающий
урок

1

Понятие о местоимении.
Разряды местоимений.
Порядок морфологического
разбора местоимения.

Усвоение значений и сферы
употребления местоимений в речи;
правописание, синтаксическая
роль в предложении.
Уметь соблюдать
орфографические и
грамматические нормы
употребления местоимений.

33

Повторим орфографию.

1

34

Повторим пунктуацию.

1

35

Контрольная работа по
теме «Местоимение».

Урок контроля

1

Контроль знаний о
местоимении как о части
речи.

Грамматические разборы.
Синтаксический разбор.

Тренировочные задания.
Морфологический разбор
местоимения.

36

Анализ контрольной
работы.
Работа над ошибками.

Урок контроля
и коррекции
знаний

1

Контроль знаний о
местоимении как о части
речи.

Корректирование текста.
Работа над ошибками.

37

РР Описание действий.

Урок развития
речи

1

Типы речи.
Описание. Признаки
описания.

Знать признаки текста.
Уметь самостоятельно составлять
текст.

38

РР Сочинение-описание
«Моё любимое занятие»

Урок развития
речи

1

Описание действий.

Уметь писать сочинение-описание
действий.

Урок усвоения
новых знаний

39

Причастие.
Понятие о причастии.

40

Признаки прилагательного у
причастий. Склонение
причастий.

Урок усвоения
новых знаний

1

41

Признаки глагола у
причастия.

Урок усвоения
новых знаний

1

42

Действительные и
страдательные причастия.

Урок усвоения
новых знаний

1

43

Действительные причастия
настоящего
времени.
Гласные
в
суффиксах
действительных причастий
настоящего времени

Урок усвоения
новых знаний

1

1

Вопрос о причастии в системе
частей речи. Причастие, его
грамматич. признаки.
Признаки глагола и
прилагательного в причастии.
Синтаксическая роль.
Признаки прилагательного у
причастий: род, число и
падеж. Склонение причастий.
Синтаксическая функция
причастий.
Признаки глагола у
причастий: вид ,
время,возвратность .
Образование видо-временных
форм причастий.
Действительный и
страдательный залоги
причастия.

Образование действ. прич.
наст.времени. Правописание
гласных
в
суф-сах
действит.прич.

Знать определение причастия,
грамматические признаки. Уметь
отличать причастие от
прилагательного, определять
синтаксическую роль; правильно
употреблять в речи
Знать определение причастия,
грамматические признаки. Уметь
отличать причастие от
прилагательного, определять
синтаксическую роль; правильно
употреблять в речи
Знать определение причастия,
грамматические признаки. Уметь
отличать причастие, определять
синтаксическую роль; правильно
употреблять в речи
Знать отличие дейст-х прич-й от
страд-ых. Уметь определять разряд
прич-й по знач-ю, употреблять
прич-я в речи, конструировать
предл-я с прич-ым оборотом,
предупреждать ошибки в
употреблении прич-ий, прав-но
ставить знаки преп-я
Знать
способы
образ-я
действ.прич. наст.времени. Уметь
обосновывать выбор гласных в
суф-сах
–ущ-/-ющ-,-ащ-/-ящ-,
находить изучаемую орфограмму.

Работа над ошибками.

Сочинение.
Конспект.
Презентации.
Подбор сущ-х к прил-ым
и причастиям, сравнение
предлож-ий, вывод о
роли прич-ий в речи
Синтаксический анализ.
Склонение причастий.

Самостоятельная работа.
Тренировочные
упражнения.
Комментированное
письмо.
Распределительный
диктант. Тренировочные
упражнения.

Составление
таблицы
«Суф-сы
прич-ий».
Объяснительный
диктант.

44

Действительные причастия
настощего времени.
Гласные в суффиксах
действительных причастий
настоящего времени

Урок
закрепления
изученного

45

Действительные причастия
прошедшего времени

Урок усвоения
новых знаний

1

Образование
действ.прич.
прош.вр.
Орфоэпические
нормы

46

Страдательные
причастия
настоящего
времени.
Гласные
в
суффиксах
страдательных причастий
настоящего времени.

Урок усвоения
новых знаний

1

Образование страдательных
причастий
наст.времени.
Правопис-е гласных в суф-сах
страд.прич.наст.вр.
Синтаксическая синонимия

47

Страдательные
причастия
прошедшего времени.

Урок усвоения
новых знаний

1

Образование страдательных
причастий прош.вр.

48

Краткие страдательные
причастия.

Урок усвоения
новых знаний

1

Краткие страд.
причастия, их синтаксич. роль
в предл-ии

1

Образование
действ.прич.
наст.времени. Правописание
гласных
в
суф-сах
действит.прич.

Уметь
обосновывать
выбор
гласных в суф-сах –ущ-/-ющ-, -ащ/-ящ-,
находить
изучаемую
орфограмму, правильно писать,
употреблять
прич-е,
прав-но
произносить
Знать
способы
образования
действ.прич. прош.вр., правопис-е
гласных перед суф-сом причастия
и
в
н.ф.
глагола.
Уметь
обосновывать выбор гласных в
суф-сах
прич-ий,
прав-но
употреблять причастия в речи,
конструир-ть
предл-я
с
прич.оборотом,
соблюдать
орфоэпич.нормы при произношии, проверять себя по словарю
Знать
способы
образования
страдательных
причастий
наст.времени. Уметь определять
спряж-е глагола, обосновывать
выбор гласной в оконч-ях глаголов
и суф-сах –ом- (-ем-), -импричастий;
сопоставлять,
анализировать, самост-но делать
выводы; согласовывать прич-е с
определяемым словом; заменять
сложное предл-е простым с причным оборотом
Знать способы образ-я прич-ий.
Уметь выбирать прав-ное напис-е
Н
и
НН
в
прил-ых
и
страд.прич.прош.вр.,
исправлять
ошибки в употреблении прич-ий
Знать
морфол.признаки,
синтаксич.роль кр.прич-ий и прилх. Уметь образовывать кр.ф-му,
употреблять в речи, прав-но
ставить ударения в полных и
кр.страд.причастиях,
выр-но
читать текст, определять его стиль

Работа по карточкам.
Тест. Составить сл/соч-я
с прич-ями, которые
можно
исп-ть
при
описании внешности ч-ка
Творческое списывание.
Тренировочные
упражнения.

Объяснит-ный диктант.
Дополнить
таблицу
«Суф-сы причастия»

Словарный,
распределительный
диктанты.
Тест.
диктант

Выборочный

49

Урок-практикум по
словообразованию
причастий.

Урок контроля
и коррекции
знаний

1

Обобщение знаний по
словообразованию причастий.

Определение в тексте причастий.
Морфемный разбор причастий.

Тест.
Тренировочные задания.

50

РР Систематизация
материалов к написанию
сочинения –рассуждения на
тему «Почему я люблю…»
(стр.40)
РР Написание сочинения –
рассуждения на тему
«Почему я люблю…»

Урок развития
речи

1

Типы речи. Рассуждение.
Композиция расуждения.

Знать признаки рассуждения как
типа речи.

Черновик.

Урок развития
речи

1

Типы речи. Рассуждение.
Композиция расуждения.

Уметь создавать текстрассуждение

Сочинение.

52

Причастный оборот.

Урок усвоения
новых знаний

1

Причастный оборот как
единица синтаксиса.
Определяемое слово.

Объяснительный,
распределительный
диктанты

53

Знаки препинания при
причастном обороте.

Урок усвоения
новых знаний

1

Текстообразующая роль
причастий. Синтаксическая
синонимия. Правильное
построение предл-ий с
прич.оборотом

Синонимика причастного
оборота и придаточного
предложения.

Урок усвоения
новых знаний

1

Знать определение причастного
оборота и понятие одиночного
причастия, условия выделения
запятыми, понимать отличие
зависимого слова от
определяемого. Уметь
устанавливать связь причастия с
определяемым и зависимым
словами; выделять прич.оборот
запятыми; согласовывать
причастия с определяемыми
словами, строить предл-я с
прич.оборотом.
Уметь выделять из предл-я
сочетания прич-я и определяемого
слова, прич-я и завис.слова,
определять место прич.оборота по
отнош-ю к определяемому слову,
графически обозначать
прич.оборот, устанавливая связь
прич-я с определяемым и
завис.словами, выр-но читать
предл-я с прич.оборотом,
предупреждать ошибки в
употреблении прич.оборота.
Знать условия замены причастных
оборотов придаточными
предложениями.

51

54

Синонимика как языковое
явление.
Синонимика причастного
оборота и придаточного
предложения.

Работа по карточкам.
Редактирование текста.
Самостоятельная работа.
Тренировочные
упражнения.

Устные ответы.
Презентации.
Конструирование
предложений.

55

Правописание причастий.

Урок усвоения
новых знаний

1

Правописание суффиксов и
окончаний причастий.

56

Гласные в причастиях перед
Н и НН.

Урок усвоения
новых знаний

1

Орфограмма гласные в
причастиях перед Н и НН.

57

Правописание Н и НН в
суффиксах причастий.

Урок усвоения
новых знаний

1

Н-НН в суффиксах причастий.

58

Урок-практикум по
правописанию н и нн в
причастиях.

Урок контроля
и коррекции
знаний

1

Н-НН в суффиксах причастий.

.Закрепление знаний по
правописанию суффиксов и
окончаний причастий.

59

Прмежуточное
тестирование по
изученному материалу по
теме «Причастие»
Правописание не с
причастиями.

Урок контроля
и коррекции
знаний

1

Контроль знаний, умений и
навыков по теме
«Причастие».

Знать правила правописания
причастий.

Урок усвоения
новых знаний

1

Правописание НЕ с
причастиями.

Выборочнораспределительный
диктант. Составление
таблицы «НЕ с
причастием»

61

Урок-практикум по теме «НЕ
с причастиями и
прилагательными».

Комбинированн
ый урок

1

Правописание НЕ с
причастиями.

Знать условия слитного и
раздельного напис-ия НЕ с причями. Уметь различать НЕприставку, НЕ-часть корня, НЕчастицу; обозначать условия
выбора орфограммы; составлять
алгоритм и работать по нему; на
основе наблюдения делать выводы.
Знать условия слитного и
раздельного напис-ия НЕ с причями.

62

Переход причастий в другие
части речи.

Урок усвоения
новых знаний

1

Знать исторические процессы
изменения признаков причастий.

Защита презентаций.
Конспектирование.
Сообщение на
лингвистическую тему.

63

Морфологический разбор
причастий.

Повторительнообобщающий
урок

1

Исторические процессы
изменения признаков
причастий.
Переход причастий в другие
части речи.
Общее значение причастия,
морфол.признаки,
синтаксич.роль

Знать порядок морфол.разбора
прич-й. Уметь выполнять
морфол.разбор, опознавать
причастия в тексте, употреблять в
речи

Морфологический
разбор причастий.

60

Знать условия правописания
суффиксов и окончаний
причастий. Уметь применять эти
знания на практике.
Знать правила правописания
гласных в причастиях перед Н и
НН; уметь применять данное
правило в письменной речи.
Знать условия написания н и нн в
суффиксах причастий.

Тренировочные
упражнения.
Схема-опора.
Тренировочные
упражнения.
Устные ответы.
Выборочнораспределительный
диктант.
Составление словарных
диктантов по теме урока.
Взаимопроверка
диктантов.
Тест.

Презентации.
Тренирвочные задания.

64

Повторение и обобщение
материала по теме
«Причастие»

Повторительнообобщающий
урок

1

Значение,
морфологич.признаки.
синтаксич.роль полных и
кр.причастий. Правописание
прич-ий

Комментированное
письмо.

Корректирование текста.

Работа над ошибками.

Выразительное чтение и анализ
текста.

Р.стр.58 – 75.

Работа с текстами разных
стилей и жанров

Контрольный диктант с
грамматическим заданием
по теме «Причастие».
Анализ контрольного
диктанта.
Работа над ошибками.
РР Типы речи.
Повествование.

Урок контроля
и коррекции
знаний
Урок контроля
и коррекции
знаний
Урок развития
речи

1

68

РР Сочинение-рассказ на
основе услышанного.

Урок развития
речи

1

Отзыв о прочитанной книге.

Развитие навыков письменного
отзыва о прочитанной книге.

Презентации

69

Деепричастие.
Понятие о деепричастии.

Урок усвоения
новых знаний

1

Вопрос о деепр-ии в сис-ме
частей речи. Глагольные и
наречные признаки деепр-я,
синтаксическая и
текстообразующая роль
деепр-ий

Сообщение по плану.
Презентации.

70

Признаки глагола у
деепричастий.

Комбинированн
ый

1

Признаки глагола у
деепричастий: вид и время.

Знать лексическое, грамм-ое нач-е
деепр. Уметь разграничивать
основное и добавочное действие,
находить и исправлять ошибки в
употреблении деепр-й, выделять в
речи деепр-я, отличать в речи
деепр-я от глаголов и причастий,
конструир-ть предл-я с деепр-ями
для обозначения добавочного
значения
Знать признаки глагола у
деепричастий

71

Признаки наречия у
деепричастий.

Комбинированн
ый

1

Признаки наречия у
деепричастий:
неизменяемость,
синтаксическая функция.

Знать признаки наречия у
деепричастий

Составление
словосочетаний и
предложений с
деепричастиями.
Синтаксический анализ.

65

66

67

1

1

Контроль знаний, умений и
навыков по теме
«Причастие».
Контроль знаний, умений и
навыков по теме
«Причастие».
Повторение: типы речи.
Сочетание разных типов речи.

Уметь находить прич-е,
определять его
грамматич.признаки. прав-но
писать орфограммы в прич-ии,
выделять прич.оборот,
осуществлять синонимичную
замену синтаксич.конструкций.
конструир-ть предл-я с прич-ем и
прич.оборотом, употреблять причя в речи, интонационно правильно
читать предл-я с обособленными
членами, выраженными
прич.оборотом
Грамматические разборы.

Диктант.

Тренировочные
упражнения.

72

Деепричастный оборот.

Урок усвоения
новых знаний

1

Деепр.оборот. Запятые при
деепр.обороте. Выделение
одиночного деепр-я запятыми

73

Знаки препинания при
деепричастном обороте.

Комбинированн
ый

1

Составление словосочетаний
и предложений по схеме.
Синтаксический анализ.

74

РР Систематизация
материалов к написанию
сжатого изложения.

Урок развития
речи

1

Виды сжатия текста.

75

РР Написание сжатого
изложения.

Урок развития
речи

1

Умение письменно
пересказывать текст.

Умение письменно пересказывать
текст, сжимая исходный материал.

76

Синонимика деепричастных
оборотов и придаточных
предложений.

Урок усвоения
новых знаний

1

Знать синонимику деепричастных
оборотов и придаточных
предложений.

Конспект лекции
учителя.
Синтаксический анализ.

77

Словообразование
деепричастий.
Словообразование
деепричастий
несовершенного вида.

Урок усвоения
новых знаний

Явление синонимики в языке.
Синонимика деепричастных
оборотов и придаточных
предложений.
Способы словообразования.
Словообразование
деепричастий
несовершенного вида.

Словообразовательный
анализ.

Словообразование
деепричастий совершенного
вида.
Анализ изложений. Работа
над ошибками.

Урок усвоения
новых знаний

Знать способы образ-я деепр-ий.
Уметь образовывать деепр-я,
сохраняя вид; употреблять в речи,
соблюдая орфоэпические,
грамматич.нормы, безошибочно
писать суф-сы дееприч-й
Знать способы образ-я деепр-ий.
Уметь образовывать деепр-я,
сохраняя вид; употреблять в речи,
соблюдая орфоэпические,
грамматич.нормы, безошибочно
писать суф-сы дееприч-й

78

1

1

Словообразование
деепричастий совершенного
вида.

Знать определ-е «деепр.об.»;
понимать, что добавочное
действие производится тем же
лицом (предметом), что и
основное. Уметь разграничивать
основное и добавочн.действия,
находить деепр.об., выделять его
запятыми, прав-но строить предл-я
по заданным моделям
Знать определ-е «деепр.об.»;
понимать, что добавочное
действие производится тем же
лицом (предметом), что и
основное. Уметь разграничивать
основное и добавочн.действия,
находить деепр.об., выделять его
запятыми, прав-но строить предл-я
по заданным моделям
Уметь редактировать текст для
письменного пересказа.

Составление
словосочетаний и
предложений по схеме.
Синтаксический анализ.

Синтаксический анализ.
Составление
словосочетаний и
предложений по схеме.
Сам.работа.

Черновик изложения.

Изложение

Словообразовательный
анализ.

79

Деепричастие и причастие.

Комбинированн
ый

1

80

Роль деепричастий в речи.
Морфологический разбор
деепричастия.

Урок
закрепления
изученного

1

81

Повторение и обобщение
знаний по теме
«Деепричастие»

Урок
закрепления
изученного

1

Способы образ-я деепр-й.
Правопис-е НЕ с деепр. Знаки
преп-я при деепр.об.

82

Контрольная работа по
теме «Деепричастие» и её
анализ.

Урок контроля
и коррекции
знаний

1

Правописание деепричастий.

83

Диалог самостоятельных
частей речи.

Урок
закрепления
изученного

1

Грамматические признаки
слов разных частей речи.

84

Служебные части речи.
Понятие о служебных частях
речи.

Комбинированн
ый

85

Роль служебных частей речи
в предложении и тексте.

Урок усвоения
новых знаний

1

Углубление знаний о роли
служебных частей речи в
тексте.

86

Предлог.
Понятие о предлоге.

Урок усвоения
новых знаний

1

Предлог как служебн.часть
речи. Роль предлогов в
сл/сочетании и предл-ии

1

Морфемный состав слова.
Различия в морфемном
составе деепричастий и
причастий.
Роль деепричастий в речи.
Порядок морфологического
разбора деепричастия.

Служебные части речи.
Служебные слова и их
отличия от самост-х ч.речи.
Основная роль служебных
ч.речи

Морфемный разбор слов.
Сопоставление морфемного
состава деепричастий и причастий.

Морфемный анализ.

Знать роль деепричастий в речи,
порядок морфологического
разбора деепричастия. Уметь
употреблять деепричастия в
устной и письменной речи.
Знать роль деепричастий в речи,
порядок морфологического
разбора деепричастия. Уметь
употреблять деепричастия в
устной и письменной речи.
Знать роль деепричастий в речи,
порядок морфологического
разбора деепричастия. Уметь
употреблять деепричастия в
устной и письменной речи.
Уметь работать в группе при
создании проекта.

Опорный конспект.
Тренировочные задания.

Знать о различии самост. и
служебных частей речи, их роли в
тексте. Уметь различать предлоги.
Союзы, частицы как служебные
ч.речи, находить в тексте,
употреблять в речи
Знать о различии самост. и
служебных частей речи, их роли в
тексте. Уметь различать предлоги.
Союзы, частицы как служебные
ч.речи, находить в тексте,
употреблять в речи
Знать о предлоге как
служебн.ч.речи, его роли в сл/сочии и предл-ии. Уметь отличать
предлоги от омонимичных им
приставок; писать с сущ-ыми,
прил-ми, мест-ями, чис.,
причастиями; знать об отсутствии
их перед глаголами, дееприч-ями,
наречиями

Конспект.
Презентации.

Выборочнораспределительный
диктант. Тренировочные
задания.
Контрольная работа.

Проекты

Тенировочные
упражнения.

Выразительное чтение.
Составление
предложений.

Предлоги-антонимы.
Употребление предлогов с
падежами.

Урок усвоения
новых знаний

Разряды предлогов по
значению.

Урок усвоения
новых знаний

89

РР Сочетание разных
типов речи в одном тексте.

Урок развития
речи

1

Сочетание разных типов речи
в одном тексте

90

РР Отзыв о книге

Урок развития
речи

1

Отзыв о книге

Уметь писать отзыв о книге,
используя разные типы речи.

91

Разряды предлогов по
происхождению.
Непроизводные предлоги.

Урок усвоения
новых знаний

1

Непроизводные и
производные предлоги

92

Производные предлоги.

Урок усвоения
новых знаний

1

Непроизводные и
производные предлоги

93

Правописание предлогов.
Морфологический разбор
предлога.

Урок усвоения
новых знаний

1

Слитное и раздельное напис-е
произв.предл. (в течение,
ввиду, вследствие и др.).
Дефис в предлогах из-за, изпод. Морфологический разбор
предлога.

Знать разряды предлогов по
происхождению, уметь отличать
произод.предл. от непроиз,
производ.предл. от омонимичных
ч.речи; прав-но употреблять их в
речи
Знать разряды предлогов по
происхождению, уметь отличать
произод.предл. от непроиз,
производ.предл. от омонимичных
ч.речи; прав-но употреблять их в
речи
Знать условия слитного,
раздельного, дефисного напис-я
предл. Уметь отличать
производные предлоги от
омонимичн.ч.речи; прав-но писать
их, обосновывая свой выбор;
употреблять в речи

87

88

1

1

Антонимы в языке.
Предлоги-антонимы.
Углубление знаний о нормах
употребления предлогов с
косвенными падежами.

Разряды предлогов по
значению.

Уметь отличать предлоги от
омонимичных им приставок;
писать с сущ-ыми, прил-ми, местями, чис., причастиями; знать об
отсутствии их перед глаголами,
дееприч-ями, наречиями, понимать
роль предлогов в выражении
различных смысловых отнош-ий
Знать об однозначных и многозн.
Предлогах; способности предлога
в разных сл/соч-х выражать разные
значения; нормах употребл-я с
различн.ч.речи.
Уметь прав-но исп-ть предл. в
речи, исправлять допущ.ощибки
Знать особенности текстов с
сочетанием разных типов речи .

Устные ответы.
Орфографический
диктант. Составление
антонимических рядов
слов. Составление
текста-миниатюры.
Редактирование текста.
Конспект.
Тренировочные
упражнения.

Составление плана
сочинения.
Сбор материала для
сочинения.
Сочинение

Конспект.
Презентации.

Провер.работа: заменить
непроиз.предл.
производными

Дик-т «Проверяю себя».
Редактир-е текста.
Составление таблицы по
материалу учебника.
Подбор примеров.
Морфологический
разбор.

94

Повторение и обобщение
знаний по теме «Предлог»

Повторительнообобщающий
урок

1

95

Контрольный тест по теме
«Предлог».

Урок контроля

1

Союз.
Понятие о союзе.

Урок усвоения
новых знаний

97

Сочинительные союзы.

Урок усвоения
новых знаний

1

Группы союзов по значению.
Сочинительные союзы.

98

Подчинительные союзы

Урок усвоения
новых знаний

1

Виды подчинительных
союзов.

99

РР Характеристика
литературного героя

Урок развтия
речи

1

Особенности характеристики
литературного героя

Урок усвоения
новых знаний

2

Углубление и расширение
знаний о правописании
союзов. Морфологический
разбор союза.

96

110101

Правописание союзов.
Морфологический разбор
союза.

1

Предлог как служебн.часть
речи. Предл. как ср-во связи
слов в сл/соч-ии и предл-ии.
Употребл-е предлога с одним
или с неск-ими падежами.
Основн.грамматич.знач-е
предлога. Разряды предл. по
происхожд-ию и составу.
Правопис-е производ. предл.
Контроль знаний, умений и
навыков по теме «Предлог».

Уметь различать союзы, ч-цы,
предл. разных разрядов,
безошибочно писать
производ.предлоги, отличать их от
созвучных сл/соч-ий, прав-но
употреблять в речи и на письме

Союз как служебн.ч.речи, как
ср-во связи однород.чл.предля и частей сложного предл-я.
Синтаксич.роль союзов в
предл-иях. Союзы-синонимы

Знать о союзе как служебн.ч.речи,
его роли в предл-ии и в целом
тексте, опознавать союз. Уметь
ставить знаки преп-я при
однородючленах и в сложн.предлии, определять роль союзов в
предл-ии
Знать группы сочинит.союзов, их
значение, выбирать союз в
соответствии с его знач-ем и
стилистич.особенностями
Знать разряды подчинит.союзов по
знач-ю, их назнач-ие, уметь
различать подчинит.союзы,
употреблять для связи предл-ий.
Уметь различать подчинит.союзы,
употреблять для связи предл-ий и
целого текста, производить
синонимическую замену
синтаксич.конструкций
Уметь давать характеристику
литературному герою

Орфографический
диктант. Тренировочные
упражнения.

Грамматические разборы.
Тест

Уметь правильно писать союзы и
выполнять морфологический
разбор союза.

Конспект.
Презентации.

Схема-опора.
Тренировочные
упражнения
Пунктуационный
диктант. Составление
словосочетаний и
предложений с
подчинительными
союзами.

Характеристика
Выразительное чтение и
анализ текста.
Подготовка к сочинению.
Тренировочные
упражнения.

102

Повторение и обобщение
материала по теме: «Союзы
как важнейшее средство
связи частей текста».

Повторительнообощающие
уроки

1

Морфологические средства
связи частей текста.
Составные предл. и союзы, их
отличие от простых. Слитное
и разд.напис-е предлогов.
Отличия предл.от сущ. с
предлогами. Предл. как ср-во
связи слов в сл/соч. и предлии. Союз как ср-во связи
предл-ий в тексте. Употребл-е
предлогов и союзов
Контроль знаний, умений и
навыков по теме «Союз».

Уметь систематизир-ть, обобщать
знания; рефлексировать; подбирать
материал, работая с
разн.источниками, опознавать
союзы и предлоги, прав-но и
безошибочно их писать, отличать
от смешиваемых языковых
явлений, определять роль в предлии и тексте, употреблять с учетом
их стилистич.окраски

103

Контрольный диктант по
теме «Союз».

Урок контроля

1

104

Анализ контрольного
диктанта. Работа над
ошибками.

Урок контроля
и коррекции
знаний

105

РР Стили речи. Книжные
стили.

106

Выразительное чтение.
Тренировочные
упражнения.
Распределить союзы по
группам: нейтральные,
употребляемые в офиц.дел.стиле, в разговорном
стиле

1

Контроль знаний, умений и
навыков по теме «Союз».

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Уроки развития
речи

1

Повторение: стили речи.
Книжные стили речи.

Знать книжные стили речи.

Выразительное чтение и
комплексный анализ
текста.

РР Публицистический стиль.
Интервью.

Уроки развития
речи

1

Знакомство с
публицистическим стилем.
Интервью, его особенности.

Знать особенности интервью .
Уметь составлять интервью.

Составление интервью
по заданной теме.
Редактирование текста.

107

Частица.
Понятие о частице.

Урок усвоения
новых знаний

1

Частица как служебная часть
речи. Роль частиц в
предложении

Конспект.
Презентации.

108

Формообразующие частицы.

Урок усвоения
новых знаний

1

Разряды ч-ц.
Формообразующие ч-цы

Знать особ-сти ч-цы как служебной
ч.речи. Уметь отличать ч-цы от
знаменат.ч.речи; понимать
сходство ч-ц с др.служебными
ч.речи и отличие от них, разницу в
упот ребл-ии омонимичных
частиц, союзов, наречий, роль ч-ц
в предл-ии и образовании
наклонений глаг.; употреблять чцы для выражения смысловых
оттенков
Знать разряды ч-ц по знач-ю, роль
формообразующих ч-ц, уметь
распознавать формообраз.ч-цы,
отличать ч-цы от др. частей речи
по совокупности признаков;
определять, какому слову или
какой части текста придают

Грамматические разборы.
К/Д 5

Тренировочные
упражнения.

смысловые оттенки

109

Словообразовательные
частицы.

Урок усвоения
новых знаний

1

Знакомство с понятием
словообразовательные
частицы.

Знать разряды ч-ц по знач-ю, роль
словообразовательных ч-ц, уметь
распознавать формообраз.ч-цы,
отличать ч-цы от др. частей речи
по совокупности признаков;
определять, какому слову или
какой части текста придают
смысловые оттенки
Знать знач-я модальн.ч-ц. Уметь
выделять мод.ч-цы среди др.
ч.речи; употреблять ч-цы для
выраж-ия смысловых оттенков;
выр-но читать предл-я с мод.чцами, интонационно выражая
разн.чув-ва.Уметь выделять мод.чцы среди др. ч.речи; употреблять
ч-цы для выраж-ия смысловых
оттенков; выр-но читать предл-я с
мод.ч-цами, интонационно
выражая разн.чув-ва, понимать
многообразие знач-ий мод.ч-ц,
уметь находить их в предл-ях,
определять знач-е, выраженное
ими
Уметь различать отриц.ч-цы НЕ и
НИ и пра-но употреблять их в речи
в соотв-ии со зхнач-ем и ролью в
предл-ии; применять обобщенные
знания о случаях напис-я НЕ и НИ
с различн. ч.речи на письме.

Анализ текста.
Выразительное чтение
текста.
Наблюдение над ролью
частиц в тексте.

110111

Разряды частиц по значению.

Урок усвоения
новых знаний

2

Знакомство с разрядами
частиц по значению.
Вопросительные частицы.
Восклицательные частицы.
Указательные частицы.
Усилительные частицы.
Отрицательные частицы.

112113

Правописание частиц не и
ни. Морфологический разбор
частицы.

Комбинированн
ый

114

РР Морфологические
средства связи предложений
и смысловых частей текста.

Урок развития
речи

1

Повторение: типы речи, стили
речи. Анализ текста.

Знать морфологические средства
связи предложений и смысловых
частей текста.

Исп-ие ч-ц для передачи
различн.оттенков знач-ия и
для образования форм
глагола. Разряды ч-ц по знач-

Уметь исп-ть ч-цы для выраж-ия
отнош-ий к действит-сти и
передачи разных смысловых
оттенков речи, различать НЕ-НИ

Устные ответы.
Выразительное чтение и
анализ текстаповествования.
План текста.
Орфографический
диктант. Составление
словарного диктанта с
частицами.

115

Систематизация и обощение
знаний по теме «Частица»

Повторительнообощающий
урок

1

Знакомство с правописанием
частиц. Отрицательные ч-цы
НЕ и НИ. Знач-ие ч-ц
Морфологический разбор
частицы.
ы НИ.

2

Ответ по плану. Чтение
материала учебника.
Составление плана
статьи учебника.

Таблица. Составление
таблицы.
Подбор примеров.
Составление
предложений.
Морфологический разбор
частицы.

ию и составу. Смысловые
различия ч-ц НЕ-НИ.
Употребл-ие ч-ц с разн.ч.речи

на письме, безошибочно
употреблять с разн.ч.речи

Взаимопроверка.

Уметь исп-ть ч-цы для выраж-ия
отнош-ий к действит-сти и
передачи разных смысловых
оттенков речи, различать НЕ-НИ
на письме, безошибочно
употреблять с разн.ч.речи
Уметь различать предлоги, союзы,
ч-цы как служебн.ч.речи, употр-ть
предл. как ср-во связи в сл/соч-ии
и предл-ии, союз – для связи
однородных членов и частей
сложного предл-я, различать
предлоги, союзы, ч-цы
разн.разрядов, писать безошибочно
производные предлоги, ч-цы,
союзы, отличать союзы ЗАТО,
ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от
созвучн.сочет-ий слов,
употр.служеб.ч.речи в соотв-ии с
язык.нормами
Уметь различать предлоги, союзы,
ч-цы как служебн.ч.речи, употр-ть
предл. как ср-во связи в сл/соч-ии
и предл-ии, союз – для связи
однородных членов и частей
сложного предл-я, различать
предлоги, союзы, ч-цы
разн.разрядов, писать безошибочно
производные предлоги, ч-цы,
союзы, отличать союзы ЗАТО,
ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от
созвучн.сочет-ий слов,
употр.служеб.ч.речи в соотв-ии с
язык.нормами, воспроизводить
аудируемый текст в соотв-ии с
нормами письма

Тест

116

Тестирование по теме
«Частица».

Урок контроля

1

Частица как служебная часть
речи. Роль частиц в
предложении. Разряды
частиц.

117

Систематизация и обощение
знаний по теме «Служебные
части речи»

Повторительнообощающий
урок

1

Служебн.слова, их отличие от
самост-х ч.речи. Правопис-е
предл, союзов, ч-ц. Употреблие их в речи

118

Контрольная работа по
теме «Служебные части
речи».

Урок контроля

1

Контроль знаний, умений и
навыков по теме «Служебные
части речи».

119

Анализ
контрольнойработы.
Работа над ошибками.

Урок контроля о
коррекции
знаний

1

Контроль знаний, умений и
навыков по теме «Служебные
части речи».

Тест. Тренировочные
задания. Сам. работа.

Контрольная работа

Работа над ошибками.

120

Диалог служебных частей
речи.

Повторительнообощающий
урок

121

Междометие.
Понятие о междометии.

Междометные предложения.

122

1

Служебные части речи.

Уметь работать в группе, содавая
проект на лингвистическую тему.

Проект.

Урок усвоения
новых знаний

1

Междометие как особый
разряд слов. Разряды междомий

Самостоятельное чтение
и конспектирование
материала учебника.
Конспект.

Урок усвоения
новых знаний

1

Знать, что межд. не явл-ся ни
самост-ой, ни служебной ч.речи.
Уметь распозн-ть межд-я, ставить
знаки преп-я при них; употреблять
в своей речи; выр-но читать предля с межд-ями, конструир-ть предля с межд-ями, отличать их от
знаменат-х и служебных ч.речи
Знать особенности междометных
предложений. Уметь использовать
междом. предл. в устной и письм.
речи.
Исп-ие межд-ий и
звукоподражат.слов в разговорной
речи и худ.произ-ях. Уметь выр-но
читать предл-я с межд-ями и
звукоподраж-ыми словами
Исп-ие межд-ий и
звукоподражат.слов в разговорной
речи и худ.произ-ях. Уметь выр-но
читать предл-я с межд-ями и
звукоподраж-ыми словами
Уметь писать выборочное
изложение

Рразряды междометий.
Эмоциональные междометия.

123

Звукоподражательные слова.

Урок усвоения
новых знаний

1

Звукоподражательные слова,
их грамматич.особ-сти и
отличие от междометий

124

Роль междометий и
звукоподражательных слов в
речи.

Урок усвоения
новых знаний

1

Знакомство с ролью
междометий и
звукоподражательных слов в
речи.

125

РР Подготовка к
выборочному изложению.

Урок развития
речи

1

126

РР Выборочное изложение.

Урок развития
речи

1

Повторительнообощающий
урок

1

Орфографические нормы
русского языкознания.

Закрепление навыков
орфографического письма.

Повторительнообощающий
урок

1

Углубление знаний о
переходе слов из одной части
речи в другую.

Знать об особенностях перехода
слов из одной части речи в другую

127

128

Урок-практикум по
орфографии.
Анализ изложений. Работа
над ошибками.
Переход слов из одной части
речи в другую (обобщение).
Следствия взаимодействия
частей речи.

Уметь писать выборочное
изложение

Тренировочные упр.

Устные ответы.
Составление
предложений со
звукоподражательными
словами.
Наблюдение над ролью
междометий и
звукоподражательных
слов в речи.
Составление плана
прослушанного
текста.Черновик
изложения.
Изложение
Орфографический
диктант. Составление
диктантов.
Взаимопроверка.
Устные ответы.
Составление
словосочетаний и
предложений с
функциональными
омонимами.

129

Взаимодействие
знаменательных частей речи.

Повторительнообощающий
урок

1

Взаимодействие
знаменательных частей речи.

Знать об особенностях
взаимодействия знаменательных
частей речи.

Анализ текста.
Выразительное чтение и
анализ текста.

130

Взаимодействие
знаменательных и
служебных частей речи.

Повторительнообощающий
урок

1

Взаимодействие служебных
частей речи.

Знать об особенностях
взаимодействия знаменательных и
служебных частей речи.

Тренировочные
упражнения.

131132

Повторение.
Разделы русского
языкознания.

Повторительнообощающий
урок

Разделы русского языка и их
взаимовлияние

Знать разделы русского языка и их
основные единицы

Опорная схема,
тренировочные задания

133134

Культура речи.
Орфоэпическая норма

Повторительнообощающий
урок

Основные виды языковых и
речевых норм.
Орфоэпические нормы

Соблюдать в речи орфоэпические
нормы, уметь исправлять их

Рассуждение на
лингвистическую тему.
Предупредительный
диктант

135136

Резервные уроки

2

1

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».